Система повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов

20266

На современном этапе развития российской школы складывается новый ролевой стандарт профессиональной деятельности учителя, модель его профессиональной самоидентификации. Изменяются содержание и подходы к педагогической деятельности, возрастают объем и качество инновационной составляющей в российском образовательном пространстве. Комплексный процесс повышения квалификации педагогов ДОУ предполагает актуализацию педагогами собственных возможностей и переход от практико-воспроизводящей деятельности к практико-преобразующей.

Для сохранения кадрового потенциала российского образования создается восприимчивая к инновациям система профессиональной переподготовки, способная:

  • удовлетворить потребность общества и школы в квалифицированных и компетентных педагогических кадрах – учителях, руководителях образования;
  • обеспечить целенаправленную и управляемую подготовку работников образования и мобильность существующей системы повышения квалификации;
  • снять противоречия между теоретическим оформлением данной системы и практической реализацией теоретических и методологических знаний. 

Профессиональная переподготовка – востребованная инновация в образовании, ей присущи такие модернизационные черты, как:

  • эволюционность в становлении и развитии;
  • динамичность в процессе обучения;
  • интеграционность в российской образовательной системе;
  • адаптивность к усложнению окружающего меняющегося мира; 
  • творческая и социальная самоорганизация. 

Задачами профессиональной переподготовки педагогических кадров являются:

  • получение дополнительных специальностей по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники, а также технологий, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности;
  • получение новой специализации;
  • адаптация к новым экономическим и социальным условиям;
  • ведение новой профессиональной деятельности с учетом новых требований и стандартов в системе образования.

В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ. 

Целями повышения квалификации являются, прежде всего, развитие профессиональных мастерства и культуры, обновление теоретических и практических знаний специалистов системы образования в соответствии с современными требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения инновационных методов решения профессиональных задач.

Задачи повышения квалификации:

  • развитие управленческих умений;
  • изучение и анализ новых нормативно-правовых документов;
  • содействие в определении содержания самообразования учителя, педагога, воспитателя, руководителя;
  • оказание помощи и поддержки педагогическим кадрам в подготовке к аттестации и внедрении инноваций в учебный процесс.

Модернизация системы подготовки педагогов ДОУ позволила четко обозначить и решить главные проблемы в системе переподготовки педагогических кадров, сформулировать принципы организации современного образовательного процесса и научно обосновать новое содержание образовательных профессиональных программ, образовательных технологий, а также управление образовательным процессом. 

Современные образовательные технологии в системе профессиональной переподготовки включают в себя:

  • лекционно­семинарскую систему;
  • практикумы и деловые игры;
  • проектную и исследовательскую деятельность – конструирование проектов, написание курсовых и защиту дипломных работ.

В них четко прослеживается взаимосвязь информационно­сообщающей, проблемной и игровой образовательных технологий. 

Образовательная деятельность в системе профессиональной переподготовки построена в виде интегративной системы. Учебный план имеет трехмодульную структуру:

  • базовый инвариативный компонент, основу которого составляют общенаучные основы образования – философия, социология, экономика и фундаментальные основы профессиональной подготовки – педагогика, психология, дидактика;
  • предметно­вариативный компонент с учетом регионального компонента;
  • личностно­развивающий – курсы и виды деятельности по выбору. 

Конструирование содержания образования в системе профессиональной переподготовки осуществляется как здоровьесберегающая проект-технология.

Индивидуальный образовательный маршрут слушателей системы профессиональной переподготовки, как и системы повышения квалификации, строится в рамках дифференцированного подхода с учетом данных психолого­педагогической диагностики, включающей в себя:

  • уровень ценностно­смысловой мотивации;
  • уровень актуального и зону ближайшего развития;
  • уровень подготовки слушателей. 

Программы дополнительного профессионального образования по переподготовке педагогических кадров обязательно лицензируются образовательным учреждением.

Программы дополнительного профессионального образования по повышению квалификации педагогических кадров также проходят процедуру лицензирования.

Нормативный срок обучения по всем программам переподготовки – свыше 500 ч.

Нормативный срок обучения по всем программам повышения квалификации – от 72 до 500 ч. При модульной форме программ повышения квалификации минимальный нормативный срок обучения не менее 12 ч. Для всех форм дополнительного профессионального образования, в т. ч. в случае их сочетания, действует государственный образовательный стандарт.

Повышение квалификации проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. 

Повышение квалификации включает в себя следующие долгосрочные и краткосрочные формы обучения.

Долгосрочное обучение предназначено:

  • для руководителей образовательных учреждений всех видов и типов, их заместителей, специалистов, включенных в резерв на замещение вакантных должностей руководителей, обучающихся по комплексным интегрированным образовательным программам, – 216 уч. ч;
  • преподавателей отдельных предметов, содержание которых существенно обновлено в связи с интенсивным развитием науки или изменением концептуальных подходов к изучению дисциплин в условиях современности (информатика, гуманитарные науки и др.), – 216 уч. ч;
  • молодых специалистов, выпускников образовательных учреждений высшего педагогического образования – 216 уч. ч;
  • работников образовательных учреждений, реализующих в педагогической практике актуальные направления современного общего образования в области психолого­педагогического, естественно­научного, гуманитарного, социально­экономического и других циклов по профилю профессиональной деятельности, а также для педагогических работников, участвующих в экспериментах городского и федерального уровней, – 144 уч. ч.

Краткосрочное обучение (тематическое обучение объемом 72 уч. ч) предназначено для остальных категорий работников образования. 

Объем большинства курсов повышения квалификации – от 72 до 216 ч. Часть курсовой системы представлена в виде учебных модулей от 12 до 44 ч. Такая организация курсовой системы позволяет работникам московского образования повышать свою квалификацию на протяжении одного или ряда лет в одном или нескольких учреждениях по одному направлению. 

Накопительная система повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников фиксируется в Единой зачетной книжке слушателя в форме распределенного освоения модульных образовательных программ. Учет освоенных модульных образовательных программ осуществляется на основе принципа равноценности дополнительного профессионального образования, при котором освоение нескольких образовательных модулей в рамках программы краткосрочного повышения квалификации считается равноценным освоению длительной программы повышения квалификации или равноценным освоению программы профессиональной переподготовки при условии их сопряженности по направлению, содержанию и форме. Индивидуальный план повышения квалификации составляется работником образования на период от 3 до 5 лет. В течение одного учебного года в индивидуальном плане предусматривается прохождение модулей объемом от 12 до 44 ч.

Для сбалансированного распределения учебного времени в образовательных программах предусмотрены различные формы обучения:

  • лекции;
  • семинарские и практические занятия;
  • лабораторные работы;
  • семинары по обмену опытом;
  • круглые столы;
  • конференции;
  • выездные занятия;
  • стажировки;
  • консультации;
  • курсовые, проектные, реферативные и другие учебные работы, включая дистантное (телекоммуникационное) обучение. 

Результаты промежуточной и итоговой аттестации в системе повышения квалификации также фиксируются в единой зачетной книжке. По итогам выполнения индивидуального плана повышения квалификации в объеме не менее 72 ч образовательным учреждением выдается государственный документ установленного образца.

В ходе учебного процесса с использованием модульных образовательных программ у педагога появляется возможность конструировать индивидуальный образовательный маршрут и программу повышения квалификации с учетом своих интересов и уровня квалификации. Педагог может выбрать содержание, сроки и режим обучения. Технологичность обеспечивается за счет содержания (наполнения) вариативных модулей, использования интерактивных методов работы со слушателями и возможности построения образовательного маршрута путем комбинации модульных курсов.

По результатам прохождения профессиональной переподготовки слушатели получают диплом установленного государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести новую профессиональную деятельность. Направление профессиональной переподготовки определяется заказчиком по согласованию с образовательным учреждением повышения квалификации.

Государственные образовательные учреждения, ведущие работу по повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогических кадров, выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы установленного государственного образца:

  • удостоверение о повышении квалификации – для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 ч;
  • свидетельство о повышении квалификации – для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 ч;
  • диплом о профессиональной переподготовке – для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 ч.

Повышение квалификации проводится в основном на бюджетной основе. Работникам системы московского образования гарантирована возможность выбора таких курсов не реже одного раза в 5 лет в объеме не менее 72 ч. Зачисление на курсы на бюджетной основе происходит на основании направлений Департамента образования, окружных управлений образования и методических центров.

На факультете профессиональной переподготовки педагогических кадров Московского института открытого образования (МИОО) ежегодно обучается около 1200 слушателей по 20 специальностям. Срок обучения варьируется от 1,5 до 2 лет. Профессиональная переподготовка проводится по учебным планам и программам, рассчитанным на 1000–1600 ч аудиторных занятий на базе имеющегося высшего профессионального образования. Выпускники факультета получают диплом о профессиональной переподготовке установленного государственного образца, дающий право ведения профессиональной деятельности в сфере образования по 20 специальностям.
На факультете повышения квалификации МИОО ежегодно обучаются около 30 тыс. слушателей различных категорий.

МИОО плодотворно сотрудничает и активно обменивается опытом в деле профессиональной переподготовки и повышения квалификации с Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова, Московским государственным техническим университетом им. Н.Э. Баумана, институтами РАО и РАН. 

Таким образом, инновационность является одним из ключевых векторов развития российского образовательного пространства и его компонентов, в частности системы профессиональной переподготовки. Это приводит к растущей содержательной вариативности и уровневой дифференциации реализуемых образовательных программ. Следует обратить особое внимание педагогической общественности на необходимость формирования инвариантного компонента образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для преодоления имеющейся инерционности традиционных форм повышения квалификации при сохранении единых критериев качества системы повышения квалификации и системы профессиональной переподготовки. 

Н.И. Яковлева, 
д­р пед. наук, профессор, проректор по учебной работе МИОО 

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль