Формирование бюджета ДОУ на основе нормативов

13822

Нормативно­подушевое финансирование – один из основных финансово­-экономических механизмов модернизации системы образования. Использование норматива бюджетного финансирования (далее – НБФ) позволяет:

  • формировать бюджет образовательных учреждений;
  • определять объективные потребности в финансовых средствах и оптимизировать затраты;
  • обеспечивать прозрачность при формировании и прохождении финансовых потоков. 

Финансирование предоставленной образовательной услуги (а не учреждения) и зависимость объемов бюджетов от числа учащихся создают условия для оценки и стимулирования качества предоставляемого образования.

В настоящее время в соответствии с требованиями законов РФ от 06.10.99 № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (с изм. и доп.) и от 06.10.03 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (с изм. и доп.) перед всеми регионами встала задача определения норматива на предоставление основных общеобразовательных программ. В то же время реализация нормативов при формировании бюджетов на муниципальном уровне и уровне образовательного учреждения является скорее исключением, чем правилом. Причин несколько. Регионы, в полномочия которых в соответствии с законодательством входит задача определения нормативных затрат на обеспечение государственных гарантий реализации образовательного процесса в общеобразовательных школах, должны самостоятельно разрабатывать и утверждать как саму величину норматива, так и порядок перехода на финансирование с использованием нормативов на муниципальном уровне. 

Муниципалитеты могут устанавливать нормативы только в рамках своих полномочий, поэтому по школам у них “связаны руки”, они вынуждены использовать нормативы, установленные субъектом РФ. В результате регионы встали перед необходимостью корректировки нормативов с помощью большого числа поправочных коэффициентов, без которых реализация принципа НБФ на муниципальном, а особенно на школьном уровне невозможна.

По дошкольным образовательным учреждениям (ДОУ) ситуация иная. Финансирование ДОУ – полномочие муниципального уровня, следовательно, и нормативы могут и должны устанавливаться муниципалитетом. Субъект может предложить методику расчета, что и сделано в некоторых регионах. Но принимать или не принимать такой порядок расчета, а также утверждать методику и сами нормативы – это может только муниципалитет.

Для успешной реализации нормативного принципа при финансировании учреждений образования на местном уровне необходимо создание целого пакета документов, регламентирующих такой переход. Причем документы должны разрабатываться в контакте с финансовыми департаментами, так как НБФ нацелено на объективное определение объемов финансовых потоков и повышение их прозрачности. В значительной мере введение НБФ является необходимым и неизбежным моментом при проведении реформирования регионального финансирования, политики децентрализации управления образовательной сферой, развития хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений.

Одним из таких документов является Методика определения нормативов финансовых затрат в ДОУ (авторы: Типенко Н.Г., Никитина Е.Н., Бочкарева Т.С., Лапушинская А.С.) (приложение). В методике используется тот же подход к нормативу как конституционно гарантированной услуге, который нами был разработан и широко применяется по общему образованию. 

Финансирование дошкольных учреждений на норматив сегодня менее распространен, по сравнению со школами. В то же время сделать это технически проще, так как здесь задействован только один уровень: муниципалитет и разрабатывает норматив, и финансирует из своего бюджета, вместо двух уровней в случае со школой, где субъект РФ разрабатывает норматив, а муниципалитет финансирует.

Приложение

Методика определения нормативов финансовых затрат в ДОУ

Настоящая методика позволяет формировать бюджет ДОУ на основе единого подхода к определению нормативов финансирования содержания, обучения и воспитания детей в ДОУ на одного воспитанника в целях обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории области, обеспечивает прозрачность при формировании и прохождении финансовых потоков в сфере образования, создает стимулы к эффективному использованию бюджетных средств.

Методика разработана в соответствии:

  • с Законом РФ от 10.07.92 № 3266-1 “Об образовании” (с изм. и доп.);
  • Бюджетным кодексом РФ (с изм. и доп.);
  • Федеральным законом от 06.10.99 № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (с изм. и доп.);
  • Федеральным законом от 06.10.03 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (с изм. и доп.);
  • постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 677 “Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении” (с изм. и доп.);
  • Нормативами по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли­сады, детские сады) (утв. постановлением Минтруда России от 21.04.93 № 88);
  • постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.03 № 24 “О введении в действие санитарно­эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03”.

Определение подушевых нормативов финансовых затрат на содержание, обучение и воспитание детей в ДОУ

1. В нормативные затраты на одного воспитанника (содержание, обучение и воспитание детей в ДОУ) включаются текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административного, вспомогательного и обслуживающего персонала муниципальных ДОУ, начисления на заработную плату), а также расходы муниципальных дошкольных учреждений на обеспечение материальных затрат: расходы на приобретение услуг (связь, транспорт, пр.), увеличение стоимости материальных запасов (медикаменты, мягкий инвентарь) и прочие текущие услуги, кроме коммунальных расходов и расходов социального характера.

2. Норматив расходов на содержание, обучение и воспитание детей в ДОУ в расчете на одного воспитанника определяется на основе:

  • базовых расходов на оплату педагогической услуги на одного воспитанника;
  • нормативного соотношения ставок заработной платы педагогических работников и ставок заработной платы административного, вспомогательного и обслуживающего персонала;
  • нормативного соотношения тарифного фонда и фонда надбавок и доплат;
  • расходов на обеспечение материальных затрат (расходы на приобретение услуг (связь, транспорт, пр.), увеличение стоимости материальных запасов (медикаменты, мягкий инвентарь) и прочие текущие расходы);
  • коэффициентов удорожания базовых расходов на оплату педагогической услуги на одного воспитанника;
  • норм регионального законодательства дополнительно к нормам федерального законодательства;
  • норм по питанию и мягкому инвентарю (письмо Минобразования России от 22.09.93 № 164-М, постановления Совмина СССР от 18.05.49 № 2004, от 12.04.84 № 317). Финансирование затрат на питание и мягкий инвентарь на ребенка определяется в абсолютной величине с учетом индекса­дефлятора, но не ниже уровня предыдущего года. 

3. Расчет базовых расходов на оплату педагогической услуги осуществляется на содержание, обучение и воспитание ребенка по возрастным группам (в возрасте до трех лет и в возрасте старше трех лет) в соответствии с реализуемыми программами воспитания и обучения (обычные группы, компенсирующие группы, группы ухода, присмотра и оздоровления), а также коэффициентов удорожания базовых расходов на оплату педагогической услуги на одного воспитанника, исходя из следующих показателей: 

  • количество воспитанников в группе; 
  • длительность пребывания детей в группе в течение дня, 5¬дневная рабочая неделя;
  • ставка заработной платы по региональной тарифной системе в соответствии со средневзвешенным разрядом педагогических работников;
  • нагрузка воспитателей (36 ч в неделю) и помощников воспитателей (40 ч в неделю);
  • доплаты за особые условия труда (в ночные часы в группах с 24¬часовым пребыванием);
  • доплаты за работу с детьми-сиротами и лицами, имеющими отклонения в развитии (группы ухода, присмотра и оздоровления).

4. Доля расходов на оплату труда административного, вспомогательного и обслуживающего персонала устанавливается от общего фонда оплаты труда (далее – ФОТ) учреждения: для городской местности – 55%, для сельской местности – 45%. 

5. Надтарифный ФОТ (фонд надбавок и доплат) составляет 25% ФОТ по каждому образовательному учреждению.

6. Нормативы финансовых затрат на содержание, обучение и воспитание детей в ДОУ в расчете на одного воспитанника для каждого городского округа и муниципального района исчисляются по формуле:

Rsni = Зsni + Pмат, 

где
Зsni – расходы по заработной плате в i¬том муниципальном образовании на содержание, обучение и воспитание детей в ДОУ в расчете на одного воспитанника по видам групп (s) и по возрастам воспитанников (n);
Pмат – расходы на обеспечение материальных затрат в расчете на одного воспитанника.

7. Зsni определяется по формуле:
(  (Дневные часы + Ночные часы х w) х Дни работы ДОУ в неделю
  Ставка
  по РТСвосп +

 Недельная нагрузка на воспитателя 
  
 Наполняемость группы
 

+
 (Дневные часы + Ночные часы  w)  Дни работы ДОУ в неделю
  Ставка
  по РТСпомощ ) 

 Недельная нагрузка на помощника воспитателя 
  
 Наполняемость группы
 

х 12 месяцев х 1,262 х 1,02 х 1,33 х b х a х k,
где Дневные часы – часы пребывания детей в ДОУ в дневное время (4 ч для групп с кратковременным пребыванием, 9 ч для обычных групп, 16 ч для групп с 24¬часовым пребыванием); 
Ночные часы – часы пребывания детей в ДОУ с 10 ч вечера до 6 ч утра;
w – коэффициент надбавок за работу в ночное время (35%);
Дни работы ДОУ в неделю – 5¬дневная рабочая неделя;
Недельная нагрузка на воспитателя – число часов на ставку заработной платы в неделю: 36 ч;
Ставка по РТСвосп – ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенному разряду по РТС для воспитателей (13¬й разряд для городских образовательных учреждений);
Ставка по РТСпомощ – ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенному разряду по РТС для помощников воспитателей (4¬й разряд);
Наполняемость группы – нормативная наполняемость группы (в соответствии с табл. 1);
Недельная нагрузка на помощника воспитателя – число часов на ставку заработной платы в неделю: 40 ч;
12 месяцев – количество месяцев в году;
1,262 – коэффициент отчислений по единому социальному налогу;
1,02 – коэффициент надбавок из тарифного фонда (коэффициент увеличения ФОТ, связанного с повышением стажа, квалификационной категории и т. п.);
1,33 – коэффициент надбавок и доплат из надтарифного фонда;
b – коэффициент увеличения ФОТ на административный, вспомогательный и обслуживающий персонал (в городских учреждениях – 2, в сельских учреждениях – 1,82);
а – коэффициент удорожания для сельской местности (25%);
k – коэффициенты удорожания по видам групп, представленные в табл. 2.

8. Расходы на обеспечение материальных затрат (Рмат) определяются на каждого воспитанника в процентном отношении к общему размеру норматива расходов, в соответствии со сложившимися расходами при ежегодном постепенном увеличении доли этих расходов.

9. В соответствии с постановлением Конституционного Суда* в рамках исполнения ст. 153 Закона от 22.08.04 № 122¬ФЗ органы местного самоуправления обязаны сохранить сложившиеся по состоянию на 31.12.04 пропорции в распределении расходов на содержание детей в муниципальных ДОУ между родителями и муниципальными образованиями, определенные федеральными нормами, действовавшими до 1 января 2005 года. 

Нормативные расходы на содержание, обучение и воспитание детей в ДОУ за счет средств бюджета не могут составлять менее 80% общих нормативных затрат. Родительская плата в ДОУ не может превышать 20% всех нормативных затрат на содержание, обучение и воспитание детей в ДОУ. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль