Рекомендации по разработке учебного плана начальной школы на 2011–2012 уч. год

8125

В соответствии с п. 2.6 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (в ред. не ранее 25.06.2002 г.) "к компетенции образовательного учреждения относятся… разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов".

В настоящее время большинство начальных школ (начальных классов) работают по Базисному учебному плану 2004 г. Однако массовый переход с сентября 2011 г. на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС) ставит образовательные учреждения перед необходимостью разработки новых учебных планов.

При разработке такого учебного плана следует опираться на следующие документы:

  • постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (далее – СанПиН)[1];
  • федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования");
  • приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (далее – приказ № 1241).

Остановимся на тех положениях данных документов, которые необходимо учесть при разработке учебного плана.

Требования СанПиН

Статья X СанПиН "Гигиенические требования к режиму образовательного процесса" определяет, что:

"10.5. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей:

Гигиенические требования к максимальным величинам
недельной образовательной нагрузки

Классы

Максимально допустимая учебная нагрузка в академических часах

При 6-дневной неделе, не более

При 5-дневной неделе, не более

1

21

2–4

26

23

5

32

29

6

33

30

7

35

32

8–9

36

33

10–11

37

34

 

 

10.10. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену…

10.20. Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается".

Итак, СанПиН, который в обязательном порядке вводится в действие с 1 сентября 2011 г., устанавливает 3 ч физкультуры для всех классов, запрещает (как и в настоящее время) 6-дневную учебную неделю в 1-м классе, определяет максимально допустимое количество часов учебной нагрузки.

Требования ФГОС

Кроме того, при разработке учебного плана необходимо учитывать следующее требование ФГОС: "Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования". Таким образом, из 21 ч максимально допустимой нагрузки для 1-го класса 4 ч относятся к части, формируемой участниками образовательного процесса, т. е. школой. Соответственно для 2–4-х классов это будет 5 учебных часов.

Главное изменение в стандарте (см. приказ № 1241), которое необходимо учитывать при разработке учебного плана, касается внеурочной деятельности. Так, в соответствии с п. 16 новой редакции ФГОС внеурочная деятельность выводится за рамки учебного плана: "16. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план  [2] и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики".

В тексте новой редакции ФГОС нет указаний на количество часов внеурочной деятельности, на обязательность ее финансирования. Пункт 17 дополнен уточненными разрешительными нормами: "При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта".

В этой же части текста ФГОС указывается: "В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в образовательной программе начального общего образования предусматриваются:

  • учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
  • внеурочная деятельность".

В новой редакции ФГОС (п. 19.3) дается также установка на содержание вариативной части учебного плана: "В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:

  • учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
  • учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные".

Таким образом, изменения в тексте ФГОС означают, что внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения, должна найти отражение в образовательной программе школы, но она не включается в учебный план, а ее количество не определяется в часах аудиторной нагрузки.

Кроме того, в новой редакции ФГОС дается четкая установка на содержание части, формируемой участниками образовательного процесса, – это дополнительное время на углубленное изучение отдельных предметов, на предметы "по интересам".

Далее предлагаем примерную схему учебного плана для общеобразовательных учреждений.

 

Примерная схема учебного плана
для начальной школы, реализующей ФГОС

Предметные области

Учебные предметы

Классы

1

2

3

4

1. Обязательная часть

Количество часов

Филология

Русский язык

3*

3

3

2

Литературное чтение

2

2

2

2

Иностранный язык

2

2

2

Математика и информатика

Математика (математика и информатика)

4

3

3

3

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

2

2

2

2

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Основы духовно-нравственной культуры народов России

1

Искусство

Искусство (музыка и изобразительное искусство)

1

1

1

1

Технология

Технология

2

2

2

2

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

Итого при 5-дневной неделе

17

18

18

18

Итого при 6-дневной неделе

21

21

21

2. Часть, формируемая участниками образовательного процесса

4

5

5

5

2.1 Учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов**

 

 

 

 

2.2 Учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные***

 

 

 

 

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

23

23

23

23

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе

26

26

26

26

2.1 Учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов

 

 

 

 

2.2 Учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные

 

 

 

 

 

 

*   Дополнительные часы на изучение того или иного обязательного предмета могут выделяться из части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. – Примеч. авт.

**   В этой части учебного плана указываются дополнительные часы на изучение предметов обязательной части (математика, русский язык, литературное чтение и др.). – Примеч. авт.

***   Образовательное учреждение самостоятельно решает, каким образом разделить общее количество часов части, формируемой участниками образовательного процесса, между пунктами 2.1 и 2.2. – Примеч. авт.

 


[1]   Санитарно-эпидемиологические правила и нормы, утвержденные данным документом, вводятся в действие с 1 сентября 2011 г. – Примеч. ред.

 

[2]   Выделение шрифта авторское. – Примеч. ред.

 
О.В. Чиндилова,
канд. пед. наук, доц. каф. начального
и дошкольного образования АПК и ППРО,
заслуженный учитель РФ
Статья предоставлена редакцией журнала "Управление начальной школой"

Инновационные методы и технологии работы с учащимися младших классов всегда под рукой с электронной версией журнала".

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль