Оформление информационного уголка как мера профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

71854

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одним из направлений деятельности каждого дошкольного учреждения. Об эффективности этой работы можно судить по созданной в детском саду развивающей среде в рамках данной тематики. Особое значение при этом имеет оформление информационных уголков.

Разработка различных методических материалов по дорожному детскому травматизму для дошкольных образовательных учреждений, в т. ч. по пропаганде безопасности дорожного движения, является одной из форм работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Правовая основа, регламентирующая работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ

Правовой основой, регламентирующей эту деятельность, являются:

  • Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ
  • приказ Минобразования России от 22.08.1996 № 448 
  • Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах", утв. постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 100.

Уголок безопасности в детском саду

В каждом дошкольном образовательном учреждении в целях пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма дошкольников рекомендуется оформлять информационный уголок. Уголок безопасности в ДОУ представляет собой выставочные стенды (один или два-три), на которых расположены необходимые информационные, справочные, статистические, аналитические, обучающие и наглядные материалы по пропаганде безопасности дорожного движения .

Подобные стенды должны быть размещены на видном месте в вестибюле дошкольного учреждения, чтобы родители (или взрослые, сопровождающие дошкольников) могли ознакомиться с содержанием представленных на них материалов.

На стендах можно сделать специальные "карманы" из прозрачного материала, удобные для размещения и периодического обновления материалов. В "карманах" в качестве образцов могут находиться современные учебно-методические разработки, публикации периодической печати, наглядные иллюстрации (небольшого формата) по тематике дорожной безопасности.

Теоретически и практически значимые материалы для оформления стендов предоставляются в дошкольное учреждение инспектором по пропаганде безопасности дорожного движения местного подразделения Госавтоинспекции. Предварительно все материалы для дошкольников и их родителей (или взрослых, сопровождающих детей) изучаются сотрудниками подразделения Госавтоинспекции и воспитателями на предмет исключения ошибок в правилах дорожного движения и обязательного учета зрительного, смыслового и эмоционального восприятия информации дошкольниками и их родителями.

Оформление выставочного стенда по пропаганде безопасности дорожного движения

Представленный на стендах материал необходимо распределить по рубрикам, например:

  • "Какие опасности могут быть по дороге в детский сад";
  • "Для вас, родители!" и др.

Рубрики и наиболее значимая информация должны быть выделены яркими, привлекающими внимание детей красками (обычно оранжевого, красного, желтого цветов). Материалы "уголка безопасности" должны быть актуальными, полезными, интересными и художественно оформленными. Для этого целесообразно использовать фотографии, реально отображающие особенности дорожного движения на территории, прилегающей к дошкольному учреждению.

При оформлении "уголка безопасности" не следует упрощать его содержание размещением на стенде всем известной и неинтересной информации. Материалы, подбираемые для "уголка безопасности", должны периодически обновляться, привлекать внимание дошкольников и их родителей. В приложении представлено примерное содержание основных рубрик.

Уголок безопасности в ДОУ должен полностью отражать профилактическую работу , проводимую совместно подразделением Госавтоинспекции, органом управления образованием и дошкольным учреждением.

Практика показывает, что по оформлению и содержанию "уголка безопасности" можно в определенной степени оценить опыт данной работы, а также при необходимости принять меры по устранению недостатков в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в конкретном дошкольном учреждении, проводить мероприятия по профилактике травматизма в ДОУ.

Читайте также о других проектах в ДОУ:

Совместное мероприятие с родителями в детском саду

Проект музыкального руководителя в детском саду

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада

Проект "Календарь интересных дат" в детском саду

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста.

Приложение

Примерный перечень статистических, аналитических, информационно-справочных, пропагандистских, обучающих и наглядных материалов, размещаемых на стендах "уголка безопасности"

1. Статистические, аналитические, информационно-справочные материалы могут быть размещены в рубрике: "ДТП с участием дошкольников в городе, микрорайоне". В "карманы" стенда помещаются следующие справки:

  • статистика дорожно-транспортных происшествий с участием дошкольников-пешеходов и пассажиров в городе, микрорайоне (с указанием конкретных улиц города, дат, дней недели, времени суток, возраста ребенка, краткий анализ конкретных причин и условий, в результате которых произошли дорожно-транспортные происшествия);
  • ежемесячные данные о детском дорожно-транспортном травматизме: количестве погибших и получивших травмы детей.

2. В рубрике "Информация для дошкольников" должны быть представлены наглядные, интересные дошкольникам, художественно оформленные материалы. Например:

  • рисунки детей по тематике безопасности дорожного движения или полезные для запоминания цветные иллюстрации из учебно-методической литературы и плакатов небольшого формата с изображением опасных и обязательно (в качестве альтернативы) безопасных дорожных ситуаций;
  • отдельные иллюстрации для сравнения транспортных и пешеходных светофоров, пешеходных переходов ("зебры", подземного, надземного);
  • иллюстрации известных дошкольникам дорожных знаков, правильных и неправильных действий пешеходов (на предмет определения детьми, можно или нельзя совершать изображенные на картинках действия).

Все наглядные материалы должны быть познавательными и обучающими.

3. В рубрике "Для вас, родители!" могут быть представлены следующие материалы:

  • Схема основных маршрутов безопасного движения родителей (или взрослых, сопровождающих детей) по территории, прилегающей к дошкольному учреждению. Схема должна легко читаться и быть понятной. На ней обозначаются:
  • строения, зеленые насаждения, дороги, перекрестки, стоянки автомобилей, остановки маршрутного транспорта и т. д.;
  • опасные места (захламленные территории, объекты, закрывающие обзор, открытые люки, места ремонта тротуара и складирования строительных материалов и т. д.);
  • основные безопасные пути движения к дошкольному учреждению;
  • участки дорог с интенсивным движением транспортных средств;
  • направление и скоростной режим движения транспортных потоков;
  • места расположения транспортных и пешеходных светофоров, дорожной разметки, дорожных знаков "Дети", "Пешеходный переход" и др.;
  • состояние освещенности дорог, прилегающих к дошкольному учреждению, и др.

Особо должны быть выделены опасные места, которые родителям необходимо знать, и участки с интенсивным движением транспорта. Все надписи должны быть четкими и разборчивыми. Дороги обозначаются со всеми элементами: проезжая часть, тротуары, трамвайные пути и др. Размещение на схеме светофоров, дорожных знаков, пешеходных переходов и т. д. должно соответствовать их действительным местам расположения.

Все основные маршруты к дошкольному учреждению от ближайших остановок, станций метро, основных мест проживания дошкольников (жилых зон) обозначаются хорошо видимыми линиями со стрелками, указывающими направление движения.

Схема маршрутов составляется инспектором по пропаганде безопасности дорожного движения и территориального подразделения, утверждается начальником местного отдела ГИБДД.

Данная схема должна постоянно обновляться с учетом всех изменений, происходящих на территории, прилегающей к дошкольному учреждению, и вынуждающих родителей (взрослых) менять маршрут движения (например, перенос остановки маршрутного транспорта; наличие временных сооружений или складирование какого-либо материала, закрывающего обзор проезжей части; установка временных пешеходных ограждений; плохая освещенность территории; ремонт дорожного покрытия на тротуаре или проезжей части и др.).

Кроме того, рядом со схемой должна быть письменная информация обо всех имеющихся опасностях по маршрутам движения и изменениях в состоянии дорожного движения на прилегающей территории.

Все места дорожно-транспортных происшествий с участием дошкольников, если они произошли на данной территории, а если их не было, то все опасные для детей участки должны быть отмечены красными флажками и содержать письменную информацию с названием улиц и объяснением, в чем опасность указанных участков дорог.

4. "Советы для родителей". Это может быть информация следующего содержания:

  • Взрослые, находясь с дошкольниками на улице, всегда должны держать их за руку.
  • Находясь в автомобиле, дошкольники не должны сидеть на переднем сиденье. Дети до 12 лет перевозятся на заднем сиденье автомобиля с использованием специального дет­ского устройства.
  • Никогда не пристегивайте взрослого и ребенка одним ремнем безопасности. Ремень безопасности должен иметь адаптер для регулирования его по росту ребенка.
  • Не разрешайте детям стоять в автомобиле между спинками сидений.
  • Никогда не перевозите ребенка на коленях на переднем или заднем сиденье.

Информация обо всех профилактических мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении по безопасности дорожного движения (игры; смотры-конкурсы на лучший рисунок; развивающие и обучающие занятия по изучению правил безопасного поведения на улице; заучивание стихов, отгадывание загадок; театрализованные спектакли-представления; показ мультфильмов и т. д. с указанием дат, сроков проведения, сообщениями о ходе подготовки к ним, участии родителей в этих мероприятиях и подведении итогов).

Краткая информация с разъяснениями о некоторых психофизиологических и возраст­ных особенностях поведения дошкольников, типичных ошибках в их поведении на улице.

Информация об автогородках, автоплощадках в городе, микрорайоне, в дошкольном учреждении, где дети могут получить знания по правилам дорожного движения и сформировать умения и навыки безопасного поведения на улице. 

Информация о современных учебно-методических и наглядных пособиях, статьях в газетах и журналах по безопасности дорожного движения, которые родители могут использовать при объяснении детям основ безопасности дорожного движения.

Ознакомиться с данной литературой родители могут, воспользовавшись прозрачными "карманами" на стенде, где рекомендуется размещать образцы современных методических разработок, наглядных пособий и др.

Е.А. Козловская,
канд. пед. наук, главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения ГИБДД МВД России

Материал предоставлен редакцией журнала "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль