Формирование психологической готовности к школьному обучению

5349

Возросшие нагрузки и высокий темп обучения предъявляют особые требования к ученику начальных классов. Не все дети психологически готовы к школьной жизни. Им могут помочь дополнительные развивающие занятия.

На сегодняшний день многие дети, придя в первый класс, не справляются с предъявляемыми требованиями, им тяжело усваивать учебный материал. Причин здесь может быть много, но очевидно то, что возросло количество детей с незрелостью или дисфункциями центральной нервной системы, связанными с родовыми или другими травмами головного мозга. Если речь идет о минимальных нарушениях, то эти дети могут быть интеллектуально развиты, но проблема заключается в том, что им намного сложнее, чем их сверстникам, справляться с учебой.

Проблемы таких детей могут быть заметны в дошкольном возрасте, но наиболее очевидными они становятся, когда ребенок идет в школу. Наиболее благоприятен вариант выявления детей с особенностями нейропсихологического развития на более ранних этапах, в дошкольном возрасте, когда можно осуществить необходимую коррекцию. Но нередко это бывает сложно сделать из­за того, что состояние здоровья таких детей недооценивается родителями.

Известно, что, определяя психологическую готовность ребенка к обучению в школе, специалист­-психолог обращает внимание на его когнитивную, эмоционально-­личностную и социальную зрелость.

Под когнитивной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее в себя:

  • выделение фигуры из фона;
  • концентрацию внимания;
  • аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;
  • возможность логического запоминания;
  • умение воспроизводить образец;
  • развитие тонких движений руки (мелкая моторика);
  • сенсомоторную координацию;
  • уровень развития пространственных представлений.

Таким образом, интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

наверх

Эмоционально-­личностная зрелость понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять определенное задание, а также адекватная реакция на успех – неуспех, достаточный уровень развития саморегуляции и самоконтроля. У будущего ученика должна быть сформирована также мотивация к обучению. Под социальной зрелостью понимается социально и психологически обусловленный этап развития личности, который традиционно характеризуется обретением человеком свойств самостоятельности и самодостаточности.

В настоящее время во всем мире отмечается резкое увеличение числа школьников, состояние которых погранично между нормой и патологией, т. е. детей, не имеющих клинических диагнозов, но демонстрирующих выраженные признаки дезадаптивного поведения и трудности обучения – своего рода "группа риска". К неблагоприятным проявлениям дезадаптации у детей, кроме неуспешности в школьных дисциплинах, относятся:

  • негативизм;
  • трудности контактов со сверстниками или взрослыми;
  • отказ от посещения школы;
  • страхи;
  • повышенная возбудимость или тормозимость.

Для более полного обследования детей необходимо применять современные достижения нейропсихологической науки, позволяющей диагностировать функциональную незрелость головного мозга, которая дает подобные нарушения. Педагоги и психологи должны понимать, в каких случаях ребенку требуется помощь специалиста, например невропатолога. Следует дифференцировать трудности обучения и поведения, обусловленные индивидуальными особенностями функционирования мозговых структур, от дезадаптации, связанной с неправильным педагогическим воздействием или патологическими особенностями личности ребенка.

наверх

Следует подробнее остановиться на одной из важных нейропсихологических составляющих готовности ребенка к школьному обучению – развитии пространственно-­временных отношений. Этот аспект наиболее интересен потому, что до недавних пор был недооценен психологами. Наиболее активно и эффективно эта проблема разрабатывается московскими нейропсихологами. Нейропсихология детского возраста – это наука о формировании мозговой организации психических процессов в онтогенезе. На сегодняшний день науке известно, что развитие пространственно­временных отношений – одна из базисных психических функций, которая оказывает огромное влияние на успешность обучения. Надо отметить, что пространственно­временные представления выстраиваются постепенно, начиная свое развитие уже во внутриутробном периоде. Полностью формирование функциональной системы ребенка завершается к 12–14 годам.

Известны следующие этапы развития пространственных представлений:

1­й этап:

  • освоение ребенком собственной схемы тела;
  • формирование целостного представления о собственном теле;
  • развитие координации и формирование ведущей руки, что имеет принципиальное значение для дальнейшего обучения;

2­й этап:

  • освоение физического пространства вокруг и положения своего тела относительно окружающих его предметов;
  • развитие умения ориентироваться и двигаться в пространстве, сканировать пространство в движении, чему особенно способствуют подвижные игры;
  • развитие умения складывать объемные и плоские предметы из частей и стратегии сканирования пространства, которая имеет культурные особенности. В западной культуре, к которой мы принадлежим, сканирование происходит слева направо и сверху вниз. Именно таким образом мы читаем, например, текст, написанный на русском и западных языках;
  • освоение символического пространства – таким образом происходит формирование так называемых логико­грамматических представлений.

С логико­грамматическими представлениями мы имеем дело при изучении любого школьного предмета. Например, в математике любые числовые ряды и последовательности, так называемый переход через десяток в счете, любые математические задачи на движение, на соотношения "больше – меньше", "часть – целое" – это пространство, так как связано с числовой последовательностью. Об аналогичных отношениях речь идет в физике, химии, географии. В русском языке логико­грамматические отношения – это падежные отношения, логико­грамматические конструкции. Известно, что детям с недоразвитием или с дисфункцией пространственно­временного фактора трудно понимать свой родной русский язык, и тем более решать задачи, любая из которых имеет свой алгоритм.

Есть еще один, наиболее поздний этап развития пространственно-­временных отношений, который принято называть социальным пространством. Он подразумевает ощущение своего личного психологического пространства, понятие дистанции в общении, умение ориентироваться в ситуации, осуществлять поиск вариантов поведения, правильно рассчитывать и чувствовать время.

Таким образом, мы видим, насколько важным для человека, его успешности является своевременное развитие пространственно­временных представлений. Разумеется, и диагностикой и коррекцией этой проблемы должны заниматься специалисты, более того, достаточно узкие специалисты, а именно нейропсихологи. Но есть ряд рекомендаций и упражнений, которые можно предложить родителям, а может быть, педагогам и воспитателям, которые заняты с детьми в их свободное время. Даже если ребенок успешно освоил определенные этапы развития пространственных представлений, будет нелишним их повторить, тем более что все занятия с ребенком проводятся в игровой форме.

Опыт практической работы с детьми свидетельствует, что для коррекционных мероприятий возраст ребенка имеет большое значение, можно даже говорить о прямой зависимости эффективности мероприятий нейропсихологической коррекции от возраста ребенка. Это обусловлено пластичностью церебральных систем.

Нейропсихологи считают, что наиболее эффективно проводить подобные мероприятия до 9 лет. К этому периоду мозг завершает свое интенсивное развитие. Его функциональные связи становятся более жесткими и малоподвижными. Одновременно значительно уменьшаются возможности внутренних компенсаторных возможностей ребенка. В результате коррекция все больше становится похожей на простое научение. Для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима потенциальная готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению. Вместе с тем должна быть востребованность того или иного психологического звена извне, т. е. из социума, тогда идет развитие той или иной функции. Именно эти условия и создает коррекция, в процессе которой активизируется та или иная функция головного мозга.

Начинать следует с освоения телесного пространства. Базовой и наиболее ранней в онтогенезе является схема собственного тела детей. Самым важным здесь является определение и закрепление таких понятий, как "лево – право", "верх – низ", "вперед – назад". Маркируют левую руку, т. е. на запястье ребенка завязывают бантик, надевают колокольчик или браслет. Таким образом дается опора для дальнейших манипуляций с внешним пространством. Затем вместе с взрослым ребенок сначала перед зеркалом делает движения вправо, влево, поднимает руки вверх, опускает вниз, делает шаги вперед, назад и т. д. Ребенок должен понять, что, как бы он ни менял положение своего тела в пространстве, его левая и правая руки остаются на месте, равно как левая и правая стороны туловища, ноги, глаза. И в зависимости от того, где и как он стоит, например, шкаф будет слева или справа относительно него самого.

Затем можно положить какую­-нибудь палочку или ленточку на пол и делать движения относительно этого предмета. Ребенок должен в движении освоить свое тело. Можно использовать предметы, имеющиеся в комнате, и просить его делать движения относительно них, например обойти кресло с левой стороны, встать за ним и т. п. Одновременно осваиваются собственно телесное пространство ребенка, его глаза, уши, плечи и т. п. Можно попросить показать, например, левой рукой правую бровь или средним пальцем правой руки мочку левого уха. Сложным будет упражнение, включающее в себя так называемое перекодирование. Ребенок стоит напротив взрослого и в точности повторяет его движения: то, что взрослый делает левой рукой, ребенок тоже должен делать левой рукой и т. п.

Для того чтобы отработать такие понятия, как "верх – низ", существует следующая игра, инсценирующая жизнь животных. Есть животные, которые живут на земле и под землей, а птицы летают высоко в небе. Можно показать, как ползет змея, скачет зайчик и летит птица. Очень хорошим является упражнение, которое называется "двигательный диктант", которое дети могут делать также и без взрослого. Кто­то из детей диктует движения (любые), а другие их повторяют: например, "сделайте два шага вперед, три назад, положите левую руку на пояс, прыгните вперед" и т. п.

Полезно выполнить упражнение, в котором ребенку дается инструкция, как встать или что показать, например: "встань спереди от стула и скажи, что у тебя сзади, слева и справа". Комнату можно разбить на шесть квадратов (их лучше начертить мелом на полу или обозначить веревкой). Затем ребенку предлагается освоить каждый квадрат: просят показать, например, верхний левый или средний правый. Как можно подробнее он должен описать предметы, входящие в соответствующие квадраты, используя пространственные взаимоотношения. Можно разложить перед ребенком игрушки и попросить его показать ту, например, которая сзади мячика или левее мишки относительно ребенка или относительно взрослого.

На следующем этапе можно переходить к усвоению пространственных схем и графических диктантов. Здесь будут полезны следующие игры и задания: ребенка просят нарисовать простейшую схему его пути от школы до дома или до своего друга. Можно попросить нарисовать план его комнаты или целой квартиры. Разумеется, пока не обращается особого внимания на масштаб. Часто стул на такой схеме бывает крупнее дивана. Но ошибки, конечно, стоит учитывать.

Далее с ребенком изучают "слепые часы". Для этого он должен сначала научиться узнавать время на реальных часах (не электронных). Затем рисуют круг и просят его обозначить положение стрелок, соответствующее, например, 14 ч. Затем вводят и минуты.

Ребенок должен уметь разделить пополам и на три приблизительно равные части нарисованную на листе бумаги линию. Есть сложные метрические упражнения, когда до определенного предмета в комнате (скажем, до дивана) нужно отмерить из одной и той же точки три примерно одинаковых шага, затем четыре и т. п. Чем больше шагов, тем ребенку труднее рассчитать их "размер".

Более сложным вариантом графического диктанта является задание с включением геометрических фигур и цвета. Выполняется также упражнение на бумаге. Начинать нужно со зрительного образца, затем можно оставить только словесную инструкцию. Ребенку говорят: "Нарисуй в центре красный кружок, под ним поставь зеленый крестик, слева от него – желтый квадрат, а справа от кружка – черный треугольник". Подобные задания можно разнообразить. Для этого используют всем известный графический диктант, для чего понадобится бумага в клетку. Взрослый диктует: "Начиная с пятой клетки, одну клетку вправо, две вниз, три вправо, одну вверх". Фигуры диктантов вначале должны быть простыми, а затем постепенно усложняться. Диктанты можно выполнять как правой рукой (если она ведущая), так и левой, а затем двумя вместе. Инструкция в этом случае усложняется: сначала обе руки двигаются по инструкции, затем обе руки – в сторону, противоположную той, которая указывается в инструкции, а затем правая рука двигается по инструкции, левая – в противоположную сторону и наоборот.

Важная составляющая развития и коррекции пространственных представлений – моделирование предметов из частей в реальном пространстве (компьютер такого эффекта не дает). Для этого используются кубики и части детского конструктора. Ребенку предлагают построить фигуру по образцу, обязательно пространственно ориентированную. Используя спички, счетные палочки, мозаику, можно изображать различные орнаменты, цифры, буквы. Применяют разрезные картинки для выполнения различных, в т. ч. абстрактных, узоров по образцу. При этом не надо забывать, что сканировать пространство при анализе узора необходимо слева направо и сверху вниз. Хорошим упражнением является просто копирование сложных фигур по образцу.

Переходя к освоению логико­грамматических речевых конструкций, необходимо отработать основные предлоги русского языка: "в", "на", "под", "над". Для этого ребенку дают различные предметы и просят: "Положи ручку на тетрадь, ключ под книгу" и т. п. Можно попросить ребенка нарисовать предлоги, используя простые предметы или картинки. Важным является отработка таких понятий, как "спереди", "сзади", "слева", "справа", "около", "рядом", "ближе", "дальше", "выше", "ниже" и др. Иногда можно обратиться к играм, таким как "новоселье" или "теремок". Ребенку перечисляют зверей, которые заселили теремок. Например: "Ежик поселился над зайчиком, а зайчик – под мышкой, но выше всех в теремке живет лисичка. Кто на каком этаже живет?"

Затем ребенок осваивает линейную последовательность любого ряда, проще всего числового. Ему задают вопросы: "Какое число находится левее 7?" и т. п. Сначала опора делается на зрительные стимулы, т. е. перед ребенком нарисован соответствующий ряд, а далее упражнение продолжается без зрительного подкрепления. Вводят понятие величины числа (те числа, которые расположены правее в числовом ряду, имеют большую величину, а те, которые левее, – меньшую).

Детям также нравятся логические задачи, такие как: "Маша младше Оли, а Оля младше Кати. Кто из них самый младший и самый старший?". Включая падежные окончания, ребенка просят объяснить, кто есть кто, например: "кукла Маши – Машина кукла", "отец брата – брат отца" и т. п. Затем для понимания смысла предложения придумываются сложные речевые конструкции, включающие в себя временной аспект, например: "До того как Вова пошел в школу, он был на тренировке, а после школы зашел к другу. В какой последовательности Вова посещал школу, был на тренировке и у друга? Где он был раньше: в школе или на тренировке?".

Формированию пространственных представлений очень помогают подвижные игры, такие игры как "классы", "вышибалы", "города", многие другие, где ребенку необходимо было оценить расстояние до предмета или другого человека. Чтобы избежать определенных затруднений в учебе, педагогу следует обратить внимание, в какие игры играют дети на перемене, и при необходимости стать организатором таких занятий и игр.

Е.К. Еремина,
доц. каф. психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики 
Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина

Дополнительные материалы: начальная школа, упражнения с детьми, учитель

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль