Лингвистические этюды и речевые разминки в формировании коммуникативных УУД

1541
Лингвистические этюды и речевые разминки в формировании коммуникативных УУД

Автор: Е.В. Ткаченко, учитель начальных классов МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Ф.А. Лузана", г. Абинск, Краснодарский край

Сфера коммуникации – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В общении человек получает поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные УУД – это средство, которое поможет ребенку быть успешным в жизни. Лингвистические этюды и речевые разминки, применяемые на уроках, позволят педагогам повысить уровень и качество речи учащихся, научить детей общаться, а также формировать у них коммуникативные УУД.

Разработка методов и приемов формирования коммуникативных УУД, диагностических методик для оценки их сформированности является для учителей серьезной проблемой. Одним из способов развития коммуникативных УУД у младших школьников могут стать лингвистические этюды и речевые разминки, используемые педагогами в качестве структурного элемента урока.

Опыт работы показывает, что использование лингвистических этюдов и речевых разминок на уроках русского языка в процессе обучения позволяет учащимся:

  • повышать работоспособность;
  • формировать общеучебные умения и навыки;
  • осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности;
  • развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность;
  • формировать орфографические и пунктуационные навыки;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать коммуникативные умения.

Речевые разминки лучше всего их проводить в начале урока. Учитель может показать детям рисунок (или фотографию), например, ежика и предложить задать любые вопросы к этому рисунку и самим ответить на них. Так, дети могут спросить:

  • Можно ли в домашних условиях держать ежика, без вреда для него?
  • Где можно взять маленького ежонка? Купить в зоомагазине, в зоопарке или же на природе найти?
  • Ядовита ли для ежей газетная бумага?
  • Могут ли ежи мирно сосуществовать с другими домашними животными? И др.

В процессе речевых разминок дети не только учатся задавать вопросы, но и узнают много полезного об окружающем мире. Кроме того, для ученика формулирование правильного вопроса – это прекрасный способ наладить контакт с учителем и получить ответы на свои вопросы.

В статье представлено описание лингвистических этюдов: "Здравствуйте!", "Слово не воробей", "Я чувствую время", "Все мы чем-то похожи", "Волшебное слово «спасибо»", "Умей задавать вопросы", "Идем в музей или… смотрим в окно", "Я – учитель!", "Чистое сердце – чистые руки", "Каждый день – четыре строчки!", "Как научиться говорить публично?". Описание речевых разминок: "Вместо темы урока – вопрос!", "Продолжи тему", "Кто что делает?", "Профессии", "Что за зверь?", "Скажи наоборот", "Что каким бывает?", "Опиши одним словом", "Народные сказки", "Кто кем был или что чем было?", "Перепутаница!", "Кого в лесу больше?", "Пословица недаром молвится".

Инструменты "МЦФЭР Образование" для комплексного решения по анализу документов ОУ:

Электронная система Образование: Памятка "Показатели сформированности коммуникативных УУД обучающихся начальной школы"
"Управление начальной школой", №3, 2014 г. Новый образовательный стандарт в действии Вопросы формирования учебного плана в начальной школе
Наши мероприятия 12 февраля. Интернет-семинар "Особенности выбора и реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ"

попробуйте прямо сейчас

Актуальная информация по вашему региону и консультации лучших экспертов. Попробуйте прямо сейчас!

Лингвистические этюды и речевые разминки в формировании коммуникативных УУД



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль