Новый порядок аккредитации образовательных учреждений

80816

Процедура аккредитации обязательна для образовательных организаций, реализующих образовательные программы, однако дошкольные организации освобождены от необходимости проходить аккредитацию. Какими документами регулируется проведение аккредитации? Для чего была введена уплата госпошлины дошкольными образовательными организациями? Какие существуют требования к аккредитации образовательных программ?

Термин «аккредитация» (от лат. accredere – оказывать доверие) имеет несколько значений:

ГЛАВНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ОСЕНИ!

V Всероссийская Конференция руководителей образовательных организаций 
«Менеджер образования - 2016», 26-28 октября, г. Москва
 

На конференции будут рассмотрены вопросы управления финансами, человеческими ресурсами, имуществом и развития инфраструктуры

Программа мероприятия


В конце 2010 г. Федеральным законом от 08.11.2010 № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» (далее – Закон № 293-ФЗ) в Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон РФ «Об образовании») была введена статья 33.2 «Государственная аккредитация образовательных учреждений, научных организаций» (приложение).

Отмена государственной аккредитации для дошкольных учреждений

Согласно новым законодательным нормам государственная аккредитация должна проводиться в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, установленными в соответствии с Законом РФ «Об образовании», и в отношении указанных образовательных программ.

Таким образом, дошкольные образовательные учреждения освобождены от прохождения процедуры аккредитации, а определение их вида и категории теперь полностью зависит от учредителя.

Если в составе образовательного учреждения (далее – ОУ) имеется структурное подразделение, реализующее программу дошкольного образования, то при аккредитации учреждения такие программы не должны включаться в число аккредитуемых. Для их реализации необходимо иметь только лицензию, предоставляющую право ОУ на образовательную деятельность по программам дошкольного образования.

Кроме того, по новым правилам не подлежат государственной аккредитации учреждения дополнительного образования детей: дворцы детского (юношеского) творчества, детские школы искусств, детско-юношеские спортивные школы и т. д.

Замена оплаты стоимости процедур государственной аккредитации на уплату госпошлины

Другое значимое нововведение Закона № 293-ФЗ – это замена оплаты стоимости аккредитационных процедур (в т. ч. по договорам со специализированными государственными учреждениями об оказании информационно-методических услуг) на уплату госпошлины в размере, установленном ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (далее – НК РФ). То есть формально-юридически процедура аккредитации становится бесплатной, поскольку относится к государственным услугам, осуществляемым за счет средств бюджета (де-юре госпошлина представляет собой фиксированный обязательный сбор в пользу государства и не считается оплатой государственной услуги).

Установлены следующие размеры госпошлины за выдачу свидетельства о государственной аккредитации:

  • – образовательным учреждениям высшего профессионального образования – 130 000 руб. плюс 70 000 руб. за каждую включенную в свидетельство укрупненную группу направлений подготовки и специальностей в учреждении и каждом его филиале;
  • – образовательным учреждениям дополнительного профессионального образования – 120 000 руб.;
  • – образовательным учреждениям среднего профессионального образования – 50 000 руб.;
  • – образовательным учреждениям начального профессионального образования – 40 000 руб.;
  • – иным образовательным учреждениям – 10 000 руб.

За переоформление свидетельства и выдачу временного свидетельства пошлины установлены в значительно меньшем размере. Согласно подп. 127–131 п. 1 ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина уплачивается:

1) за переоформление свидетельства о государственной аккредитации в связи с установлением иного государственного статуса в отношении:

  • – образовательного учреждения высшего профессионального образования – 70 000 руб.;
  • – образовательного учреждения дополнительного профессионального образования – 50 000 руб.;
  • – образовательного учреждения среднего профессионального образования – 25 000 руб.;
  • – образовательного учреждения начального профессионального образования – 15 000 руб.;
  • – иного образовательного учреждения – 3000 руб.;

2) за переоформление свидетельства о государственной аккредитации в связи с государственной аккредитацией образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей:

  • – каждой укрупненной группы направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования – 70 000 руб.;
  • – укрупненных групп направлений подготовки и специальностей послевузовского профессионального образования, дополнительных профессиональных образовательных программ, к которым установлены федеральные государственные требования, – 60 000 руб.;
  • – укрупненных групп направлений подготовки и специальностей среднего профессионального образования, начального профессионального образования – 25 000 руб.;
  • – основных общеобразовательных программ – 7000 руб.;

3) за переоформление свидетельства о государственной аккредитации в других случаях – 2000 руб.;

4) за выдачу временного свидетельства о государственной аккредитации – 2000 руб.

Разумеется, замена оплаты стоимости аккредитации госпошлиной не означает, что ОУ лишается права самостоятельно заключать договоры с организациями и гражданами на оказание помощи в подготовке к аккредитации, представительство, аудит и другие услуги за плату.

Изменение сроков действия свидетельства о государственной аккредитации

Важным нововведением Закона № 293-ФЗ, значительно упрощающим деятельность образовательных учреждений, является увеличение сроков действия свидетельства о государственной аккредитации.

В соответствии с п. 21 ст. 33.2 Закона РФ «Об образовании» срок действия такого свидетельства для общеобразовательных учреждений будет составлять 12 лет, а для учреждений профессионального образования и дополнительного профессионального образования – 6 лет.

Новые требования к аккредитации образовательных программ

Согласно новым правилам образовательные учреждения при прохождении процедуры аккредитации должны уделять особое внимание аккредитации образовательных программ. В первую очередь это касается учреждений, реализующих основные программы начального, среднего и высшего профессионального образования. Данным учреждениям свидетельство (приложение) будет выдаваться не на отдельные программы, а на «укрупненные группы направлений подготовки и специальностей», определяемые аккредитационным органом по представленным программам. Это нововведение позволит им в период действия госаккредитации добавлять или изменять конкретные программы в рамках укрупненной группы направлений подготовки и специальностей без представления их в аккредитационный орган – только на основании лицензии (изменений в лицензии). При этом все программы, подпадающие под «укрупненную группу», будут считаться аккредитованными, и ОУ профессионального образования сможет выдавать по результатам их освоения документ государственного образца (диплом).

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 33.2 Закона РФ «Об образовании» право на государственную аккредитацию образовательной программы теперь будет возникать у ОУ «при наличии обучающихся, завершающих обучение по этой образовательной программе в текущем учебном году». При этом, как и раньше, предусмотрена возможность поэтапной (по ступеням общего образования) государственной аккредитации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, т. е. уже при наличии не выпускников, а обучающихся, завершающих в текущем учебном году программу соответственно 4, 9 и 11-го классов.

Проведению государственной аккредитации предшествует проведение образовательным учреждением самообследования. Материалы самообследования рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы.
П. 7 ст. 33.2 Закона РФ «Об образовании»

Введение процедуры самообследования

В качестве обязательной составляющей процедуры государственной аккредитации введено так называемое самообследование – самооценка деятельности ОУ, которое ранее было предусмотрено только для образовательных учреждений, получающих аккредитацию в Рособрнадзоре, т. е. главным образом для вузов.

Правила проведения ОУ самообследования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, т. е. Минобрнауки РФ. В настоящее время они еще не приняты.

Особенности проведения аккредитационной эспертизы

Согласно п. 10 ст. 33.2 Закона РФ «Об образовании» при государственной аккредитации ОУ проводится аккредитационная экспертиза следующих видов:

1) экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников учреждения по заявленным для аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям;

2) экспертиза показателей деятельности учреждения, необходимых для определения его типа и вида.

Определение типа и вида ОУ

Согласно п. 6 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» решение об установлении типа и вида ОУ, а также об их изменении принимает учредитель. Однако при государственной аккредитации ОУ (за исключением Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета и федеральных университетов) устанавливается государственный статус ОУ, который может подтвердить или изменить его тип и (или) вид.

Для определения типа и вида ОУ предусматривается введение на федеральном уровне перечня показателей его деятельности. При этом критерии показателей, позволяющие установить тип и вид ОУ, должны определяться аккредитационным органом (например, для школ – министерством, департаментом или другим органом управления образованием субъекта РФ).

Перечень показателей должно утвердить Минобрнауки России, а порядок определения критериев показателей – Правительство РФ. На данный момент такие нормативные документы еще не приняты.

Новые нормы закона об аккредитации ОУ нашли свое отражение
в Положении о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21.03.2011 № 184 (далее – Положение).

Экспертиза показателей деятельности ОУ, необходимых для определения его типа и вида, проводится в отношении учреждения в целом, включая его филиалы.

В соответствии с данным нормативным актом государственная аккредитация образовательных учреждений, имеющих свидетельство, выданное до 1 января 2011 г., может осуществляться по новым правилам не ранее чем за 1 год до окончания срока действия программы образования. При этом образовательные учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования должны переоформить свидетельство, выданное до 1 января 2011 г., на срок его действия таким образом, чтобы в приложении к свидетельству были указаны не реализуемые основные программы, а соответствующие им «укрупненные группы направлений подготовки и специальностей».

Основные этапы прохождения государственной аккредитации

В целом согласно Положению процедура прохождения ОУ государственной аккредитации должна включать следующие этапы:

1. Руководитель ОУ проводит анализ деятельности учреждения и составляет отчет о результатах самооценки (самообследования).

2. Руководитель ОУ направляет в подразделение (управление) аккредитационного органа (Рособрнадзора или министерства (департамента) образования субъекта РФ) заявление о проведении государственной аккредитации учреждения, а также документы, указанные в п. 25 Положения:

а) копию устава ОУ;

б) отчет о результатах самообследования;

в) копии учебных планов по всем образовательным программам, заявленным для аккредитации;

г) копию основной профессиональной программы послевузовского образования (для ОУ, реализующего такую программу);

д) копию положения о филиале ОУ (в случае проведения аккредитации в отношении филиала, а также в случае установления иного государственного статуса учреждения в течение срока действия свидетельства о государственной аккредитации);

е) копии документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности, с приложениями, а также свидетельства о государственной аккредитации с приложениями (при наличии указанных документов, выданных иным лицензирующим или аккредитационным органом);

ж) опись представленных документов.

Копии документов, указанных в пунктах «а», «д» и «е», должны быть либо заверены у нотариуса, либо представлены вместе с оригиналами (оригиналы подлежат возврату), а копии документов, указанных в пунктах «б», «в», «г» и «ж», должны быть заверены самим ОУ.

В этот перечень следует добавить платежный документ об уплате госпошлины, поскольку согласно ст. 333.18 НК РФ госпошлина должна уплачиваться «до подачи заявлений на совершение юридически значимых действий».

Кроме того, ОУ вправе приложить к заявлению сведения о результатах общественной (общественно-профессиональной) аккредитации в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях. Они должны быть рассмотрены при проведении аккредитационной экспертизы.

Заявление и документы ОУ может представить как на бумажном носителе (непосредственно либо направить их заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения), так и в форме электронных документов с использованием государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». В последнем случае заявление и прилагаемые к нему документы должны быть подписаны (заверены) электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи лица, имеющего соответствующие полномочия.

В заявлении о проведении государственной аккредитации указываются следующие сведения:

а) полное наименование, организационно-правовая форма и местонахождение ОУ в соответствии с уставом;

б) полное наименование и местонахождение филиала (филиалов) ОУ в соответствии с уставом (при проведении аккредитации в отношении филиала (филиалов));

в) государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

г) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке ОУ на учет в налоговом органе;

д) реквизиты действующего свидетельства об аккредитации (при наличии);

е) государственный статус (тип и вид) ОУ, заявляемый для аккредитации;

ж) перечень заявляемых для аккредитации образовательных программ.

П. 24 Положени

3. Аккредитационный орган в течение 7 дней направляет ОУ или вручает его уполномоченному представителю уведомление о приеме заявления и документов к рассмотрению по существу.

В случае представления документов не в полном объеме или неправильно оформленных и заполненных аккредитационный орган направляет ОУ или вручает его представителю уведомление о перечне недостающих документов, а также документов, оформление или заполнение которых не соответствует требованиям. При этом ОУ дается два месяца для представления недостающих или правильно оформленных доку­ментов.

При проведении аккредитационной экспертизы с выездом в ОУ и его филиалы руководитель учреждения должен:

  • подготовить документы и материалы, перечень которых определен <Письмом> Рособрнадзора от 19.04.2011 № 02-92 «В дополнение к № 02-77 от 29.03.2011»;
  • обеспечить рабочие места с доступом в сеть Интернет

4. Аккредитационный орган утверждает график проведения экспертизы ОУ комиссией по государственной аккредитации и уведомляет об этом его руководителя.

5. Комиссия по государственной аккредитации проводит выездную или камеральную экспертизу, оформляет экспертное заключение, формирует аккредитационное дело и передает его на рассмотрение коллегиальному органу в составе аккредитационного органа.

Информация о проведении и результатах аккредитационной экспертизы размещается аккредитационным органом на своем официальном сайте не позднее 15 дней со дня окончания работы комиссии.

6. Коллегиальный орган аккредитационного органа на основании заключения комиссии по государственной аккредитации рассматривает вопрос о государственной аккредитации ОУ.

7. Аккредитационный орган в соответствии с заключением коллегиального органа принимает решение и издает приказ:

  • – о государственной аккредитации ОУ;
  • – об отказе в государственной аккредитации ОУ;
  • – о лишении ОУ государственной аккредитации полностью либо по отдельным образовательным программам;
  • – о приостановлении или возобновлении действия свидетельства.

8. Руководитель ОУ получает свидетельство о государственной аккредитации (принятии аккредитационным органом решения о государственной аккредитации) либо временное свидетельство о государственной аккредитации (принятии аккредитационным органом решения об изменении наименования ОУ для приведения в соответствие с его государственным статусом, установленным при государственной аккредитации такого учреждения).

Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации ОУ должно быть осуществлено в срок, не превышающий 105 дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к нему документов.

В случае отказа в аккредитации ОУ имеет право вновь обратиться с заявлением об аккредитации не раньше чем через год.

9. Аккредитационный орган вносит сведения о результатах аккредитации ОУ в реестр свидетельств о государственной аккредитации образовательных учреждений и размещает содержащуюся в реестре информацию в информационно-телекоммуникационных сетях, в т. ч. на своем официальном сайте.

Проведение государственной аккредитации образовательных учреждений по новым правилам станет возможным после принятия Минобрнауки России и Рособрнадзором необходимых для этого подзаконных нормативных правовых актов, предусмотренных ст. 33.2 Закона РФ «Об образовании».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Закон Российской Федерации
от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»
(извлечение)

<...>

Статья 33.2. Государственная аккредитация образовательных учреждений, научных организаций

1. Государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, установленными в соответствии
с пунктом 2 статьи 7 на
стоящего Закона, и в отношении указанных образовательных программ.

Целями государственной аккредитации образовательного учреждения являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям и, если иное не предусмотрено статьей 12 настоящего Закона, установление его государственного статуса.

2. Государственная аккредитация научной организации проводится в отношении реализуемых ею образовательных программ послевузовского профессионального образования и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ, к которым установлены федеральные государственные требования, в целях подтверждения соответствия качества образования по таким образовательным программам федеральным государственным требованиям.

3. Государственная аккредитация образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении, научной организации или их филиалах, проводится при наличии обучающихся, завершающих обучение по этой образовательной программе в текущем учебном году.

Государственная аккредитация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно по ступеням общего образования.

4. Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений, научных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

5. Государственная аккредитация образовательного учреждения или научной организации проводится аккредитационным органом – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области образования, при государственной аккредитации образовательного учреждения, имеющего в своем составе филиалы, расположенные на территориях других субъектов Российской Федерации, организует проведение государственной аккредитации таких филиалов во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

6. При проведении государственной аккредитации основных общеобразовательных программ и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации в отношении каждой заявленной для государственной аккредитации образовательной программы.

При проведении государственной аккредитации основных профессиональных образовательных программ аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации в отношении каждой укрупненной группы направлений подготовки и специальностей, к которой относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени)). Все основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в аккредитованных образовательном учреждении или научной организации и (или) их аккредитованных филиалах в соответствии с лицензией и относящиеся к аккредитованным укрупненным группам направлений подготовки и специальностей (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени)), являются аккредитованными.

7. Проведению государственной аккредитации предшествует проведение образовательным учреждением или научной организацией самообследования. Материалы самообследования рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы.

Правила проведения образовательным учреждением или научной организацией самообследования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

8. Для проведения государственной аккредитации образовательное учреждение или научная организация представляет в аккредитационный орган заявление о проведении государственной аккредитации с приложением документов, которые необходимы для проведения государственной аккредитации и перечень которых устанавливается положением, указанным в пун­кте 4 настоящей статьи.

Аккредитационный орган не вправе требовать у образовательного учреждения или научной организации документы, необходимые для проведения государственной аккредитации, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Аккредитационный орган самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе. Положения настоящего абзаца не распространяются на случаи, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

Образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования, научные организации заявляют для государственной аккредитации все основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в них и (или) их филиалах и относящиеся к соответствующей укрупненной группе направлений подготовки и специальностей (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени), при условии наличия обучающихся, завершающих обучение по этим образовательным программам в текущем учебном году.

Заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы могут быть направлены в аккредитационный орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг.

Формы указанного заявления и прилагаемых к нему документов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

9. Государственная аккредитация образовательных учреждений, научных организаций проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основывается на принципах объективности ее проведения, ответственности экспертов за проведение и качество экспертизы.

10. При государственной аккредитации образовательного учреждения проводится аккредитационная экспертиза следующих видов:

1) экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям;

2) экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его типа и вида (за исключением Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, федеральных университетов).

11. При аккредитационной экспертизе образовательных программ, которые обеспечивают реализацию образовательных стандартов и требований, самостоятельно установленных образовательным учреждением высшего профессионального образования в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, не проводится экспертиза, указанная в подпункте 1 пункта 10 настоящей статьи, в части содержания подготовки обучающихся и выпускников.

Экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его типа и вида, проводится в отношении образовательного учреждения в целом, включая его филиалы.

12. При государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых научной организацией, проводится аккредитационная экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников научной организации по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным требованиям.

13. Аккредитационная экспертиза проводится комиссией по аккредитационной экспертизе, созданной аккредитационным органом.

В состав комиссии включаются эксперты в области проведения государственной аккредитации образовательных учреждений, научных организаций.

Экспертом является физическое лицо, которое обладает специальными знаниями в области предмета аккредитационной экспертизы, имеет высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере образовательной или управленческой деятельности не менее чем три года, отвечает квалификационным требованиям к экспертам, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и сведения о котором внесены в установленном порядке в реестр экспертов.

14. Аккредитационный орган осуществляет аттестацию экспертов и ведение на электронных носителях реестра экспертов.

Порядок аттестации экспертов (в том числе порядок ведения реестра экспертов), отбора экспертов для проведения аккредитационной экспертизы и привлечения их к проведению аккредитационной экспертизы устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

При проведении аккредитационной экспертизы эксперт не может находиться в какой-либо зависимости от лиц, заинтересованных в ее результатах.

15. Результаты аккредитационной экспертизы оформляются заключением комиссии по аккредитационной экспертизе.

16. Информация о проведении аккредитационной экспертизы, в том числе заключение комиссии по аккредитационной экспертизе, с указанием состава этой комиссии размещается аккредитационным органом на своем официальном сайте в сети Интернет.

17. Порядок проведения аккредитационной экспертизы устанавливается положением, указанным в пункте 4 настоящей статьи.

18. Заключение комиссии по аккредитационной экспертизе рассматривается коллегиальным органом аккредитационного органа, принимающим по результатам такого рассмотрения решение, имеющее рекомендательный характер для аккредитационного органа. В состав коллегиального органа аккредитационного органа включаются представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, образовательных учреждений, научных организаций и осуществляющих деятельность в области образования общественных объединений и государственно-общественных объединений. При проведении государственной аккредитации образовательных учреждений, научных организаций в отношении профессиональных образовательных программ в состав коллегиального органа аккредитационного органа включаются также представители объединений работодателей.

19. При рассмотрении вопроса о государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых в образовательном учреждении или научной организации и их филиалах, аккредитационный орган принимает отдельное решение относительно образовательного учреждения или научной организации и каждого их филиала по образовательной программе, заявленной для государственной аккредитации, и (или) укрупненной группе направлений подготовки
и специальностей, к которой относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени)).

20. Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации осуществляется в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия таких заявления и документов требованиям, установленным настоящим Законом и указанным в пункте 4 настоящей статьи положением.

21. При принятии аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательному учреждению или научной организации выдается свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет:

1) шесть лет для образовательного учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального или дополнительного профессионального образования, научной организации;

2) двенадцать лет для иного образовательного учреждения.

22. Форма свидетельства о государственной аккредитации и приложения к нему, технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

23. Свидетельство о государственной аккредитации подтверждает право образовательного учреждения или научной организации на выдачу в установленном порядке документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по аккредитованным образовательным программам.

24. В случае, если требуется изменение наименования образовательного учреждения для приведения его в соответствие с государственным статусом, установленным при государственной аккредитации такого образовательного учреждения, ему выдается временное свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет один год. Свидетельство о государственной аккредитации выдается такому образовательному учреждению на основании его заявления. Документы, подтверждающие приведение его наименования в соответствие с установленным государственным статусом (содержащиеся в них сведения), запрашиваются аккредитационным органом самостоятельно в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, если такие документы не были представлены образовательным учреждением по собственной инициативе.

25. При ликвидации образовательного учреждения или научной организации либо прекращении их деятельности в результате реорганизации в форме слияния, разделения, присоединения действие свидетельства о государственной аккредитации прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи соответственно о ликвидации юридического лица, о прекращении его деятельности в результате реорганизации.

Образовательному учреждению или научной организации, возникшим в результате реорганизации в форме слияния, разделения, выделения, выдается временное свидетельство о государственной аккредитации в отношении образовательных программ, реализация которых осуществлялась реорганизованными образовательным учреждением или научной организацией и которые были аккредитованы.

Срок действия временного свидетельства о государственной аккредитации составляет один год.

Государственная аккредитация образовательного учреждения или научной организации, возникших в результате реорганизации в форме слияния, разделения, выделения, проводится в соответствии с настоящей статьей.

26. Свидетельство о государственной аккредитации, выданное образовательному учреждению или научной организации, переоформляется на период до окончания срока его действия в следующих случаях:

1) реорганизация образовательного учреждения или научной организации в форме преобразования, изменение наименования образовательного учреждения или научной организации (в том числе в случае создания образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения), изменение места нахождения образовательного учреждения или научной организации, необходимость дополнения свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации, реорганизованных в форме присоединения к ним других аккредитованных образовательного учреждения или научной организации, образовательными программами, реализация которых осуществлялась присоединенными образовательным учреждением или научной организацией и которые были аккредитованы;

2) государственная аккредитация неаккредитованных образовательных программ, реализуемых образовательным учреждением или научной организацией, в течение срока действия свидетельства о государственной аккредитации;

3) установление иного государственного статуса образовательного учреждения в течение срока действия свидетельства о государственной аккредитации.

27. В случае утраты или порчи свидетельства о государственной аккредитации образовательному учреждению или научной организации выдается дубликат свидетельства о государственной аккредитации.

28. Для получения временного свидетельства о государственной аккредитации, переоформления свидетельства о государственной аккредитации, получения дубликата свидетельства о государственной аккредитации образовательное учреждение или научная организация представляет в аккредитационный орган соответствующее заявление с приложением документов, перечень которых установлен положением, указанным в пункте 4 настоящей статьи.

Аккредитационный орган не вправе требовать у образовательного учреждения или научной организации документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Аккредитационный орган самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе. Положения настоящего абзаца не распространяются на случаи, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

Указанные заявление и прилагаемые к нему документы могут быть направлены в аккредитационный орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг.

Формы заявлений о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации и о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

При переоформлении свидетельства о государственной аккредитации в течение срока его действия в случае государственной аккредитации неаккредитованных образовательных программ проводится аккредитационная экспертиза, предусмотренная подпунктом 1 пункта 10 или пунктом 12 настоящей статьи, в случае установления иного государственного статуса образовательного учреждения – аккредитационная экспертиза, предусмотренная подпунктом 2 пункта 10 настоящей статьи. Переоформление свидетельства о государственной аккредитации в указанных случаях проводится в срок, установленный пунктом 20 настоящей статьи.

29. В случае представления образовательным учреждением или научной организацией документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, не в полном объеме, неправильно оформленных и (или) неправильно заполненных, аккредитационный орган запрашивает в образовательном учреждении или научной организации необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в порядке, установленном положением, указанным в пункте 4 настоящей статьи.

 30. Аккредитационный орган отказывает образовательному учреждению или научной организации в принятии документов к рассмотрению по существу при наличии одного из следующих оснований:

1) государственная аккредитация образовательного учреждения или научной организации
в соответствии с настоящим Законом не отнесена к компетенции аккредитационного органа;

2) у образовательного учреждения или научной организации отсутствует лицензия на осуществление образовательной деятельности по одной или нескольким образовательным программам, заявленным для государственной аккредитации;

3) документы, запрошенные аккредитационным органом в соответствии с пунктом 29 настоящей статьи, не представлены образовательным учреждением или научной организацией в аккредитационный орган в срок, установленный положением, указанным в пункте 4 настоящей статьи.

31. Аккредитационный орган отказывает образовательному учреждению или научной организации в государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, в переоформлении свидетельства о государственной аккредитации в течение срока его действия в случае, указанном в подпункте 2 или 3 пункта 26 настоящей статьи, при наличии одного из следующих оснований:

1) выявление недостоверной информации в документах, представленных образовательным учреждением или научной организацией;

2) наличие отрицательного заключения комиссии по аккредитационной экспертизе.

32. При наличии любого из указанных в пункте 31 настоящей статьи оснований для отказа в государственной аккредитации по одной или нескольким заявленным для государственной аккредитации основным профессиональным образовательным программам аккредитационный орган отказывает образовательному учреждению или научной организации в государственной аккредитации в отношении укрупненной группы направлений подготовки и специальностей, к которой относятся такие образовательные программы (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени)).

33. Аккредитационный орган отказывает образовательному учреждению или научной организации в выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации, в переоформлении свидетельства о государственной аккредитации в случае, указанном в подпункте 1 пункта 26 настоящей статьи, при выявлении недостоверной информации в документах, представленных образовательным учреждением или научной организацией.

34. Аккредитационный орган лишает образовательное учреждение или научную организацию государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей при наличии одного из следующих оснований:

1) аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности полностью или по отдельным аккредитованным образовательным программам;

2) неоднократное в течение срока действия свидетельства о государственной аккредитации нарушение законодательства Российской Федерации в области образования, повлекшее за собой неправомерную выдачу документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации;

3) истечение срока приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации (при отсутствии оснований для возобновления действия свидетельства о государственной аккредитации);

4) непредставление образовательным учреждением или научной организацией в аккредитационный орган заявления с приложением необходимых документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, для оформления свидетельства о государственной аккредитации до истечения срока действия временного свидетельства о государственной аккредитации, выданного в соответствии с пунктом 24 настоящей статьи.

35. Образовательное учреждение или научная организация лишается государственной аккредитации в отношении укрупненной группы направлений подготовки и специальностей при наличии основания для лишения государственной аккредитации в отношении одной или нескольких основных профессиональных образовательных программ, относящихся к соответствующей укрупненной группе направлений подготовки и специальностей (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени)).

36. Образовательное учреждение или научная организация вправе подать заявление о проведении государственной аккредитации не ранее чем через один год после отказа в государственной аккредитации, лишения государственной аккредитации.

37. За совершение юридически значимых действий, связанных с государственной аккредитацией, заявитель уплачивает государственную пошлину в порядке и в размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

38. Аккредитационные органы ведут на электронных носителях реестры аккредитованных образовательных учреждений, научных организаций с указанием аккредитованных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей. Аккредитационные органы обязаны размещать содержащуюся в таких реестрах информацию в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на своих официальных сайтах в сети Интернет.

Ведение таких реестров на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие таких реестров с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями.

39. В целях информационного обеспечения аккредитационной экспертизы аккредитационные органы формируют, ведут федеральную и региональные информационные системы государственной аккредитации, содержащие сведения о деятельности имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений, научных организаций, и обеспечивают использование таких систем. Порядок формирования и ведения информационных систем государственной аккредитации, доступа к сведениям, содержащимся в них, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

40. Взаимодействие образовательного учреждения или научной организации и аккредитационного органа (в том числе представление образовательным учреждением или научной организацией соответствующих заявлений с приложением необходимых документов) осуществляется в письменной форме или путем обмена электронными документами с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг.

41. Образовательные учреждения, научные организации могут получать общественную (общественно-профессиональную) аккредитацию в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях. Такая аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые обязательства государства. Сведения о результатах общественной (общественно-профессиональной) аккредитации образовательного учреждения или научной организации рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы при государственной аккредитации.

42. Порядок проведения государственной аккредитации образовательных учреждений, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внешней разведки, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, устанавливается Правительством Российской Федерации.

43. Порядок проведения государственной аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.

<...>

Нормативные документы

  • Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 19.07.2011)
  • Федеральный закон от 08.11.2010 № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» (ред. от 18.07.2011)
  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 18.07.2011)
  • Постановление Правительства РФ от 21.03.2011 № 184 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций»
  • <Письмо> Рособрнадзора от 19.04.2011 № 02-92 «В дополнение к № 02-77 от 29.03.2011»

А.И. Вавилов,
ст. науч. сотр. Центра правовых прикладных разработок Института развития образования ФГОУ ВПО «НИУ ГУ – Высшая школа экономики»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

  • 18 ноября 2016 г.
  • Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации»
  • Участвовать!
  • 8 декабря 2016 г.
  • Независимая оценка качества образования: текущее состояние и перспективы развития
  • Участвовать!
Школа Менеджера образования
  • Семинар «Локальные нормативные акты образовательной организации: проблемы разработки, принятия, применения»
    7 октября 2016 г.,
    г. Уфа

    Программа семинара
  • Семинар «Локальные нормативные акты образовательной организации: проблемы разработки, принятия, применения»
    21 октября 2016 г.,
    г. Челябинск

    Программа семинара
  • Семинар «Современные подходы к управлению образовательной организацией: новые форматы управленческой команды и инструменты управления»
    11 ноября 2016 г.,
    г. Чебоксары

    Программа семинара

Опрос

Кто осуществляет охрану вашей организации:

  • вневедомственная охрана 0%
  • ЧОП 100%
  • сторож/вахтер/охранник в штате 0%
  • иное 0%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях