Организация режима дня дошкольников: время для физкультминуток

1524
Организация режима дня дошкольников: время для физкультминуток

Сегодня в детском саду все чаще стали проводиться физкультминутки, так как они предупреждают утомление и восстановливают умственную активность дошкольников. Эти физические упражнения способствуют улучшению кровообращения, расслаблению мышц, успокоению нервной системы, активизации мышления и появлению всяческих положительных эмоций.

Является ли проведение физкультминуток обязательным при организации режима дня дошкольников? Все ли разновидности образовательной активности требуют физкультминуток? Какие можно выделить типы физкультминуток в детском саду?

Являются ли физкультминутки обязательными при организации режима дня дошкольников?

Чтобы постоянно укреплять здоровье и поддерживать нормальное развитие детей, нужно последовательно и постоянно осуществлять организацию режима дня дошкольников. Так, в дошкольной организации нужно создавать условия для разнообразной двигательной активности детей. Эффективный уровень активности обеспечивается не только утренней гимнастикой, подвижными играми, спортивными упражнениями, занятиями на тренажерах, плаванием, но и физкультурными минутками.

Проведение физкультурных минуток в середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, а также в середине непосредственно образовательной деятельности статистического характера предусмотрено санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 No 26.

Однако физкультминутка не является обязательной в процессе организации режима дня дошкольников в сравнении с утренней гимнастикой. Но ее введение в режим дня дошколят разных возрастных категорий дает положительные итоги.

Несмотря на кратковременность проведения, физкультминутка способствует укреплению организма ребенка, ослаблению утомления, общению взрослых с детьми, повышает его работ оспособность, развивает речь, координацию движений и мелкую моторику.

Детские стихотворения, смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие в движениях их содержание, позволяют педагогу проводить интересную и содержательную физкультминутку в любой момент, как т олько внимание детей становится рассеянным.

Все ли виды непосредственно образовательной деятельности требуют проведения физкультминутки?

Однако далеко не все типы образовательной деятельности нуждаются в  проведении физкультминутки как обязательного процесса. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.4.1.3049-13», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 No 26 утверждают, что физкультминутку лучше проводить в середине периода непрерывной образовательной деятельности и в середине непосредственно образовательной деятельности статистического характера.

Например, на музыкальных занятиях не обязательно проводить физкультминутку, поскольку такие занятия насыщены движениями, песнями, которые не дают малышам устать и даже способствуют повышению их эмоционального настроя в ходе занятия.

Можно сказать, что и не на каждом уроке изобразительного искусства обязательно требуется проведение физкультминутки. Если детям предоставлено интересное творческое упражнение, то они будут работать над ним до конца, не отвлекаясь. Если воспитатель замечает, что дети трудятся сосредоточенно, то и организовывать физкультминутку не имеет смысла. Но, например, рисуя карандашами, малыши часто жалуются на уставшие пальцы из-за недостаточно развитой моторики. В таком случае физкультминутка должна быть обязательной (в качестве отдыха для мышц кистей рук).

Организация режима дня дошкольников: правила физкультминуток

Проведение физкультминуток предусмотрено санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 No 26.

При организации режима дня дошкольников могут использоваться разные типы физкультминуток, но всегда следует придерживаться системы. Так, перед физкультминуткой важно ознакомить воспитанников с ее содержанием, проработать жесты, комбинации пальцев, движений. Это позволит подготовить детей к правильному выполнению зарядки и нужный эмоциональный фон. Содержание упражнений может меняться в зависимости условий ее проведения.

Те упражнения, которые используются в процессе физкультминутки, должны быть знакомы воспитанникам. Кроме того, они должны быть простыми по выполнению, интересными и должны охватывать крупные мышечные группы.

Воспитателю стоит выполнять зарядку совместно с детьми, показывая свою увлеченность процессом, а можно выразительно произносить тексты, повышая или понижая голос, движения должны быть синхронными с текстом или в паузах.

В процессе физкультминутки не стоит давать воспитанникам сразу несколько задач (показывать движения и читать текст). В таком случае внимание детей будет рассеиваться, и они потеряют интерес к физкультминутке. Воспитателю важно также хвалить малышей за их творческую активность, когда они дополняют тексты движениями для физкультминутки.

Виды физкультминуток при организации режима дня дошкольников

Физкультминутки можно классифицировать следующим образом:

  • те, что проводятся в разных видах непосредственно образовательной деятельности по мере того, как у малышей проявляется утомление или между разными работами, когда требуется переключение внимания. Сюда можно отнести стихи и потешки с упражнениями на крупные мышечные группы (легкий бег, ходьба на месте, легкие прыжки, активные приседания, наклоны в стороны, махи руками);

  • те, что предполагают упражнения для мышц кистей рук (на сгибание и разгибание кистей, отведение и приведение, круговые действия в лучезапястном суставе), которые проводятся в целях отдыха пальцев после длительного держания в руках кисти или карандаша;

  • те, что проводятся на утренней зарядке для дошкольников (это такие же упражнения, как и при первом типе физкультминуток). Они охватывают крупные мышечные группы, но в тексте идет речь о зарядке, наклонах, потягиваниях и т. д. Малыши увлеченно выполняют знакомые упражнения, если они проводятся в игровой форме, а не по шаблону.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль