Программа экономической деятельности образовательного учреждения

12486

М.Л. Левицкий,

акад. РАО, д­р пед. наук, проф., директор Института подготовки руководящих педагогических кадров Московского городского педагогического университета,

 

Т.Н. Шевченко,

канд. экон. наук, проф. Института подготовки руководящих педагогических кадров Московского городского педагогического университета

 

Финансово­-экономическая деятельность образовательного учреждения (далее – ОУ) должна планироваться в соответствии с потребностями рынка образовательных услуг.

Для этого важно составить бизнес­-план, который позволяет:

• определить конкретные направления предпринимательской деятельности (оказание платных образовательных и посреднических услуг, создание ремонтных мастерских, подготовка гувернеров, организация аудио­ и видеосалонов, компьютерное обучение и т. д.);

• оценить конкурентоспособность товаров и услуг, которые будет предлагать ОУ;

• составить перечень мероприятий по изучению рынка услуг, рекламы, ценообразования, каналов реализации;

• предусмотреть возможные риски (проблемы);

• выявить пути сотрудничества, кооперации с другими образовательными, банковскими и иными учреждениями.

Не перечисляя всех преимуществ составления бизнес-плана, заметим лишь, что из­-за отсутствия продуманного плана реализации тех или иных услуг приобретенное (или безвозмездно переданное) ОУ имущество впоследствии не использовалось учебными заведениями.

Содержание бизнес­-плана ОУ в разных регионах РФ будет зависеть от многих условий: экономических (уровня реальных доходов населения, темпов инфляции, цен, наличия потенциальных благотворителей), социальных, национально­культурных, климатических, а также от взаимоотношений с органами местной власти и управления образованием.

Перед тем как организовать платные образовательные услуги, необходимо оценить их востребованность, возможную цену, кадровый потенциал и многие другие аспекты будущей деятельности. С этого и начинается бизнес-­планирование. Предлагаемая ниже структура бизнес­-плана позволяет упорядочить и систематизировать эту работу.

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Финансово-экономическая деятельность образовательной организации

  • продолжительность – 72 часа.
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 15 декабря 2016 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.


Примерная структура бизнес­-плана
образовательного учреждения

 

1. Резюме

(В разделе кратко излагают основные идеи, цели и потенциальную эффективность плана.)

 

2. План маркетинга

2.1. Анализ результатов маркетинговых исследований по формированию перечня возможных услуг.

2.2. Комплексная оценка преимуществ предлагаемых услуг для потребителя, в т. ч.:

• уникальность на рынке образовательных услуг (возможно!);

• дополнительные возможности социальной и профессиональной реализации полученной услуги.

2.3. Прогнозирование численности групп потенциальных потребителей услуг, их социально­экономическая стратификация.

2.4. Прогнозирование возможного диапазона цен на предлагаемые услуги.

2.5. Анализ информации об услугах конкурентов (если целесообразно).

2.6. Планирование мероприятий по продвижению предлагаемой услуги (услуг), в т. ч.:

• методы и формы рекламы;

• возможные льготы отдельным группам потребителей и др.

2.7. Выбор предлагаемой услуги (услуг) и ее (их) краткая характеристика.

3. Организационный план

3.1. Анализ возможностей собственной материально­технической базы для оказания услуги (услуг).

3.2. Анализ кадровых возможностей предоставления услуги, в т. ч.:

• анализ собственного кадрового потенциала;

• перспективы привлечения “внешних” специалистов;

• кадровая политика (совместительство, гражданско­-правовые договоры) и др.

3.3. Оценка перспектив кооперации с другими учреждениями (организациями) при недостатке собственных ресурсов.

4. Оценка рисков

4.1. Степень вмешательства местных органов исполнительной (представительной) власти в процессы внебюджетной деятельности учреждений образования, в т. ч.:

• директивные ограничения цен на услуги;

• директивные ограничения уровня оплаты труда исполнителей, привлекаемых к оказанию платных услуг (например, бюджетными ставками);

• иные ограничения.

4.2. Вероятность и масштабы недополучения средств из­-за несвоевременной оплаты предоставляемых услуг.

4.3. Масштабы потребностей в дополнительных финансовых средствах для выполнения взятых на себя исполнителем специальных обязательств в рамках заключенного договора с заказчиком.

4.4. Проблемы, связанные с привлечением исполнителем квалифицированных специалистов для оказания услуги (услуг) и др.

5. Финансово-­экономический план

5.1. Планирование направлений расходования средств от платной образовательной услуги (услуг), в т. ч.:

• расходы, непосредственно связанные с предоставлением услуги (услуг);

• расходы, связанные с материальным стимулированием (социальные выплаты) персонала учреждения, как участвующего, так и непосредственно не участвующего в оказании услуги (услуг);

• расходы, связанные с развитием материально­технической базы учреждения, и др.

5.2. Расчет цены услуги с учетом:

• платежеспособности заказчика;

• объема социальных выплат персоналу;

• масштабов финансирования программы развития материально­технической базы учреждения;

• наличия конкурентов;

• условий ценообразования, определяемых ст. 40 Налогового кодекса РФ.

5.3. Разработка сметы на оказание платной услуги (услуг).

5.4. Обоснование условий оплаты услуги при составлении договора между исполнителем и заказчиком, в т. ч.:

• периодичность оплаты заказчиком, с целью минимизации налоговых последствий (по налогу на прибыль);

• условия возврата финансовых средств заказчику при отказе последнего от услуги и др.

5.5. Разработка плана минимизации налогообложения результатов финансовой деятельности учреждения в ходе предоставления услуги.

В большинстве случаев название раздела (подраздела) бизнес­-плана пред­определяет его содержание. В связи с этим прокомментируем некоторые составляющие документа.

На первом этапе необходимо провести маркетинг предлагаемых услуг, т. е. проанализировать: потребности учащихся, их родителей и населения микрорайона, а также предложения и условия оказания аналогичных услуг другими, например, ближайшими учебными заведениями. Интересы и предпочтения учащихся и их родителей можно выявить, например: на родительских собраниях классов, по результатам опросов учащихся, в беседах с членами родительских комитетов и попечительских советов (там, где они есть), через социологические опросы и другими методами, которые доступны администрации школы. Пакет предложений может поступить также от педагогов. На этом же этапе из собранных заявок (социальных заказов) отбираются наиболее интересные и выполнимые, учитывая возможности педагогического коллектива или школьного менеджмента. Здесь важна способность администрации находить и привлекать к работе необходимых специалистов (в т. ч. со стороны), умение кооперироваться с другими учреждениями и организациями, привлекать благотворителей.

В разделе “План маркетинга” необходимо также смоделировать мотивационные основания выбора потребителями предлагаемых услуг.

Для формализации процесса такого моделирования целесообразно составить оценочную таблицу, пример которой приведен в табл. 1.

Таблица 1

Оценка преимуществ и недостатков предлагаемой услуги

Преимущества

 

Недостатки

 

Меры по преодолению недостатков

 

Инновационность

 

Высокая цена

 

Увеличение спроса

 

Качество

 

Неудобное время

 

Изменение расписания

 

 

Ее показатели не только помогут систематизировать представления о преимуществах предлагаемой услуги, но и проанализировать гипотетические недо­статки (также с позиций возможных потребителей) и, следовательно, наметить меры по их устранению.

Подавляющее большинство ОУ оказывает платные дополнительные образовательные услуги, которые уже “производятся” другими. При этом практически каждое учреждение исходит из того, что именно его услуги наилучшие. Необходимо, прежде всего, найти свою нишу на рынке услуг. После так называемой “сегментации рынка” – поиска группы потребителей с определенным статусом (например, студенты, учащиеся, желающие пройти переподготовку безработные и др.), вкусами (например, ориентированные на информационные технологии обучения) или предпочтениями (например, следующие принципу: качество важнее цены) необходимо адаптировать услугу к их потребностям.

Весьма важным фактором, определяющим привлекательность той или иной услуги с точки зрения потребителя, является дополнительная возможность социальной и (возможно) профессиональной реализации полученных потребителем знаний (умений, навыков). Так, востребованность дополнительных платных занятий иностранным языком, возможно, повысится, если они будут ориентированы, например, на “язык делового общения” или на “основы делового этикета”.

Если на выбранном сегменте рынка образовательных услуг существует конкуренция, то для сравнительного анализа конкурентоспособности можно составить оценочную таблицу предлагаемой услуги (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ конкурентоспособности предлагаемой услуги

Показатель

 

Оценка показателя, балл

 

ОУ

 

конкуренты

 

А

 

Б

 

В

 

1. Месторасположение

 

5

 

4

 

2

 

5

 

2. Материально-­техническая база (компьютерные классы, лингафонные кабинеты, мультимедийные средства и др.)

 

4

 

5

 

4

 

3

 

3. Система связи (телефон, факс, Интернет, электронная почта и др.)

 

0

 

0

 

5

 

4

 

4. Разнообразие предлагаемых образовательных услуг

 

5

 

4

 

5

 

5

 

5. Организация рекламы

 

0

 

4

 

5

 

5

 

6. Имидж

 

5

 

0

 

5

 

0

 

7. Команда управленцев

 

3

 

5

 

4

 

5

 

8. Профессионализм персонала

 

3

 

4

 

5

 

5

 

9. Финансово­-экономические условия деятельности

 

5

 

0

 

5

 

0

 

10. Качество предлагаемой услуги

 

5

 

4

 

5

 

4

 

11. Уникальность услуги

 

0

 

5

 

0

 

0

 

12. Многовариантность использования

 

0

 

0

 

5

 

5

 

13. Степень инновационности

 

4

 

0

 

5

 

0

 

14. Цена

 

5

 

4

 

3

 

5

 

15. Структура скидок цен на услуги

 

0

 

3

 

5

 

4

 

16. Уровень оплаты труда + социальные льготы исполнителей

 

4

 

5

 

4

 

5

 

17. Количество потенциальных потребителей

 

5

 

0

 

4

 

5

 

18. Платежеспособность потребителей

 

2

 

5

 

3

 

4

 

19. Дополнительные выгоды потребителей от получения услуг

 

0

 

4

 

5

 

0

 

20. Гибкость перехода к новым услугам

 

0

 

5

 

3

 

0

 

21. Наличие потенциальных благотворителей

 

5

 

1

 

4

 

5

 

22. Особые преимущества услуг

 

5

 

0

 

0

 

5

 

Итого

 

65

 

62

 

86

 

74

 

 

Перечень сравниваемых показателей можно скорректировать в зависимости от конкретных условий деятельности.

Оценки выставляются по пятибалльной системе при наличии сравниваемого показателя. При его отсутствии выставляется нуль. Расхождение итоговых сумм баллов более чем на 20% характеризует достаточно тяжелое положение школы с точки зрения предлагаемой услуги, а более чем на 40% – свидетельствует о необходимости либо уходить с рынка платных образовательных услуг, либо искать иные формы предпринимательской деятельности. В рассмотренном примере наиболее сильные позиции у конкурента “Б”, а у конкурента “А” – тяжелое положение.

Оценить конкурентоспособность предлагаемой услуги можно и другим путем, выявив сильные и слабые стороны ее организации и реализации. С этих позиций необходимо ответить на 7 вопросов:

1. Можете ли вы определить тот сегмент рынка образовательных услуг, на который ориентирована ваша услуга?

2. Изучали ли вы запросы ваших потребителей?

3. Какие возможности предоставляет ваша услуга потребителям?

4. Можете ли вы эффективно довести информацию о своих услугах до тех потребителей, на которых она ориентирована?

5. Есть ли у вас планы относительно новых видов услуг?

6. Проводите ли вы регулярную модификацию вашей услуги в соответствии с запросами потребителей?

7. Отслеживаете ли вы предложения потребителей ваших услуг?

Весьма редко в процессе планирования платных образовательных услуг рассматриваются так называемые экономические риски. Вместе с тем этот фактор может оказать существенное влияние при принятии решения о целесообразности рассматриваемой деятельности в целом.

Известны ситуации прямого административного вмешательства в вопросы ценообразования платных услуг, как то: установление фиксированной цены органом местного самоуправления, ограничение размера оплаты труда участников платного образовательного процесса местными органами управления образованием и т. п. В этой связи отметим, что в ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948­1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” установлено: “Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан”.

Кроме того, в п. 6 ст. 14 Закона РФ от 10.07.92 № 3266­1 “Об образовании” зафиксирована возможность оказания образовательных услуг на договорной основе. Поэтому упомянутые ограничительные действия той или иной местной администрации неправомерны. Так же безосновательны локальные директивные акты, а иногда и просто устные распоряжения, ограничивающие размеры оплаты труда, например, учителей, оказывающих платную услугу, пределами ЕТС или иными рамками. Подобное распространение правил расходования бюджетных средств на внебюджетные доходы ОУ законодательно не регламентировано.

Еще один из возможных экономических рисков для образовательных учреждений, в частности, профессионального образования связан с п. 3.6 Примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования (утв. приказом Минобразования России от 28.03.03
№ 3177). В соответствии с этим пунктом Исполнитель обязан восполнить “…материал занятий, пройденный за время отсутствия Потребителя по уважительной причине, в пределах объема услуг, оказываемых в соответствии с разделом 1 (предмет договора) настоящего договора”.

Очевидно, речь здесь может идти об индивидуальных консультациях или иных (тоже индивидуальных) формах обучения.

Поскольку ни в одном нормативном документе категория “уважительная причина” не регламентирована, реализация этого пункта предполагает, в общем случае, необходимость увеличения цены услуги для всех потребителей исходя из прогнозируемых масштабов рассмотренной ситуации, т. к. не ясно, за счет каких других финансовых источников можно обеспечить “восполнение материала занятий”.

Для общеобразовательных учреждений такого условия не предусмотрено, однако если учебное заведение в рекламных целях возьмет на себя подобные “повышенные обязательства”, то может возникнуть аналогичный рассмотренному выше риск.

Еще один риск связан с применением положений ст. 310 и ст. 782 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). В общем случае при отказе потребителя от выполнения договора исполнитель не вправе удерживать всю уплаченную первым сумму оплаты услуги или возвратить ее со значительными удержаниями. Поэтому необходимо калькулировать расходы как минимум по двум направлениям: организация услуги и собственно предоставление услуги. Тогда расходы на разработку программно­-методического, дидактического обеспечения образовательного процесса, приобретение наглядных пособий и иных учебных материалов, подбор кадров (возможно) и т. п. составляют группу уже осуществленных затрат, которые, естественно, не подлежат (в расчете на отказавшегося от услуги потребителя) возврату. Также могут быть удержаны средства за те занятия, которые данный потребитель посещал до отказа от услуги. Оставшаяся сумма должна быть возвращена.

Отдельный риск связан с просрочкой оплаты (или неоплатой) услуги некоторыми потребителями, которые продолжают, тем не менее, получать услуги. Односторонний отказ исполнителя от предоставления услуги и расторжение договора в этой ситуации недопустимы по ст. 310 ГК РФ.

Судебные иски по такому поводу вряд ли станут практиковаться образовательными учреждениями в ближайшей перспективе.

Остается лишь вариант увеличения цены (“наценка” на данный вид риска) в зависимости от прогнозных масштабов подобной ситуации с учетом накопленного в этом плане опыта.

Используя данные о практике ценообразования услуг учебными заведениями, прокомментируем отдельные положения бизнес­плана, связанные с финансово­экономическим планированием.

При установлении цен на услугу необходимо в первую очередь определиться с целью, которая должна быть достигнута принятой в школе политикой ценообразования. Возможны следующие варианты:

• расширение рынка (устанавливая низкие цены, работать “с оборота”, т. е. привлекать больше потребителей, желающих получить данную услугу);

• максимизация дохода (установление высоких цен);

• сохранение конкурентоспособности.

Итак, вырабатывая стратегию ценообразования, необходимо учитывать: себестоимость услуг; цены конкурентов на аналогичную услугу; уникальность видов услуг; спрос на них.

Себестоимость обычно определяет минимальную цену услуги. Анализируя цены конкурентов, определяется средняя цена. Максимально возможная цена устанавливается на услуги с высоким качеством и уникальными свойствами. Цены, определяемые спросом или конъюнктурой рынка образовательных услуг, могут колебаться в диапазоне от минимальных до максимальных.

Таким образом, целенаправленная ценовая политика позволяет изменять цены в зависимости от ситуации на рынке образовательных услуг. Подобное изменение целесообразно в так называемый “мертвый сезон”: в период зимних, весенних, летних школьных каникул, когда спрос на платные образовательные услуги резко падает.

Наряду с рассмотренными выше аспектами ценообразования при конкретных расчетах цены услуги необходимо учитывать требование гл. 25 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ). Напомним, что до 1 января 2002 г. налоговое законодательство (равно как и законодательство об образовании) использовало так называемый принцип реинвестирования. Иными словами, если доходы (в частности) от предоставления образовательной услуги превышали себестоимость услуги, а полученная прибыль направлялась на развитие и совершенствование образовательной деятельности, то она не включалась в налогооблагаемую базу.

После введения с 1 января 2002 г. гл. 25 НК РФ эта льгота была снята, а впоследствии (с 1 января 2005 г.) положение о реинвестировании было исключено и из Закона РФ “Об образовании”.

В результате алгоритм формирования прибыли (превышение доходов над расходами), порядок ее расходования, включения в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, и другие аспекты формирования доходов и расходов от внебюджетной деятельности для ОУ регламентированы только гл. 25 НК РФ.

Так, имущество со сроком полезного использования более 12 мес. и стоимостью более 10 тыс. руб. может быть приобретено лишь за счет прибыли, оставшейся у учреждения после уплаты налога. Из этой же (”чистой”) прибыли можно также производить различные социальные выплаты сотрудникам, не связанные с производственными результатами, в частности: к юбилеям и праздникам, оказывать материальную помощь, приобретать путевки (помимо средств ФСС России) и т. п.

Некоторые особенности применения рассматриваемого законодательства рассмотрим на условном примере.

За счет доходов от оказания платной образовательной услуги (аэробика) ОУ предполагает приобрести телевизор и видеомагнитофон для учебного кабинета физики. Можно ли включить его стоимость в расходы, связанные с оказанием услуги?

В ст. 252 НК РФ “Расходы. Группировка расходов” расходами “...признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода”.

С учетом последнего абзаца приведенной цитаты можно обосновать необходимость приобретения рассмотренных технических средств для занятий аэробикой. Но при этом требуется учесть также и стоимость оборудования. В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ имущество со сроком полезного использования более 12 мес. и первоначальной стоимостью более 10 000 руб. признается амортизируемым, а расходы на его приобретение на основании п. 5 ст. 270 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы. Иными словами, амортизируемое имущество можно приобретать лишь за счет прибыли, оставшейся у ОУ после уплаты налога. Следовательно, если “видеодвойка” стоит менее 10 000 руб., то ее стоимость включается в состав материальных расходов в полной сумме при вводе в эксплуатацию. Если же она стоит более 10 000 руб., то приобрести ее можно лишь за счет собственных средств ОУ (”чистой” прибыли).

Изменим условия предыдущего примера: на заработанные средства ОУ предполагает приобрести комплект мебели для оснащения кабинета вычислительной техники. В этой ситуации стоимость мебели уже не имеет значения, т. к. запланированные расходы вряд ли удастся увязать с “деятельностью, направленной на получение дохода”. Поэтому предстоящая покупка может быть осуществлена только за счет прибыли, оставшейся после уплаты налога.

Предположим, что мебель предполагается купить в связи с оказанием платных образовательных услуг по информатике. Тогда формальную связь между оснащением кабинета информатики и платной услугой можно проследить. Но как быть с критерием стоимости? Комплект стоит дороже 10 000 руб. В этой ситуации можно рекомендовать приобретение не комплекта, а его составляющих, т. е. пообъектное приобретение. Важно, чтобы покупка по такому варианту была оформлена у продавца надлежащим образом.

Итак, при отнесении тех или иных затрат к материальным расходам или амортизируемому имуществу необходима проверка ситуации по двум критериям:

• связь с деятельностью, направленной на получение дохода;

• стоимость имущества.

Еще одним весьма важным критерием отнесения произведенных затрат к расходам является их экономическая оправданность. К сожалению, на этот аспект деятельности не всегда обращают должное внимание даже искушенные специалисты коммерческих организаций. Теперь это должно стать правилом и для ОУ.

Допустим, ОУ оказывает платные образовательные услуги по обучению иностранному языку сверх утвержденной основной программы. В смету расходов ОУ включило оплату консультационных услуг специалиста по бухгалтерскому учету в образовательных учреждениях. Можно ли включить сумму этой оплаты в состав расходов, учитываемых при налогообложении?

На наш взгляд, такие расходы будут признаны экономически оправданными, только если полученные консультации будут касаться оформления финансовой документации по проводимой платной услуге.

Из вышеизложенного следует, что прибыль является одним из источников социально­экономического развития ОУ, и следовательно, ее необходимо планировать и учитывать при ценообразовании.

Предлагаем следующий метод определения цены. Сначала “осмечиваются” затраты, составляющие фактическую себестоимость (без учета расходов за счет прибыли). Далее необходимо оценить возможную “экономическую выгоду” от оказания платной услуги для развития материально­технической базы учебного заведения и (или) осуществления социальных выплат коллективу.

Впрочем, можно пойти и от обратного: сначала оценить потребности для социально­экономического развития коллектива, а затем рассчитать желаемую прибыль.

После определения всех средств (себестоимость плюс прибыль), необходимых для предоставления платной услуги, рассчитывается ее цена.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о взаимосвязи цены на услуги и налога на прибыль. В соответствии со ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Однако в ряде случаев в ходе контроля за полнотой исчисления налогов налоговые органы могут проверить правильность установления цен по сделкам.

Например, ОУ оказывает платные дополнительные образовательные услуги. Стоимость такой услуги в месяц составляет 200 руб. Для детей своих сотрудников, получающих эту услугу, установлена скидка в 150 руб. Таким образом, для них размер оплаты в месяц составляет 50 руб. Возникает вопрос: с каких сумм начислять налог на прибыль?

В пп. 2 и 3 ст. 40 НК РФ указаны два условия, одновременное выполнение которых позволяет налоговым органам вынести мотивированное решение о доначислении налога и пеней: если цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, в течение непродолжительного времени отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

Таким образом, для ответа на вопрос, поставленный в приведенном примере, понадобится выяснить, соблюдены ли указанные условия, а для этого оценить:

1. Идентичность товаров (работ, услуг). В соответствии с п. 6 ст. 40 НК РФ при определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. Незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.

2. Однородность товаров, работ и услуг. Таковыми признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения (п. 7 ст. 40 НК РФ).

Таким образом, закон не определяет понятия идентичности и однородности услуг. Однако, если учащийся-­льготник занимается по одним и тем же программам, в одно и то же время и в одних и тех же условиях в группе с теми, кто не имеет льготы по оплате, то весьма вероятно, что критерий идентичности будет выполнен.

3. Продолжительность времени, в течение которого установлены разные цены. Закон также не конкретизирует это положение, однако, если все учащиеся приступили к занятиям одновременно, можно с большой долей уверенности утверждать, что и этот критерий выполнен.

4. Степень отклонения цены. В рассматриваемом примере она составляет 75%, что превышает 20%.

Таким образом, если первое из условий (п. 2 ст. 40 НК РФ) для приведенного примера скорее всего является выполненным, то этого нельзя сказать с определенностью для второго условия, в котором ключевым является понятие рыночной цены. При ее определении и признании используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы и услуги и биржевых котировках. При судебном разбирательстве налоговый орган обязан доказать рыночную цену. На практике сделать это очень сложно, тем более применительно к платным образовательным услугам. Поэтому можно сделать вывод о том, что вероятность доначисления налога на прибыль в приведенном примере невысока. Дополнительным аргументом в пользу действий ОУ может стать довод о проведении этим учебным заведением специальной маркетинговой политики скидок.

Грамотное налоговое планирование предполагает необходимость установления условий оплаты образовательной услуги потребителем во взаимосвязи с принятым в ОУ методом признания доходов и расходов (с датой получения доходов). При кажущейся очевидности ответ на этот вопрос неоднозначен. В соответствии с НК РФ существуют два метода признания доходов (и, соответственно, расходов): кассовый и метод начислений. На определение даты получения дохода по кассовому методу имеют право организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превысила 1 млн руб. за каждый квартал. Этот метод используют большинство ОУ, привлекающих внебюджетные средства. По кассовому методу датой получения дохода “признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав” (п. 2 ст. 270 НК РФ). Соответственно, расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

При таком методе возможны проблемы, связанные с “внеплановым” налогообложением прибыли. В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию. Согласно договору между исполнителем и потребителем первый предоставляет платную дополнительную образовательную услугу в период с 1 ноября 2006 г. по 1 марта 2007 г. Условиями оплаты предусмотрено перечисление на лицевой счет ОУ потребителями всей суммы оплаты за услугу в срок до 15 октября 2006 г. Учреждение применяет кассовый метод признания доходов (расходов).

Допустим, что сметой доходов и расходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ОУ не предусмотрены превышение доходов над расходами и, соответственно, направления расходования прибыли, остающейся у учреждения после уплаты налога, т. е., казалось бы, “безналоговая” (по прибыли) ситуация. Однако из­-за условий оплаты услуг весьма высока вероятность того, что все неизрасходованные средства, остающиеся у ОУ на конец 2006 г., будут признаны налоговыми органами налогооблагаемой базой, с которой следует уплатить налог на прибыль.

В рассматриваемой в примере и аналогичных ситуациях необходимо предусмотреть условия оплаты услуги, адекватные налоговой политике ОУ. В частности, можно рекомендовать ежемесячную оплату предоставляемой услуги и расходование до конца 2006 г. всех средств, поступивших от потребителей за ноябрь и декабрь.

Другой вариант решения той же задачи – предоплата услуг, но это более сложный путь для управленца, не искушенного в финансово­экономических вопросах.

Однако есть группа ОУ, ежеквартальные доходы которых превышают 1 млн руб. Такие учреждения работают с использованием метода начислений. В ст. 271 НК РФ определено, что в общем случае датой получения дохода (по методу начисления) признается дата реализации услуг, определяемая в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ независимо от фактического поступления денежных средств и иного имущества в их оплату. Однако какой конкретно момент соответствует факту выполнения образовательной услуги? В договоре, как правило, определяются обязательства ОУ по осуществлению процесса обучения в соответствии со стандартами и учебными планами. Оплата в основном производится одномоментно в целом за год.

Например, по итогам II квартала руководство ОУ предполагает за счет внебюджетных средств осуществить ряд социальных выплат (материальная помощь, путевки в дом отдыха и т. п.), которые, в общем случае, не относятся к расходам, учитываемым при налогообложении прибыли. Иными словами, эти расходы могут быть произведены лишь за счет прибыли, остающейся у ОУ после уплаты налога. Но чтобы сформировать прибыль по итогам этого квартала, необходимо иметь признанный доход. Поэтому наличие денежных средств от оплаты за услуги при методе начисления является необходимым, но еще не достаточным условием для формирования прибыли.

Для практической реализации намеченных планов можно рекомендовать следующее. В учетной политике ОУ следует зафиксировать положение о том, что моментом признания дохода при оказании платных образовательных услуг является дата приказа о зачислении потребителя.

Важный раздел бизнес­-плана – резюме, в котором в сжатой форме изложены основные идеи плана с целью привлечения потенциальных партнеров и благотворителей. По объему этот раздел должен быть небольшим – 1–2 страницы, а по содержанию – понятным, предельно простым, лаконичным, с минимумом специальных терминов. Этот раздел составляют в последнюю очередь, после разработки всех остальных разделов бизнес­-плана, имея полную ясность о предстоящей работе.

 

Справочник руководителя образовательного учреждения. 2007. № 3. С 16-28.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль