Диагностика инновационного потенциала педагогического коллектива

14405

Инновационный потенциал педагогического коллектива раскрывается в способности к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и технологий. Предлагаем комплект анкет для определения уровня новаторства учителей.

В настоящее время меняется роль и место школы в жизни общества, ее ценностные ориентации. Заметную роль в процессе преобразования учебных заведений играют педагогические коллективы школ, важнейшей характеристикой которых является способность к инновационной деятельности. Условием успешного развития инновационных процессов в сфере образования становится инновационный потенциал образовательной организации. Диагностика уровня развития инновационного потенциала педагогического коллектива (далее – ИППК) осуществлялась в процессе конструирования опыта по этой проблеме в ГОУ СОШ № 297 СВАО г. Москвы.

Коллектив школы работал над созданием адаптивной образовательной среды, методическая работа осуществлялась через деятельность традиционных методических кафедр, структура управления носила линейный характер. 

Социологические исследования, проводимые с 1998 г., показали, что в основном родители удовлетворены образовательными услугами, которые оказывает школа, но при этом они хотели бы расширить их спектр. Анкетирование учащихся и родителей выявило их потребность в следующих общеобразовательных услугах: открытии классов с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля, раннем изучении иностранного языка, расширении сети кружков и секций. Кроме того, анкетирование учителей продемонстрировало, что большинство членов педагогического коллектива осознали необходимость создания в школе условий, при которых возможна максимальная самореализация каждого ученика.

Эти условия повлияли на выбор педагогическим коллективом индивидуального пути развития школы, при этом должна была быть выявлена общая направленность инноваций на развитие учащихся, удовлетворение их разнообразных интересов и склонностей.

Между тем реальные результаты деятельности педагогического коллектива по обучению, воспитанию и развитию учащихся в этот период существенно отличались от желаемых (запланированных). При анализе причины их расхождения на первый план выходят следующие проблемы: 

  1. Проблема педагогических кадров, включающая в себя вопросы педагогической подготовки учителей и психологической направленности на обновление школы.
  2. Проблема учащихся, включающая вопросы контингента, содержания образования по ступеням, мотивации и результативности учебной деятельности, условий обучения. 

Выполненное ранжирование указанных проблем позволило в качестве основной выделить проблему кадров. Необходимым условием системного преобразования школы является достаточный для этой деятельности уровень ИППК школы.

наверх

Сущность инновационного потенциала педагогического коллектива  

Сущность инновационного потенциала педагогического коллектива заключается в его способности к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и технологий. Система показателей ИППК включает в себя: восприимчивость и отношение учителей к новшествам, подготовленность их к освоению инноваций, уровень новаторства учителей в школьном коллективе, уровень творческой активности педагогов, развитость их коммуникативных связей.

С целью выявления уровня ИППК был разработан и апробирован комплект анкет для учителей. 

наверх

Анкета № 1: Восприимчивость педагогов к новому

  1. Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом в своей деятельности, стремитесь внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества, индивидуального стиля Вашей педагогической деятельности?
  2. Вы постоянно занимаетесь самообразованием?
  3. Вы придерживаетесь определенных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности?
  4. Вы сотрудничаете с научными консультантами?
  5. Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее?
  6. Вы открыты новому?

Определите свою восприимчивость к новому, используя следующую оценочную шкалу: всегда – 3 балла, иногда – 2 балла, никогда – 1 балл.

Уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам определяется по формуле: К = Кфакт : Кмакс, где К – уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам; Кфакт – фактическое количество баллов, полученных всеми учителями; Кмакс – максимально возможное количество баллов.

Для оценки уровня ИППК используются следующие показатели:

  • критический уровень –  К < 0,45;
  • низкий уровень – 0,45 < К < 0,65;
  • допустимый уровень – 0,65 < К < 0,85;
  • оптимальный уровень – К > 0,85.

наверх

Анкета № 2: Информационная готовность педагогического коллектива

1. Из каких источников Вы получаете информацию об инновациях:

  • на совещаниях и семинарах;  
  • из средств массовой информации; 
  • из книг по вопросам инноватики; 
  • на совещаниях в школе; 
  • из общения с коллегами в школе; 
  • из общения с коллегами других школ.

Квалификационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств определяется по формуле: К = Кфакт : Кмакс, где К – уровень квалификационной готовности педагогического коллектива к новшествам, Кфакт – количество учителей, имеющих высшую, 1-ю и 2-ю квалификационные категории, Кмакс – количество членов педагогического коллектива. 

Для оценки используют следующие показатели:

  • критический уровень – К < 0,45;
  • низкий уровень – 0,45 < К < 0,65;
  • допустимый уровень – 0,65 < К < 0,85;
  • оптимальный уровень –  К > 0,85.

наверх

Анкета № 3: Мотивационная готовность педагогического коллектива  к освоению новшеств

Если Вы интересуетесь инновациями, применяете новшества, то что Вас побуждает 
к этому? Выберите не более трех ответов.

  1. Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.
  2. Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.
  3. Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.
  4. Желание создать хорошую, эффективную школу для детей.
  5. Потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины.
  6. Потребность в лидерстве.
  7. Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей.
  8. Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.
  9. Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе.
  10. Желание проверить на практике полученные знания о новшествах.
  11. Потребность в риске, преодолении рутины.
  12. Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д.
  13. Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.

Примечание. Чем сильнее у учителей преобладают мотивы, связанные с возможностью самореализации личности, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.

наверх

Анкета № 4: Антиинновационные барьеры учителей, препятствующие освоению инноваций

Если Вы не интересуетесь инновациями и не применяете новшеств, то каковы причины этого:

  1. Слабая информированность в коллективе о возможных инновациях.
  2. Убеждение, что эффективно учить можно и по¬старому.
  3. Плохое здоровье, другие личные причины.
  4. Большая учебная нагрузка.
  5. Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционное.
  6. Отсутствие материальных стимулов.
  7. Чувство страха перед отрицательными результатами.
  8. Отсутствие помощи.
  9. Разногласия, конфликты в коллективе.

Примечание. Чем меньше инновационных барьеров у учителей, тем выше уровень ИППК.

наверх

Анкета № 5: Уровень новаторства учителей в школьном коллективе

К какой группе учителей, на Ваш взгляд, Вы относитесь? Выберите один из вариантов ответа.

Группа А. Вы поглощены новшествами, постоянно ими интересуетесь, всегда воспринимаете их первыми, смело внедряете, идете на риск.

Группа В. Вы интересуетесь новшествами, но не идете за ними вслепую, рассчитываете целесообразность нововведения. Считаете, что новшества следует внедрять сразу после того, как они появились в условиях, близких к Вашим.

Группа С. Вы воспринимаете новшества умеренно. Не стремитесь быть среди первых, но и не хотите быть среди последних. Как только новое будет воспринято большей частью Вашего педагогического коллектива, воспримите его и Вы.

Группа Д. Вы больше сомневаетесь, чем верите в новое. Отдаете предпочтение старому. Воспринимаете новое только тогда, когда его воспринимает большинство школ и учителей.

Группа Е. Вы последними осваиваете новшества. Сомневаетесь в новаторах и инициаторах нововведений.

Примечание. Чем малочисленнее группы Д и Е, тем выше уровень ИППК.
Программа развития ИППК является механизмом, обеспечивающим эффективность функций управленческой деятельности. Результатами ее реализации в практике работы школы являются:

на подготовительном этапе – мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств;

  • на организационном этапе – теоретическая готовность;
  • на практическом этапе – практическая готовность;
  • на контрольно-оценочном этапе – достижение согласования между желаемым и реальным уровнями ИППК. 

наверх

Программа деятельности педагогического коллектива
по развитию инновационного потенциала

I. Подготовительный этапЦель: обеспечение мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.

Содержание деятельности:

1. Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.

2. Создание информационного поля:

  • формирование школьного банка новшеств в сфере образования;
  • проведение психолого­педагогических семинаров по актуальным проблемам; 
  • обеспечение педагогов литературой; 
  • посещение теоретических семинаров в Московском институте повышения квалификации работников образования по актуальным для школы или отдельных учителей проблемам.

3. Установление связей с наукой, привлечение ученых в качестве научных руководителей и консультантов.

4. Выявление потребностей в инновациях, определение их типа.

5. Выбор педагогами новшеств в соответствии со своими потребностями и с учетом интересов и склонностей учащихся.

6. Прогнозирование возможных отклонений от цели, нежелательных препятствий и последствий.

7. Повышение профессионализма администрации школы.

8. Создание мотивации на достижение успеха.

II. Организационный этап Цель: усиление мотивационной готовности, обеспечение теоретической готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.

Содержание деятельности:

1. Внесение изменений в структуру методической деятельности: 

  • создание временных творческих коллективов; 
  • преобразование методического совета в научно-методический.

2. Пополнение учителями базовых научных и методических знаний (продолжение работы школьных психолого­педагогических семинаров).

3. Развитие исследовательских умений учителей (организация постоянно действующего семинара "Теория и практика инноваций").

4. Изменение характера взаимодействия учителей с учеными: дополнение теоретических семинаров индивидуальными и групповыми консультациями.

5. Разработка положения о стимулировании труда педагогических работников школы.

6. Организация взаимодействия уроков, круглых столов, защит программ, творческих отчетов и т. д.

III. Практический этап Цель: обеспечение практической готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.

Содержание деятельности:

1. Промежуточная диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.
2. Совершенствование системы научно-методической работы, организация ее на трех уровнях:  

  • первый – традиционная деятельность методических объединений; 
  • второй – временные творческие коллективы; 
  • третий – творческие лаборатории.

3. Создание внутришкольной системы повышения квалификации (теоретические семинары, деловые игры, практикумы, творческие группы и т. д.).

4. Изменение характера нововведений: от локальных до комплексных, касающихся всех сторон деятельности школы: содержания образования, технологий обучения, воспитания и развития учащихся, организации УВП и т. д.

5. Совершенствование структуры управления в условиях работы в инновационном режиме, активное участие педагогов и принятие управленческих решений.

6. Акцент в деятельности научно-методической службы на обучение учителей организации научно-методического эксперимента, совершенствование исследовательских умений и навыков.

7. Разработка учителями авторских программ, учебных курсов, специальных семинаров.

8. Активное участие педагогов в методической работе на уровне города:

  • работа в составе творческих лабораторий;
  • участие в работе научно¬практических конференций; 
  • обобщение опыта своей работы в виде публикаций; 
  • участие в выставках материалов передового педагогического опыта.

IV. Контрольно­оценочный этап Цель: выявление рассогласования между желаемым и реальным уровнями инновационного потенциала педагогического коллектива.

Содержание деятельности:

1. Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.

Оценка в системе показателей:

  • восприимчивость педагогов к новому; 
  • подготовленность к освоению новшеств; 
  • степень новаторства педагогического коллектива; 
  • степень творческой активности; 
  • развитость коммуникативных связей.

2. Установление причин рассогласования между желаемыми и реальными уровнями инновационных потенциалов.

3. Составление программы деятельности педагогического коллектива по дальнейшему развитию инновационного потенциала.

Эффективность деятельности педагогического коллектива школы по развитию инновационного потенциала будет достигнута, если конструировать ее как динамический процесс, характеризующийся преемственностью его этапов в соответствии с содержанием, формами и методами работы, нацеленными на развитие ИППК школы: последовательно развивать восприимчивость педагогов к новшествам; обеспечивать их подготовленность к освоению новшеств; повышать уровень новаторства и творческой активности учителей в школьном коллективе; обеспечивать психолого­педагогические и организационно-педагогические условия развития ИППК школы.

наверх

Нормативные документы:

  • Закон РФ от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании" (с изм. и доп.)
  • Федеральный закон от 10.04.00 № 51-Ф3 "Об утверждении федеральной программы развития образования" (с изм. и доп.) 
  • Постановление Правительства РФ от 23.12.05 № 803 "О федеральной целевой программе развития образования на 2006–2010 годы" (с изм. и доп.) 
  • Постановление Правительства РФ от 06.04.04 № 158 "Вопросы Министерства образования и науки РФ" (с изм. и доп.)
  • Приказ департамента образования г. Москвы от 24.06.05 № 339 "Об утверждении Положения об организации экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования города Москвы" (с изм. и доп.)

наверх

Дополнительные материалы: школа, заместитель директора школы, инновационный потенциал, педагогический коллектив, учитель, ученик.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ НА ФОРУМЕ / ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль