Как вы оцениваете проект закона "Об образовании в Российской Федерации?"

6346

Г.В. Башкина, зав. лабораторией нормативного и финансово­экономического обеспечения образования Института управления образованием РАО

На мой взгляд, законопроект требует серьезной доработки. Вносить его в Государственную Думу в таком виде значит спокойно согласиться с теми потерями, которые образование уже понесло в последнее десятилетие и их неизбежностью в будущем. В частности, в законопроекте невнятно определены цели и задачи образования, в связи с чем возникает вопрос: это система или отдельные учреждения? Кроме того, как мне кажется, законопроект ориентирован в большей степени на федеральные образовательные учреждения и не пытается помочь школам, уставшим от бесконечных модернизаций.

Безусловно, новый интегрированный закон нужен, но с ясными и достижимыми в наших экономических условиях целями, направленный на преодоление недостатков, на реальные достижения. Его положения не должны увязнуть в утяжеленных определениях и сомнительной терминологии.


Н.Г. Астафьева, начальник управления образования и науки Тамбовской области

Общее впечатление от законопроекта хорошее, но требуется доработка. В ходе обсуждения, которое прошло в нашем регионе в рамках круглых столов и на сайте областного института повышения квалификации работников образования, было высказано немало критических замечаний, касающихся недостаточной проработанности понятийного аппарата и необходимости разграничения полномочий между уровнями власти. Свои предложения мы уже направили по адресу официального обсуждения.

Много вопросов вызвала, например, статья законопроекта, в которой перечислены типы образовательных организаций. Если ее оставить в предлагаемом виде, придется в ближайшие три года дважды переименовывать образовательные учреждения: сначала в соответствии с новым федеральным законом об образовании, а потом, еще раз, уже при переводе их в статус бюджетных, казенных или автономных. На внесение изменений в документы, изготовление печатей и вывесок потребуются дополнительные средства, и в этом, разумеется, нет ничего хорошего. Поэтому мы предлагаем приблизить, насколько это возможно, новую типологию образовательных учреждений к существующей.


 

А.И. Вавилов, ст. науч. сотр. Института развития образования ФГОУ ВПО "НИУ ГУ – Высшая школа экономики"

На меня как на юриста, в первую очередь, произвели впечатление структура и объем законопроекта. Он построен по образцу кодекса, т. е. содержит общую часть, в которую входят первые девять глав, определяющие правовое регулирование всей сферы образования, и особенную, в которую входят последующие десять глав, посвященные особенностям отдельных видов или типов образования. Однако формально это не кодекс, поэтому части в нем не обозначены.

Что касается содержания законопроекта, то впечатления противоречивые. Хорошо, что предпринята попытка систематизировать множество законодательных и подзаконных актов, регламентирующих сферу образования. В то же время попытка эта не совсем удачная: законопроект производит впечатление компиляции типовых положений, действующих законов и некоторых других нормативных актов. Кстати, по этой причине типовые положения законопроектом и не предусматриваются. В случае его принятия их надо будет отменять.

К положительным моментам законопроекта можно также отнести новую типологию уровней образования: первый уровень – дошкольное, второй – общее, третий – среднее профессиональное и четвертый – высшее. Начальное профессиональное образование законопроектом не предусматривается, поскольку его нет в Конституции РФ: рабочие будут получать профессию в рамках среднего профессионального образования или профессионального обучения. Зато законопроект предусматривает изменение типологии и наименований образовательных учреждений. Они будут называться "образовательные организации", а их дополнительные виды и категории смогут устанавливать Президент РФ, Правительство РФ и власти субъектов РФ.

Законопроект обязывает заключать договор при зачислении обучающегося или воспитанника в любую образовательную организацию. Сейчас он необходим только при получении платных образовательных услуг. Обязательной станет также публикация на сайте в Интернете сведений об организации: образовательных программах, квалификации педагогических работников, поступлении и расходовании денежных средств, планах финансово­хозяйственной деятельности и др.

В целом законопроект учитывает почти все существующие законы и нормативные акты, действующие в сфере образования, в том числе принятые в последнее время. Так что принципиально ничего не изменится, кроме названий, которые, конечно, придется менять, и привыкать к новым.


 

Т.В. Абанкина, директор Центра прикладных экономических исследований ФГОУ ВПО "НИУ ГУ – Высшая школа экономики"

Я считаю, что подготовка интегрированного закона, который обеспечит регулирование системы образования на всех уровнях, – важный и нужный шаг для ее развития. Обновление законов "Об образовании" и "О высшем и послевузовском образовании" – давно назревшая проблема, так как под тяжестью изменений, которые были внесены в них в последние годы, нарушилась их структура и логика.

Интегрированный законопроект – документ сложный и объемный, несомненно, требующий конструктивной работы не только всех участников образовательного процесса, но и широкой общественности. Я полностью поддерживаю тот формат обсуждения, который начался и активно продолжается.

В законопроекте есть положения, которые фактически не претерпели изменений, что обеспечивает преемственность законодательных норм. Но есть и достаточно радикальные нововведения, например, изменение структуры профессионального образования. В частности, законопроектом не предусматриваются учреждения начального профессионального образования, зато вводятся категории для университетов: федеральный университет и национальный исследовательский университет.

Мне кажется, что в законопроекте недостаточно урегулированы вопросы перехода к стандартам нового поколения. По крайней мере, их введение не обеспечено достаточными финансовыми ресурсами бюджетной системы всех уровней. Необходимо помнить, что новые стандарты включают требования к условиям реализации учебно­воспитательного процесса, которые сегодня во многих образовательных учреждениях оставляют желать лучшего. Для модернизации материально­технической базы, обеспечения школ современным оборудованием и квалифицированными кадрами потребуются дополнительные средства.

Статья 131 законопроекта посвящена особенностям реализации образовательных программ в области искусств. В настоящее время "художественное образование и эстетическое воспитание граждан" осуществляются на основе смешанного финансирования – частично за счет бюджетных средств, частично за счет средств граждан. Этот процесс до сих пор законодательно не урегулирован: ни в отношении прав граждан, ни в отношении прав образовательных учреждений, реализующих программы в области искусств.

Надеюсь, что этот и другие вопросы будут доработаны в ходе общественного обсуждения законопроекта.

Подготовила О.И. Зуева

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль