Правовые основы приносящей доход деятельности образовательных учреждений

88332

Правомочия образовательных учреждений

Правомочия образовательных учреждений по осуществлению предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ограничены, определяются федеральным законодательством и находятся в прямой зависимости от основной деятельности учреждения.

В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее – Закон № 83-ФЗ) установлены 3 типа государственных и муниципальных учреждений, в т. ч. образовательных:

  • автономное,
  • бюджетное
  • казенное.

Учреждения разных типов существенно отличаются друг от друга по статусу, т. е. по объему прав, обязанностей и ответственности.

Наиболее существенным изменениям был подвергнут Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", который прежде (до принятия Закона № 83-ФЗ) не распространялся на государственные и муниципальные учреждения. В настоящее время в этот закон внесены нормы, устанавливающие особенности правового положения государственных и муниципальных бюджетных учреждений и частично казенных учреждений.

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Финансово-экономическая деятельность образовательной организации

  • продолжительнсть – 120 часов (срок обучения 3 месяца).
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 1 января 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.


Правовое положение автономных учреждений, как и ранее, определяет Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (в ред. от 18.07.2011).

Правовое положение казенных учреждений определено главным образом Бюджетным кодексом РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 06.04.2011), а также Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ) и Федеральным законом "О некоммерческих организациях".

Правоспособность любых юридических лиц (организаций), в т. ч. автономных, бюджетных и казенных учреждений, регламентируется нормами гражданского законодательства. Его базовым законом является ГК РФ, который определяет основные положения этого законодательства, а специальные федеральные законы регулируют отдельные вопросы, такие, например, как правовое положение автономных учреждений и некоммерческих организаций, защита прав потребителей.

Кроме того отраслевые особенности правового положения учреждений, действующих в социальной сфере, дополнительно устанавливаются отдельными нормами отраслевого законодательства, например Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (в ред. от 01.07.2011) (далее – Закон РФ "Об образовании"), а также подзаконными нормативными правовыми актами Правительства РФ и федеральных министерств.

В соответствии с Конституцией РФ регулирование гражданских правоотношений отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации, поэтому по вопросам статуса учреждений, регулирования их имущественных прав, отношений, гражданско-правовой ответственности и т. п. не могут приниматься нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Основная уставная деятельность

Согласно федеральным законам юридическое лицо действует на основании устава (ст. 52 ГК РФ)[1]. Следовательно, конкретные права и обязанности образовательного учреждения как юридического лица должны быть прописаны в его уставе и не должны регламентироваться правовыми актами субъекта РФ или органов местного самоуправления.

Деятельность образовательного учреждения, приносящая доход, оформляется гражданско-правовыми договорами, заключаемыми учреждением с обучающимися (их родителями), заказчиками услуг (работ) и другими контрагентами по договору. При этом основные правила составления договоров, порядок их заключения юридическими лицами и требования к оформлению установлены также ГК РФ.

Следует отметить, что к правилам составления договоров относятся также правила заключения сделок (признания их недействительными) и положения ГК РФ об обязательствах. При этом договор определяется через понятие "сделка": договор – это двусторонняя или многосторонняя сделка. Содержанием договора-сделки являются гражданско-правовые обязательства, общие правила исполнения которых установлены в гл. 22 ГК РФ.

При осуществлении приносящей доход деятельности автономным, бюджетным или казенным образовательным учреждением используется имущество, принадлежащее на праве собственности публично-правовым образованиям – муниципальным районам или городским округам, субъектам РФ, Российской Федерации.

Законодательство в принципе не допускает для учреждения обладание на праве собственности каким-либо имуществом, включая денежные средства, все имущество находится у учреждения на праве оперативного управления (ст. 120, 296 ГК РФ[2]). Однако учреждениям, в зависимости от их типа, в большем или меньшем объеме предоставлены правомочия по самостоятельному распоряжению движимым и недвижимым имуществом, а также доходами, получаемыми из разных источников (ст. 128–130 ГК РФ[3]). Используя правомочия по распоряжению имуществом, учреждение фактически осуществляет права собственника (муниципалитета, субъекта РФ или РФ) вместо тех органов, которые обычно наделяются такими полномочиями (органы управления имуществом, финансовые органы).


В частности, согласно законодательству все доходы автономного и бюджетного учреждения от деятельности, приносящей доход, поступают в самостоятельное распоряжение учреждений такого типа. При этом учредитель не вправе пользоваться и распоряжаться этими доходами.


Для казенных учреждений установлены иные правила[4]. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы от разрешенной казенному учреждению приносящей доход деятельности считаются доходами бюджета и поступают в полном объеме в соответствующий бюджет. Учредитель (главный распорядитель бюджетных средств) казенного учреждения по своему усмотрению определяет дальнейшие направления использования полученных казенным учреждением доходов.

Таким образом, в настоящее время права, обязанности и ответственность государственных и муниципальных учреждений разных типов регулируются разными специальными законами и ГК РФ.

В соответствии с гражданским законодательством учреждение создается для достижения определенных целей, которые прописываются в уставе этого учреждения в качестве его основной деятельности, это:

  • выполнение конкретных управленческих;
  • социально-культурных;
  • иных функций некоммерческого характера (ст. 120 ГК РФ)[5].

Деятельность учреждения по непосредственному выполнению его главной функции называется основной деятельностью или основной уставной деятельностью. В законодательных актах она нередко отражена в уставных целях. Например, для образовательного учреждения основной уставной деятельностью будет считаться исключительно реализация принятых в этом учреждении образовательных программ. Фактически основная деятельность образовательного учреждения сводится к проведению разного вида занятий и воспитательных мероприятий с участием обучающихся и педагогических работников.

Уставная деятельность, связанная с основной деятельностью

Однако основная деятельность (достижение уставных целей) не возможна без выполнения целого ряда дополнительных видов деятельности, которые никак нельзя отнести к функциям, ради выполнения которых учреждение создано:

  • управление учреждением (административная деятельность),
  • материально-техническое снабжение и обеспечение,
  • хозяйственное обслуживание,
  • бухгалтерское обслуживание
  • и многое другое.

Такая дополнительная и вспомогательная по своему назначению деятельность называется уставной деятельностью, связанной с основной деятельностью. Это не основная, но тоже уставная деятельность. Ее связь с основной деятельностью носит обеспечительный характер. Некоторые авторы пишут, что она должна находиться в технологической связи с основной деятельностью.

Здесь же отметим еще один аспект деятельности учреждения: в результате основной или связанной с ней деятельности возможно образование продукции и оказание услуг, которые могут быть реализованы.

Так, например:

  • на уроках, связанных с обучением различным технологическим процессам, учащиеся создают предметы потребления;
  • школьная столовая производит больше выпечки, чем потребляется учащимися и работниками школы;
  • ля создания лучших условий обучения и работы в учреждении организована работа досугового или оздоровительного центра.

Очевидно, что в целях эффективного использования государственного (муниципального) имущества такой центр в свободное от занятий время должен функционировать и приносить доход, в т. ч. и путем оказания услуг населению.

Требование об обязательном наличии технологической связи между приносящей доход деятельностью и основной деятельностью выражено в законодательстве формулировкой, предусматривающей, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность "лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям" (ст. 50 ГК РФ)[6]. Аналогичная формулировка применяется законодателем также в Федеральных законах "Об автономных учреждениях" и "О некоммерческих организациях". Приведем практические примеры этой взаимосвязи.

Пример 1

Образовательное учреждение организовало собачий питомник, предусмотрев в штате соответствующие должности рабочих; щенки продаются. На первый взгляд, такая деятельность не имеет ничего общего с образованием. Однако в этом учреждении есть коррекционная группа детей, а в соответствии с основной образовательной программой предусмотрено еженедельное общение этих детей с животными. Следовательно, данный вид деятельности связан с основной деятельностью учреждения и легитимен.

Пример 2

В общеобразовательном учреждении действует детско-юношеский клуб путешественников, в котором имеются гребные суда, буксирный и грузопассажирский теплоходы. Перечисленные транспортные средства могут использоваться для извлечения дохода, в т. ч. путем: предоставления в аренду; оказания услуг по организации отдыха населению, организациям и т. п.

Виды и признаки деятельности, приносящей доход

Приносящая доход деятельность может быть:

  • предпринимательской деятельностью, согласно определению, приведенному в ст. 2 ГК РФ, либо
  • иной приносящей доход деятельностью, связанной с получением несистематических, т. е. разовых доходов.

Предпринимательская деятельность характеризуется набором нескольких предусмотренных законом признаков:

  • 1 – систематичность;
  • 2 – направленность на получение прибыли (т. е. доходов, превышающих расходы);
  • 3 – экономический риск как вероятность вложения средств и неполучения планируемых доходов (т. е. риск потери вложенных ресурсов);
  • 4 – государственная регистрация (для некоммерческих организаций регистрация устава, в котором прописана та или иная конкретная предпринимательская деятельность).

Для предпринимательской деятельности характерны также некоторые внешние признаки:

  • наличие рекламы (например, размещение объявлений, адресованных неопределенному кругу лиц);
  • создание материально-технической и кадровой базы (наличие в штате нужных работников);
  • длительный характер осуществления такой деятельности;
  • отдельное ведение учета расходов и доходов и др.

Предоставление услуг на платной основе в ДОО, как правило, подпадает под определение предпринимательской деятельности, предусмотренное ст. 2 ГК РФ[7], а также под понятие "коммерческая деятельность", используемое в Налоговом кодексе РФ.

Иная приносящая доход деятельность – это деятельность, которая не обладает совокупностью юридически значимых признаков предпринимательской деятельности. Нередко под иной деятельностью понимается также получение "пассивных" доходов, например:

  • от сдачи в аренду помещений,
  • пожертвований граждан и организаций,
  • дивидендов от участия в коммерческих организациях,
  • процентов по ценным бумагам и остаткам банковских счетов
  • и т. п.

Как правило, такая "иная приносящая доход деятельность" не связана технологически с основной деятельностью и направлена исключительно на получение дополнительного финансирования. Получение доходов от такой деятельности допускается только в случаях, специально предусмотренных законом.

В частности, законами предусматривается право образовательных учреждений:

  • выступать арендодателями имущества;
  • получать пожертвования от граждан и организаций;
  • получать доходы (за исключением казенных учреждений) от долевого участия в деятельности других организаций, приобретения акций, облигаций, иных ценных бумаг и начисленных на них дивидендов и процентов.

Дополнительный доход может быть получен также в связи с выплатой неустойки (штрафа, пени) контрагентом учреждения по договору. Налоговое законодательство, как правило, относит подобного рода доходы к "внереализационным доходам" и отличает их от доходов, полученных от предпринимательской (коммерческой) деятельности, которые в части превышения расходов считаются прибылью учреждения.

Представляется, что "пассивные" доходы, для получения которых не требуется активных или систематических действий со стороны учреждения, следует перечислять в его правовых документах в дополнение к указанию на доходы от приносящей доход деятельности. Например: "Источниками финансирования учреждения являются доходы от приносящей доход деятельности, а также целевые пожертвования, дивиденды по акциям, проценты по ценным бумагам и иные внереализационные доходы после уплаты соответствующих налогов".

К доходам образовательных учреждений относятся доходы:

  • от реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности (например, за разрешение по лицензионному договору использовать служебное произведение, исключительные права на которое принадлежат учреждению), имущество и денежные средства, полученные по завещанию;
  • от целевого капитала (эндаумента), сформированного в целях финансирования данного учреждения.

Таким образом, приносящая доход деятельность образовательного учреждения может осуществляться как основная уставная деятельность в форме:

  • предоставления платных образовательных услуг в школе по основным программам сверх задания учредителя (курсы подготовки к экзаменам, углубленное изучение предметов сверх учебного плана, дополнительные занятия с учащимися, нуждающимися в таких занятиях, и т. п.);
  • реализации программ дополнительного образования, не предусмотренных в задании учредителя.

Образовательное учреждение может получать доходы от деятельности, связанной с уставной (предоставление услуг, реализация товаров), при условии что виды такой деятельности прописаны в его уставе, а также от выполнения разовых договоров (контрактов), в т. ч. заключенных в результате проведения конкурса по размещению государственного (муниципального) заказа.

Учреждение может получать доходы, не обусловленные и не связанные с его деятельностью: от аренды имущества, в виде целевых пожертвований, грантов, наследства по завещанию и (за исключением казенных учреждений) в виде дивидендов по акциям, прибыли от участия в коммерческих организациях, банковских процентов.

Платные образовательные услуги

В соответствии со ст. 45 и 50 Закона РФ "Об образовании" обучающиеся имеют право на получение дополнительных (в т. ч. платных) образовательных услуг, а государственное (муниципальное) образовательное учреждение вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги).

В качестве условия оказания перечисленных выше образовательных услуг ст. 45 Закона РФ "Об образовании"[8] устанавливает, что платные услуги не могут быть предусмотрены "соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами", т. е. должны выполняться за их рамками.

Очевидно, что это условие сформулировано неопределенно и допускает различные толкования.

Так, федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) содержат набор требований:

  • к результатам освоения,
  • к условиям реализации
  • к структуре образовательной программы.

По ФГОС невозможно определить границы между бюджетным (бесплатным) образованием и платными услугами. Аналогичные затруднения может вызвать и попытка определения рамок бесплатного образования по образовательной программе, в частности по ее содержательной части. При этом, однако, возможен подход к определению "рамок" соответствующей программы по количеству часов, предусмотренных учебным планом на ее реализацию. Но и такой показатель по многим причинам не равнозначен объему полученных знаний.

В качестве критериев для определения возможности введения платных услуг более приемлемыми представляются показатели, характеризующие государственное (муниципальное) задание и, что понятнее, деятельность, финансируемую за счет бюджетных ассигнований. Платные образовательные услуги в школе могут выполняться сверх государственного (муниципального) задания, т. е. сверх деятельности, финансируемой из бюджета.

Статья 13[9] Закона РФ "Об образовании" предусматривает обязательное указание в уставе образовательного учреждения на наличие платных образовательных услуг в школе и порядок их предоставления на договорной основе.

Общие требования к содержанию договора о возмездном оказании услуг установлены ГК РФ (ст. 779–783[10]). При этом согласно ст. 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг также применяются общие положения о подряде (ст. 702–719[11]), если они не противоречат правилам договора возмездного оказания услуг (ст. 779–782) и особенностям предмета договора.

Порядок оформления платных образовательных услуг

Порядок оформления и необходимые условия договоров о предоставлении платных образовательных услуг гражданам определяются постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505[12], которым утверждены Правила оказания платных образовательных услуг.

Примерная форма договора об оказании платных дополнительных образовательных услуг государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями ут­верждена приказом Минобразования России от 10.07.2003 № 2994 "Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования" (зарегистрирован в Минюсте России 13.08.2003 № 4971).

В случае оказания платных образовательных услуг по договору с гражданами, на такие образовательные услуги учреждения распространяется действие Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. от 23.11.2009)[13], но только в части, применимой к образовательным услугам.

Договор об оказании платных образовательных услуг "по своему характеру не может в полной мере регулироваться" данным законом – такое указание дал Верховный Суд РФ в постановлении Президиума ВС РФ от 10 июля 2002 г. Если же платные образовательные услуги оказываются по договору с организациями, то Закон РФ "О защите прав потребителей" не регулирует отношения по поводу предоставления таких услуг и не распространяется на деятельность образовательного учреждения по их предоставлению.

По общему правилу образовательная деятельность подлежит лицензированию. Однако в случае предоставления платных образовательных услуг в школе допускаются отдельные исключения из этого правила. В частности, согласно постановлению Правительства РФ от 16.03.2011 № 174 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности"[14] не лицензируется "обра­зовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании".

Производственная деятельность и оказание необразовательных услуг

В соответствии с п. 2 ст. 24[15] Феде­рального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии что такая деятельность указана в ее учредительных документах. Такой деятельностью признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Аналогичным образом ст. 4[16] Федерального закона "Об автономных учреждениях" предусматривает право автономного учреждения по своему усмотрению "выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату", а также право "осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям, при условии что такая деятельность указана в его уставе".

Производственная деятельность образовательных учреждений получила достаточно широкое распространение в сельской местности, где в условиях отсутствия платежеспособного спроса на платные образовательные услуги учреждения образования, главным образом школы, производят на учебно-опытных участках сельскохозяйственную продукцию и либо реализуют ее, либо используют для питания учащихся. В отдельных случаях производственная деятельность организуется в городских образовательных учреждениях, имеющих необходимую материально-техническую базу.

Например, в учебно-производственных мастерских осуществляется сборка мебели, в т. ч. с участием обучающихся, которые одновременно осваивают соответствующую часть образовательной программы и имеют возможность работать по трудовому договору в рамках установленных ограничений рабочего времени.

При планировании образовательным учреждением возможных видов производства работ или оказания необразовательных услуг прежде всего необходимо осуществить их привязку к основной уставной деятельности. Тем или иным образом такие работы и услуги должны быть включены в технологическую цепь, связанную с ведением основной деятельности: либо в качестве вспомогательных видов деятельности (например, для улучшения условий обучения и работы), либо как продукция, образующаяся в результате основной деятельности. Например, профессиональное училище, осуществляющее подготовку официантов и поваров, имеет учебное кафе, которое помимо учебных целей в свободное время используется для оказания услуг общественного питания населению.

Для выбора видов деятельности рекомендуется воспользоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОКВЭД – ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), утвержденным приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст (в ред. от 30.12.2010) (введен в действие 01.01.2008 на период до 01.01.2013 без отмены ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1))[17].

Следует отметить, что образовательные учреждения наиболее конкурентоспособны именно в области образовательной деятельности. Производственная деятельность и оказание необразовательных услуг, как правило, успешно могут осуществляться образовательными учреждениями профессионального образования по их профилю, либо в связи с наличием соответствующей материально-технической базы. Так, например, вузы в большинстве случаев имеют достаточно развитую полиграфическую базу и могут оказывать платные услуги (работы) в области типографской и издательской деятельности.

Сдача имущества в аренду

В соответствии со ст. 606, 697 ГК РФ[18] под арендой понимается передача имущества, находящегося в учреждении на праве оперативного управления, во владение и (или) пользование третьим лицам на определенный срок и за плату. Доходы учреждения от сдачи в аренду имущества не должны относиться к доходам от предпринимательской деятельности постольку, поскольку аренда не носит систематического характера, учреждение не создает и не приобретает имущество специально для сдачи его в аренду и не ведет клиентскую базу, т. е. при сдаче в аренду отсутствуют некоторые значимые признаки предпринимательской деятельности.

Тем не менее доходы от аренды поступают в самостоятельное распоряжение автономных и бюджетных учреждений и используются ими после уплаты налога в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности.

Для сдачи в аренду бюджетным образовательным учреждением любого недвижимого имущества, а также особо ценного движимого имущества, переданного учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем, требуется согласие собственника имущества (органа местного самоуправления или государственного органа, осуществляющего полномочия собственника).

Автономные образовательные учреждения также должны получать разрешение собственника на сдачу в аренду особо ценного движимого имущества. Что касается недвижимого имущества, то необходимость получения разрешения зависит от того, на чьи средства приобретено (построено) данное здание или помещение: если за счет доходов автономного учреждения, то разрешения не требуется.

В случае сдачи в аренду имущества автономные и бюджетные учреждения должны самостоятельно обеспечивать его содержание, например, предусмотреть в договоре аренды обязанность арендатора по содержанию имущества или включить стоимость содержания в сумму арендной платы (ст. 616 ГК РФ[19]).

В аренду можно сдавать не только недвижимость, но и другие имущественные объекты, находящиеся на балансе учреждения, например, часть помещения. Возможна также почасовая аренда помещения (на определенное время в течение суток или другого периода).

Если в аренду сдается недвижимость (здания, помещения, сооружения и др.), то в соответствии со ст. 651 ГК РФ[20] требуется государственная регистрация договора аренды, если договор заключается на срок, превышающий один год. Кроме того, аренда считается юридическим обременением имущества, поскольку у арендатора появляется право согласно закону защищать свои права владения и пользования против любых лиц в течение срока аренды. У арендатора также возникает преимущественное право перед другими лицами на продление договора аренды, если арендодатель намеревается после окончания срока снова сдать в аренду это имущество.

Доходы от пожертвований и благотворительной деятельности

В соответствии со ст. 582[21] ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Поскольку государственные и муниципальные образовательные учреждения, несомненно, создаются и действуют в общеполезных целях, то фактически любой договор дарения по смыслу гражданского законодательства будет являться для них пожертвованием.

Пожертвование имущества юридическим лицам (образовательным учреждениям) может быть обусловлено использованием этого имущества по определенному назначению, что особенно характерно для грантов. При отсутствии условия об использовании имущества по определенному назначению пожертвованное имущество используется в соответствии с назначением этого имущества, в частности: денежные средства могут расходоваться на любые уставные цели учреждения, а компьютерная техника – строго по ее предназначению.

В случае если принятие пожертвования повлечет за собой в дальнейшем расходы на содержание пожертвованного имущества, а учреждение (например, казенное) не имеет права на осуществление подобных расходов, то необходимо получить разрешение на принятие пожертвования от учредителя.

Образовательное учреждение обязано вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества (в т. ч. денежных средств), если в договоре установлено определенное жертвователем назначение пожертвования. Использование имущества не в соответствии с установленным назначением дает жертвователю и его наследникам право потребовать отмены договора и возвращения пожертвованного имущества (денежной суммы).

Пожертвование не может осуществляться путем освобождения одаряемого от его обязанности. Например, муниципальное образовательное учреждение не может быть освобож­дено от уплаты долгов за потребленное электричество в форме пожертвования, полученного от организации, снабжающей его электроэнергией.

Договор пожертвования должен быть строго добровольным и безвозмездным. Это означает, что недопустимы формы сбора денежных средств родителей с установлением фиксированной суммы. Жертвователь самостоятельно должен определять, сколько он хочет пожертвовать. Более того, родители часто считают любые сборы денег, объявленные образовательным учреждением, принудительными, поскольку ощущают зависимость успешного обучения ребенка от исполнения требований школы. Принцип безвозмездности означает, что если денежные средства собираются, например, для поездки класса на экскурсию в другой город, то недопустимо брать в эту поездку только тех учеников, родители которых сдали деньги (получается оказание услуги за плату). Вся добровольно собранная сумма должна быть использована на оплату поездки всех учеников класса, даже если кто-то из родителей не захотел сдавать деньги. Если денег недостаточно, то поездка должна быть отменена для всего класса. В иных случаях надзорные органы и суды могут признать сбор денег либо незаконным оказанием услуг, либо нарушающим нормы закона о договоре пожертвования. На практике указанные случаи сбора денежных средств называют поборами, под которыми подразумевается фактическое отсутствие добровольности при сдаче денег.

Для организации регулярной работы по сбору пожертвований родителями совместно с образовательными учреждениями, в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"[22],создаются некоммерческие благотворительные организации в форме фонда или автономной некоммерческой организации. Сотрудничество между образовательным учреждением и такой благотворительной организацией осуществляется по совместно разработанным программам и на основе договора.

Доходы от пожертвований образовательным учреждениям имеют льготы по налогообложению: в образовательном учреждении такие доходы не облагаются налогом на прибыль, а для граждан-жертвователей предусмотрены налоговые вычеты пожертвованных образовательному учреждению сумм из облагаемого налогом дохода (НДФЛ).

[1]  См. с. 28. – Примеч. ред.

[2]  См. с. 28, 31. – Примеч. ред.

[3]  См. с. 29 – 30. – Примеч. ред.

[4]  Отдельно всему комплексу вопросов правового положения казенных учреждений будет посвящен тематический раздел следующего номера журнала “Нормативные документы образовательного учреждения”. – Примеч. ред.

[5]  См. с. 28 – 29. – Примеч. ред.

[6]  См. с. 28. – Примеч. ред.

[7]  См. с. 27. – Примеч. ред.

[8]  См. с. 51. – Примеч. ред.

[9]  См. с. 47. – Примеч. ред.

[10]  См. с. 52 – 53. – Примеч. ред.

[11]  См. с. 52. – Примеч. ред.

[12]  См. с. 57 – 61. – Примеч. ред.

[13]  См. с. 53 – 56. – Примеч. ред.

[14]  См. с. 57. – Примеч. ред.

[15]  См. с. 42. – Примеч. ред.

[16]  См. с. 36. – Примеч. ред.

[17]  См. с. 62. – Примеч. ред.

[18]  См. с. 66. – Примеч. ред.

[19]  См. с. 66 – 67. – Примеч. ред.

[20]  См. с. 68. – Примеч. ред.

[21]  См. с. 71. – Примеч. ред.

[22]  См. с. 72 – 75. – Примеч. ред.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль