Создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях

14194

Основные причины нарушений правил пожарной безопасности

В современных условиях пожары являются наиболее распространенными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций.

Анализ статистических данных о возгораниях в учреждениях образования всех уровней показал, что в 2006 г. и за первое полугодие 2007 г. в образовательных учреждениях Российской Федерации произошло 556 пожаров. В среднем это означает, что пожары происходили ежедневно. Материальный ущерб составил десятки миллионов рублей, но главный ущерб – это гибель людей.

В этих условиях сотрудниками местных органов Госпожнадзора МЧС России было принято решение действовать более жестко и на опережение – из­за грубых нарушений правил пожарной безопасности в образовательных учреждениях по решению судов приостановлена деятельность свыше 800 школ и детских садов. Как отмечают представители МЧС России, к наиболее распространенным причинам нарушений правил пожарной безопасности (ППБ) относятся:

  • отсутствие организационных и нормативно­правовых документов образовательного учреждения, регламентирующих ППБ в образовательных учреждениях;
  • неподготовленность персонала к действиям при возгорании;
  • неудовлетворительное состояние путей эвакуации;
  • неисправность электросетей, электрооборудования, систем отопления;
  • отсутствие или неисправность автоматических систем противопожарной защиты.

Так, с начала 2007 г. Пензенским Ростехнадзором проведены 42 плановые проверки учреждений образования области, в основном сельских школ. По результатам проверок оказалось, что 70% из них не соответствуют требованиям пожарной безопасности.

Данные примеры свидетельствуют о необходимости принятия серьезных мер по организации и выполнению ППБ и подготовке учащихся и персонала к действиям в случае пожара. Данная работа организуется на основании законодательных и подзаконных актов Российской Федерации, регламентирующих противопожарную безопасность в организациях, учреждениях и на предприятиях.

Нормативные документы, регламентирующие пожарную безопасность

Основными нормативными документами, регламентирующими ППБ, являются:

  • Федеральный закон от 21.12.94 № 69­ФЗ “О пожарной безопасности” (в ред.
    от 26.04.07);
  • приказ МЧС России от 18.06.03 № 313 “Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации”;
  • приказ Госкомобразования СССР от 04.07.89 № 541 “О введении в действие правил пожарной безопасности (ППБ­101­89)”;
  • письмо Минобрнауки России от 27.04.07 № 03­898 «О Методических рекомендациях по курсу “Основы безопасности жизнедеятельности”»;
  • приказ МЧС России от 16.03.07 № 140 “Об утверждении Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения”;
  • письмо Минобрнауки России от 27.11.06 № АС­1370/06 “Об усилении мер противопожарного режима в образовательных учреждениях”.

Российское законодательство о противопожарной защите основывается на Конституции РФ и включает в себя вышеуказанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные акты, а также законы и иные нормативные акты субъектов РФ, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Кроме перечисленных выше документов вопросы противопожарной защиты регламентируются соответствующими государственными стандартами, строительными нормами и правилами. К основным из них можно отнести:

  • ГОСТ 12.1.033­81 ССБТ. Пожарная безопасность. Термины и определения;
  • ГОСТ 12.2.047­86 ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения;
  • ГОСТ Р 51057­97 Пожарная техника. Огнетушители переносные. Общие технические требования.  Методы испытания;
  • ГОСТ Р 12.2.143­2002 ССБТ. Системы фотолюминисцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля;
  • ГОСТ 12.4.009­83 ССБТ. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание;
  • НПБ 166­97. Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации;
  • НПБ 110­99. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической сигнализацией;
  • НПБ 88­2001. Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования.

Во всех перечисленных документах изложены основные требования, касающиеся образовательных учреждений. Так, Федеральный закон “О пожарной безопасности” определяет, что руководитель учреждения, организации, предприятия несет полную ответственность за обеспечение безопасности, а ст. 25 данного закона предписывает: “Обучение мерам пожарной безопасности работников предприятий проводится администрацией (собственниками) этих предприятий в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации”.

В свою очередь, п. 1.2. ППБ­101­89 определяет: “Руководители, учителя, воспитатели, преподаватели, обслуживающий персонал и другие работники детских учреждений, а также учащиеся и воспитанники обязаны знать и строго выполнять ППБ, а в случае возникновения возгорания принимать все зависящие от них меры к эвакуации и тушению пожара”.

Принимая во внимание, что такое количество документов регламентирует противопожарную защиту в бразовательных учреждениях, руководители детских садов и школ должны не только знать требования данных документов, но и умело обеспечивать их выполнение. С этой целью целесообразно учитывать требования, предъявляемые надзорными органами МЧС России к техническому обеспечению противопожарной защиты образовательных учреждений.

Контроль проведения противопожарных мероприятий

Контроль проведения противопожарных мероприятий в образовательных учреждениях проводится по следующим направлениям:

  • содержание территории;
  • содержание зданий и помещений;
  • пути эвакуации и эвакуационные выходы;
  • состояние систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;
  • состояние и использование электроустановок;
  • противопожарное водоснабжение;
  • автоматические системы противопожарной защиты;
  • первичные средства пожаротушения;
  • требования безопасности при проведении массовых мероприятий.

Локальные акты, регламентирующие обеспечение пожарной безопасности ОУ

На основании законодательных и иных нормативно­правовых документов, содержащих требования по противопожарной защиты, исходя из специфики функционирования образовательного учреждения разрабатываются:

  • приказ руководителя образовательного учреждения о противопожарных мероприятиях и назначении ответственных за исполнение ППБ;
  • инструкция о мерах пожарной безопасности в здании образовательного учреждения и на прилегающей территории;
  • план действий администрации и персонала в случае пожара в школе.

Кроме того, в образовательном учреждении составляется инструкция дежурному администратору по пожарной безопасности, а также памятка о мерах пожарной безопасности в помещениях образовательного учреждения.

В приказе директора образовательного учреждения о противопожарных мероприятиях и назначении ответственных, как правило, отражаются следующие вопросы:

  • назначается ответственное лицо за реализацию противопожарных мер;
  • назначаются ответственные лица за выполнение ППБ в кабинетах, коридорах, рекреациях, залах и других помещениях образовательного учреждения;
  • назначается ответственное лицо за противопожарную защиту в группе продленного дня и в ночное время;
  • определяется порядок разработки и представления проекта инструкции о мерах противопожарной защиты в здании образовательного учреждения и на его территории;
  • определяется порядок и проведение инструктажа по ППБ;
  • назначается нештатная пожарная спасателей и др.

В инструкции о правилах ППБ в здании образовательного учреждения и на его территории излагаются следующие требования:

  • порядок содержания территории образовательного учреждения, зданий и помещений;
  • состояние и особенности содержания отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;
  • требования к использованию электроустановок;
  • состояние и содержание установок пожарной автоматики;
  • требования к оснащению первичными средствами пожаротушения и их содержанию;
  • требования безопасности для помещений различного назначения (классы химии, физики, труда, информатики и т. д.);
  • требования безопасности при проведении массовых мероприятий;
  • порядок действий в случае возникновения пожара.

В плане действий администрации и персонала в случае пожара в образовательном учреждении отражаются необходимые мероприятия и ответственные лица за их выполнение:

  • вызов пожарной команды;
  • порядок эвакуации детей и персонала;
  • организация встречи команды спасателей;
  • порядок отключения системы электроснабжения образовательного учреждения;
  • организация и тушение пожара нештатной командой до прибытия спасателей;
  • порядок сверки списочного состава учащихся с фактическим наличием эвакуируемых из здания детей и др.

Кроме того, в образовательном учреждении ведутся журналы:

  • регистрации вводного противопожарного инструктажа;
  • регистрации противопожарного инструктажа на рабочем месте;
  • учета первичных средств пожаротушения.

Противопожарный инструктаж

Противопожарный инструктаж – одна из форм обучения работников мерам противопожарной защиты. По характеру и времени проведения противопожарные инструктажи подразделяются на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой.

Вводный инструктаж инструктаж проводится при приеме сотрудника на работу по программе, утвержденной руководителем образовательного учреждения, ответственным за противопожарную защиту, с регистрацией результатов и даты инструктажа в журнале.

Первичный инструктаж инструктаж на рабочем месте проводится до начала производственной деятельности со всеми вновь принятыми в организацию работниками, с лицами, прибывшими на производственную практику, с работниками, выполняющими огневые и другие пожароопасные работы.

Повторный инструктаж инструктаж проводится не реже одного раза в полугодие со всеми работниками независимо от их квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы.

Внеплановый инструктаж проводится:

  • при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по пожарной безопасности, а также изменений к ним;
  • для создания безопасных условий при организации образовательного процесса при замене или модернизации оборудования, учебных приборов, введении компьютерного оборудования, интерактивных досок и в других случаях, влияющих на противопожарную защиту;
  • при нарушении работающими требований пожарной безопасности, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару;
  • по требованию инспектора или органа государственного пожарного надзора;
  • при перерывах в работе (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда) более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ – 60 дней.

Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф, проведении в образовательном учреждении массовых мероприятий.

Порядок прохождения работниками противопожарных инструктажей определяется приказом руководителя образовательного учреждения или инструкцией о противопожарном режиме.

Проверка противопожарных отношений

Согласно п. 137 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации перед началом учебного года здания образовательного учреждения должны быть проверены в противопожарном отношении и приняты соответствующими комиссиями. Комиссия, кроме перечисленных выше документов, рассматривает:

  • договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации;
  • акт проверки работоспособности системы оповещения о пожаре;
  • акт проверки наличия и исправности первичных средств пожаротушения;
  • акт о замере сопротивления изоляции;
  • акт проверки внутреннего противопожарного водопровода;
  • акт огнезащитной обработки деревянных конструкций чердака;
  • свидетельство об обучении пожарно­техническому минимуму руководителя образовательного учреждения и ответственного за пожарную безопасность.

Акт проверки работоспособности системы оповещения о пожаре составляется в произвольной форме и подписывается инспектором Госпожнадзора управления государственной противопожарной службы административного округа.

Акт проверки наличия и исправности первичных средств пожаротушения составляется в произвольной форме и подписывается инспектором Госпожнадзора управления государственной противопожарной службы административного округа.

Акт проверки внутреннего противопожарного водопровода составляется в произвольной форме и подписывается внутрипроверочной комиссией образовательного учреждения, назначаемой приказом директора.

Таким образом, нормативно­правовые документы образовательного учреждения устанавливают противопожарный режим и порядок контроля выполнения правил пожарной безопасности, определяют организационные мероприятия по пожарной безопасности, а также порядок действий учащихся и работников при возникновении пожара.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль