Сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования

1504
Сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования

Инклюзивное обучение в качестве отдельной педагогической системы, которая соединяет специальное и общее образова­ние для детей с дефек­тами развития, было предложено Л.С. Вы­готским в 1930-е гг. Сегодня процесс инклюзивного образования только формируется. Впрочем, нельзя сказать, что это мешает ему быть одной из передовых тенденций совре­менного образования. Так, целью инклюзивного образования считается внесение планомерных изменений в систему образоания посредством сближения двух ее подси­стем - общей и специальной.

Сопоставление процесса инклюзивного образования с процессом интеграции

Инклюзивное образование (включенное образование, совместное обучение) представляет собой процесс обучения детей с ограниченными возмож­ностями здоровья (далее - ОВЗ), который производится в обычных общеобразовательных школах, в коллективе сверстников. Здесь подразумевается широкий процесс интегра­ции с одинаковой доступностью образования всех детей.

Сопоставим понятия «интеграция» и «инклюзия» (табл. 1, 2).

Таблица 1

Сопоставление понятий «интеграция» и «инклюзия»

Интеграция Инклюзия
1. Внимание направлено на проблемы детей с ОВЗ 1. Внимание направлено на всех детей детского сада, школы, вуза и т.д.
2. Необходимое требование - изменение субъекта (ребенок с проблемами в развитии) 2. Изменяются детские сады, школы, вузы
3. Преимущество от этого процесса получают только дети с ОВЗ 3. Преимущество получают все дети
4. Профессиональная, специальная экспертиза и формальная поддержка 4. Неформальная поддержка и экспертиза воспитателя детского сада, учителя массового класса, педагога вуза
5. Возможно использование специальных методов обучения и терапия 5. Качественное обучение и воспитание всех детей
6. Ассимиляция 6. Трансформация

Проанализировав эти таблицы, можно сделать следующий вывод: при интегративном подходе дети с ОВЗ адаптируются к систе­ме образования, остающейся при этом неизменной, а в процессе инклюзивного образования система подвергается циклу преоб­разований и приобретает шанс адаптироваться к особым потребностям детей.

Таблица 2

Организация системы образования при интеграции и инклюзии*

Сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования

Основы и принципы процесса инклюзивного образования

Инклюзивное образование в детском саду подразумевает право ребенка и взрос­лого (вне зависимости от полового, возрастного, этнического фактора и способностей, наличия или отсутствия дефектов развития), принимать участие в жизни социума.

Плюсы процесса инклюзивного образования:

  • реализация особенных условий воспитания и обучения, формируемых для детей с ОВЗ;
  • формирование адаптивной образовательной среды, соответствующей потребностям детей;
  • образовательный процесс, происходящий в условиях общей школы;
  • работа с детским, педагогическим и родительским коллективами по принятию детей с ОВЗ и последующее создание подходящих условий для обучения и воспитания;
  • реализация в социуме навыков толерантности.

У процесса инклюзивного образования могут быть и минусы, в зависимости от каждого конкретного случая. Однако с учетом того, что инклюзивное образование способствует улучшению качества жиз­ни детей и взрослых с дефектами развития, минусы у него встречаются редко.

Кроме того, нужно понимать и определенные ключевые принципы инклюзивного об­разования. Поскольку здесь, как и в любом другом процессе, важно не «импортировать» систему в социум, а реализовывать собствен­ные идеи на основе базовых принципов.


Ключевые принципы инклюзивного образования

  1. Дети обучаются в детском саду или школе, которые находятся рядом с домом.
  2. Раннее вмешательство осуществляется по принципу инклюзии и является подготовкой к интегративному детскому саду, школе.
  3. Методы программы разработаны таким образом, что улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но остальных обучающихся.
  4. Дети участвуют в мероприятиях, в процессе которых группа, класс и образовательная среда являются инклюзивными.
  5. Обучение на индивидуальной основе поддерживается работой педагогов, родителей совместным путем.
  6. Инклюзивное образование помогает предотвратить дискриминацию по отношению к детям и поддерживает детей с ОВЗ, когда они желают стать равноправным членом своих сообществ и социума в целом.


Надо сказать еще и то, что современный процесс инклюзивного образования начал обретать популярность в связи с вступлением в силу некой «социальной» модели, которая пришла на смену «медицинской» (базовый принцип -  определение инвалидности как нарушения здоро­вья, что влечет за собой ограничение поддержки людей с инвалидностью социаль­ной защитой). Новая модель декларирует следующие принципы:

  • причина инвалидности находится не в самом заболевании как таковом;
  • причина инвалидности - это существующие в обществе физические и органи­зационные барьеры, стереотипы и предрассудки.

Одним словом, социальная модель не делает ребенка с инвалидностью «носителем проблемы», который требует специального обучения и вос­питания. Более того, проблемы и барьеры в обучении у таких детей, как правило, создаются непосредственно обществом и несовершенством общественной системы образования, так как она не соответствует потребностям детей в условиях обычных детского сада и школы.

Междисциплинарное взаимодействие - условие успешного процесса инклюзивного образования

Для успешного осуществления инклюзивного образования детей с ОВЗ в образова­тельный процесс и реализации социального подхода требуются из­менения самой системы образования.

На сегодняшний день процесс инклюзивного образования принципиально невоз­можен, если отсутствует организация междисциплинарного взаимодействия всех специалистов, а это является основным принципом формирования инклюзивной образовательной среды. Командное взаимодействие определяется как межпрофессиональное сотрудничество, которое направлено на выработку и ре­ализацию общей стратегии развития ребенка, имеющего дефекты в развитии, и поддержку его семьи.

В число параметров эффективности взаи­модействия на междисциплинарном уровне входят:

  • контроль навыков и уровня развития дошкольника, его ресурсных способностей;
  • решение задач адаптации и социализации в порядке приоритета;
  • контроль межличностных отношений, затрагивающих субъекты инклюзивной среды;
  • грамотная последовательность «подключения» к работе с дошкольником «нужно­го специалиста в нужный момент»;
  • помощь родителей в социализации и адаптации ребенка, партнерское взаимодействие со специалистами.


Целью междисциплинарного взаимодействия является поиск эффективных технологий и решений в области организации и сопровождения инклюзивного образовательного процесса


Отметим, что целью междисципли­нарного взаимодействия является поиск эффективных технологий и решений в об­ласти организации и сопровождения процесса ин­клюзивного образования. Каковы же условия эффективного решения междисциплинар­ного взаимодействия? Перечислим.

Создание единой инклюзивной образовательной траектории - от детского сада до школы. Условия успешного решения этой за­дачи:

  • понимание этапов и закономерностей развития каждого уровня образования (в разном возрасте);
  • понимание психологических и педагогических задач, касающихся каждого возраста;
  • контроль специфики психического развития особых детей;
  • понимание клинических проявлений развития и методов медикаментозной помощи;
  • контроль образовательных задач внутри всех ступеней образования;
  • понимание этапов и закономерностей взаимодействия в детском коллективе в различном возрасте.

Последовательное «погружение» образовательной организации в формирование пространства для реализации процесса инклюзивного образования. Успешность междис­циплинарного сопровождения будет определяться:

  • проведением различного рода тренингов, в т. ч. командообразования; группо­вых дискуссий; индивидуальных консультаций и т. д.;
  • работой в профессиональных мастерских; группах взаимной поддержки, супервизорских группах и т. д.

Содержание процесса инклюзивного образования. Успешность действий междисциплинарного сопровождения будет опреде­ляться:

  • созданием эффективной команды специалистов, определяющей «содержа­тельное поле» инклюзии;
  • адекватной в отношении особенностей развития ребенка образовательной среды и комплектации детских групп и классов;
  • разработкой оптимальной последовательности и объема помощи особому ребенку;
  • разумной модификацией образовательных программ, построением адекват­ной возможностям ребенка последовательности и глубины подачи программ­ного материала;
  • методической поддержкой и повышением квалификации педагогов, других специалистов для деятельности в условиях единой междисциплинарной ко­манды;
  • психологической работой с родителями и их ожиданиями.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль