Новый порядок аккредитации образовательных учреждений

84203

Процедура аккредитации обязательна для образовательных организаций, реализующих образовательные программы, однако дошкольные организации освобождены от необходимости проходить аккредитациооную оценку. Какими документами регулируется проведение госаккредитации? Для чего была введена уплата госпошлины дошкольными образовательными организациями?

Термин «аккредитация» (от лат. accredere – оказывать доверие) имеет несколько значений:

  • подтверждение соответствия определенным требованиям;
  • признание особых полномочий (статуса);
  • процедура, в результате которой приобретается подтверждение соответствия определенным требованиям и признание особых полномочий (статуса).

В конце 2010 г. Федеральным законом от 08.11.2010 № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» (далее – Закон № 293-ФЗ) в Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон РФ «Об образовании») была введена статья 33.2 «Государственная аккредитация образовательных учреждений, научных организаций» (приложение).

Отмена государственной аккредитации для дошкольных учреждений

Согласно новым законодательным нормам госаккредитация должна проводиться в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, установленными в соответствии с Законом РФ «Об образовании», и в отношении указанных образовательных программ.

Таким образом, дошкольные образовательные учреждения освобождены от прохождения аккредитационного оценивания, а определение их вида и категории теперь полностью зависит от учредителя.

Если в составе образовательного учреждения (далее – ОУ) имеется структурное подразделение, реализующее программу дошкольного образования, то при аккредитационной экспертизе учреждения такие программы не должны включаться в число аккредитуемых. Для их реализации необходимо иметь только лицензию, предоставляющую право ОУ на образовательную деятельность по программам дошкольного образования.

Кроме того, по новым правилам не подлежат госаккредитации учреждения дополнительного образования детей: дворцы детского (юношеского) творчества, детские школы искусств, детско-юношеские спортивные школы и т. д.

Замена оплаты стоимости процедур государственной аккредитации на уплату госпошлины

Другое значимое нововведение Закона № 293-ФЗ – это замена оплаты стоимости аккредитационных процедур (в т. ч. по договорам со специализированными государственными учреждениями об оказании информационно-методических услуг) на уплату госпошлины в размере, установленном ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (далее – НК РФ). То есть формально-юридически процедура становится бесплатной, поскольку относится к государственным услугам, осуществляемым за счет средств бюджета (де-юре госпошлина представляет собой фиксированный обязательный сбор в пользу государства и не считается оплатой государственной услуги).

Установлены следующие размеры госпошлины за выдачу свидетельства о госаккредитации:

  • ОУ высшего профессионального образования – 130 000 руб. плюс 70 000 руб. за каждую включенную в свидетельство укрупненную группу направлений подготовки и специальностей в учреждении и каждом его филиале;
  • ОУ дополнительного профобразования – 120 000 руб.;
  • ОУ среднего профессионального образования – 50 000 руб.;
  • ОУ начального профессионального образования – 40 000 руб.;
  • иным ОУ – 10 000 руб.

За переоформление свидетельства и выдачу временного свидетельства пошлины установлены в значительно меньшем размере. Согласно подп. 127–131 п. 1 ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина уплачивается:

1) за переоформление свидетельства о государственной аккредитации в связи с установлением иного государственного статуса в отношении:

  • образовательного учреждения высшего профессионального образования – 70 000 руб.;
  • образовательного учреждения дополнительного профобразования – 50 000 руб.;
  • образовательного учреждения среднего профессионального образования – 25 000 руб.;
  • образовательного учреждения начального профессионального образования – 15 000 руб.;
  • иного образовательного учреждения – 3000 руб.;

2) за переоформление свидетельства о госаккредитации в связи с перечнем программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей:

  • каждой укрупненной группы направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования – 70 000 руб.;
  • укрупненных групп направлений подготовки и специальностей послевузовского профессионального образования, дополнительных профессиональных образовательных программ, к которым установлены федеральные государственные требования, – 60 000 руб.;
  • укрупненных групп направлений подготовки и специальностей среднего профессионального образования, начального профессионального образования – 25 000 руб.;
  • основных общеобразовательных программ – 7000 руб.;

3) за переоформление свидетельства в других случаях – 2000 руб.;

4) за выдачу временного свидетельства – 2000 руб.

Разумеется, замена оплаты стоимости аккредитации госпошлиной не означает, что ОУ лишается права самостоятельно заключать договоры с организациями и гражданами на оказание помощи в подготовке к аккредитационной проверке, представительство, аудит и другие услуги за плату.

Важным нововведением Закона № 293-ФЗ, значительно упрощающим деятельность образовательных учреждений, является увеличение сроков действия свидетельства.

В соответствии с п. 21 ст. 33.2 Закона РФ «Об образовании» срок действия такого свидетельства для общеобразовательных учреждений будет составлять 12 лет, а для учреждений профессионального образования и дополнительного профессионального образования – 6 лет.

Новые требования к аккредитации образовательных программ

Согласно новым правилам образовательные учреждения при прохождении процедуры аккредитационного проверке должны уделять особое внимание мониторингу образовательных программ. В первую очередь это касается учреждений, реализующих основные программы начального, среднего и высшего профессионального образования. Данным учреждениям свидетельство (приложение) будет выдаваться не на отдельные программы, а на «укрупненные группы направлений подготовки и специальностей», определяемые аккредитационным органом по представленным программам. Это нововведение позволит им в период действия госаккредитации добавлять или изменять конкретные программы в рамках укрупненной группы направлений подготовки и специальностей без представления их в аккредитационный орган – только на основании лицензии (изменений в лицензии). При этом все программы, подпадающие под «укрупненную группу», будут считаться аккредитованными, и ОУ профессионального образования сможет выдавать по результатам их освоения документ государственного образца (диплом).

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 33.2 Закона РФ «Об образовании» право на госаккредитацию образовательной программы теперь будет возникать у ОУ «при наличии обучающихся, завершающих обучение по этой образовательной программе в текущем учебном году». При этом, как и раньше, предусмотрена возможность поэтапной (по ступеням общего образования) госаккредитации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, т. е. уже при наличии не выпускников, а обучающихся, завершающих в текущем учебном году программу соответственно 4, 9 и 11-го классов.

Особенности проведения аккредитационной эспертизы

В качестве обязательной составляющей процедуры госаккредитации введено так называемое самообследование – самооценка деятельности ОУ , которое ранее было предусмотрено главным образом только для вузов.

Правила проведения ОУ самообследования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, т. е. Минобрнауки РФ. В настоящее время они еще не приняты.

Согласно п. 10 ст. 33.2 Закона РФ «Об образовании» при госаккредитации ОУ проводится аккредитационная экспертиза следующих видов:

1) экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников учреждения по заявленным программам федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям;

2) экспертиза показателей деятельности учреждения, необходимых для определения его типа и вида.

Определение типа и вида ОУ

Согласно п. 6 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» решение об установлении типа и вида ОУ, а также об их изменении принимает учредитель. Однако при государственной аккредитации ОУ (за исключением Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета и федеральных университетов) устанавливается государственный статус ОУ, который может подтвердить или изменить его тип и (или) вид.

Для определения типа и вида ОУ предусматривается введение на федеральном уровне перечня показателей его деятельности. При этом критерии показателей, позволяющие установить тип и вид ОУ, должны определяться аккредитационным органом (например, для школ – министерством, департаментом или другим органом управления образованием субъекта РФ).

Перечень показателей должно утвердить Минобрнауки России, а порядок определения критериев показателей – Правительство РФ. На данный момент такие нормативные документы еще не приняты.

Новые нормы закона об аккредитации ОУ нашли свое отражение в Положении о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21.03.2011 № 184 (далее – Положение).

Экспертиза показателей деятельности ОУ, необходимых для определения его типа и вида, проводится в отношении учреждения в целом, включая его филиалы.

В соответствии с данным нормативным актом государственная аккредитация детских садов и школ, имеющих свидетельство, выданное до 1 января 2011 г., может осуществляться по новым правилам не ранее чем за 1 год до окончания срока действия программы образования ДОУ или школы. При этом образовательные учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования должны переоформить свидетельство, выданное до 1 января 2011 г., на срок его действия таким образом, чтобы в приложении к свидетельству были указаны не реализуемые основные программы, а соответствующие им «укрупненные группы направлений подготовки и специальностей».

Основные этапы прохождения государственной аккредитации

В целом согласно Положению процедура прохождения ОУ государственной аккредитации должна включать следующие этапы:

1. Руководитель ОУ проводит анализ деятельности учреждения и составляет отчет о результатах самооценки (самообследования).

2. Руководитель ОУ направляет в подразделение (управление) аккредитационного органа (Рособрнадзора или министерства (департамента) образования субъекта РФ) заявление о проведении госаккредитации учреждения, а также документы, указанные в п. 25 Положения:

а) копию устава ОУ;

б) отчет о результатах самообследования;

в) копии учебных планов по всем заявленным программам

г) копию основной профессиональной программы послевузовского образования (для ОУ, реализующего такую программу);

д) копию положения о филиале ОУ (в случае проведения проверки в отношении филиала, а также в случае установления иного государственного статуса учреждения в течение срока действия свидетельства о госаккредитации);

е) копии документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности, с приложениями, а также свидетельства с приложениями (при наличии указанных документов, выданных иным лицензирующим или аккредитационным органом);

ж) опись представленных документов.

Копии документов, указанных в пунктах «а», «д» и «е», должны быть либо заверены у нотариуса, либо представлены вместе с оригиналами (оригиналы подлежат возврату), а копии документов, указанных в пунктах «б», «в», «г» и «ж», должны быть заверены самим ОУ.

В этот перечень следует добавить платежный документ об уплате госпошлины, поскольку согласно ст. 333.18 НК РФ госпошлина должна уплачиваться «до подачи заявлений на совершение юридически значимых действий».

Кроме того, ОУ вправе приложить к заявлению сведения о результатах общественной (общественно-профессиональной) аккредитации в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях. Они должны быть рассмотрены при проведении аккредитационной экспертизы.

Заявление и документы ОУ может представить как на бумажном носителе (непосредственно либо направить их заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения), так и в форме электронных документов с использованием государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». В последнем случае заявление и прилагаемые к нему документы должны быть подписаны (заверены) электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи лица, имеющего соответствующие полномочия.

В заявлении о проведении госаккредитации указываются следующие сведения:

а) полное наименование, организационно-правовая форма и местонахождение ОУ в соответствии с уставом;

б) полное наименование и местонахождение филиала (филиалов) ОУ в соответствии с уставом (при проведении аккредитации в отношении филиала (филиалов));

в) государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый госреестр юридических лиц;

г) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке ОУ на учет в налоговом органе;

д) реквизиты действующего свидетельства (при наличии);

е) тип и вид ОУ;

ж) перечень заявляемых образовательных программ.

П. 24 Положения

3. Аккредитационный орган в течение 7 дней направляет ОУ или вручает его уполномоченному представителю уведомление о приеме заявления и документов к рассмотрению по существу.

В случае представления документов не в полном объеме или неправильно оформленных и заполненных аккредитационный орган направляет ОУ или вручает его представителю уведомление о перечне недостающих документов, а также документов, оформление или заполнение которых не соответствует требованиям. При этом ОУ дается два месяца для представления недостающих или правильно оформленных доку­ментов.

При проведении аккредитационной экспертизы с выездом в ОУ и его филиалы руководитель учреждения должен:

  • подготовить документы и материалы, перечень которых определен <Письмом> Рособрнадзора от 19.04.2011 № 02-92 «В дополнение к № 02-77 от 29.03.2011»;
  • обеспечить рабочие места с доступом в сеть Интернет

4. Аккредитационный орган утверждает график проведения экспертизы ОУ комиссией по государственной аккредитации и уведомляет об этом его руководителя.

5. Комиссия проводит выездную или камеральную экспертизу, оформляет экспертное заключение, формирует аккредитационное дело и передает его на рассмотрение коллегиальному органу в составе аккредитационного органа.

Информация о проведении и результатах аккредитационной экспертизы размещается аккредитационным органом на своем официальном сайте не позднее 15 дней со дня окончания работы комиссии.

6. Коллегиальный орган аккредитационного органа на основании заключения комиссии  рассматривает вопрос о государственной аккредитации ОУ.

7. Аккредитационный орган в соответствии с заключением коллегиального органа принимает решение и издает приказ:

  • о госаккредитации ОУ;
  • об отказе в проведении аккредитационной экспертизы ОУ;
  • о лишении ОУ госаккредитации полностью либо по отдельным образовательным программам;
  • о приостановлении или возобновлении действия свидетельства.

8. Руководитель ОУ получает свидетельство о госаккредитации.

Принятие аккредитационным органом решения о госаккредитации ОУ должно быть осуществлено в срок, не превышающий 105 дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к нему документов.

В случае отказа в аккредитации ОУ имеет право вновь обратиться с заявлением об аккредитации не раньше чем через год.

9. Аккредитационный орган вносит сведения о результатах аккредитации ОУ в реестр свидетельств  и размещает содержащуюся в реестре информацию в информационно-телекоммуникационных сетях, в т. ч. на своем официальном сайте.

Проведение государственной аккредитации образовательных учреждений по новым правилам станет возможным после принятия Минобрнауки России и Рособрнадзором необходимых для этого подзаконных нормативных правовых актов, предусмотренных ст. 33.2 Закона РФ «Об образовании».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль