Проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Мнение экспертов.

2364

Игорь Носков, ректор Самарского государственного университета: "… в нынешней редакции закона "Об образовании" слишком много недоработок. Хотя есть и положительные моменты. В частности, он охватывает все пласты образовательного процесса, пытаясь увязывать их между собой. Тем не менее в нем, например, совершенно не прописано, как должна вестись внеклассная работа. О ней закон не говорит вообще ничего. Ничего не говорится и о воспитательном процессе.  И, наконец, отсутствует понятие "докторантура". У нас что, ее вообще не будет? Как тогда мы собираемся развивать общество? Совершенно непонятен и объем социальных гарантий тем, кто участвует в образовательном процессе. В совокупности с недавним высказыванием советника президента Аркадия Дворковича о возможной ликвидации стипендий это наводит на серьезные размышления. Считаю, что стипендии отменять нельзя. Можно обсуждать их дифференциацию в зависимости от доходов обучаемого. Однако не уверен, что общество сейчас готово к этому"

2 февраля 2011 г. http://www.tlt.ru/

Виталий Хименко, первый проректор Санкт-Петербургского госуниверситета аэрокосмического приборостроения: "Второй проект закона очень сильно изменился, но принципиальные вещи остались. К сожалению, все, что связано с научными исследованиями, выброшено из сферы образования. Непонятно, почему не нашлось место академиям и начальному профессиональному образованию. Не согласны мы и с тем, что колледжи будут готовить бакалавров. Судя по новому проекту, для того чтобы закон заработал, потребуется принять огромное количество подзаконных актов, на это потребуется время. Но в любом случае цельный документ лучше, чем то количество разрозненных, с которыми приходится сейчас работать"

Гаджимет Сафаралиев, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию: "В новом проекте закона нечетко прописана судьба больших региональных вузов ни в смысле статуса, ни финансирования. Между тем это чревато тем, что мы можем потерять созданную десятилетиями систему образования. Надо прописать условия обновления знаний, это необходимо сегодня для карьерного роста каждого. И тут на первое место выходит дистанционное послевузовское образование. Введение "дистанционки" станет новой поправкой в обсуждаемый проект закона. Рабочая группа нашего комитета занимается внесением поправок к действующим законам и готовит Концепцию о законодательстве индустрии электронного обучения".

15 декабря 2010 г. "Российская газета"

Елена Грачева, проректор по учебной и воспитательной работе Московской государственной юридической академии (МГЮА) имени Кутафина: "Мы прекрасно понимает, что студент, который не выполняет требований вуза, который не учится, должен быть отчислен, а если мы строим отношения на тех договорных условиях, что в законопроекте, то, по сути, нерадивого студента мы и отчислить не можем, не можем расторгнуть договор в одностороннем порядке". По ее мнению, проект требует серьезной доработки.

 20 января 2011 г. http://www.nn.ru/

Игорь Шолохов, руководитель Казанского правозащитного центра: "В вынесенном на общественное обсуждение законопроекте "Об образовании" нет пункта о запрете администрации школы или детсада каким-либо образом участвовать в сборе и расходовании родительских денег, что оставляет лазейку для нерадивых директоров и заведующих. Ведь недаром говорят – "что не запрещено, то разрешено. Работники школы должны заниматься учебным процессом, а не контролировать, кто из родителей сдал деньги, а кто не соизволил это сделать. Желающим же добровольно и бескорыстно помочь образовательному учреждению никто не мешает сделать это в рамках закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

 1 февраля 2011 г. http://www.regions.ru/

­­­­­­Эдуард Никитин, президент Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования: "В законопроекте достаточно много слов о дополнительном профессиональном образовании, и в этих словах легко запутаться. Отдельно о повышении квалификации педагогических кадров или каких-то иных не говорится". Он предлагает перенести в новый законопроект статью 55 из действующего закона "Об образовании". "Она гарантирует учителю право на повышение квалификации раз в 5 лет в объеме не менее чем 72 часа. По его мнению, на основании этих формулировок нужно подготовить типовое положение об учебном заведении повышения квалификации, порядке повышения квалификации, требования к программам.

1 февраля 2011 г. РИА Новости

Николай Цискаридзе, народный артист России отметил, что хореографические и танцевальные высшие учебные заведения должны иметь свой особенный статус и свои критерии отбора. "Мы есть, но в законе об образовании мы не прописаны. Мы должны добиваться отдельного статуса". В хореографических учебных заведениях должна сохраниться особенная система набора учащихся. По его мнению, обучение хореографии и музыки должно вестись с раннего детства. "Учить обязательно надо с раннего детства, потому что руку надо ставить пока еще связки мягкие, балету надо учить только с десяти лет, ни в коем случае не с 16 лет"

20 января 2011 г. РИА Новости

Григорий Балыхин, председатель комитета Государственной Думы: "Есть вопрос по начальному профессиональному образованию - и мы его обсуждаем. Мы считаем несправедливым, что в законопроекте министерства нет семейного образования, и это учтено в новом тексте законопроекта. Также использование информационных технологий было недостаточно освещено в проекте документа"

18 января 2011 г. РИА Новости

Виктор Садовничий, ректор МГУ им. М. В. Ломоносова: "Законопроект в новой редакции отличается от первоначальной. Он более четко прописан, в нем учтены многие замечания, поступившие на первом этапе обсуждения. В том числе нашел отражение ряд предложений Российского союза ректоров, сформулированных на конференции 5 октября, а также предложения Государственной думы и Общественной палаты России. Но к нему все же остается много замечаний, в том числе и у нас".

28 декабря 2010 г. Газета.ru

Виктор Садовничий, ректор МГУ им. М. В. Ломоносова.По его мнению,
документ напоминает справочник, в котором дублируются нормы гражданского, семейного, финансового, трудового и даже антимонопольного законодательства. Если убрать общие места, то проект закона без ущерба для содержания "похудеет" в два раза, им станет удобнее пользоваться.

 1 февраля 2011 г. http://www.strf.ru/

Ольга Смолянинова, директор института педагогики, психологии и социологии, доктор психологических наук, профессор, чл. корр. РАО. На её взгляд, основной проблемой проекта закона является не всегда чёткая оформленность целей введения определённых изменений и образовательных инноваций и не всегда понятные механизмы их реализации. Например, из проекта закона не ясно, на какие должности могут претендовать выпускники с различными академическими степенями (бакалавриат, специалитет и магистратура). В статью, посвящённую аттестации обучающихся, она предложила внести пункт о создании или участии Российских (региональных) профессиональных сообществ и наделить их правами на осуществление профессиональной аттестации выпускников вузов и присвоение профессиональных квалификаций. "Считаю, что если федеральным университетам в новом законе разрешено реализовывать образовательные программы высшего образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно, то необходимо закрепить за ними и право проводить дополнительные вступительные испытания отбора профильной направленности для тех направлений и специальностей, где профессиональное образование связано со специфическими формами работы с людьми"

26 января 2011 г.http://www.sfu-kras.ru/

Светлана Маковская, первый заместитель министра образования и науки Красноярского края. В своем выступлении отметила, что в проекте нового закона никак не прописаны условия получения качественного профессионального образования лицам с ограниченными возможностями здоровья: "Мы предлагаем дополнить ст. 15 Закона правовыми нормами, которые позволят лицам, окончившим специальные (коррекционные) образовательные учреждения, получать дальнейшую профессиональную подготовку в образовательных учреждениях, реализующих программы профессиональной подготовки".

Василий Моргун, член комитета по образованию, науке и культуре Законодательного Собрания Красноярского края: "К сожалению, проект получился достаточно объёмным по содержанию, очень много теории и сложной терминологии, которые будут непонятны населению. В законе также большое количество моментов, которые имеют декларативный характер и никак не обеспечены экономически. Например, льготы учителям. В проекте исключено понятие начального профессионального образования, что закрывает доступ к нему детям из малообеспеченных семей и детям с ограниченными возможностями".

14 октября 2010 г. http://news.sfu-kras.ru

Ярослав Кузьминов, ректор Васшей школы экономики: "В результате федеральный закон "Об образовании" представляет собой что-то неудобочитаемое, он содержит массу ссылок, и человек без юридического образования его просто не поймет"

16 марта 2010 г. "Российская газета" Федеральный выпуск №5132 (53)

Игорь Чернышев, Председатель комиссии по труду и социальной политике Государственной думы Томской области: "Существующий закон устарел, в этом нет сомнений. Но он, скорее, нуждается в редактировании, а не полном истреблении. В законопроекте есть много прогрессивных моментов, но это не означает, что нужно отбросить имеющиеся опыт и знания"

27 октября 2010 г. http://www.infox.ru/

Владимир Исаков, вице-президент Торгово-промышленной палаты: "Закон превратился в инструкцию об образовательной деятельности. Как будто авторы ожидали град критики в свой адрес и впихнули в проект все что можно. В результате, конечно, работник министерства его изучит, но обычные граждане — нет".

24 октября 2010 г. Газета.ru

Георгий Зимирев, ректор ЗабКИПКРО: "Одна из положительных сторон закона в том, что в нем традиционные образовательные термины приведены в соответствие со строгой нормативной лексикой: воспитательный процесс, обучение, качество образования. Но при наличии некоторых плюсов, в законе есть и немало минусов. В частности, не прописана роль регионов"

Иван Катанаев, ректор ЗабГГПУ. Заострил внимание на том, что это первая серьезная попытка все объединить. Он уверен: "Принимать надо - это бесспорно".
"Нравится то, что нововведения последних лет включены - ЕГЭ, новая система финансирования, 83 ФЗ. Правда, мы их еще не отработали, но они уже включены в закон - это минус"

Геннадий Куцев, президент ТГУ: "Проект закона настолько плох, что он не заслуживает не только принятия, но даже обсуждения".

7 сентября 2010 г.http://www.tovievich.ru

Владимир Новоселов, ректор Тюменского государственного нефтегазового университета, закон "Об образовании" в первой редакции подверг острой критике.  "В частности, в нём нет ни слова о вузовской науке. И это в то время, когда руководство страны ставит развитие вузовской науки на первый план"

6 декабря 2010 г. http://www.nakanune.ru

Олег Сергеев, эксперт Всероссийского фонда образования: "Как театр начинается с гардероба, так федеральный закон начинается с основных понятий, целей, что такое образование и каково его содержание. Сама концепция закона неясна. Фактически это обрекает этот закон на простую говорильню. Нельзя с нуля строить такой закон об образовании. У нас уже есть ракета "Булава", начали строить с нуля, а по сути воспроизвели технологию 40-летней давности"

3 декабря 2010 г. http://343.ru/

Сергей Миронов, председатель верхней палаты парламента поддержал ректоров, назвав идею классификации вузов очередным насаждением западных реалий. "Работодатель еще не привык к бакалавру, не будет он понимать, и кто такой выпускник колледжа"

19 октября 2010 г. Интернет-газета "Четвертая власть"

Валентин Рахманин, доктор философских наук, профессор кафедры социологии и политологии исторического факультета Воронежского государственного университета: "Нам действительно необходим новый закон, который выводил бы Россию на передовые позиции в экономике, в науке, в культуре, во всех социальных сферах. Но, ознакомившись с законопроектом, этого, к сожалению, я не почувствовал. Я пришел к выводу, что законопроект – это штопанье правовых дыр в устаревшем законодательстве. Штопанье необходимо, если другой одежды нельзя купить…".

24 сентября 2010 г. http://www.vobkom.ru/

Татьяна Мишуровская, директор гимназии №40 Калининграда назвала готовящийся закон инструкцией по применению, в которой для руководителя определен алгоритм действий. " Каждого работника системы образования и образовательного учреждения этот закон заставит поразмыслить, что необходимо делать, чтобы образовательная организация давала качественную услугу".

28 января 2011 г.http://sovlicey10.ru/

 

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль