Развитие музыкальных творческих способностей дошкольников: формы организации

6781
Музыкальная деятельность детей дошкольного возраста осуществляется в таких направлениях: музыкальные занятия, музыкальная совместная деятельность нескольких специалистов ДОУ (например, эксперта дошкольного образования, музыкального руководителя, воспитателя), творческая деятельность детей в повседневной жизни ДОУ, самостоятельная музыкальная деятельность воспитанников.

Формы развития музыкальных творческих способностей дошкольников

Формы организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста могут быть разными. Например, индивидуальные, подгрупповые, фронтальные и объединённые. Главным критерием выступает количество участвующих детей.

Так, индивидуальные музыкальные уроки в ДОУ персонально организуются с каждым ребенком с целью совершенствования их творческих способностей, выявления одаренности. Подгрупповые формы развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста реализуются в течение 10-20 мин, два-три раза в неделю (на частоту занятий влияет возраст дошкольников). Фронтальные музыкальные уроки в ДОУ проводятся со всей возрастной группой. Объединённые формы организации музыкальной деятельности выполняются с воспитанниками нескольких возрастных категорий.

В зависимости от содержания музыкальные занятия в ДОУ подразделяются на доминантные, типовые, комплексные, тематические, интеграционные.

  1. Доминантное музыкальное занятие в ДОУ - это практическое занятие с одним превалирующим типом музыкаль­ной деятельности или занятие, которое направлено на развитие музыкальных творческих способностей дошкольников, в числе которых, как правило, выделяется одна (например, чувство ритма, ладовое чувство, звуковысотный слух и т. п.).
  2. Типовое - включает в себя все виды музыкальных занятий воспитанников (восприятие, исполнительство, творчество) и подразумевает их методичное чередование.
  3. Комплексные музыкальные занятия в ДОУ основываются на совмещении и взаимодействии между собой различных форм искусства - живописи, литературы, музыки, театра и архитектуры.
  4. Тематические музыкальные занятия в ДОУ исходят из определенной тематики, они соединены одной темой и одной сюжетной линией. 
  5. Интеграционное занятие отличается присутствием взаимовлияния (инте­грацией) содержания разных образовательных разделов программы, многообразных видов деятельности и искусства. 

Исходя из генезиса развития музыкальных творческих способностей дошкольников, определим их оптимальные формы.

Вариативные формы музыкальной деятельности дошкольников в ДОУ

Возраст Ведущая деятельность Современные формы и методы музыкальной деятельности
1-3 года

Предметная, 

предметно-манипулятивная

  • игровое экспериментирование со звуками на предметной основе;
  • игры-эксперименты со звуками и игры-путешествия в разнообразный мир звуков (немузыкальных и музыкальных);
  • предметное коллекционирование (выставка погремушек, детских музыкальных инструментов, любимых музыкальных игрушек и т.п.);
  • музыкально-звуковые приемы (звукоподражание);
  • музыкальные и музыкально-литературные загадки;
  • музыкальные пальчиковые и логоритмические игры;
  • музыкально-двигательные игры-импровизации;
  • музыкальные сказки (слушание и исполнительство). 
3-5 лет

Игровая 

(сюжетно-ролевая игра)

  • музыкальные сюжетно-ролевые игры (песня-игра);
  • музыкальные игры-фантазирования;
  • игровые проблемные ситуации на музыкальной основе;
  • усложняющиеся игры-эксперименты и игры-путешествия;
  • музыкально-дидактические игры;
  • игры-этюды по мотивам музыкальных произведений;
  • сюжетные проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием;
  • концерты-загадки;
  • беседы, в т. ч. по вопросам детей о музыке. 
5-7 лет

Сложные интегративные 

виды деятельности, переход 

к учебной деятельности

  • проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность, полипроблемность;
  • музыкально-дидактическая игра;
  • компьютерные музыкальные игры;
  • исследовательская (опытная) деятельность;
  • проектная деятельность;
  • театрализованная деятельность;
  • хороводная игра;
  • музыкальные игры-импровизации;
  • музыкальные конкурсы, фестивали, концерты;
  • музыкальные экскурсии и прогулки, музыкальный музей;
  • интегративная деятельность (художественная полидеятельность);
  • клуб музыкальных интересов;
  • коллекционирование (в т. ч. музыкальных впечатлений);
  • самостоятельная музыкальная деятельность детей.

Развитие музыкальных творческих способностей дошкольников: влияние атмосферы праздника

Праздник в детском саду - это всегда эмоционально наполненное и значимое событие, при том как для детей, так и для их родителей. На празднике можно услышать художественное слово, наблюдать танцевальную часть, хороводы, игры, сценки, драматизации, инсценировки, слушать песни, участвовать в аттракционах.  Каждое мероприятие на празднике, как правило, имеет свою структуру: сначала идет торжественная вводная часть (воспитанников выстраивают, проводится перекличка, дети исполняют 2-3 песни), далее следует основная часть (само выступление малышей, где раскрывается сюжет) и завершает мероприятие заключительная часть (детишки рассказывают четверостишия, исполняют финальную песенку).

Задача праздника в процессе развития музыкальных творческих способностей дошкольников - это соблюдение равновесия между предъявлением ДОУ качества учебной работы и презентацией воспитанником личных до­стижений.

Самостоятельная музыкальная деятельность и ее роль в процессе развития музыкальных творческих способностей дошкольников

Надо сказать, что самостоятельная форма организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста на сегодняшний день представляется самой непростой задачей для учителя. Дело в том, что в данном случае инициативу проявляет исключительно воспитанник, для чего не требуется помощь взрослых или педагога. В основе самостоятельной деятельности находится побуждающий мотив, а именно желание поделиться своими ощущениями и переживаниями посредством музыки. Также учитывается и самовыражение ребенка.

Условиями появления самостоятельной формы организации музыкальной деятельности дошкольников становятся:

  • положительный навык общения с музыкой (накопленные чувства, эмоции, образы);
  • опыт музыкальной деятельности (комплекс умений восприятия музыки и искусства исполнительства (пение, музыкально-ритми­ческие умения, игры на детских инструментах)).

Условия организации и развития музыкальных творческих способностей дошкольников самостоятельного типа включают:

  • учёт музыкальных интересов детей;
  • взаимодействие с малышами лишь косвенного характера;
  • предметно-игровую среду и её доступность дошкольникам.

Кроме того, для самостоятельного развития музыкальных творческих способностей дошкольников важно овладение ими способами переноса мелодичных впечатлений, развитие навыков дошкольников в ДОУ. Сделать это можно посредством совместной деятельности взрос­лого и воспитанников.

Предложенные в табл. 2 формы направлены на развитие самостоятельной музыкальной творче­ской деятельности дошкольников.

Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей

Вид музыкальной деятельности

Задачи формирования самостоятельности

Формы, методы и приемы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей

Слушание
  1. Развитие способности слушать и вслушиваться в звучание музыкальных инструментов.
  2. Развитие умений различать характер музыкального произведения, характеризовать музыкальный образ, соотносить его с миром природы и человеческих взаимоотношений, миром чувств и переживаний.
  3. Развитие умений определять жанр и форму музыкального произведения, автора.
  4. Поддерживать музыкальные впечатления детей, развивать умение эстетической оценки музыкальных произведений, способность эмоционально, образно высказываться о ней, рассуждать.
  5. Обогащение музыкального опыта способами выражения музыкальных впечатлений от воспринятой музыки.

Игровые проблемные и поисковые ситуации, связанные с музыкой.

Беседы и рассказы о музыке.

Музыкальная викторина.

Досуг «Угадай мелодию».

Музыкальные игры «На что похожа музыка», «Слушаем и рисуем музыку», «Слушаем и играем в музыку», «Слушаем музыку и читаем», «Слушаем и чувствуем музыку».

Музыкальные метафоры.

Игры-фантазирования или воображаемые ситуации.

Музыкальные игры-сопереживания. 

Музыкальное цветомоделирование.

Музыкальное рисование.

Игры-инсценировки, игры-настроение, игры-образы, игры-размышления.

Исполнительство (пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах)

Пение:

  1. Развитие восприятия вокальных произведений, умений музыкального анализа и эстетической оценки песни. 
  2. Формирование любимого песенного репертуара. 
  3. Развитие музыкально-исполнительских умений для осуществления певческой деятельности.
  4. Развитие песенного творчества. 

Проектная деятельность «Моя любимая песня» или «Песни нашей группы». 

Музыкальный конкурс «Голос», «Музыкальная минута славы», «Битва хоров (дуэтов)».

Сочиняем музыку (песню) к мультфильму, сказке, истории.

Интонационные игры-импровизации и игры на звукоподражание.

Вокально-речевые игры.

Музыкальные игры-импровизации (сочини мелодию к тексту, песенный мотив, сочини музыку к своему стихотворению и т.п.).

Музыкально-ритмическая деятельность:

  1. Развитие умений подбирать движения в соответствии с характером и образом музыкального произведения.
  2. Развитие умений исполнительства характерных танцев. 
  3. Развитие творческого воображения.

Танцевальные игры-импровизации. 

Проектная деятельность «Танцуют все».

Музыкальный конкурс «Большие танцы».

Музыкальные прогулки.

Музыкальные игры-уподобления.

Музей танца.

Клуб по интересам.

Игра на детских музыкальных инструментах:

  1. Развитие умений элементарного музицирования.
  2. Развитие умений подбирать знакомые мелодии и сочинять несложные ритмические композиции. 

Проблемные и поисковые ситуации с использованием детских музыкальных инструментов.

Музыкально-дидактические игры.

Игра «Создаем художественный образ».

Игры «Озвучиваем стихотворение», «Озвучиваем персонажи».

Игра «Литературный сюжет и герои на языке музыкальных инструментов».

Музыкальная сказка (игра-инсценировка).

Игры-импровизации.

Игры-сотворчество.

Копии таблиц представлены в приложениях

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль