Психолого-педагогическое сопровождение развития песенного творчества детей дошкольного возраста

1433
Психолого-педагогическое сопровождение развития песенного творчества  детей дошкольного возраста

Авторы:
О.Б. Макарова, зам. заведующего по воспитательной и методической работе детского сада № 206 "Сударушка" АНО ДО «Планета детства "Лада"», г. о. Тольятти,
В.Н. Веснина,музыкальный руководитель детского сада № 206 "Сударушка" АНО ДО «Планета детства "Лада"», г. о. ТольяттиПериод дошкольного возраста в психолого-­педагогических исследованиях традиционно выделяется как этап, имеющий особое значение для будущего интенсивного развития личности. Поэтому перед педагогической наукой стоит проблема поиска путей, способствующих развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Я.А. Пономарев, А.Т. Шумилин, Е.И. Николае­ва, Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия отмечали, что реализация индивидуальности происходит в про­цессе развития особого вида деятельности – творчества.

В дошкольном детстве творчество становится универсальным и естественным способом существования человека, он даёт прекрасные возможности для развития способностей к музыкальному творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

<...>

Детское песенное творчество следует рассматривать как сложный интегративный процесс, включающий интеграцию таких видов деятельности, как восприятие, исполнительство, творчество. Его формирование и развитие рассматривается с трёх позиций музыкальной деятельности ребёнка-­дошкольника:

  • ребёнок-слушатель – восприятие песни (индивидуальное вслушивание, реагирование и понимание музыкального образа, собственная интерпретация музыкального образа через выражение или изображение);
  • ребёнок-исполнитель – исполнение песни (эмоциональная передача художественного образа при использовании элементарных вокальных умений);
  • ребёнок-сочинитель – первые попытки сочинения (создание оригинальных элементарных мелодий, рифмованных текстов, создание песенных образов в органичном сочетании слов и мелодии).

<...>

Основная цель сопровождения – создание ситуаций развития, в которых ребёнок и сопровождающий его взрослый вступают в особый тип взаимоотношений, в рамках которых ребёнок проживает полноценный детский опыт, решая задачи возраста, а взрослый передает ребёнку необходимые средства, позволяющие решать данные задачи.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение детей в ДОУ по вопросу песенного творчества мы рассматриваем как организованное взаимодействие педагогов, детей и родителей, создающее ­оптимальные условия для развития песенного творчества. В процессе такого взаимодействия взрослые помогают ребёнку, с одной стороны, присваивать ценности музыкальной культуры, накапливать слушательский и интонационный опыт, являющийся основой для песенных импровизаций, с другой – личностно раскрываться в творческой песенной деятельности, сохранять лучшие индивидуально-неповторимые черты в творческом самовыражении.

<...>

Задачи приоритетного направления деятельности:

  • развитие способности к песенному творчеству (задача, поставленная в соответствии с Федеральными государственными требованиями);
  • развитие творческой активности и самостоятельности (программа "Музыкальные шедевры" О.П. Радыновой);
  • развитие у детей умения сотрудничать и ­заниматься совместным творчеством в коллективной музыкальной деятельности (примерная основная общеобразовательная программа дошкольного обучения детей "Детство").

Приоритеты в выборе видов деятельности:

  • музыкально-игровая деятельность. Именно в музыкально-игровой деятельности, в силу специфики детского возраста, наиболее эффективно решаются задачи развития твор­чества;
  • совместная деятельность детей с педагогами и детей с родителями. Только в совместной деятельности у ребёнка развивается стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, происходит постоянный рост его творчества;
  • самостоятельная музыкальная деятельность. Возникает по инициативе самих детей и связана непосредственно с их желаниями, интересами, потребностями, а формирование способов самостоятельных действий способст­вует развитию песенного творчества.

О стратегии планирования содержания работы с детьми, педагогами и родителями, а также единстве принципов психолого­педагогического сопровождения читайте в журнале "Справочник музыкального руководителя" 2014. № 4. Вы можете подписаться на это издание!

Инструменты "МЦФЭР Образование" для комплексного решения по анализу документов ОУ:

Электронная система Образование Получите демо-доступ и читайте в ЭСО! Вопрос-Ответ: Какие виды музыкальной деятельности выделяют в музыкальном воспитании дошкольников?
"Справочник музыкального руководителя" Подпишитесь и читайте! "Письмо в редакцию Режим работы музыкального руководителя "
Регистрируйтесь на наши мероприятия Интернет-семинар "Интерактивные методы в системе дошкольного образования" (28.03.2014)

попробуйте прямо сейчас

Актуальная информация по вашему региону и консультации лучших экспертов. Попробуйте прямо сейчас!

Психолого-педагогическое сопровождение развития песенного творчества  детей дошкольного возраста



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль