Программа "Школьное лесничество". Экологическое воспитание школьников

9258

Опыт Алханайской школы Агинского Бурятского автономного округа

В настоящее время в соответствии с национальным проектом “Образование” экологическое воспитание школьников становится одним из наиболее перспективных направлений. При школах организуются детские и подростковые экологические объединения. Они различаются по форме, методам, приемам и стилю работы, однако задачи у них одни: привить учащимся любовь к родному краю, научить их бережно относиться к природе, расширить знания в области биологии, экологии и других естественных наук, сформировать трудовые умения и навыки.

Программа "Школьное лесничество" муниципального образовательного учреждения "Алханайская средняя общеобразовательная школа"

1. Информационная карта

1.1. Программа “Школьное лесничество”.

1.2. Основные цели: экологическое образование, трудовое воспитание, профессиональная ориентация лесохозяйственного профиля и охраны природы.

1.3. Авторы программы: Д.П. Дугарова, Д.Д. Доржиева, руководитель школьного лесничества, образование высшее, эколог, первая категория.

1.4. Адрес: Российская Федерация, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Дульдургинский район, село Алханай.

1.5. Структура программы:

  • теоретическая часть – 150 ч;

  • практическая часть – 132 ч;

  • исследовательская часть – 28 ч.

1.6. Практическая часть осуществляется в условиях летнего экологического лагеря с июня по август, а также осенью и зимой по выходным дням.

1.7. “Зеленая лаборатория” школьного лесничества – “зона покоя” в долине Аршана национального парка “Алханай”, падь Нижний Соктуй Дульдургинского лесного хозяйства.

1.8. Условия реализации: программа рассчитана на вариативное применение в зависимости от решаемых педагогических, жизненных задач и уровня активности, заинтересованности и включения в нее учащихся. Изучение программы предусматривает теоретическую, практическую, научно­исследовательскую, опытническую и пропагандистскую деятельность. Курс могут вести учителя географии, биологии, экологии, которые проявляют интерес к сфере экологического образования и воспитания. Программу можно вводить в 5–7­х, а также в 8–10­х классах.

2. Цели и задачи программы

Цели: воспитать чувство единства с природой, привить любовь к родному краю, научить бережному отношению к “зеленому другу”.

Задачи:

  • укрепление и расширение знаний об основах охраны природы, особо охраняемой территории – национальном парке “Алханай”, по лесоведению;

  • развитие навыков практической работы по охране и защите леса: посадка и посев леса, сбор лекарственного сырья, умение вести наблюдения, описания леса;

  • осмысление связи между деятельностью человека и природой, выработка собственного нравственного отношения к окружающему миру, стремление улучшить его.

3. Отличительные особенности программы

Разработанная программа школьного лесничества “Соболь” учитывает национально­региональный компонент. Школьники, изучая природу и экологию родного края, приобретают знания о природно­культовом комплексе “Алханай”.

По программе предусмотрено активное вовлечение детей в самостоятельную учебно­творческую деятельность через личностное познание родного края – экскурсии, походы, экспедиции, практические задания по изучению явлений и объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение опытов, научно­исследовательских работ.

Программа является начальной в системе профильного обучения. Она составлена на основании положения о школьном лесничестве, трехстороннего договора с лесным хозяйством Дульдургинского района и национальным парком “Алханай”.

В процессе освоения программы предполагаются активное использование работы в национальном парке, с Дульдургинским лесхозом, экологическими организациями округа, изучение книг, журнальных статей, народных традиций, получение знаний об охране и защите леса.

4. Тип и вид программы

4.1. Возрастной контингент обучающихся – 10–16 лет.

4.2. Статус – объединение.

4.3. Вид программы – межпредметная, ориентационная, активная (призывает вооружить учащихся определенными умениями, деятельностными навыками по экологическому образованию).

4.4. Состав группы – постоянный.

4.5. Срок реализации программы – 5 лет.

5. Формы и режим занятий

Формы занятий: используются коммуникативные методы, групповые занятия, активные и интерактивные формы взаимодействия, проектные технологии. Предполагаются сочетание обзорных лекций с творческими встречами; проведение публичных защит исследовательских проектов, а также включение в учебную деятельность экскурсии в национальный парк “Алханай”, лесотехнический колледж, работа на экологических тропах, полевые экспедиции. Режим занятий – 2 часа в неделю.

6. Ожидаемые результаты

Программа нацелена на следующие результаты:

• развитие у ребят предметных и ключевых компетентностей – ценностно­смысловых, учебно­познавательных, коммуникативных, общекультурных и других, необходимых в любой профессиональной деятельности;

• профессиональную ориентацию лесотехнического направления;

• ориентацию на трудовую деятельность в родном крае;

• привитие любви к лесу, природе, выполнение интересных, занимательных заданий, связанных с познанием сложной разнообразной жизни лесного комплекса;

• получение необходимого минимума знаний по охране природы, в частности по лесному делу;

• умение осуществлять экологический мониторинг в закрепленном участке в пади Сухой Убжогуй;

• практические навыки по выращиванию саженцев сосны, березы, тополя и уходу за ними;

• умение проводить опыты по размножению шиповника, малины, смородины разными способами;

• умение наблюдать за жизнью лесных животных и вести их учет;

• умение вести разъяснительную природоохранную работу среди посетителей леса, туристов, паломников: знакомить с правилами противопожарной безопасности и поведения в лесу, нормами и правилами сбора лекарственных трав, даров леса;

• участие в экологических акциях: “Марш парков”, День леса, День птиц, День Земли;

• участие в экологическом марафоне “Заповедная волна”, работа в школе тьюторов “Сбережем и сохраним Алханай”, участие в юбилеях национального парка “Алханай”, научно­практических конференциях школьников “Шаг в будущее”;

• воспитание юных хозяев леса – будущих кадров “зеленого цеха”.

7. Подведение итогов реализации программы

Предусматриваются следующие формы:

• выставки;

• научно­практические конференции “Шаг в будущее”;

• школа тьюторов “Сохраним и сбережем Алханай”: выступления с докладами;

• пресс­конференции “Войди в лес с другом”;

• круглый стол с учеными Читинского института природных ресурсов экологии и криологии;

• фестиваль “Алханай – жемчужина Забайкалья”;

• конкурс плакатов по противопожарной безопасности и их защита;

• экологическая спартакиада;

• конкурсы, соревнования, праздники и т. д.;

• научно­исследовательская работа учащихся: «Выявление антропогенного воздействия
в зоне отдыха национального парка “Алханай”», “Биоиндикация растительного покрова
в пади Сухой Убжогуй”, “Соболь Алханая”.

8. Содержание программы

8.1. Основы лесоведения и лесоводства – 150 ч:

• Мой край Алханай. Легенды и рассказы старожилов.

• История создания национального парка “Алханай”.

• Природно­культовые объекты национального парка “Алханай”.

• Охранная и заповедная зона национального парка “Алханай”.

• Лес – богатство Алханая.

• Основы лесоведения и лесоводства.

• Изучение леса в национальном парке “Алханай”, в пади Сухой Убжогуй.

• Лесной биоценоз, его охрана.

• Лесная подстилка – “одеяло почвы”.

• Дары алханайской тайги.

• Мелодии алханайского леса – птицы.

• Звериными тропами Алханая. Охотники­старожилы.

• Парад лесных ягод.

• Грибное лукошко.

• Лесная аптечка.

• Лес и здоровье человека.

• Роль леса. Биосферное значение леса.

• Культура общения с природой.

• Традиции бурятского народа по охране леса.

• Народные промыслы.

• По лесным экологическим тропам Алханая.

• Мой любимый уголок леса.

• Писатели и поэты Аги о лесе.

• Рубка леса. Очистка мест рубки.

• Посади свое дерево.

• Полезные насекомые леса.

• Подведение итогов работы.

8.2. Исследовательская и практическая работа – 32 ч:

• геоботаническое описание лесного массива в Нижнем Соктуе;

• флора и флористические исследования, изучение особенностей флоры на данном участке;

• фитоценоз. Количественные и качественные отношения между растениями;

• ярусы и ярусное расчленение фитоценоза;

• фенологическое состояние растений;

• фитопатологическое обследование леса на закрепленном участке леса в пади Сухой Убжогуй;

• учет естественного возобновления под пологом леса и на вырубках закрепленного участка;

• наблюдения за хвое­ листогрызущими насекомыми;

• исследовательская работа «Антропогенное воздействие в зоне отдыха национального парка “Алханай”»;

• исследовательская работа “Биоиндикация растительного покрова”;

• исследовательская работа “Соболь Алханая”.

8.3. Опыты в школьном лесничестве – 130 ч:

• правила очистки лесов и лесных насаждений;

• подготовка черенков красной и черной смородины к посадке;

• размножение красной и черной смородины черенками и уход за ними;

• размножение шиповника и малины сахалинской корневыми отпрысками в лесу и определение лучших сроков посадки;

• определение грунтовой всхожести семян сосны в зависимости от срока посева. Организация подкормки птиц и зверей в зимнее время;

• наблюдение за поведением и образом жизни полезных и вредных птиц;

• проведение учета животного мира на закрепленном участке;

• организация патрулирования членами школьного лесничества в целях охраны птиц и зверей от браконьеров, а также предотвращения незаконной рубки леса;

• создание кабинета лесничества; 
• создание зеленой зоны вокруг школы.

Д.П. Дугарова, 
отличник народного просвещения, зам. директора по научно­методической работе Алханайской средней общеобразовательной школы,

Д.Д. Доржиева,
рук. школьного лесничества Алханайской средней общеобразовательной школы
 

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль