Физическое воспитание дошкольников. Опыт зарубежных стран

9267

Педагоги, психологи и родители всерьез обеспокоены малоподвижным образом жизни современных детей. Исследования, проводимые учеными разных стран, подтверждают эти опасения. В Центре “Дошкольное детство” им. А.В. Запорожца изучается опыт работы специалистов англоязычных стран в области физического воспитания дошкольников и младших школьников. 
Эти исследования помогают обсудить и внедрить интересные идеи в практику работы дошкольных учреждений в России.

Проблемы воспитания детей волнуют людей всех стран, всех возрастов. Нет государства, которое оставалось бы равнодушным к этому ответственному и трудному делу. Педагоги и родители понимают, что мало вырастить ребенка, надо его еще и правильно воспитать, чтобы не покалечить ранимую детскую психику. Физическое воспитание является неотъемлемой частью общего образования, начиная с детского сада и вплоть до окончания школы.Что же нужно маленькому человеку? На этот вопрос зарубежные педагоги отвечают следующим образом. Каждому ребенку независимо от его происхождения или условий жизни необходимо:

  • быть здоровым;
  • находиться в безопасной обстановке;
  • получать удовольствие от жизни и добиваться поставленных целей;
  • приносить пользу обществу и достигать благополучной жизни.

Как только дети начинают посещать детский сад или школу, жизнь для них изменяется. Социальные и культурные нормы, с которыми они знакомятся, могут оказать мощное воздействие на принимаемые ими решения, повлиять на их физическое и психическое здоровье.

Проблема здоровья подрастающего поколения, дошкольников и младших школьников, в частности, является одной из важнейших проблем жизни современного общества. Как добиться, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры принять?

Зарубежные педагоги и исследователи пришли к единому мнению: привлечение детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и спортивных соревнованиях помогает развивать у них позитивное отношение к здоровому образу жизни, разнообразные навыки в физической, познавательной, эмоциональной и социальной областях жизни.

Вопросы пропаганды здорового образа жизни волнуют не только специалистов, но и широкую общественность. В англоязычных странах проблемами здоровья детей занимаются государственные, коммерческие и некоммерческие организации, такие как:

  • Американский союз по вопросам здравоохранения, физической культуры, отдыха и танцам (AAHPERD);
  • Канадская ассоциация по гигиене, физическому воспитанию, отдыху и танцам (CAHPERD);
  • Общество государственных руководителей здравоохранения, физической культуры и отдыха (SSDHPER);
  • Ассоциация по физическому воспитанию (Великобритания);
  • Некоммерческая информационно-пропагандистская группа по физическому воспитанию (США);
    Американская академия педиатрии (Совет по научным исследованиям и образованию);
  • Ресурсы Интернета по вопросам здоровья и физического воспитания.

Австралийское бюро статистики собирало информацию о детях в возрасте от 5 до 14 лет в течение 12 месяцев до апреля 2000 г. По данным, приведенным в докладе “Участие австралийских детей в культурной и досуговой деятельности”:

  • только 6 из 10 детей в возрасте от 5 до 14 лет участвовали в спортивных мероприятиях вне школы;
  • 59% (1,6 млн) человек участвовали в спортивных мероприятиях, организованных сверх учебных часов школами, клубами или ассоциациями;
  • в спортивных мероприятиях участвовало больше мальчиков (66%), чем девочек (52%);
  • 32% мальчиков и 20% девочек занимались более чем одним видом спорта;
  • 52% мальчиков и 45% девочек 53 раза и более участвовали в спортивных мероприятиях в течение года;
  • самыми популярными видами спорта среди мальчиков были футбол (20%), плавание (13%), австралийский футбол (13%) и крикет (10%);
  • самыми популярными видами спорта среди девочек были нет-бол (женский баскетбол) (18%), плавание (16%), теннис (8%) и баскетбол (6%);
  • 64% детей катались на велосипедах;
  • 31% детей катались на скейтборде и роликах.

Далее в докладе обращается внимание на то, что уровень ожирения среди детей и подростков (21% – среди мальчиков, 23% – среди девочек) выявляет острую необходимость создания спортивно-ориентированной культуры, которая поощряла бы детей быть физически активными. 

У физически активных детей значительно снижается риск развития многих заболеваний, включая сердечно-сосудистые, и понижается уровень холестерина в крови. Привычки закладываются в начале жизни и свидетельствуют о том, что физически активные дети, как правило, чаще становятся физически активными взрослыми.

Австралийские ученые отмечают преимуще­ства регулярной физической деятельности. Подвижный ребенок обладает более крепким здоровьем; менее подвержен сердечным приступам; чувствует себя более энергичным; лучше контролирует свой вес; у него нормальный уровень холестерина в крови; крепкие кости и мышцы; его кровяное давление соответствует норме; у него наблюдается улучшение координации и равновесия, повышается способность к физическому расслаблению и, следовательно, возможность избежать хронического напряжения мышц шеи и спины. Регулярная физическая нагрузка уменьшает эмоциональные проблемы, такие как тревога и депрессия, и, наконец, ребенок чув­ствует себя уверенным, счастливым и расслабленным, у него улучшается сон. По мнению австралийских специалистов, ведение неподвижного образа жизни превратилось в норму для детей и подростков. Около 30% австралийских детей вообще не имеют физической нагрузки. Обычно сидячий образ жизни связывают:

  • с выполнением уроков;
  • увлечением компьютерными играми;
  • использованием Интернета;
  • просмотром телевидения.

Немалую роль в активном образе жизни детей играет семья. Исследования показывают, что от семьи зависит, занимается ли ребенок организованными видами спорта вне школы. В докладе “Участие австралийских детей в культурной и досуговой деятельности” приводятся следующие цифры:

  • Дети, живущие в полных семьях, чаще занимаются спортом (61%) по сравнению со сверстниками, которые живут в семьях с одним родителем (51%).
  • Дети, живущие в полных семьях, где оба родителя-иммигранты, входят в группу самых физически неактивных детей (38%).
  • Дети, живущие с одним родителем-иммигрантом, также входят в число наименее активных (39%).
  • Дети, живущие в полных семьях с работающими родителями, имеют больше шансов на участие в организованном спорте (69%), чем те, кто живет в полных семьях с одним работающим родителем (53%) или вообще неработающими родителями (41%).

Австралийские педагоги уверены, что ребенка необходимо поощрять быть физически активным. Родители помогут своим детям в решении этого вопроса, если:

  • на собственном примере продемонстрируют преимущества активного образа жизни;
    покажут, что семейный отдых может предоставить возможность быть физически активными (например, совместные спортивные игры);
  • будут поощрять самостоятельные прогулки ребенка пешком и на велосипеде (а не катание родителями своих детей на велосипеде);
  • будут поддерживать своего ребенка, когда он участвует в спортивных состязаниях;
    установят время, которое ребенок может проводить за компьютером и перед телевизором.

Регулярная физическая активность важна, поскольку она выгодна для здоровья и благополучия детей и сегодня и в будущем. Каждому ребенку рекомендуется ежедневная 30-минутная двигательная нагрузка (например, регулярная быстрая ходьба). Она может разбиваться на части (по 10 мин или более, если это удобно). Помните: немного – лучше, чем ничего, а еще больше – лучше, чем немного.

К основным принципам укрепления здоровья для австралийских детей относятся:

  • понимание необходимости движения – любая форма физической активности является возможностью улучшить свое здоровье;
  • любые формы физической активности (ходьба, катание на велосипеде и т. д.) должны стать ежедневными и войти в привычку;
  • ежедневная умеренная двигательная нагрузка должна составлять не менее 30 мин (например, быстрая ходьба и катание на велосипеде);
  • регулярное выполнение небольшого количества интенсивных по физической нагрузке упражнений поможет детям улучшить свою физическую форму и приобрести дополнительную пользу для здоровья.

Австралийские специалисты выдвинули следующий принцип: “Физическое воспитание – это польза для жизни”. Они считают, что физическая нагрузка должна быть ежедневной; доступной для всех учащихся, а не только для тех, кто склонен к занятиям спортом. Важно обеспечивать широкий круг спортивных и оздоровительных меро-приятий для пропаганды активного и здорового образа жизни. Учащихся необходимо оценивать по их личным успехам в достижении целей оздоровления и активного образа жизни. 

В Соединенных Штатах одной из главных проблем, которая волнует как педагогов, так и родителей, является избыточный вес подрастающего поколения. В прошлом ожирение воспринималось как личная индивидуальная проблема, которая могла быть решена с помощью самодисциплины. Сейчас хорошо известно, что причины избыточного веса гораздо сложнее и требуют систематических изменений в жизни, поведении, в т. ч. и увеличение физической активности.

В штате Вирджиния в 2006 г. в информационном бюллетене журнала “Информация о здоровье” были опубликованы следующие данные о состоянии здоровья детей и подростков. “Сегодня, сообщалось в нем, около 10% детей от двух до пяти лет и 15% – от шести до 19 лет имеют избыточный вес. Детское ожирение является эпидемией XXI века, и нынешнее поколение детей имеет реальную возможность прожить более короткую жизнь, чем их родители.

По оценкам ученых, 26–30% всех американских детей имеют индекс массы тела (ИМТ) > 85%, т. е. имеют избыточный вес или подвержены риску избыточного веса. Дошкольники (3–
6 лет), чей ИМТ > 85%, имеют более 40% шансов на ожирение в возрасте до 
25 лет. Один из исследователей обнаружил, что 60–90% детей с избыточным весом (5–10 лет) имеют по крайней мере один из биохимических или клинических факторов риска (например, гипертония), который способствует раннему развитию сердечно-сосудистых заболеваний”.  Практика укрепления здоровья детей:

  • регулярная физическая активность;
  • соблюдение диеты с употреблением в пищу продуктов  с низким содержанием вредного холестерина со 2­го года жизни;
  • предупреждение “пассивного курения”;
  • регулярные медицинские осмотры педиатром;
  • соответствие веса и роста (ИМТ).

Эта информация свидетельствует о насущной необходимости разработки оздоровительных профилактических программ для детей младшего возраста. Многие современные дети рискуют превратиться в малоподвижных тучных взрослых. Малоподвижный образ жизни в ранние годы может повлечь за собой не только появление избыточного веса в дальнейшей жизни, но и повысить риск заболеваемости различными тяжелыми болезнями, такими, как ишемическая болезнь сердца, диабет, и другими хроническими болезнями. Чтобы привлечь внимание к этой проблеме, Национальная ассоциация по физкультуре и спорту в 2002 г. обратилась с призывом вести активный образ жизни с самого раннего возраста. Малышам, как говорится в сообщении, необходима ежедневная (по крайней мере 30-минутная) запланированная физическая нагрузка.

Вот данные проведенных исследований. Неактивные дети больше весят, у них выше кровяное давление и более низкий уровень защищающих сердце липопротеинов высокой плотности (HDL холестерин). Хотя инфаркты и инсульты у детей отмечаются редко, наблюдения показывают, что процессы в организме, ведущие к таким нарушениям, начинаются в детстве.

В программе фитнес-тестирования, которое проводилось под эгидой фонда Крайслер Любительский атлетический союз, отслеживались фитнес-показатели 9,7 млн детей и подростков в возрасте от 6 до 17. Было выявлено, что дети становятся менее выносливыми и слабыми.  В США 59% детей в возрасте от 4 до 11 лет подвергаются воздейст-вию дыма курильщиков в семье. Каждый день становятся курильщиками примерно 1500 американских молодых людей. По мнению американских специалистов, физкультурой и спортом необходимо заниматься для того, чтобы:

  • улучшить физическую подготовку (увеличение мышечной силы детей, физическое развитие у дошкольников гибкости, мышечной выносливости, укрепление сердечно-сосудистой системы);
  • развить двигательные навыки (совершенствование моторики, которая обеспечивает безопасное, успешное и полноценное участие в физической деятельности);
  • иметь регулярную полезную физическую нагрузку (предоставление широкого спектра физкультурных занятий, соответствующих возрасту ребенка);
  • способствовать интеграции двигательных навыков в другие предметные области (математику, развитие речи);
  • развить самодисциплину (развитие ответственности у детей за свое здоровье и физическое состояние);
  • повысить оценку (качественное физическое воспитание может влиять на нравственное развитие). Дети могут брать на себя руководство, учатся сотрудничать с другими детьми, отвечать за собственное поведение;
  • повысить уверенность в себе и укрепить чувство собственного достоинства (физическое воспитание помогает детям стать более активными и независимыми, развить в себе чувство самоконтроля);
  • уменьшить стресс (физическая нагрузка позволяет освободиться от напряженности и беспокойства, способствует эмоциональной стабильности и устойчивости);
  • укрепить взаимоотношения (занятия физической культурой помогает детям успешно общаться между собой);
  • осваивать позитивные человеческие навыки и умения;
  • получить опыт постановки задач (дает детям возможность ставить и реализовывать собственные цели).

Основная задача физического воспитания заключается в том, чтобы вооружить учащихся полезными знаниями, навыками и умениями, что позволит им с энтузиазмом вести здоровый образ жизни, независимо от разных физических возможностей. 

Качественные программы по физическому воспитанию необходимы для повышения компетентности детей в вопросах, связанных со здоровьем, чувством собственной ответственности и получением удовольствия от физических упражнений. Это должно обеспечить физическую активность на протяжении всей их жизни. Программы по физическому воспитанию будут отвечать этим требованиям только в том случае, если будут хорошо спланированы и правильно реализованы. Так, в разделе “Физическая культура” Национальной образовательной программы (The National Curriculum for England) устанавливаются правовые требования для осуществления физического воспитания в Великобритании. В ней предоставляется информация, которая поможет учителям физической культуры качественно проводить свои уроки. Данная программа была написана для координаторов – учителей, всех тех, кто преподает физкультуру в школе.

В базовой учебной программе изложен материал, который должен преподаваться учащимся, а также предложен механизм контроля за выполнением учащимися предложенных нормативов. Именно за школами остается право решать, как и какие программы по физическому воспитанию они включат в свою общешкольную программу.

Американские программы по физическому  воспитанию включают следующую игровую  и спортивную деятельность: 

  • американский  футбол; 
  • аэробика; 
  • водные виды спорта; 
  • аквафитнес; 
  • стрельба из лука; 
  • бадминтон; 
  • баскетбол; 
  • бокке болл (ит., похоже на городки, но на закрытой площадке); 
  • гребля; 
  • спортивные комплексы, предназначенные для укрепления сердечно­сосудистой системы; 
  • джаз­аэробика, укрепление мышечной массы как часть атлетической подготовки;
  • крокет; 
  • традиционные игры; 
  • танец и ритмика (например, народный танец, исполняемый  4 парами танцующих на площадке); 
  • хоккей на траве; 
  • хоккей на полу  (на роликах, велосипеде и т. д.); 
  • гольф; 
  • гимнастика; 
  • прыгалки; 
  • кикбоксинг; 
  • каякинг (специальная лодка из серии каноэ); 
  • лакросс (обычно  в форме софкросса: как футбол, но игроки бегают с палкой, на конце которой находится сачок, ловят  и забрасывают мяч  в ворота); 
  • игры с простыми правилами (захват флага); 
  • игры с ракетками; 
  • пикклебол (как бадминтон через сетку, но с мячом; ракетки сделаны из пластика);
  • роликовый хоккей; 
  • парусный спорт; 
  • скейтбординг; 
  • соссер (футбол); 
  • софтбол (похоже  на бейсбол, командная игра); 
  • серфинг; 
  • плавание; 
  • такро (как волейбол, но бить можно только ногами и головой); 
  • теннис; 
  • спортивное ориентирование; 
  • волейбол; 
  • борьба.

Правительство считает, что два часа физической культуры в неделю, включая требования Национальной программы по физическому воспитанию и внеклассные мероприятия, должны стать практикой для всех школ и классов. Игровые виды деятельности являются обязательными повсеместно с 1-го по 3-й классы. В 4-м классе наряду или вместо командных и индивидуальных игр ученики могут выбирать и другие виды физкультурной деятельности.

В конце 70-х – начале 80-х гг. многие научные статьи американских ученых затрагивали вопросы необходимости создания программ, учитывающих образ жизни детей до 10 лет. Многочисленные отзывы на публикации показали, что у ребенка в возрасте от 5 до 10 лет имеются предпосылки к различным заболеваниям сердечно-сосудистой системы, которыми страдают взрослые. Такими факторами риска являются: повышенное артериальное давление, высокий уровень холестерина, ожирение, отсутствие физической активности и воздействие фактора “пассивного курильщика”. Все это негативно влияет на состояние здоровья во взрослой жизни и крайне дорого обходятся обществу.

Доказательства, приведенные в 70-х гг., стали еще более очевидными сегодня. Ожирение и отсутствие физической нагрузки стало нормой, а количество курящих детей резко увеличилось. Врач Дэвид Сэтчер считает, что “нам необходимо искать пути для пропаганды и содействия физической активности и здоровому питанию как в семьях, школах, так и в обществе в целом”.

Согласно данным, представленным д-ром Уильямом Клишем, профессором педиатрии и руководителем детской гастроэнтерологии в Бейлорском медицинском колледже, дети сегодня, впервые за сто лет, имеют более короткую продолжительность жизни, чем их родители; виной тому является эпидемия ожирения. В дополнение к этой пугающей тенденции, по данным Министерства здравоохранения и социальных служб США, стоимость лечения ожирения для экономики страны увеличилась до 117 млрд долл. как в прямых, так и в косвенных ежегодных расходах на медицинское обслуживание. Качественное ежедневное физическое воспитание могло бы помочь поддержанию здоровья американских детей.

Во всех штатах система физического воспитания дошкольников реализуется в 1–12-х классах. Обязательное физическое воспитание предусмотрено для каждого отдельного штата и школьного района. Во многих штатах должны быть специальные преподаватели по физическому образованию, начиная с детского сада и до 6-го класса. Между тем многие из учителей либо не проводят занятий, либо включают в образовательную программу дополнительную перемену, называя это уроком физической культуры.

Доктор Грэм Дж. Фишбурн считает: “Маловероятно, что вы получите полноценное физическое воспитание без активного участия в физкультурных мероприятиях, но вы вполне сможете участвовать в спортивных состязаниях без какого-либо специального образования” (Фишбурн 
и Хиксон, 2005).

Программа по физической культуре в США рассчитана на получение учащимися хотя бы минимальной подготовки по следующим видам игровой и спортивной деятельности: водные виды спорта, общеразвивающие упражнения, гимнастика, индивидуальные и парные виды спорта, командные виды спорта, ритмика и танцы. Учащихся поддерживают и поощряют при продолжении изучения тех видов спортивной деятельности, которые им нравятся. Именно в выбранных видах спорта последовательно приобретаемый опыт призван поддержать успехи в развитии детей.

Ежедневная физическая нагрузка (DPA) и ежедневное образование по физической культуре (DPE) – разные понятия. Физическая активность – это движение тела, когда затрачивается энергия, в то время как образование по физической культуре является одним из школьных предметов, в задачу которого входит помочь детям сформировать навыки, приобрести знания и понимание необходимости вести активный, здоровый образ жизни.

Наряду с основными национальными программами в США существует целый ряд дополнительных программ по поддержанию здоровья и совершенствованию физического развития дошкольников и младших школьников:

  1. Национальная ассоциация по физкультуре и спорту (NASPE) разработала положения о физической активности для детей и назвала их программой “Активный старт” (приложение). Специалисты по физическому воспитанию поддерживают позицию NASPE, согласно которой все дети с рождения до пяти лет должны участвовать в повседневной двигательной деятельности, т. к. это способствует поддержанию здоровой физической формы и развитию двигательных навыков.
  2. “Программа президента” разработана с целью пропаганды среди американцев активного образа жизни. Начать и поддерживать физически активный образ жизни – главная цель данной программы. В ней предусмотрены специальные награды за хорошие показатели и выявление чемпионов в возрастных группах. Награды распределяются среди детей и подростков от 6 до 18 лет, имеющих ежедневную 60-минутную физическую нагрузку до 5 дней в неделю. Регулярная двигательная активность может включать любые виды деятельности: различные игры, прыжки, бег, танцы и др.
  3. “Автономная среда подвижной игры (HAPPE)”. Специалисты Auburn University штата Алабама добились существенных успехов в разработке и реализации этой фундаментальной программы по физической культуре. Педагогам предоставляется возможность узнать о важности подвижной игры, изучить процесс на раннем этапе, а также отметить положительное влияние, которое оказывает подвижная игра и основные двигательные навыки (бег, прыжки, метание) на здоровье. HAPPE стимулирует и вовлекает малышей в подвижную игру, формируя основные двигательные навы­ки, которые являются “фундаментом” для всей последующей жизнедеятельности детей.
  4. Для повышения двигательной активности в раннем возрасте инструкторы по физической культуре в сотрудничестве с учителями в двух начальных школах Северной Каролины (Гринсборо) разработали программу “Малыши в движении”. Ее цель – улучшение уровня физической подготовленности детей и осознание ими того, что двигательная активность является естественной частью их жизни, тем, чем они с удовольст-вием могут заниматься во время игр в течение дня.
  5. Программа “Здоровое сердце” создана с целью укрепления здоровья и повышения благополучия детей и их семей.

Она является междисциплинарной программой пропаганды здорового образа жизни и используется для обучения дошкольников и младших школьников основам культуры здоровья. Координаторы данной программы обращают внимание на следующее:

  • Проблема физической пассивности стоит острее, чем когда-либо раньше!
  • Ожирение в настоящее время достигло стадии эпидемии!
  • Диабет уже достиг стадии эпидемии!
  • Уровень заболеваемости сердечно-сосудистой системы по-прежнему высок!
  • Повышенное артериальное давление по-прежнему остается фактором риска!
  • “Пассивное курение” имеет все большее распространение!

Ключевым моментом программы является образование. Специалисты по физической культуре, разработавшие эту программу, считают, что настало время для обучения детей и их родителей необходимым нормам и правилам здорового поведения, а именно: стать физически активными, правильно питаться, соблюдать личную безопасность.

Т.Е. Назарова,Центр "Дошкольное детство” им. А.В. Запорожца



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль