Должностные обязанности медицинского работника образовательного учреждения

9078

Вправе ли медицинский работник образовательного учреждения ставить детям диагноз и назначать лечение?

Для ответа на данный вопрос необходимо выяснить специальность медицинского сотрудника (врач или медицинская сестра). Также следует изучить его документы – трудовой договор, должностную инструкцию и т. п. Таким образом можно узнать функциональные обязанности работника, понять, имел ли он право ставить диагноз и назначать какие-либо лекарства. Рассмотрим ситуацию на конкретном примере.

В школе ученик 5-­го класса пожаловался учителю на боли в горле. Медсестра осмотрела ребенка, назначила препараты против ангины и отправила обратно в класс. Вечером у ребенка поднялась небольшая температура, он жаловался на слабость. Вызванный на следующий день врач провел дополнительные исследования. В результате у мальчика была выявлена дифтерия.

В данном случае медсестра превысила свои полномочия. По­ставив неверный диагноз, она лишь отсрочила лечение опасного заболевания. Правильным действием с ее стороны было бы направление ребенка к врачу.

Следует знать, что медсестра не должна ставить детям диагноз и назначать прием медицинских препаратов. В ее обязанности входит оказание скорой медицинской помощи и проведение профилактических оздоровительных мероприятий.

Также медицинская сестра обязана:

  1. Совместно с врачом организовывать и проводить профилактические медицинские осмотры детей (врачебный, специализированный).
  2. Проводить под контролем и в присутствии врача иммунизацию в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
  3. Проводить дезинфекцию, предстерилизационную очистку и стерилизацию инструментов.
  4. Отвечать за хранение медикаментов, в т. ч. медицинских иммунобиологических препаратов, следить за сохранением этикеток на флаконах, за сроками использования лекарственных средств.
  5. Осуществлять контроль организации образовательного процесса, организации питания дошкольников, физического воспитания, соблюдения санитарно-гигиенического режима.
  6. Организовывать и проводить противоэпидемические и профилактические мероприятия по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательном учреждении.
  7. Проводить работу по учету и анализу травм.
  8. Вести утвержденные формы учетной и отчетной медицин­ской документации, учет медицинского инвентаря, медикаментов, прививочного материала, следить за их своевременным пополнением и т. п.

О планируемой иммунизации и профилактических осмотрах учащихся или воспитанников медсестра обязана своевременно информировать их родителей. Причем осуществлять такие мероприятия допустимо только после получения разрешения.

Помимо рассмотренного выше случая возможны и другие по­следствия назначения медицинских препаратов. Наиболее распространенная ситуация – проявление у ребенка аллергической реакции.

Несчастный случай произошел с учеником 9­го класса школы. Мальчик пожаловался на головную боль. Учитель отвела его в медицинский кабинет, где ребенку выдали необходимое лекарство. Через некоторое время ученику стало плохо, и его забрали родители. Как выяснилось, у ребенка была аллергия на принятый препарат. На этот раз аллергическая реакция оказалась особенно острой – у ребенка развился отек Квинке, мальчик был госпитализирован.

В данном случае опять же важно, кто давал ребенку медицин­ские препараты: медсестра или врач. Если медсестра, то она превысила свои полномочия. Если врач, то следует выяснить, насколько добросовестно он выполнил свои обязанности. В частности, спросил ли ребенка о наличии аллергической реакции на какие-либо вещества. Однако узнать правду довольно сложно. Если лекарство давалось наедине, то ребенок, вероятно, скажет, что его не спрашивали, а медицинский работник станет утверждать обратное. Если же дело происходило в присутствии свидетелей, возможно, получится прийти к определенным заключениям.

Ключевым моментом является возраст ребенка. Девятикласснику могло быть как 14, так и 15 лет. Если ребенку еще не исполнилось 15 лет, то перед оказанием медицинской помощи необходимо заручиться согласием его родителей, а также получить от них информацию об имеющихся противопоказаниях. Если же ребенку уже исполнилось 15 лет, он имеет право самостоятельно распоряжаться своим здоровьем. Однако, в любом случае, врач должен узнать у ребенка всю необходимую для лечения информацию.

Официальный источник

  • Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1 (в ред. от 30.12.2008 № 309-ФЗ). Ст. 24
  • Примерное положение об организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях, введенное в действие Методическими рекомендациями по организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях от 15.01.2008 № 207-ВС. Разд. II п. 6

Вправе ли медсестра стоматологического кабинета образовательного учреждения самостоятельно проводить профилактические осмотры детей?

Нет, проведение профилактических осмотров, плановой санации полости рта, а также наблюдение и лечение детей со стоматологическими заболеваниями входит в обязанности детского стоматолога в детском саду. Медицинская сестра стоматологического кабинета образовательного учреждения не имеет достаточной квалификации для такого рода деятельности.

На должность медицинской сестры врача-стоматолога детского назначается специалист, имеющий среднее медицинское образование по специальности “сестринское дело”, “сестринское дело в педиатрии” или “лечебное дело” и сертификат специалиста по соответствующей специальности. В перечень ее обязанностей входит подготовка рабочего места врача к приему пациентов. Также медицинская сестра должна:

  1. Во время приема руководить поступлением детей в кабинет.
  2. Подавать врачу стерильный инструмент, замешивать пломбировочный материал.
  3. Выписывать рецепты и направления на консультации и обследования, выдавать справки о санации.
  4. Проводить дезинфекцию, предстерилизационную очистку и стерилизацию инструментов.
  5. Отвечать за хранение медикаментов, следить за сроками использования лекарственных средств.
  6. Участвовать в проведении санитарно-гигиенического просвещения среди учащихся и воспитанников.
  7. Следить за исправной работой освещения, водопровода, канализации в кабинете, технической исправностью аппаратуры, своевременно оформлять заявки на ремонт.
  8. Следить за своевременным пополнением медикаментов, инструментария, перевязочного материала.
  9. Вести утвержденные формы учетной и отчетной медицин­ской документации.

Официальный источник

  • Примерное положение об организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях, введенное в действие Методическими рекомендациями по организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях от 15.01.2008 № 207-ВС. Разд. III п. 9, разд. V пп. 13, 15

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль