Собеседование с учителем при приеме на работу

15808

Куликова Ю.В.

 Каждый директор мечтает о таком учителе, который будет стремиться к самообразованию, сумеет заинтересовать своим предметом учеников, будет готов изменяться сам и менять к лучшему своих воспитанников. Поэтому, чтобы лучше узнать кандидата на ту или иную должность, лучше провести предварительное собеседование.

И для работника, и для работодателя собеседование – полезный обмен информацией. Работник может продемонстрировать свои лучшие качества, а работодатель – лучше узнать претендента и принять окончательное решение о его назначении на должность.

Но для достижения более эффективных результатов руководителю необходимо тщательно продумать свои действия на каждом этапе собеседования.

При подготовке к собеседованию рекомендуется четко определить круг вопросов, связанных с вакантной должностью. Их лучше заранее записать на бумаге. Кроме этого, необходимо четко определить дату и время проведения собеседования, известить об этом кандидатов и, в случае необходимости, объяснить, как до Вас удобней добраться.

Чтобы лучше ознакомить кандидата с предстоящей работой, приготовьте должностную инструкцию и иную информацию, касающуюся его предстоящей деятельности. Кандидат должен отчетливо представлять основные условия сотрудничества.

Не проводите собеседование в спешке. Постарайтесь найти свободных 20–30 мин, этого будет достаточно для получения необходимой, интересующей Вас информации. Постарайтесь сделать так, чтобы ни Вас, ни Вашего собеседника в это время никто не отвлекал.

Кроме этого, старайтесь избежать следующих типичных ошибок:

• не превращайте собеседование в формальность;

• не воспринимайте ложно внешние качества соискателя;

• не приравнивайте красноречие к организаторским способностям собеседника;

• не умаляйте замеченные недостатки кандидата, пытаясь поскорее заполнить свободную вакансию;

• будьте честны с самим собой при принятии решения;

• если затрудняетесь сделать выводы сразу после окончания беседы, “возьмите тайм-аут”.

После подготовки можно перейти непосредственно к собеседованию.

В первой части собеседования Ваша задача заключается в том, чтобы разговорить кандидата, но при этом не стоит сразу начинать задавать профессиональные вопросы. Для начала, чтобы снять напряженность обстановки, можно поговорить на общие темы. Расскажите кратко о Вашем учреждении, задайте несколько несложных и нейтральных вопросов, а когда кандидат почувствует себя более уверенно, переходите к более важным.

Не стоит начинать собеседование с просьбы рассказать о себе, т. к. собеседник может растеряться. И старайтесь избегать общих вопросов, за которыми последуют односложные ответы.

Если Вас интересует, почему собеседник хочет уйти или ушел с предыдущего места работы, постарайтесь это выяснить косвенными путями, а не задавать вопрос “в лоб”.

Перечень вопросов для соискателя может быть следующим:

• Расскажите о Вашей педагогической подготовке.

• Как долго Вы проработали на предыдущем месте работы?

• Почему Вы хотели бы работать именно в этой школе?

• Владеете ли Вы компьютером?

• Чего Вы собираетесь достичь в течение ближайших пяти лет?

• Какую общественную работу Вы готовы выполнять в педагогическом коллективе?

• В каких классах Вы предпочитаете работать и почему?

• Какие Ваши личные качества Вы считаете особенно полезными в учительской работе?

• Назовите свои положительные качества.

• Назовите один из своих недостатков.

• Что Вам меньше всего нравится в работе учителя?

• Как у Вас складывались взаимоотношения с учащимися на предыдущем месте работы?

• Назовите способы повышения интереса и мотивации учеников для активного изучения Вашего предмета.

• Назовите самое большое достижение в Вашей учительской карьере.

• Есть ли у Вас достижения помимо педагогической деятельности?

• Какими качествами должен обладать хороший учитель?

• С какими проблемами учащихся Вы сталкивались и как помогали их преодолеть?

• Опишите Вашу лучшую педагогическую разработку.

• Какие современные педагогические технологии Вы используете в своей работе?

• Как складывались ваши отношения с коллегами на предыдущем месте работы?

• Каково Ваше отношение к мнению ученика?

• Что Вы планируете предпринять для лучшего знакомства с новыми учениками?

• Ваша работа для Вас – это обязанность или увлечение?

• Как Вы планируете бороться с пропусками Ваших уроков?

• Как Вы планируете налаживать и поддерживать отношения с родителями Ваших учеников?

• Учитываете ли Вы в своей работе принцип индивидуализации обучения?

• Как Вы работаете с одаренными детьми?

• Как Вы поддерживаете или повышаете уровень собственной подготовки?

• Как Вы считаете, в каких случаях в отношения ученика и учителя должен вмешиваться директор?

• Чем Вы руководствуетесь, когда оцениваете учащихся?

• Какое место в Вашей работе занимает внеклассная деятельность по предмету?

Если на собеседование пришел молодой специалист, не имеющий опыта работы в данной сфере, больше спрашивайте о его личных качествах, целеустремленности, дисциплинированности. Постарайтесь проверить его профессиональные знания. Оцените активность его жизненной позиции, внимательность и терпение. Выясните, что служит основной мотивацией в работе для этого человека. Не забывайте, что молодой специалист может растеряться, отвечая на те или иные вопросы, поэтому можно приготовить для него просто тестовое задание, которое поможет понять, насколько кандидат соответствует вакантной должности.

При проведении собеседования внимательно слушайте соискателя. Постарайтесь выслушивать ответы полностью и задавать уточняющие вопросы, если они появляются.

Во второй части постарайтесь предоставить собеседнику довольно полную и наглядную информацию о Вашем учреждении. Расскажите соискателю о распорядке трудового дня, о дисциплине, об условиях работы, об уровне заработной платы и возможностях профессионального роста. При этом вся информация должна быть правдивой. Лучше рассказать о трудностях (если они есть) и объяснить предполагаемые пути их решения, чем вводить кандидата в заблуждение. Это даст Вам возможность изначально увидеть отношение собеседника к возможным проблемам.

Завершая беседу, уточните у кандидата, не осталось ли вопросов к Вам. Выясните, что он ожидает от предлагаемой должности, не изменилось ли его отношение к предстоящей работе после разговора? Если Вам требуется время, чтобы выполнить прием на работу в ДОУ, сообщите кандидату, когда будут известны результаты.

В любом случае, даже если человек Вам не понравился, обязательно скажите, что приятно было познакомиться.

Не забывайте, что вся информация, полученная в ходе беседы, должна являться закрытой для посторонних лиц и недопустимо использовать ее в личных целях.

По окончании собеседования подведите его итоги. Оцените:

• уровень общей подготовки и квалификации;

• опыт работы;

• рекомендации;

• профессиональные знания и навыки;

• соответствие вакантной должности;

• готовность педагога заниматься с учащимися чем-то интересным, кроме предмета;

• готовность брать внеурочную нагрузку;

• личные черты характера;

• общее впечатление, которое произвел собеседник.

Сообщение кандидату о своем положительном решении можно сделать по телефону. Но, если Вы звоните на работу, не забудьте, что ему может быть неудобно обсуждать в данный момент Ваше предложение. Поэтому необходимо спросить, может ли собеседник сейчас разговаривать на данную тему. Также уточните, сохранил ли Ваш собеседник интерес к данной должности, т. к. за время Вашего размышления ему могли предложить другое место работы. Если же оба ответа будут утвердительны, можно смело обговаривать сроки выхода на новую работу.

 

Справочник руководителя образовательного учреждения. 2007. № 10. С. 79.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль