Должностные обязанности медицинского работника образовательного учреждения

9080

Вправе ли медицинский работник образовательного учреждения ставить детям диагноз и назначать лечение?

Для ответа на данный вопрос необходимо выяснить специальность медицинского сотрудника (врач или медицинская сестра). Также следует изучить его документы – трудовой договор, должностную инструкцию и т. п. Таким образом можно узнать функциональные обязанности работника, понять, имел ли он право ставить диагноз и назначать какие-либо лекарства. Рассмотрим ситуацию на конкретном примере.

В школе ученик 5-­го класса пожаловался учителю на боли в горле. Медсестра осмотрела ребенка, назначила препараты против ангины и отправила обратно в класс. Вечером у ребенка поднялась небольшая температура, он жаловался на слабость. Вызванный на следующий день врач провел дополнительные исследования. В результате у мальчика была выявлена дифтерия.

В данном случае медсестра превысила свои полномочия. По­ставив неверный диагноз, она лишь отсрочила лечение опасного заболевания. Правильным действием с ее стороны было бы направление ребенка к врачу.

Следует знать, что медсестра не должна ставить детям диагноз и назначать прием медицинских препаратов. В ее обязанности входит оказание скорой медицинской помощи и проведение профилактических оздоровительных мероприятий.

Также медицинская сестра обязана:

  1. Совместно с врачом организовывать и проводить профилактические медицинские осмотры детей (врачебный, специализированный).
  2. Проводить под контролем и в присутствии врача иммунизацию в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
  3. Проводить дезинфекцию, предстерилизационную очистку и стерилизацию инструментов.
  4. Отвечать за хранение медикаментов, в т. ч. медицинских иммунобиологических препаратов, следить за сохранением этикеток на флаконах, за сроками использования лекарственных средств.
  5. Осуществлять контроль организации образовательного процесса, организации питания дошкольников, физического воспитания, соблюдения санитарно-гигиенического режима.
  6. Организовывать и проводить противоэпидемические и профилактические мероприятия по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательном учреждении.
  7. Проводить работу по учету и анализу травм.
  8. Вести утвержденные формы учетной и отчетной медицин­ской документации, учет медицинского инвентаря, медикаментов, прививочного материала, следить за их своевременным пополнением и т. п.

О планируемой иммунизации и профилактических осмотрах учащихся или воспитанников медсестра обязана своевременно информировать их родителей. Причем осуществлять такие мероприятия допустимо только после получения разрешения.

Помимо рассмотренного выше случая возможны и другие по­следствия назначения медицинских препаратов. Наиболее распространенная ситуация – проявление у ребенка аллергической реакции.

Несчастный случай произошел с учеником 9­го класса школы. Мальчик пожаловался на головную боль. Учитель отвела его в медицинский кабинет, где ребенку выдали необходимое лекарство. Через некоторое время ученику стало плохо, и его забрали родители. Как выяснилось, у ребенка была аллергия на принятый препарат. На этот раз аллергическая реакция оказалась особенно острой – у ребенка развился отек Квинке, мальчик был госпитализирован.

В данном случае опять же важно, кто давал ребенку медицин­ские препараты: медсестра или врач. Если медсестра, то она превысила свои полномочия. Если врач, то следует выяснить, насколько добросовестно он выполнил свои обязанности. В частности, спросил ли ребенка о наличии аллергической реакции на какие-либо вещества. Однако узнать правду довольно сложно. Если лекарство давалось наедине, то ребенок, вероятно, скажет, что его не спрашивали, а медицинский работник станет утверждать обратное. Если же дело происходило в присутствии свидетелей, возможно, получится прийти к определенным заключениям.

Ключевым моментом является возраст ребенка. Девятикласснику могло быть как 14, так и 15 лет. Если ребенку еще не исполнилось 15 лет, то перед оказанием медицинской помощи необходимо заручиться согласием его родителей, а также получить от них информацию об имеющихся противопоказаниях. Если же ребенку уже исполнилось 15 лет, он имеет право самостоятельно распоряжаться своим здоровьем. Однако, в любом случае, врач должен узнать у ребенка всю необходимую для лечения информацию.

Официальный источник

  • Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1 (в ред. от 30.12.2008 № 309-ФЗ). Ст. 24
  • Примерное положение об организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях, введенное в действие Методическими рекомендациями по организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях от 15.01.2008 № 207-ВС. Разд. II п. 6

Вправе ли медсестра стоматологического кабинета образовательного учреждения самостоятельно проводить профилактические осмотры детей?

Нет, проведение профилактических осмотров, плановой санации полости рта, а также наблюдение и лечение детей со стоматологическими заболеваниями входит в обязанности детского стоматолога в детском саду. Медицинская сестра стоматологического кабинета образовательного учреждения не имеет достаточной квалификации для такого рода деятельности.

На должность медицинской сестры врача-стоматолога детского назначается специалист, имеющий среднее медицинское образование по специальности “сестринское дело”, “сестринское дело в педиатрии” или “лечебное дело” и сертификат специалиста по соответствующей специальности. В перечень ее обязанностей входит подготовка рабочего места врача к приему пациентов. Также медицинская сестра должна:

  1. Во время приема руководить поступлением детей в кабинет.
  2. Подавать врачу стерильный инструмент, замешивать пломбировочный материал.
  3. Выписывать рецепты и направления на консультации и обследования, выдавать справки о санации.
  4. Проводить дезинфекцию, предстерилизационную очистку и стерилизацию инструментов.
  5. Отвечать за хранение медикаментов, следить за сроками использования лекарственных средств.
  6. Участвовать в проведении санитарно-гигиенического просвещения среди учащихся и воспитанников.
  7. Следить за исправной работой освещения, водопровода, канализации в кабинете, технической исправностью аппаратуры, своевременно оформлять заявки на ремонт.
  8. Следить за своевременным пополнением медикаментов, инструментария, перевязочного материала.
  9. Вести утвержденные формы учетной и отчетной медицин­ской документации.

Официальный источник

  • Примерное положение об организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях, введенное в действие Методическими рекомендациями по организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях от 15.01.2008 № 207-ВС. Разд. III п. 9, разд. V пп. 13, 15

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль