Организация разработки основной образовательной программы школы

16185

Разработка структуры основной образовательной программы дошкольного образования, а также начального и основного общего образования образовательного учреждения (далее – ООП) неразрывно связана с процессом введения Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС). По сути, это первый этап, запускающий введение ФГОС. Разработка ООП осуществляется на основании Примерных основных образовательных программ начального, основного, среднего (полного) общего образования.

Администрации образовательного учреждения необходимо выстроить стратегию разработки ООП, правильно мобилизовать человеческие и материальные ресурсы для достижения цели. Все это должно быть учтено при составлении плана работы школы по разработке ООП.

План работы школы по разработке ООП

Основные требования к составлению плана по разработке ООП:

  • ориентация на переосмысление целей деятельности педагогического коллектива, всех его подразделений и каждого члена в отдельности в соответствии с теми изменениями, которые вносятся разрабатываемой ООП;
  • план должен быть долгосрочным;
  • должен предусматривать необходимые изменения в управлении образовательным учреждением – выделение структур или лиц (временных или постоянных), координирующих разработку ООП;
  • должен содержать конкретные мероприятия по разработке ООП;
  • в план должны быть включены меры социального (морального и материального) стимулирования для разработчиков ООП.

наверх

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Руководство развитием общеобразовательной организации

  • продолжительнсть – 72 часа (срок обучения 2 месяца).
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 1 января 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.


Изменение структуры внутришкольного управления

Чтобы обеспечить эффективность перемен, необходимо создать особую организационную культуру, целью которой является изменение постулатов, позиций, ценностей и организационной структуры в зависимости от вводимого изменения. Под изменением структуры организации понимается введение новых или изменение старых (уже существующих в школе) организационных структур, необходимых для разработки ООП. Функцию такой структуры может выполнить методическое объединение учителей начальной школы. Однако в Положение о его деятельности необходимо будет внести соответствующие дополнения и изменения. Для разработки ООП можно создать временный организационный комитет. В каждой школе этот вопрос будет решаться в соответствии со сложившимися традициями, а также с учетом опыта администрации.

Создание организационной культуры, способствующей внедрению предстоящих изменений, начинается с формирования установки на вводимую инновацию, принятие ее как актуальной ценности всем коллективом и каждым его членом. Только в этом случае организационная культура будет гармоничной, позволяющей достигнуть поставленной цели.

Прежде всего, необходимо организовать системное знакомство с ФГОС и Примерной основной образовательной программой начального общего образования. Чем основательнее, глубже будут проработаны и осознаны эти документы, чем многоаспектнее они будут обсуждены, тем меньше возникнет вопросов и непонимания. Обсуждение ФГОС необходимо провести не только в педагогическом коллективе, но и с учащимися и их родителями. Это снимет ощущение информационного голода, напряженность участников образовательного процесса и даст им возможность увидеть и понять стратегию предстоящих изменений, ощутить себя причастными к ним.

Тщательная проработка ФГОС, а также документов и материалов, сопровождающих его введение, позволит педагогам освоить их содержание, почувствовать себя компетентными в столь важном деле, осуществляемом по инициативе государства, эмоционально принять предстоящие изменения и ощутить потребность реализовать свои знания.

наверх

Преодоление сопротивления нововведениям

Согласно теории организационного развития, для осуществления перемен важное значение имеет степень восприимчивости организации к нововведениям. Как показывает практика, далеко не все средние общеобразовательные учреждения имеют высокую степень восприимчивости к переменам. Установлено, что любое изменение традиционных методов управления организацией вызывает сопротивление всех, кого эти изменения касаются: и руководителей, и подчиненных.

Причины сопротивлений:

  • неопределенность последствий перемен;
  • ощущение, что перемены приведут к личным потерям, т. е. к меньшей степени удовлетворения какой-либо потребности;
  • убеждение, что для организации изменения не являются необходимыми или желательными, что они не решат проблем, а лишь умножат их число;
  • перемены внезапны и неожиданны;
  • необходимость проведения перемен нечетко сформулирована, это вызывает беспокойство;
  • предыдущие перемены не принесли ожидаемых результатов.

Очевидно, что планируемая кампания по разработке ООП должна строиться с учетом этих факторов. В теории менеджмента инноваций разработаны и обоснованы методы, с помощью которых можно уменьшить или полностью устранить сопротивление.

Вот некоторые из них.

1.Необходимо заручиться официальным и гласным одобрением участников образовательного процесса по предполагаемым шагам разработки ООП. Поэтому все решения, касающиеся этих вопросов, требуется зафиксировать постановлениями легитимных управленческих структур вашей школы: педагогического совета, управляющего совета, методического совета, родительского комитета и т. д.

2.Способность выявить источник мотивации каждого члена коллектива – залог успеха при проведении серьезных изменений. Для выявления мотивации педагогов можно организовать опрос (письменный или устный) о том, какое место каждый хотел бы занять в процессе разработки ООП: одни чувствуют себя увереннее в вопросах образовательных технологий, другие отдают приоритет воспитанию, некоторые видят себя аналитиками, другим интереснее роль организатора и т. д. При таком подходе функция, присвоенная педагогу в рамках разработки ООП и зафиксированная в плане, будет не навязана извне, а опосредована внутренними побуждениями и потребностями человека.

3.Выигрышным ходом для снятия сопротивления является привлечение членов коллектива к принятию управленческих решений. Более того, лицу, которое может оказать или оказывает сопротивление переменам, возможно предоставление ведущей роли в принятии решений о введении новшеств и в их осуществлении (так называемая кооптация).

Целесообразно привлечь участников образовательного процесса:

  • к формированию плана разработки ООП в образовательном учреждении;
  • подготовке локальных нормативно-правовых актов, которые будут регулировать процесс разработки ООП в образовательном учреждении;
  • работе в составе оргструктуры, которая будет штабом управления процессом разработки и реализации ООП, и т. д.

4.Эффективными средствами противодействия сопротивлению являются: передача максимально полной информации и оказание поддержки участникам для легкой адаптации к новой обстановке. Этим процессам желательно придать постоянный характер, создав консультационный центр ФГОС, в состав которого войдут наиболее опытные или прошедшие специальную подготовку администраторы и педагоги. Они будут исполнять роль консультантов (внутренних тьюторов) по ключевым вопросам содержания ФГОС и всех материалов, сопровождающих его введение. Они также могут выступить помощниками в разработке ООП, ее экспертами-аналитиками. Желательно выделить для консультационного центра ФГОС отдельное рабочее место (в библиотеке, методическом кабинете и т. д.), где были бы аккумулированы все материалы о ФГОС в бумажном и электронном вариантах. Центр может установить связи с аналогичными структурами в других школах, муниципалитете, городе, регионе, что позволит обмениваться недостающими материалами.

5.Для нейтрализации сопротивления нововведениям администрация ОУ должна обеспечить соединение интересов организации и интересов педагога как личности. Это легче всего осуществить, направляя карьерный или профессиональный рост человека в нужное для руководства школы русло. В контексте этой задачи администрация ОУ должна превратить разработку ООП и введение ФГОС в инструмент самоопределения сотрудника в этом инновационном процессе, а также его продвижения к новым результатам профессионального развития (получение следующей профессиональной квалификации, профессиональных наград разного уровня, защита диссертации, перевод на административную должность и т. д.).

наверх

Внутришкольное повышение квалификации по вопросам введения ФГОС

Существуют разнообразные формы внутришкольного повышения профессионального мастерства. В частности, установлено: чтобы педагог был полностью удовлетворен результатами повышения квалификации, этот процесс нужно максимально индивидуализировать. Однако нельзя игнорировать и различные коллегиальные (групповые и массовые) формы. Ведь именно в их рамках происходит интенсивный обмен опытом работы, а также осуществляется продуктивное интеллектуальное взаимодействие. Таким образом, планируя повышение профессионального мастерства по освоению содержания ФГОС и Примерной ООП, администрации образовательного учреждения необходимо обеспечить сбалансированность индивидуальных и коллегиальных форм. Кроме того, для коллегиальных форм неплохо тщательно продумать качественный состав участников.

Основания для формирования групп могут быть разные. Самый простой подход – группировка по предметному принципу (методическим объединениям). Можно распределить людей по группам в соответствии с их уровнем профессионализма – группа учителей второй квалификационной категории, группа учителей первой квалификационной категории и т. д. Группы могут формироваться и на основе взаимных симпатий участников или по потребностям в рамках процесса разработки и реализации ООП. Чем четче будут соблюдены критерии формирования группы, тем легче обучающему реализовать в процессе взаимодействия целевые установки и потребности участников повышения профессионального мастерства.

При организации повышения квалификации важно также соблюсти принцип оптимальности: количество педагогов, осуществляющих повышение профессионального мастерства индивидуально, и количество групп не должно превышать разумные пределы управляемости этим процессом. Поэтому правильнее всего предусмотреть поэтапное повышение квалификации педагогов.

Для эффективного планирования процесса повышения профессионального мастерства и квалификации педагогов по проблемам введения ФГОС и разработки ООП администрации образовательного учреждения необходимо провести письменное анкетирование или устный опрос. Каждый учитель в рамках этого опроса должен отдать предпочтение какой-либо из предложенных форм.

Подводя итог сказанному, сформулируем кратко основные организационные задачи на период разработки и реализации ООП образовательного учреждения и запуска перемен, с ними связанных:

  • обеспечение информацией, систематизация процессов транслирования (распространения) информации о содержании ФГОС;
  • усовершенствование организационной структуры школы за счет введения индивидуальных или коллегиальных субъектов (или реформирования старых), курирующих процесс введения ФГОС и разработки ООП;
  • рационализация деятельности различных уровней управления и всех субъектов разработки ООП образовательного учреждения.

 

наверх

Создание рабочих команд для разработки ООП

Нам представляется, что для быстрого и качественного процесса разработки ООП необходимо создание динамических структур управления – рабочих команд (концепция А. Деминга).

Количество создаваемых команд зависит от количества поставленных задач по разработке ООП образовательного учреждения. Завершение выполнения задачи означает роспуск команды, работавшей над ней. Для выполнения следующей задачи собирается новая команда и т. д. Так создается динамичная структура управления, которая работает параллельно с основными управленческими органами ОУ. 

Создаваемые команды, по А. Демингу, должны:

  • не соперничать, а взаимодействовать;
  • быть ориентированы на обеспечение качества процесса деятельности (в нашем случае – по разработке ООП);
  • быть равнозначны по своему функциональному статусу;
  • быть самоорганизующимися (без распределения функций между членами команды).

Администрация ОУ должна выполнить еще одно важнейшее условие: эти команды необходимо формировать на межфункциональной основе. Межфункциональность обеспечивается включением в команды педагогов-предметников, педагогов, работающих на разных ступенях обучения (педагогов начальной, средней и старшей ступеней), педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования. За каждым из них необходимо закрепить свою задачу или функцию, которые определяются структурой ООП.

Необходимость интегрировать такой широкий круг участников объясняется следующими мотивами:

1.Организационного характера: сотрудничая в межфункциональной команде, педагоги получают практический опыт, который потребуется им при разработке ООП основного и среднего общего образования.

2.Содержательного характера: педагоги глубже поймут содержание обучения на начальной ступени школы и смогут успешнее осуществлять преемственность этапов обучения, сопровождать личностное развитие школьников на всех его ступенях.

3.Аксиологическогохарактера: педагоги среднего и старшего звена прочно усваивают содержание ФГОС, его особенности, получают мотивационный импульс к его реализации.

4.Акмеологического характера: педагоги, освоив содержание ФГОС, приобретя практические навыки по разработке ООП, получают шанс найти собственное кредо в предстоящей его реализации и в соответствии с ним определить перспективы своего профессионального развития.

После решения поставленной перед ними проблемы межфункциональные команды могут быть распущены – в нашем случае они распускаются после разработки ООП образовательного учреждения. Поскольку в теории управления межфункциональные команды определяются как рабочие команды, имеющие полномочия принимать решения по изменению процессов деятельности, а также контролировать выполнение своих решений, этот функционал должен быть отражен в приказе руководителя образовательного учреждения о создании и специфике деятельности таких команд. Взаимосвязь деятельности команд осуществляет координатор-менеджер, который может являться членом другой команды, выполняющей координационные функции, или назначаться из состава администрации школы.

Межфункциональные команды можно создавать на разных основаниях.

Вариант 1.

Количество межфункциональных команд соответствует количеству разделов ООП. Разделы ООП должны соответствовать структуре Примерных основных образовательных программ начального, основного, среднего (полного) общего образования. Так, в соответствии с Примерной основной образовательной программой начального общего образования могут быть созданы межфункциональные команды, разрабатывающие:

  • пояснительную записку;
  • раздел "Планируемые результаты освоения основной образовательной программы";
  • учебный(ые) план(ы);
  • раздел "Программа формирования универсальных учебных действий";
  • рабочие программы учебных предметов, курсов;
  • раздел "Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся";
  • раздел "Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни";
  • раздел "Программа коррекционной работы";
  • раздел "Система оценки достижения планируемых результатов".

Вариант 2.

Более крупные по составу межфункциональные команды могут быть созданы:

  • для проектирования разделов, связанных с организацией учебного процесса в начальной школе (разделы 1–5, 8, 9 Примерной ООП начального общего образования);
  • для проектирования разделов, связанных с организацией воспитательного процесса в начальной школе (разделы 6, 7 Примерной ООП начального общего образования).

Вариант 3.

Межфункциональные команды могут комплектоваться в соответствии с определенным функциональным предназначением:

  • команда содержательной подготовки документа;
  • команда экспертов по оценке качества разработанной ООП;
  • команда, курирующая реализацию разработанной ООП.

Выбор количества команд и оснований для определения содержания их деятельности зависит от специфики общеобразовательного учреждения (его численности, типа и вида), от профессионализма педагогического коллектива и администрации и т. д.

Для того чтобы деятельность межфункциональной команды была максимально успешной, администрация школы должна обеспечить ряд условий:

  • цель деятельности команды должна быть сформулирована ясно и достаточно подробно;
  • процесс достижения цели должен быть расчленен на решение отдельных задач; необходимо определить требуемые для достижения цели границы компетенции команды и передать полномочия;
  • в команде должны быть ясно определены роли. Все члены команды должны понимать свои обязанности и знать, кто именно отвечает за решение конкретных вопросов и задач;
  • деятельность команды планируется. План помогает членам команды решить, какие рекомендации, помощь, профессиональная поддержка, материалы и другие ресурсы ей могут потребоваться;
  • деятельность команды контролируется, а технология решения проблемы постоянно совершенствуется;
  • определены и выделены необходимые ресурсы для выполнения командой задания.

Как видим, для эффективной командной работы нужен хороший фундамент, и этим фундаментом служит организационная поддержка администрации школы. Критерием оценки результативности деятельности межфункциональной команды будет служить качество разработанной основной образовательной программы начального и основного общего образования образовательного учреждения. На наш взгляд, это качество будет определяться следующими показателями:

1.Соответствие структуры ООП образовательного учреждения структуре Примерных основных образовательных программ начального и основного общего образования.

2.Полнота содержания разделов ООП образовательного учреждения; соответствие содержания Примерным основным образовательным программам начального и основного общего образования; наличие в них части, формируемой участниками образовательного процесса.

3.Методологическое единство и единство терминологического аппарата текста разделов ООП образовательного учреждения, в т. ч. и в части, формируемой участниками образовательного процесса.

4.Соответствие рабочих программ педагогов:

  • примерным учебным программам по предметам;
  • учебным программам авторов УМК, по которым работает школа.

5.Унифицированность оформления рабочих программ педагогов в образовательном учреждении.

6.Наличие всего спектра рабочих программ, соответствующих учебному плану (планам) школы.

7.Полнота отражения в ООП специфики образовательного учреждения, социокультурной среды школы.

 
Г.Л. Копотева,канд. пед. наук, зав. лабораторией Института стратегических исследований в образовании РАО,
И.М. Логвинова,канд. пед. наук, зам. директора Института стратегических исследований в образовании РАО

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль