Физическая готовность детей к школьному обучению

10756

Процесс перехода ребенка из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в его жизни, требующим напряжения всех физиологических систем организма, эмоционально­волевой сферы. Чтобы этот период был для него менее болезненным, его нужно заблаговременно готовить к школе. Важно, чтобы к этому моменту ребенок обладал не только определенной суммой знаний и умений, но и имел хорошее физическое и психическое здоровье.

Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка может быть отмечено в том случае, если за время пребывания его в детском саду будет осуществляться целенаправленная работа по формированию физической культуры  и культуры здоровья.

Одной из наиболее актуальных задач образовательной политики России является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. Ее решение связано 
с сохранением здоровья и развитием личности каждого ребенка.

За последнее 10-летие в Российской Федерации значительно ухудшилось состояние здоровья детей дошкольного возраста. По результатам всероссийской диспансеризации детей только 32,1% признаны здоровыми (I группа здоровья в детском саду), 51,7% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), 16,2% – хронические заболевания. Результаты выборочных научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время не более 10% детей 5–7 лет можно считать абсолютно здоровыми.

На этапе подготовки ребенка к школе основным моментом в улучшении медицинского обслуживания в детском саду должны стать преемственность и взаимосвязь в работе поликлиники и ДОУ.

Перед поступлением ребенка в школу необходимы тщательное прогнозирование течения адаптации ребенка к новым ожидающим его условиям и формирование комплексных психолого­медико¬педагогических рекомендаций.

В области физической культуры и здоровья детей 5–7 лет предлагается комплекс мер, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, формирование физической культуры, представленный следующими блоками.

1-й блок – здоровьесберегающая направленность форм, средств и методов физического воспитания дошкольников, которая включает в себя:

  1. Комплексную психолого­физиологическую диагностику развития ребенка и готовность его к школьному обучению, мониторинг состояния здоровья  и физического развития детей в ДОУ.
  2. Отбор педагогических технологий с учетом возрастных особенностей детей и их функциональных возможностей на данном этапе развития, отказ от “школьного” типа обучения детей дошкольного возраста.
  3. Внедрение технологий создания здоровьесберегающей среды в детском саду:
    рациональный режим дня, построенный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, физической и умственной работоспособности;
    оптимальный двигательный режим;
    эффективное закаливание;
    обеспечение благоприятной гигиенической обстановки;
    преобладание положительных эмоций у детей;
    использование психолого­педагогических приемов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей.
  4. Проектирование физкультурно-игровой среды в условиях дет­ского сада с целью оздоровления и всестороннего развития личности ребенка (приемы повышения эффективности использования оборудования путем создания новизны и смены оборудования, внесение новых пособий и т. д.).
    Физическая готовность ребенка к школьному обучению, школьная зрелость дошкольника – это состояние здоровья, определенный уровень морфо­функциональной зрелости его организма,  необходимая степень развития двигательных навыков и качеств, физическая и умственная работоспособность.
  5. Разработку образовательных технологий:
    занятия, беседы, игры, игровые упражнения, художест¬венная литература, просмотры видеофильмов, направленные на формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни;
    приемы выполнения упражнений, самомассажа, гимнастики для глаз, дыхательных упражнений, закаливающих процедур;
    занятия, направленные на формирование представлений о строении своего тела и отдельных систем и органов (по ознакомлению с окружающим, логопедические занятия);
    формирование представлений о многообразии физических 
    и спортивных упражнений, назначении и способах использования движений, их практической значимости (подвижные игры и физические упражнения, игры с элементами спорта 
    и акробатики, ритмическая гимнастика, занятия по физиче¬ской культуре);
    приемы, направленные на активную роль ребенка в укреплении своего здоровья в разных формах познавательной и двигательной деятельности (занятия по ознакомлению с окружающим, дидактические игры с включением активных действий, подвижные игры, сюжетно­ролевые игры с включением динамического компонента);
    приемы самоконтроля и саморегуляции в процессе разных форм двигательной активности (игровые упражнения, дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения).

2-й блок – для достижения высокого качества работы по физической культуре планируются: 

  1. Разработка и реализация вариативных программ, направленных на формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни, включение в содержание занятий по разным видам деятельности соответствующего материала.
  2. Использование новейших технологий обучения детей разным видам движений; повышение эффективности занятий физической культуры, проведение мониторинга физического развития и состояния здоровья детей.
  3. Привлечение семьи к формированию  у детей здорового образа жизни и культуры здоровья.

3-й блок – модернизация содержания работы с детьми на основе внедрения следующих личностно ориентированных педагогических технологий:

  1. Разработка дифференцированных занятий по физической культуре с учетом уровня двигательной активности детей, состояния здоровья, уровня физической подготовленности 
    и половозрастных различий.
  2. Разработка технологий оздоровительной физической культуры с учетом уровня индивидуального развития ребенка в дошкольном учреждении.
  3. Внедрение элементов креативной педагогики с целью формирования положительной мотивации у детей к самовыражению  в движении и образном перевоплощении на основе удовлетворения их двигательной активности.

4-й блок – для развития и совершенствования адаптивных и функциональных возможностей детского организма необходимо использовать комплексы физических упражнений и игр, направленных на развитие двигательных качеств и способностей (координационных, ловкости, быстроты, движений, силы, скорости, гибкости).

5-й блок – взаимодействие детского сада с семьей, общеобразовательной и спортивными школами, социокультурным окружением.

Основными формами сотрудничества с семьей при этом являются:

  • коллективное сотрудничество (родительские собрания, круглые столы, тренинги, деловые игры, семинары, досуги, открытые занятия);
  • индивидуальное сотрудничество (анкетирование, “обратная связь”, консультации, беседы, домашние задания, “Почта доверия” – анонимные обращения и пожелания педагогов и родителей);
  • наглядно-­информационное сотрудничество (стенды, “памятки для родителей”, выставки работ, рабочих тетрадей детей);
  • активное участие родителей в жизни ребенка (подвижные игры, совместные занятия, соревнования, тренинги “воспитатель – родитель – ребенок”);
  • посещение детьми занятий в школе, спортивных соревно­ваний.

Своевременная и углубленная диагностика физической подготовленности позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств у ребенка, а также определить степень его соответст­вия возрастным нормам. Результаты тестирования детей помогают изучить особенности их моторного развития и прогнозировать объем средств и методов физического воспитания дошкольников. Следует также отметить, что обнаруженная неравномерность в развитии двигательной функции детей дает возможность определить причины их отставания или опережения в усвоении программы и наметить педагогические приемы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения.

Хороший фундамент общей физической подготовленности, заложенный на основе сочетания дифференцированного обучения детей основным видам движений с развитием физических качеств и двигательных способностей позволяет достичь гармоничного физического развития на важном этапе подготовки детей к обучению в школе.

При определении готовности ребенка к обучению в школе важно учитывать не только достигнутый им уровень развития моторики, но и его потенциальные двигательные возможности. Диапазон уровня физической подготовленности (разброс между максимальными и минимальными показателями) каждого ребенка позволит оценить его функциональные и двигательные возможности.

Для этой цели мы предлагем использовать различные диагностические тесты в виде контрольных двигательных заданий в игровой или соревновательной форме (приложение). Данные тесты были апробированы в дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы, а также во многих регионах России. Эти тесты отличает доступность выполнения. Они не требуют дополнительной подготовки воспитателя и сложного оборудования для их проведения. Также они обладают высокой статистической достоверностью. Показатели тестов были получены на основе обследования 696 детей, проведенного в 2005–2007 гг., и могут являться ориентировочными нормативными данными.

Уровень физической подготовленности позволяет определить:

  • степень овладения ребенком “азбукой движений”: базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях; элементами техники всех основных видов движений;
  • умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно используя свой арсенал двигательных действий в различных условиях;
  • развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных особенностей;
  • общую двигательную активность ребенка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении (с помощью комплексной оценки двигательной активности).

Двигательная активность – важный показатель физической подготовленности детей.
Обследование двигательной активности детей проводится 3–4 раза в год (осень, зима, весна, лето) по трем параметрам (объем, продолжительность, интенсивность) в разные режимные моменты дня (во время физкультурного занятия, на прогулке, за целый день пребывания ребенка в дошкольном учреждении).

Комплексная оценка двигательной активности детей дается с использованием методик: шагометрии, хронометрирования, педагогических наблюдений.

Предложенные диагностические тесты для определения физической подготовленности детей помогают воспитателю выявить причины отставания или опережения детей в освоении программного материала, создают предпосылки для оптимизации процесса физического воспитания в дошкольном учреждении.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль