Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в ДОУ до выпуска в школу

14217

Система педагогического сопровождения семьи

Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи.

ГОУ "Детский сад № 151" г. Москвы открыт в сентябре 1962 г. С июля 2003 г. функционирует как "Центр развития ребенка – детский сад" с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; является лауреатом конкурса "Детский сад года – 2005".

С 2006 г. учреждение получило новый статус – экспериментальная площадка по проблеме "Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в ДОУ до выпуска его в школу как условие формирования родительской компетенции".

наверх

Значение взаимодействия с семьями воспитанников

В нашем детском саду накоплен разнообразный опыт взаимодействия с семьями воспитанников. В последние годы отмечаются возросший интерес родителей детей, вновь поступающих в детский сад, к системе дошкольного образования, их доверие к педагогам. Родители все больше прислушиваются к мнениям тех педагогов, человеческую ценность которых они признают. А это побуждает специалистов непрерывно профессионально совершенствоваться, повышать коммуникативную культуру общения с родителями, активно внедрять новые технологии сотрудничества с семьей. Все эти задачи сформулированы в городской психолого-педагогической программе "Московская семья – компетентные родители", которую наш детский сад реализует в своей работе.

Педагогическое кредо нашего коллектива – все, что делается, должно делаться качественно. Качество дошкольного образования складывается из результатов работы каждого сотрудника учреждения и достигается:

  • высокой эффективностью организации педагогического процесса;
  • созданием комфортной для каждого ребенка развивающей среды;
  • профессиональной компетентностью педагогов и родителей, выбирающих для своего ребенка дошкольное учреждение.

Выбор тематики эксперимента "Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в ДОУ до выпуска его в школу как условие формирования родительской компетенции" неслучаен.

Многочисленные исследования, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они обеспечивают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Учитывая это, была сформулирована цель экспериментальной работы: создать систему педагогического сопровождения семьи для формирования педагогической компетентности родителей воспитанников на этапах развития детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. Был составлен план экспериментальной работы (приложение).

Между участниками инновационной деятельности с учетом их индивидуальных качеств, профессионального уровня, организаторских навыков и умений, психологической готовности к новым видам деятельности, дополнительной педагогической нагрузке были распределены обязанности в экспериментальной работе и определен примерный круг курируемых проблем. Основная содержательная нагрузка легла на старшего воспитателя дошкольного учреждения.

Были отобраны педагогические и психологические методики и изучены уровень педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания дошкольников, а также круг вопросов, которые больше всего волнуют родителей детей, посещающих детский сад в разных возрастных группах. На наш взгляд, изучение запросов родителей, систематизация вопросов, которые они чаще всего задают, позволяют более дифференцированно отбирать формы и методы взаимодействия с ними.

наверх

Семинар для воспитателей "Цели и задачи экспериментальной работы"

Началом работы стал семинар для воспитателей по теме "Цели и задачи экспериментальной работы". В ходе семинара среди актуальных задач сотрудничества с родителями были выделены:

  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей в содержательном и эмоционально насыщенном общении с ребенком дома;
  • формирование у них собственного воспитательного опыта, осознанное отношение к своей родительской роли.

наверх

Самообразование сотрудников ДОУ

На первом этапе эксперимента самообразование сотрудников было нацелено на ключевые позиции, определенные темой экспериментальной работы. Воспитателям было предложено самостоятельно найти в научно-методической литературе объяснение терминов: "родительская компетент­ность", "педагогика семейного воспитания", "детско-родительские отношения", "контакт с ребенком" и др. Мы ставили задачу сформировать понятийный аппарат всех участников эксперимента, для того чтобы в ходе работы слышать, понимать и говорить на одном педагогическом языке.

Затем были проведены семинары, на которых была подобрана и изучена литература по проблеме, составлена картотека на книги и статьи из периодических изданий.

Следующим этапом в экспериментальной работе был выезд в "Центр развития ребенка – детский сад № 2317" г. Москвы с целью знакомства с опытом многолетней работы по проблемам взаимодействия с родителями воспитанников педагогов данного учреждения. Опыт коллег всегда обогащает работу, заставляет сравнивать и анализировать, выделять главное, помогает избежать ошибок, сконцентрировать внимание на важных моментах в организации собственной деятельности. Такой обмен опытом способствовал активному включению в экспериментальную работу даже тех педагогов, которые недостаточно четко представляли свое участие в ней.

наверх

Формы взаимодействия с родителями

В нашем детском саду активно используются такие формы взаимодействия с родителями, как родительские собрания, педагогические беседы, консультации специалистов, "семейный клуб", открытые занятия, "дни открытых дверей". Из перечисленных форм особо можно отметить работу семейного клуба как наиболее эффективную, помогающую наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе совместной деятельности.

Первая педагогическая гостиная на тему "Развивающие игры для детей, их родителей и воспитателей", ведущим которой был известный игротек, автор многих развивающих игр В.И. Кайе, дала неожиданные результаты. Родители раскрылись, активно участвовали в обсуждении проблемы, задавали вопросы, иногда сами на них отвечали. Особенность данного проекта заключалась в том, что дети, педагоги и родители не только обучались авторским играм, но и имели возможность самостоятельно поиграть (в присутствии автора). На конкретных примерах родители убедились, что игры способствуют развитию и формированию памяти, восприятия, внимания, воображения, логического мышления, побуждают ребенка к творчеству.

Педагогические гостиные проводились в три этапа: для родителей, имеющих детей раннего возраста, для родителей, у которых дети младшего и старшего дошкольного возраста. Темами последующих гостиных были: "Роль игрушки в подготовке детей к обучению в школе", "Играем с малышами" и др.

Темы бесед в "МАМА–CLUB"

  • Мамин дневник ("Мой малыш день за днем").
  • Главная тема ("Бить или не бить"; "Спасибо за внимание"; "Крохотное право"; "Спешите делать добро"; "Защитить свое дитя").
  • Айболит ("Осанка хорошая и плохая"; "Здоровье детей начинается со стопы"; "Основы правильного питания"; "Кариес: поймать вовремя").
  • Детский мир ("Плакса – вакса – гуталин…" (от 1,5 до 2 лет); "Я леплю из пластилина…" (от 2 до 3 лет); "Так давай устроим праздник…"(от 3 до 5 лет); "Не бросайте слов на ветер "(от 5 до 7 лет)).
  • Гоголь­моголь ("Вся правда о Мишкиной каше"; "Особенности меню").
  • Ребенок и вера ("Славой и честью повенчанные").
  • Выход в свет ("Осенний променад"; "Зимний променад"; "Весенний променад"; "Летний променад").
  • Актуально ("Письма"; "Памятка для родителей"; "Что новенького"; "Родили, крестили, именем
    нарекли").

Еще одной результативной формой работы в нашем детском саду является клуб для молодых мам – "МАМА– CLUB". Клубная форма организации предполагает, что все ее участники активно и заинтересованно участвуют в заседаниях клуба. Поэтому темы наших бесед предлагались не только сотрудниками учреждения, но и мамами наших воспитанников.

наверх

Диаг­ностика детей старшего дошкольного возраста, анкетирование родителей и воспитателей

В 2006–2007 учебном году в рамках экспериментального исследования в трех группах детского сада проводились диаг­ностика детей старшего дошкольного возраста, анкетирование родителей в ДОУ и воспитателей. Были использованы следующие методики:

  • проектировочный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций "Домики" (О.А. Орехова);
  • тест творческого мышления из набора креативных тестов САР (Ф. Вильямса);
  • диагностическая проба "определение уровня развития мелкой моторики рук" (в интерпретации Н.В. Нижегородцевой и В.Д. Шадрикова);
  • мотометрический тест (Керн-Ирасек);
  • опросник "Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников" (адаптация Е.Е. Туник и В.П. Опутниковой);
  • анкета для родителей воспитанников ДОУ по выявлению проблем в развитии детей старшего дошкольного возраста и запроса на оказание психологической помощи (разработана М.В. Богомоловой и Н.В. Шидловской).

Результаты диагностики и анкетирования помогли наметить пути дальнейшей работы и составить план второго этапа экспериментальной работы. Его задача – накопление материалов к созданию системы педагогического сопровождения семьи на разных этапах развития ребенка, посещающего детский сад. В работе с семьями мы опирались на реальную практику семейного воспитания дошкольников и наиболее типичные затруднения родителей.

Второй этап экспериментальной работы совпал с объявленным в Российской Федерации Годом семьи. В соответствии с этим была разработана целевая программа, основной целью которой стало установление диалогических и партнерских отношений с родителями воспитанников и повышение их воспитательной культуры, компетентности. Были запланированы и проведены: круглые столы; дискуссионные встречи; родительские конференции; консультации; педагогические гостиные; образовательно-игровые тренинги; вечера вопросов и ответов; деловые игры; познавательно-игровые викторины для детей и взрослых; тематические досуги для детей и взрослых на основе календарного, фольклорного материала, спортивных заданий; дни открытых дверей; семейные маршруты выходного дня; работа телефона доверия; акции с участием детей и взрослых и многое другое.

Организуя эти мероприятия, мы стремились обогатить воспитательные умения родителей быть с ребенком в контакте, помочь родителям приобрести собственный воспитательный опыт.

наверх

Итоги работы коллектива ДОУ в режиме эксперимента

Ценность любого эксперимента заключается не только в его трансляции в практику работы других образовательных учреждений, но и в возможности освещения его результатов поэтапно. Так, с сообщением на тему "Первые итоги работы педагогического коллектива в режиме эксперимента" на Городском круглом столе по проблеме "Реализация программы "Московская семья – компетентные родители"" выступила старший воспитатель Т.В. Синицына (март 2007 г.).

Опыт работы ГОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 151" был представлен на научно-практической конференции "Дошкольное образование в Год ребенка: достижения, задачи и пути их решения" в Департаменте образования г. Москвы (сентябрь 2007 г.).

Также в 2007 г. на телеканале "Столица" были проведены тематические съемки "Организация разнообразной детской деятельности на участках дошкольного учреждения во всех возрастных группах", "Младший дошкольный возраст – игра – драматизация, подвижная игра", "Старший дошкольный возраст – изобразительная деятельность, физкультурно-оздоровительная работа, трудовая деятельность, песенное творчество", в которых коллектив учреждения принимал активное участие.

Опыт взаимодействия с родителями воспитанников был представлен в периодических изданиях, освещающих вопросы управления дошкольным учреждением, а также развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

ГОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 151" включено в сетевое взаимодействие и принимало активное участие во всех плановых мероприятиях в рамках реализации совместного пилотного проекта Департамента образования г. Москвы и ЮНЕСКО в области раннего воспитания и образования детей "Московское образование: от младенчества до школы".

Освещая свой опыт, накопленный в ходе экспериментальной работы, мы надеемся, что он поможет многим дошкольным образовательным учреждениям в выстраивании взаимоотношений с родителями воспитанников.

В своей работе мы отбирали наиболее результативные и востребованные родительской общественностью формы взаимодействия, пересматривали основы взаимоотношений с родителями, стремились сделать так, чтобы они стали более конструктивными. Само понятие "психолого-педагогическое сопровождение детей в ДОУ" не определяется набором форм и процедур. Скорее оно требует желания придерживаться ценностей, связанных с уважительным отношением к семьям, умением прислушиваться к их проблемам, совместными усилиями учиться способам взаимодействия с ребенком.

Только партнерские, ориентированные на семью и ее запросы формы и методы работы дадут положительные результаты и помогут выстроить систему психолого-педагогического сопровождения, целью которого и является проводимый в нашем детском саду эксперимент.

наверх

Важные принципы педагогической практики

Считать семью основным получателем услуг. Необходимо уделять должное внимание семье, признавая ее главную роль в развитии и образовании ребенка, в уходе за ним.

Стимулировать, поддерживать и уважать решения, принимаемые семьей. Рассматривать членов семьи как важнейших участников образовательного процесса.

Проявлять гибкость и чуткость, предоставлять всеобъемлющие услуги, призванные улучшить жизнь ребенка и семьи. Уважать различные культурные ценности семей, обеспечивать доступность официальных общественных услуг, а также координировать эти услуги.

наверх

Приложение
Перспективный план экспериментальной деятельности

Содержание этапа

Сроки

1 этап. Подготовительный

Подготовка педагогических кадров к экспериментальной работе через обучение на курсах, семинарах, систему методической работы в ГОУ

Сентябрь – ноябрь

Отбор имеющихся диагностических методик по теме экспериментальной работы

Декабрь  – январь

Первичная диагностика состояния работы на начало эксперимента (система взаимодействия с родителями)

Январь – февраль

Уточнение, планирование и проведение работы с педагогами по теме эксперимента

Февраль – март

Выбор форм работы с родителями

Март – апрель

Уточнение, планирование проведения работы с родителями воспитанников по теме эксперимента

Апрель – май

2 этап. Основной

Отбор содержания эффективных форм работы с родителями, воспитывающими детей:

  • от 1,5 до 3 лет;
  • от 3 до 5 лет;
  • от 5 до 7 лет

Июнь – июнь

Проведение с родителями консультативно-просветительной работы

Проведение с родителями и детьми совместных мероприятий

Создание программы педагогического сопровождения семьи от поступления ребенка в дошкольное учреждение до выпуска в школу

3 этап. Заключительный

Подведение итогов и оформление практических материалов

Сентябрь – январь

Представление результатов экспериментальной работы практикам (конференция, издание сборника)

Февраль – апрель

 

К.Ю. Белая,
канд. пед. наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования

О.П. Горелова,
заведующий ГОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 151" г. Москвы

Т.В. Синицина,
старший воспитатель ГОУ "Центр развития ребенка –  детский сад № 151" г. Москвы

Материал предоставлен редакцией журнала "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения". Адрес сайта: http://vospitatel.resobr.ru/

Дополнительные материалы: детский сад, экспериментальная деятельность, родители, дошкольник, взаимодействие с семьей, самообразование.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль