Развитие сети дошкольных учреждений Свердловской области

2599

В Послании Федеральному собранию Российской Федерации Президент Д.А. Медведев сформулировал задачу по развитию в регионах сети дошкольных образовательных учреждений. Такая задача поставлена и перед Свердловской областью.

Развитию региональной системы дошкольного образования посвящена беседа главного редактора информационного центра "МЦФЭР Ресурсы образования" Татьяны Петровны Анишиной с министром общего и профессионального образования Свердловской области Сергеем Евгеньевичем Черепановым.

Сергей Евгеньевич, сегодня во многих регионах РФ остро стоит проблема нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях. Расскажите о мерах, которые принимаются в этом направлении в Свердловской области?

Впервые за долгие годы в 2010 г. для решения проблемы нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях в нашем регионе была принята областная государственная целевая программа "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Свердловской области" на 2010–2014 гг.

Предполагаемое финансирование Программы – более 19 млрд руб., из них более 13 млрд руб. из областного бюджета. В рамках Программы органам местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области оказывается существенная финансовая помощь в развитии сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

В результате реализации Программы к 2015 г. предполагается:

  • полностью удовлетворить потребности детей в возрасте от 1,5 до 7 лет в местах в детских садах Свердловской области;
  • ввести почти 50 тыс. дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе: 
    1) 13 тыс. мест за счет увеличения предельной численности детей в детских садах (в рамках дополнительного приема);
    2) 16 тыс. мест за счет осуществления мероприятий по возврату перепрофилированных ранее зданий ДОУ; 
    3) 20 тыс. мест за счет строительства и реконструкции дошкольных образовательных учреждений.

О каких результатах реализации Программы по развитию сети дошкольных образовательных учреждений Свердловской области уже сейчас можно говорить? Какие основные задачи в данном направлении ставит перед собой регион в 2011 г.?

В прошлом году в рамках Программы на развитие сети ДОУ было выделено 498 218 тыс. руб. из областного бюджета и 357 360 тыс. руб. из местных бюджетов муниципальных образований. В 2010 г. было введено около 14 тыс. дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях Свердловской области.

Также в 2010 г. активно велось строительство детских садов. С использованием средств областного бюджета сдано в эксплуатацию семь детских садов: два в Екатеринбурге на 435 мест, два в Серове на 170 мест, два в Каменск-Уральском: один на 95, другой на 125 мест, один детский сад в Новоуральске на 225 мест. Отмечу, что в 2009 г. средства на строительство детских садов из областного бюджета не направлялись.

В 2011 г. Программой предусмотрен возврат перепрофилированных ранее зданий дошкольных образовательных учреждений. Предстоит освоить 568 423 тыс. руб. субсидий областного бюджета и 482 174 тыс. руб. – местных бюджетов, предполагается дополнительно ввести 4422 места в ДОУ. Также продолжается строительство (реконструкция) дошкольных образовательных учреждений. На эти цели будет израсходовано 1 610 095 тыс. руб. субсидий областного бюджета и 754 850 тыс. руб. – местных бюджетов, за счет чего предполагается ввести 3616 мест.

Сегодня, в условиях дефицита мест в детские сады одно из важнейших направлений деятельности – работа с дошкольниками, не посещающими ДОУ. Сергей Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, о формах дошкольного образования, существующих в регионе.

В настоящее время активно создаются условия для развития разнообразных форм дошкольного образования для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, особое внимание уделяется детям старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).

На реализацию данных мероприятий из бюджета Свердловской области в 2011 г. планируется выделить 13 млрд руб. Для сравнения: прогнозируемый объем расходов из средств местных бюджетов составит 6 млрд руб.

Что касается негосударственных дошкольных образовательных учреждений, то сейчас их в Свердловской области 72, причем большая часть находится в Екатеринбурге. Семейных детских садов в области пока нет, а количество мини-детских садов составляет 240 групп. Это объясняется тем, что развитие негосударственных дошкольных образовательных учреждений требует прежде всего разработки нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность таких учреждений.

В настоящее время во многих регионах РФ внедряются новые модели аттестации педагогических работников, повышения квалификации педагогов. Какая модель действуют в Свердловской области, в чем ее особенности?

Региональная модель аттестации, сложившаяся в Свердловской области, обеспечивает все условия, необходимые для повышения квалификации педагогических и руководящих работников, освоения ими приоритетных направлений развития профессионального образования, эффективных педагогических технологий и внедрения в образовательную деятельность с целью повышения качества профессиональной подготовки специалистов.

На сегодняшний день в области сохраняются региональные процедуры и формы, действовавшие на территории в период до 1 января 2011 г., поскольку они не противоречат новому порядку аттестации.

Порядок аттестации педагогических работников в Свердловской области предусматривает два вида аттестации:

1) с целью подтверждения соответствия занимаемой должности на основе оценки профессиональной деятельности (форма аттестации – квалификационные испытания);

2) установления квалификационной категории – первой, высшей (форма аттестации – экспертиза результатов профессиональной деятельности на рабочих местах).

Квалификационные экзамены проводятся в центрах квалификационных испытаний, что было предусмотрено региональной моделью аттестации еще в 1994 г. Цель испытаний – оценивание знаний, навыков и умений (профессионального уровня) аттестуемого педагогического работника в соответствии с требованиями квалификационных характеристик по занимаемой должности.

Аттестующийся работник самостоятельно выбирает форму квалификационного испытания (билеты, тесты, собеседование, защиту проектировочной работы, педагогического проекта, рабочей программы и т. д.).

В соответствии с ранее действовавшей региональной моделью аттестации эту процедуру проходили впервые аттестующиеся (по занимаемой должности) работники. Новым федеральным порядком аттестации данная форма предусмотрена для аттестующихся педагогических работников с целью установления соответствия занимаемой должности.

Педагогические работники, претендующие на первую и высшую квалификационные категории, предъявляют результаты профессиональной практической деятельности за межаттестационный период экспертной комиссии, сформированной представительством Главной аттестационной комиссии на рабочем месте. Подобная практика, существующая на территории области с 2000 г., сохраняется при введении нового порядка аттестации. Форму предъявления результатов выбирает работник. Обязательное требование – представить фактический результат, подтвержденный документально.

Новый порядок аттестации педагогических работников не предусматривает проведение аттестации руководителей образовательных учреждений, их заместителей и руководителей структурных подразделений. Вместе с тем п. 3 ст. 35 Закона РФ "Об образовании" установлено, что непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения. Таким образом, заключению трудового договора с руководителем организации должна предшествовать процедура аттестации, порядок и условия которой определяются учредителем, в том числе на соответствие требованиям, установленным квалификационной характеристикой.

С 1 января 2011 г. заведующие дошкольными образовательными учреждениями, подведомственными Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (независимо от стажа работы, наличия, отсутствия квалификационной категории), проходят аттестацию только в комиссии, созданной министерством для аттестации заведующих в подведомственных дошкольных образовательных учреждениях.

Ведомственные органы управления образованием, органы местного самоуправления с 1 января 2011 г. самостоятельно определяют порядок аттестации заведующих подведомственных им дошкольных образовательных учреждений.

Ежегодно в области аттестуются 14–17 тыс. чел. Число аттестованных педагогических работников в целом по области составляет 91,45%.

Сергей Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, о системе оплаты труда в сфере образования в вашем регионе. В чем ее основные особенности?

В Свердловской области с 1 декабря 2010 г. на основании постановления правительства Свердловской области № 145-ПП[1] обеспечен переход всех бюджетных учреждений Свердловской области на новые (отраслевые) системы оплаты труда.

Согласно законодательству РФ введение новой системы оплаты труда в муниципальных образовательных учреждениях, к которым относятся ДОУ, осуществляется в соответствии с муниципальными нормативными актами. Основой для их разработки является постановление правительства Свердловской области № 973-ПП[2].

Новая система оплаты труда (далее – НСОТ) ориентирована на результаты деятельности работников разного профиля, а также на обеспечение системы образования Свердловской области квалифицированными педагогическими кадрами, их закрепление в образовательных учреждениях и повышение реальных доходов работников.

Постановлением № 973-ПП утверждено Положение об оплате труда работников государственных бюджетных образовательных учреждений, направленное на совершенствование условий оплаты труда сотрудников ДОУ.

Администрация ДОУ самостоятельно определяет размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также компенсационных и стимулирующих выплат без ограничения их максимальными суммами в пределах имеющихся средств на оплату труда.

Новая система оплаты труда предусматривает особенности оплаты труда работников всех типов и видов ДОУ.

Основные элементы НСОТ в детских садах: оклад (должностной оклад); стимулирующие и компенсационные выплаты; особый порядок оплаты труда руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров образовательных учреждений во взаимосвязи с целями и задачами развития учреждений и показателями оценки их деятельности.

Размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы при введении НСОТ устанавливается на основании отнесения того или иного работника к соответствующей профессиональной квалификационной группе должностей работников образования (всего восемь групп).

Применительно к должностям работников каждой квалификационной группы установлен диапазон минимальных должностных окладов, ставок заработной платы, размеры которых утверждаются руководителем ДОУ на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, с учетом сложности и объема выполняемой работы.   

К минимальным окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников ДОУ применяют следующие повышающие коэффициенты: за квалификационную категорию; ученую степень кандидата (доктора наук) или почетное звание; должность доцента (профессора); повышающий коэффициент за выполнение важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ; персональный повышающий коэффициент.

Системой оплаты труда также предусмотрены компенсационные выплаты в виде доплат, надбавок и т. п. Выплаты не являются постоянными и (или) общими для всех работников, поскольку призваны компенсировать специфические (отклоняющиеся от нормальных) условия, в которых сотрудники выполняют свои должностные обязанности.

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются с целью мотивации работников к более качественному выполнению должностных обязанностей. В первую очередь это выплаты за трудовые достижения, высокое качество работы и ее результаты.

Оплата труда руководителя ДОУ, его заместителей и главного бухгалтера устанавливается работодателем.

Оклад руководителя определяется исходя из средней заработной платы основного персонала образовательного учреждения, коэффициента по группам оплаты труда руководителей образовательных учреждений. Размер оклада (должностного оклада) руководителя образовательного учреждения определяется в кратном отношении (от 1,5 до 3) к средней заработной плате работников основного персонала соответствующего образовательного учреждения за предыдущий финансовый год.

Оклады заместителей руководителя и главного бухгалтера устанавливаются на 10–30% ниже оклада руководителя.

Можно ли подвести предварительные итоги внедрения новой системы оплаты труда?

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области сегодня осуществляет организационную работу по введению новых систем оплаты труда в системе образования. Согласно внесенным в закон Свердловской области об областном бюджете в 2010 г. изменениям предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования на введение НСОТ работников бюджетных учреждений (в части формирования выплат стимулирующего характера) начиная с 1 декабря 2010 г. в сумме 110 093 тыс. руб. Также предусмотрены субсидии местным бюджетам на введение новых систем оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений в сумме 112 347 тыс. руб.

Дополнительные ассигнования выделены министерству на увеличение фонда оплаты труда государственных бюджетных образовательных учреждений с 1 декабря 2010 г. в сумме 23,9 млн руб. В результате общий объем стимулирующей части фонда оплаты труда государственных бюджетных образовательных учреждений в декабре прошлого года составил 15% от общего фонда оплаты труда.


[1]                    Постановление правительства Свердловской области от 06.02.2009 № 145-ПП "О введении новых систем оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений Свердловской области". – Примеч. ред.

[2]                 **       Постановление правительства Свердловской области от 25.06.2010 № 973-ПП "О введении новой системы оплаты труда работников государственных бюджетных образовательных учреждений Свердловской области, подведомственных министерству общего и профессионального образования Свердловской области" см. на с. 74. – Примеч. ред.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль