Как повысить качество школьного образования

10883

Как повысить качество школьного образования? Что изменится во взаимоотношениях учителей, учеников и их родителей после принятия Закона "Об образовании в Российской Федерации"? На эти и другие актуальные вопросы отвечает директор московского лицея № 1535 Михаил Геннадьевич Мокринский.

 Михаил Геннадьевич, за последние годы в сфере общего образования произошли серьезные изменения, в результате которых школа стала более самостоятельна в ведении финансово-хозяйственной деятельности. Как Вы думаете, позволят они повысить качество образовательных услуг, и если да, то как скоро?

Думаю, это может случиться. Действительно, чтобы повысить качество образовательных услуг, нужно сначала привести в порядок ресурсы. Не бывает так, чтобы ты отвечал за качество, не думая о ресурсах. Вернее, бывает, когда школе не хватает всего, и твоя задача – ходить и выбивать. А дальше – что дадут, из того и лепишь.

Сейчас, как мне кажется, мы уже проскочили эту фазу нецивилизованности и закономерно перешли к следующему этапу – учимся перераспределять финансовые средства. Современный директор должен уметь превращать финансы в результаты, профессионально решать вопросы, связанные с организацией финансово-хозяйственной деятельности. Без этого он уже не сможет планировать качество образовательного процесса и обеспечивать развитие школы.

А как Вы оцениваете возможности, предоставленные образовательным учреждениям Законом № 83-ФЗ? Ваш лицей будет переходить в статус автономного?

Насколько я понимаю, может сложиться такая ситуация, что нужно будет с лупой выискивать разницу между автономным и бюджетным учреждениями. По-хорошему эта разница должна заключаться в использовании рыночных механизмов: кредитование, создание коммерческих организаций, ведение приносящей доход деятельности и т. д. Закон № 83-ФЗ эти моменты обозначил, но где гарантия, что они не будут нивелированы? Вот, например, сейчас автономные учреждения не подпадают под действие Закона № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", но сомневаюсь, что это надолго.

В целом я воспринимаю сложившуюся ситуацию как конструктор. Законодательство предлагает различные инструменты, которые могут повлиять на экономические процессы в школе. Меня больше всего интересуют те из них, которые увязывают условия оплаты труда педагогов с качеством их работы, потому что от этого зависит 90% успеха всего дела. Главное – не ошибиться в выборе.

В статье 8 законопроекта "Об образовании в Российской Федерации" говорится о необходимости заключения договора при зачислении обучающегося в образовательное учреждение. Соответственно, у родителей появится право требовать от школы, в том числе в судебном порядке, достойного результата в обучении своего ребенка. Как Вы считаете, не осложнит ли это нововведение отношения между участниками образовательного процесса?

Меня это нововведение скорее радует, чем пугает. К сожалению, сейчас в сфере образования не существует эффективной системы гражданско-правовых взаимоотношений. Если я как директор что-то не сделал или сделал не так, то буду виноват не перед обучающимся и его родителями, а перед чиновником. Он может в любой момент прийти ко мне и сказать: "Вы нарушили такое-то положение такого-то закона". "Кто-нибудь жаловался?", – спрошу я его. "Нет, – ответит он, – но это неважно. Главное, что Вы нарушили закон". То есть чиновник борется не за права конкретного ребенка, а за соблюдение законодательства.

В обществе существует недоверие к такой системе юридических отношений. Однако мы сами виноваты в ее несовершенстве. С одной стороны, хотим, чтобы она работала эффективно, а с другой – боимся, что ее эффективность принесет школе дополнительные заботы и неудобства.

Изменить ситуацию могут новые правила прямых взаимоотношений. Правда для них необходима подоснова – взаимопонимание между школой и родителями. Сегодня ее нет, и в первую очередь потому, что мы слишком часто принимаем мифологемы за реальное состояние дел. Многие родители верят в мифы о российской школе: о том, какой она была и какой стала, какой путь прошла и куда движется. Сама же школа и вовсе не видит себя в зеркале. В лучшем случае она видит степень эффективности своей работы, а вопрос, то ли она делает эффективно, остается без ответа.

Каждый учебный год педагоги и ученики усердно трудятся ради намеченных результатов. Но кому и зачем нужны эти результаты? Конечно, можно радоваться тому, что мы вместе хорошо поработали и что ученику пригодится хотя бы это – умение терпеть и трудиться, но это лукавство…

Что же должно произойти? Первое – мы должны увидеть (например, через общественную дискуссию) ограниченность задач современной школы и ее реальные возможности. Второе – родители должны четко представить, что они хотят получить от школы (с учетом ее возможностей) и что для этого их ребенок и они сами должны делать, поскольку в договоре будут прописаны обязанности обеих сторон.

Думаю, что если мы этот план реализуем, в сфере образования возникнет то, что называется гражданско-правовыми взаимоотношениями.

 

Спасибо! Продолжим тему. Сегодня уделяется большое внимание повышению квалификации педагогов и внедрению в учебный процесс инновационных технологий. Между тем многие ученики выходят из школы, не имея базовых знаний по предметам. Для того чтобы ребенок сдал ЕГЭ, родители вынуждены нанимать репетиторов. Как Вы можете прокомментировать сложившуюся ситуацию?

Причин, из-за которых возникла такая ситуация, много, я назову несколько: во-первых, за последние десятилетия значительно увеличилась в объеме образовательная программа, во-вторых, повысилась сложность наиболее трудоемких дисциплин и, в-третьих, вырос процент детей, продолжающих обучение в старшей школе. На мой взгляд, последняя причина самая серьезная.

Сегодня полноценно освоить современную образовательную программу могут не все ученики, а только самые мотивированные – те, которые рвутся к социальному лифту, и те, которых поддерживают родители. Программа не адаптирована под современных детей, и, что еще хуже, в нее не заложены важнейшие социально-политические установки. Это значит, что общество не достигло определенного этапа зрелости. Мы должны понять, что главная задача школы – выпускать не отличников, а здоровых, с чувством собственного достоинства, уверенных в себе и своем будущем молодых людей. К сожалению, в нашей стране – стране больших ценностей – всегда преобладала другая установка: от лучших ожидаем прорыва, общественного вклада, а путь остальных специально строить не обязательно, это уже дело педагогов. В то время как другие страны учили детей любить спорт и вести здоровый образ жизни, наша готовила олимпийских чемпионов.

На самом деле мы ничего не придумывали. Мы просто унаследовали старую систему, которая последовательно развиваясь, вывернула наизнанку свои базовые недостатки. Нужно, кстати, заметить, что в советское время троечники и двоечники вполне вписывались в государственную систему образования и в экономику, так что многие из них жили неплохо. Однако потом система социального перераспределения развалилась, и они остались один на один со своими проблемами.

В определенном смысле школа попала в замкнутый круг. Она должна измениться изнутри, но измениться в расчете на социальный заказ, который толком еще не сформулирован. Нельзя выучить всех детей так, чтобы они имели на ЕГЭ высший балл, но и массово выпускать двоечников мы тоже не можем. Таким образом наша неуверенность и непоследовательность развращает детей.

Неужели педагоги ничего не могут сделать?

Педагоги тоже бывают разные, и не все от них зависит. Если каждый педагог по своему предмету будет стараться вложить в учеников максимум знаний, то ничего хорошего из этого не выйдет. Возьмем хорошего среднестатистического учителя английского языка. Чем он здоров и чем болен? Он здоров по сравнению с учителем русского языка тем, что строит преподавание своего предмета на основе разнообразной речевой деятельности. Однако при этом он невнимателен к сверхзадаче. Ему кажется, что за 45 минут урока ребенку нужно дать как можно больше информации, а для этого можно пожертвовать качеством мотивации.

Речь – отражение самостоятельной мысли, потребности в самостоятельной деятельности.
Учителю только нужно поддержать готовность ребенка к учебной самоорганизации. Но нет, он возвращается к привычному формату упражнений и домашних заданий, уверенный, что важнейший результат обучения – трудовые мозоли.

И последний вопрос. Заключению трудового договора с руководителем образовательного учреждения должна предшествовать процедура аттестации на условиях, определяемых учредителем. Какие требования, по Вашему мнению, она должна содержать?

По-моему мнению, процедура должна проходить в два этапа. Первый этап – проверка на соблюдение правил игры. Аттестационная комиссия должна выяснить, выполняет ли руководитель минимальный набор требований по должности: набирает он достаточное количество детей или не набирает, обеспечивает безопасность учреждения или не обеспечивает, реализуются у него утвержденные образовательные программы или не реализуются и т. д. На втором этапе следует оценивать качество работы аттестуемого. И здесь опять могут возникнуть проблемы. Ведь если школа не видит себя в зеркале, то о каком качестве, какой гармонии можно говорить? Каждый придумает себе свои критерии качества, не ориентируясь на социальный заказ, а так быть не должно.

Нужен эффективный и прозрачный механизм оценки профессионализма руководителя. И не последним показателем в данном случае должен быть ответ на вопрос: может ли он сделать так, чтобы последний троечник в его школе не стал двоечником, чтобы он вышел из 9-го или 11-го класса с чувством собственного достоинства, а не с уверенностью, что он ущербный? Пора прекратить рисовать в отчетах красивые цифры и заниматься самообманом. Необходимо изменить приоритеты в сфере школьного образования. Вместо крайностей рутины и самопожертвования учителям, детям и их родителям нужно осмысленное, технологичное взаимодействие.

 

Беседовала Т.В. Коваленко

 

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль