Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в ДОУ до выпуска в школу

14237

Система педагогического сопровождения семьи

Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи.

ГОУ "Детский сад № 151" г. Москвы открыт в сентябре 1962 г. С июля 2003 г. функционирует как "Центр развития ребенка – детский сад" с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; является лауреатом конкурса "Детский сад года – 2005".

С 2006 г. учреждение получило новый статус – экспериментальная площадка по проблеме "Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в ДОУ до выпуска его в школу как условие формирования родительской компетенции".

наверх

Значение взаимодействия с семьями воспитанников

В нашем детском саду накоплен разнообразный опыт взаимодействия с семьями воспитанников. В последние годы отмечаются возросший интерес родителей детей, вновь поступающих в детский сад, к системе дошкольного образования, их доверие к педагогам. Родители все больше прислушиваются к мнениям тех педагогов, человеческую ценность которых они признают. А это побуждает специалистов непрерывно профессионально совершенствоваться, повышать коммуникативную культуру общения с родителями, активно внедрять новые технологии сотрудничества с семьей. Все эти задачи сформулированы в городской психолого-педагогической программе "Московская семья – компетентные родители", которую наш детский сад реализует в своей работе.

Педагогическое кредо нашего коллектива – все, что делается, должно делаться качественно. Качество дошкольного образования складывается из результатов работы каждого сотрудника учреждения и достигается:

  • высокой эффективностью организации педагогического процесса;
  • созданием комфортной для каждого ребенка развивающей среды;
  • профессиональной компетентностью педагогов и родителей, выбирающих для своего ребенка дошкольное учреждение.

Выбор тематики эксперимента "Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в ДОУ до выпуска его в школу как условие формирования родительской компетенции" неслучаен.

Многочисленные исследования, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они обеспечивают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Учитывая это, была сформулирована цель экспериментальной работы: создать систему педагогического сопровождения семьи для формирования педагогической компетентности родителей воспитанников на этапах развития детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. Был составлен план экспериментальной работы (приложение).

Между участниками инновационной деятельности с учетом их индивидуальных качеств, профессионального уровня, организаторских навыков и умений, психологической готовности к новым видам деятельности, дополнительной педагогической нагрузке были распределены обязанности в экспериментальной работе и определен примерный круг курируемых проблем. Основная содержательная нагрузка легла на старшего воспитателя дошкольного учреждения.

Были отобраны педагогические и психологические методики и изучены уровень педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания дошкольников, а также круг вопросов, которые больше всего волнуют родителей детей, посещающих детский сад в разных возрастных группах. На наш взгляд, изучение запросов родителей, систематизация вопросов, которые они чаще всего задают, позволяют более дифференцированно отбирать формы и методы взаимодействия с ними.

наверх

Семинар для воспитателей "Цели и задачи экспериментальной работы"

Началом работы стал семинар для воспитателей по теме "Цели и задачи экспериментальной работы". В ходе семинара среди актуальных задач сотрудничества с родителями были выделены:

  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей в содержательном и эмоционально насыщенном общении с ребенком дома;
  • формирование у них собственного воспитательного опыта, осознанное отношение к своей родительской роли.

наверх

Самообразование сотрудников ДОУ

На первом этапе эксперимента самообразование сотрудников было нацелено на ключевые позиции, определенные темой экспериментальной работы. Воспитателям было предложено самостоятельно найти в научно-методической литературе объяснение терминов: "родительская компетент­ность", "педагогика семейного воспитания", "детско-родительские отношения", "контакт с ребенком" и др. Мы ставили задачу сформировать понятийный аппарат всех участников эксперимента, для того чтобы в ходе работы слышать, понимать и говорить на одном педагогическом языке.

Затем были проведены семинары, на которых была подобрана и изучена литература по проблеме, составлена картотека на книги и статьи из периодических изданий.

Следующим этапом в экспериментальной работе был выезд в "Центр развития ребенка – детский сад № 2317" г. Москвы с целью знакомства с опытом многолетней работы по проблемам взаимодействия с родителями воспитанников педагогов данного учреждения. Опыт коллег всегда обогащает работу, заставляет сравнивать и анализировать, выделять главное, помогает избежать ошибок, сконцентрировать внимание на важных моментах в организации собственной деятельности. Такой обмен опытом способствовал активному включению в экспериментальную работу даже тех педагогов, которые недостаточно четко представляли свое участие в ней.

наверх

Формы взаимодействия с родителями

В нашем детском саду активно используются такие формы взаимодействия с родителями, как родительские собрания, педагогические беседы, консультации специалистов, "семейный клуб", открытые занятия, "дни открытых дверей". Из перечисленных форм особо можно отметить работу семейного клуба как наиболее эффективную, помогающую наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе совместной деятельности.

Первая педагогическая гостиная на тему "Развивающие игры для детей, их родителей и воспитателей", ведущим которой был известный игротек, автор многих развивающих игр В.И. Кайе, дала неожиданные результаты. Родители раскрылись, активно участвовали в обсуждении проблемы, задавали вопросы, иногда сами на них отвечали. Особенность данного проекта заключалась в том, что дети, педагоги и родители не только обучались авторским играм, но и имели возможность самостоятельно поиграть (в присутствии автора). На конкретных примерах родители убедились, что игры способствуют развитию и формированию памяти, восприятия, внимания, воображения, логического мышления, побуждают ребенка к творчеству.

Педагогические гостиные проводились в три этапа: для родителей, имеющих детей раннего возраста, для родителей, у которых дети младшего и старшего дошкольного возраста. Темами последующих гостиных были: "Роль игрушки в подготовке детей к обучению в школе", "Играем с малышами" и др.

Темы бесед в "МАМА–CLUB"

  • Мамин дневник ("Мой малыш день за днем").
  • Главная тема ("Бить или не бить"; "Спасибо за внимание"; "Крохотное право"; "Спешите делать добро"; "Защитить свое дитя").
  • Айболит ("Осанка хорошая и плохая"; "Здоровье детей начинается со стопы"; "Основы правильного питания"; "Кариес: поймать вовремя").
  • Детский мир ("Плакса – вакса – гуталин…" (от 1,5 до 2 лет); "Я леплю из пластилина…" (от 2 до 3 лет); "Так давай устроим праздник…"(от 3 до 5 лет); "Не бросайте слов на ветер "(от 5 до 7 лет)).
  • Гоголь­моголь ("Вся правда о Мишкиной каше"; "Особенности меню").
  • Ребенок и вера ("Славой и честью повенчанные").
  • Выход в свет ("Осенний променад"; "Зимний променад"; "Весенний променад"; "Летний променад").
  • Актуально ("Письма"; "Памятка для родителей"; "Что новенького"; "Родили, крестили, именем
    нарекли").

Еще одной результативной формой работы в нашем детском саду является клуб для молодых мам – "МАМА– CLUB". Клубная форма организации предполагает, что все ее участники активно и заинтересованно участвуют в заседаниях клуба. Поэтому темы наших бесед предлагались не только сотрудниками учреждения, но и мамами наших воспитанников.

наверх

Диаг­ностика детей старшего дошкольного возраста, анкетирование родителей и воспитателей

В 2006–2007 учебном году в рамках экспериментального исследования в трех группах детского сада проводились диаг­ностика детей старшего дошкольного возраста, анкетирование родителей в ДОУ и воспитателей. Были использованы следующие методики:

  • проектировочный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций "Домики" (О.А. Орехова);
  • тест творческого мышления из набора креативных тестов САР (Ф. Вильямса);
  • диагностическая проба "определение уровня развития мелкой моторики рук" (в интерпретации Н.В. Нижегородцевой и В.Д. Шадрикова);
  • мотометрический тест (Керн-Ирасек);
  • опросник "Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников" (адаптация Е.Е. Туник и В.П. Опутниковой);
  • анкета для родителей воспитанников ДОУ по выявлению проблем в развитии детей старшего дошкольного возраста и запроса на оказание психологической помощи (разработана М.В. Богомоловой и Н.В. Шидловской).

Результаты диагностики и анкетирования помогли наметить пути дальнейшей работы и составить план второго этапа экспериментальной работы. Его задача – накопление материалов к созданию системы педагогического сопровождения семьи на разных этапах развития ребенка, посещающего детский сад. В работе с семьями мы опирались на реальную практику семейного воспитания дошкольников и наиболее типичные затруднения родителей.

Второй этап экспериментальной работы совпал с объявленным в Российской Федерации Годом семьи. В соответствии с этим была разработана целевая программа, основной целью которой стало установление диалогических и партнерских отношений с родителями воспитанников и повышение их воспитательной культуры, компетентности. Были запланированы и проведены: круглые столы; дискуссионные встречи; родительские конференции; консультации; педагогические гостиные; образовательно-игровые тренинги; вечера вопросов и ответов; деловые игры; познавательно-игровые викторины для детей и взрослых; тематические досуги для детей и взрослых на основе календарного, фольклорного материала, спортивных заданий; дни открытых дверей; семейные маршруты выходного дня; работа телефона доверия; акции с участием детей и взрослых и многое другое.

Организуя эти мероприятия, мы стремились обогатить воспитательные умения родителей быть с ребенком в контакте, помочь родителям приобрести собственный воспитательный опыт.

наверх

Итоги работы коллектива ДОУ в режиме эксперимента

Ценность любого эксперимента заключается не только в его трансляции в практику работы других образовательных учреждений, но и в возможности освещения его результатов поэтапно. Так, с сообщением на тему "Первые итоги работы педагогического коллектива в режиме эксперимента" на Городском круглом столе по проблеме "Реализация программы "Московская семья – компетентные родители"" выступила старший воспитатель Т.В. Синицына (март 2007 г.).

Опыт работы ГОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 151" был представлен на научно-практической конференции "Дошкольное образование в Год ребенка: достижения, задачи и пути их решения" в Департаменте образования г. Москвы (сентябрь 2007 г.).

Также в 2007 г. на телеканале "Столица" были проведены тематические съемки "Организация разнообразной детской деятельности на участках дошкольного учреждения во всех возрастных группах", "Младший дошкольный возраст – игра – драматизация, подвижная игра", "Старший дошкольный возраст – изобразительная деятельность, физкультурно-оздоровительная работа, трудовая деятельность, песенное творчество", в которых коллектив учреждения принимал активное участие.

Опыт взаимодействия с родителями воспитанников был представлен в периодических изданиях, освещающих вопросы управления дошкольным учреждением, а также развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

ГОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 151" включено в сетевое взаимодействие и принимало активное участие во всех плановых мероприятиях в рамках реализации совместного пилотного проекта Департамента образования г. Москвы и ЮНЕСКО в области раннего воспитания и образования детей "Московское образование: от младенчества до школы".

Освещая свой опыт, накопленный в ходе экспериментальной работы, мы надеемся, что он поможет многим дошкольным образовательным учреждениям в выстраивании взаимоотношений с родителями воспитанников.

В своей работе мы отбирали наиболее результативные и востребованные родительской общественностью формы взаимодействия, пересматривали основы взаимоотношений с родителями, стремились сделать так, чтобы они стали более конструктивными. Само понятие "психолого-педагогическое сопровождение детей в ДОУ" не определяется набором форм и процедур. Скорее оно требует желания придерживаться ценностей, связанных с уважительным отношением к семьям, умением прислушиваться к их проблемам, совместными усилиями учиться способам взаимодействия с ребенком.

Только партнерские, ориентированные на семью и ее запросы формы и методы работы дадут положительные результаты и помогут выстроить систему психолого-педагогического сопровождения, целью которого и является проводимый в нашем детском саду эксперимент.

наверх

Важные принципы педагогической практики

Считать семью основным получателем услуг. Необходимо уделять должное внимание семье, признавая ее главную роль в развитии и образовании ребенка, в уходе за ним.

Стимулировать, поддерживать и уважать решения, принимаемые семьей. Рассматривать членов семьи как важнейших участников образовательного процесса.

Проявлять гибкость и чуткость, предоставлять всеобъемлющие услуги, призванные улучшить жизнь ребенка и семьи. Уважать различные культурные ценности семей, обеспечивать доступность официальных общественных услуг, а также координировать эти услуги.

наверх

Приложение
Перспективный план экспериментальной деятельности

Содержание этапа

Сроки

1 этап. Подготовительный

Подготовка педагогических кадров к экспериментальной работе через обучение на курсах, семинарах, систему методической работы в ГОУ

Сентябрь – ноябрь

Отбор имеющихся диагностических методик по теме экспериментальной работы

Декабрь  – январь

Первичная диагностика состояния работы на начало эксперимента (система взаимодействия с родителями)

Январь – февраль

Уточнение, планирование и проведение работы с педагогами по теме эксперимента

Февраль – март

Выбор форм работы с родителями

Март – апрель

Уточнение, планирование проведения работы с родителями воспитанников по теме эксперимента

Апрель – май

2 этап. Основной

Отбор содержания эффективных форм работы с родителями, воспитывающими детей:

  • от 1,5 до 3 лет;
  • от 3 до 5 лет;
  • от 5 до 7 лет

Июнь – июнь

Проведение с родителями консультативно-просветительной работы

Проведение с родителями и детьми совместных мероприятий

Создание программы педагогического сопровождения семьи от поступления ребенка в дошкольное учреждение до выпуска в школу

3 этап. Заключительный

Подведение итогов и оформление практических материалов

Сентябрь – январь

Представление результатов экспериментальной работы практикам (конференция, издание сборника)

Февраль – апрель

 

К.Ю. Белая,
канд. пед. наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования

О.П. Горелова,
заведующий ГОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 151" г. Москвы

Т.В. Синицина,
старший воспитатель ГОУ "Центр развития ребенка –  детский сад № 151" г. Москвы

Материал предоставлен редакцией журнала "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения". Адрес сайта: http://vospitatel.resobr.ru/

Дополнительные материалы: детский сад, экспериментальная деятельность, родители, дошкольник, взаимодействие с семьей, самообразование.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль