Охрана труда в начальной школе

14042

Законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда обязывают работодателей, их представителей и работников обеспечить выполнение требований по сохранению жизни и здоровья сотрудников и учащихся во время образовательного процесса. Об опыте построения системы работы по созданию здоровых и безопасных условий труда и обучения в начальной школе читайте в статье.

ГОУ "СОШ № 2006" – победитель Московского городского смотра-конкурса на лучшую организацию работы в области охраны труда в 2007 г. в номинации "Лучшая организация города Москвы в области охраны труда (среди организаций непроизводственной сферы)".

Система охраны труда и здоровьесбережения служит краеугольным камнем любого производственного процесса, в т. ч. образовательного. Это комплекс мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся, педагогов, персонала, включающий в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия. С первых дней работы нашей школы вопросы охраны труда и безопасности учащихся остаются для нас первостепенными.

За период существования школы (с 2003 г.) – в ГОУ "СОШ № 2006" отсутствовали несчастные случаи, что можно считать следствием отлаженной работы по охране труда и обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся, которая успешно осуществляется как целостная система взаимодействия с сотрудниками, учениками и родителями. Предусмотрен широкий спектр мероприятий, обеспечивающих охрану труда и безопасность в образовательном учреждении.

Составными элементами системы организации охраны труда выступают: планирование, организация и координация данной работы, совершенствование, контроль, учет и анализ состояния охраны труда, воспитание и укрепление профессиональной культуры, дисциплины образовательного процесса.

Планирование подразумевает составление годовых планов улучшения условий труда, мероприятий по трехступенчатому контролю, по результатам проверок, предписаниям органов государственного надзора, мероприятий после расследований несчастных случаев, по практическим предложениям работников, учащихся и родителей, а также оформление соглашений по охране труда к коллективному договору.

В школе реализуется разработанный план мероприятий по улучшению условий жизнедеятельности учащихся и охраны труда педагогов, предусмотренных Коллективным договором и соглашениями по охране труда. В него входит следующее:

  • ежегодное обеспечение качественной подготовки школы к новому учебному году на основании разработанной инструкции и актов приемки учебных кабинетов, пищеблока, спортивных залов и площадок;
  • постоянное обновление соответствующей информации по охране труда в кабинетах и школьных помещениях;
  • обучение педагогических работников и персонала школы (вводный инструктаж, первичный на рабочем месте, по электробезопасности, пожарной безопасности и др.);
  • организация дежурства педагогов, администрации, учащихся, работа комиссии ученического самоуправления "Порядок", проведение бесед классными руководителями, а также использование средств наглядности и эстетического оформления школы в целях предупреждения травматизма;
  • регулярное проведение испытаний спортивного инвентаря и оборудования;
  • создание комнаты охраны труда, Уголка охраны труда, комнат отдыха учителей начальной и средней школы, комнаты психологической разгрузки;
  • составление учебного расписания, исключающего перегрузки учащихся;
  • выполнение санитарно-гигиенических требований к уроку;
  • дозировка домашнего задания;
  • оформление листка здоровья в классных журналах;
  • проведение физкультминуток на уроках;
  • соблюдение режима проветривания кабинетов;
  • поддержание питьевого режима учащихся;
  • ведение записей в журналах инструктажей по охране труда классных руководителей при проведении экскурсий и других массовых мероприятий;
  • соблюдение санитарно-гигиенического режима в период промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

В соответствии с требованиями по охране труда и соблюдением принципов эстетического оформления интерьеров рабочих кабинетов организованы административные помещения.

Помимо того, в школе создан зимний сад, который является не только объектом эстетического и природоохранного воспитания, но и средством психологической разгрузки и релаксации.

Творческой группой разработан набор инструкций не только по охране труда педагогов, но и безопасности жизнедеятельности учащихся для классных руководителей, включающий в себя более 40 инструкций и годовой план проведения инструктажа по заданной тематике (приложение 1).

Администрация школы большое внимание уделяет проблеме безопасности труда. Вопросы безопасности еженедельно обсуждаются на планерках.

С каждым учителем в течение учебного года проводятся инструктажи по охране труда. При проведении осмотров кабинетов обязательно учитывается накопление материала по охране труда. Контролируется ведение и оформление документации:

  • распоряжений о выезде классов,
  • журналов по технике безопасности,
  • страницы правил дорожного движения в классном журнале,
  • наличия необходимых инструкций.

Актуальность и необходимость темы безопасности жизнедеятельности диктуют современные условия жизни. Начинать знакомить детей с правилами безопасного поведения в быту, на улице, в общественном месте целесообразно в младшем школьном возрасте. Порой знания, полученные на школьных занятиях, помогают разобраться в сложных и даже экстремальных ситуациях за пределами образовательного учреждения.

В начальных классах основополагающие знания и умения по безопасности жизнедеятельности прививают в процессе преподавания школьных дисциплин. Изучение правил безопасности может проходить в форме бесед, классных часов, просмотра видеофильмов, спектаклей, а также при проведении экскурсий, походов, спортивных, кружковых занятий и другой внешкольной и внеклассной работы. В нашей школе основы безопасного поведения также изучаются учащимися на уроках окружающего мира, затрагиваются на классных и общешкольных родительских собраниях. (Сценарий родительского собрания "Правила поведения в школе, дома, в других общественных местах", которое может быть проведено в форме круглого стола скачать)

Также в нашем образовательном учреждении организуются занятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности в специализированном кабинете с применением специального оборудования – робота "Гоши", который имитирует процессы жизнедеятельности в человеческом организме и используется при обучении детей приемам оказания первой доврачебной помощи.

Ежемесячно с учащимися проводятся беседы по правилам дорожного движения (фиксируется на отдельной странице классного журнала). Перед каникулами учитель обязательно организует инструктаж по тем ситуациям, в которых они могут оказаться на улице, дома, в общественном месте.

Так как учащиеся нашей школы часто выезжают на экскурсии, в музеи и театры города (восемь и более поездок в год), каждый выезд обязательно предваряет инструктаж, который фиксируется в "Журналах инструктажа учащихся по технике безопасности при организации общественно полезного, производительного труда и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий".

Изучению правил пожарной безопасности способствуют творческие тематические мероприятия, такие, как "Огонь – друг, огонь – враг", детский веселый пересказ инструкций по охране труда, исследовательские проекты на данную тему.

Для того чтобы проверить, как дети усвоили правила поведения в конкретной ситуации, учитель предлагает им подготовить проект по той или иной инструкции. Задание открывает безграничный простор для творческого мышления школьников. Их фантазия воплощается в стихах, сказках, волшебных историях и даже в макетах, например, сигнального устройства для охраны квартир.

Наиболее интересна для ребят тема по безопасности жизнедеятельности из личного опыта. Ведь, несмотря на свой юный возраст, они уже сталкивались в жизни с какими-нибудь проблемами. На уроках ОБЖ в 3-м классе ученики получили задание – подготовить проект. Вот несколько тем, которые они выбрали:

  • "Как вести себя дома одному";
  • "Правила безопасности на дороге";
  • "Правила безопасности в другой стране";
  • "Какие опасности могут ожидать на улице";
  • "В дверь звонит незнакомец";
  • "Инструкции по безопасности жизнедеятельности на уроках".

Работа проходила с огромным интересом и энтузиазмом. Родители стали активными помощниками детей. На итоговом уроке ребята с большим удовольствием провели презентации проектов, поделились своими находками, знаниями, опытом. Результатом проектной деятельности стали работы:

  • мультсборник "Как вести себя дома одному";
  • самостоятельная работа «Мои личные наблюдения: "Как избежать опасных случаев на перемене и во время урока"»;
  • инструкции: "Если тонет человек", "Если человек потерял сознание", "Укусы и нападения животных", "И в школе бывают опасные случаи" и др.;
  • демонстрация учениками приемов оказания первой помощи в различных ситуациях "Первая помощь пострадавшему";
  • представление и защита собранной из деталей детского конструктора действующей модели охранной сигнализации "Я остался дома один".

Традиционно в школе проводится акция "Безопасное колесо". Учащиеся начальных классов принимают в ней активное участие, представляя творческие работы на выставке и соревнуясь командно с учащимися средней школы. В детских рисунках и поделках отражается опыт маленького пешехода, юного знатока дорожных знаков.

Проведенная работа никогда не проходит бесследно. Казалось бы, к чему часто говорить об одном и том же. Но жизнь показывает, что это не зря. Случилось так, что в людской толчее ребенок не успел сесть в вагон отходящего поезда метро. Ученик не растерялся и, помня инструкцию учителя, сел в следующий поезд и вышел на следующей станции, где его ждал взрослый. Таких примеров можно описать множество, поэтому недооценивать изучение некоторых правил поведения нельзя и относиться к этому нужно со всей серьезностью. Вышеперечисленная работа позволила снизить до минимума травматизм в начальной школе.

Приложение 1

Примерный график проведения инструктажей
по безопасности жизнедеятельности учащихся
(для классных руководителей)

Название инструктажа

Примерное время проведения инструктажа

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Пиротехника

+

О правилах поведения в общественном транспорте

+

+

+

+

При проведении школьных мероприятий

Перед проведением

О правилах поведения в зале для занятий спортивными танцами

+

+

Первый лед

+

Гололед

При гололеде

О правилах поведения на воде

+

Неожиданный звонок или стук в дверь

+

Взрывобезопасность

+

О правилах поведения в школе

+

+

О правилах поведения в метро

По мере выезда

О правилах поведения в лифте

+

+

+

+

+

О правилах поведения в лесу

Перед выходом в лес

О правилах поведения в походе

Перед походом

О правилах поведения в столовой

+

+

О правилах поведения при выезде за границу

Перед выездом за границу

О правилах поведения при работе с ПК

+

+

О правилах поведения на учебных сборах и военно-спортивных играх

Перед проведением сборов или военноспортивных игр

Пожарная безопасность дома

+

+

+

Мой безопасный путь в школу

+

+

+

Первая медицинская помощь

+

+

Индивидуальные средства защиты

+

+

Терроризм

+

Один дома

+

+

+

Злая собака

+

+

Незнакомый человек

+

+

Нападение в лифте

+

+

Нападение в подъезде

+

+

О правилах поведения в бассейне

Перед посещением

О правилах поведения в живом уголке

То же

О правилах поведения при эвакуации

Перед проведением эвакуации

О правилах поведения в комнате релаксации

Перед посещением

О правилах поведения в зимнем саду

То же

О правилах поведения на школьной спортивной площадке

+

+

+

О правилах поведения в автобусе

Перед выездом на автобусе

О правилах поведения в музее

По мере выезда

О правилах поведения в театре

То же

О правилах поведения на пешеходных экскурсиях

Перед проведением

О правилах поведения на пришкольном участке

+

+

+

+

О правилах поведения в библиотеке

+

+

О правилах поведения на экскурсиях

Перед экскурсией

О правилах поведения при перевозке

Перед перевозкой детей

О правилах поведения на субботнике

Перед проведением субботника

Пожарная безопасность в школе

+

+

Как избежать несчастных случаев

+

+

Общий инструктаж учащихся

+

+

Анкета для детей
"Считаете ли вы себя культурным человеком?"

Уважаемые школьники! Отметьте в данном списке знаком "+" действия, которые вы считаете приличными, а знаком "-" выделите действия, которые вы считаете неприличными:

  • громко кричать;
  • драться;
  • быть отзывчивым к другим людям;
  • перебивать в разговоре другого человека;
  • задавать неуместные вопросы;
  • быть правдивым;
  • ругаться;
  • жадничать;
  • быть добрым;
  • ябедничать;
  • быть откровенным;
  • быть любознательным;
  • врать;
  • навязываться в друзья;
  • не обращать внимания, если кого-то обижают;
  • молчать, если кто-то совершил плохой поступок;
  • быть требовательным к себе;
  • отвечать за свои поступки;
  • быть равнодушным к чужой беде.

Благодарим вас за участие в опросе и искренние ответы!

Илюхина В.А., Мишутина Н.Е., Давыдова Л.Л., Сизова Т.Ю. ГОУ "СОШ № 2006"  г. Москва

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль