Как вы оцениваете проект закона "Об образовании в Российской Федерации?"

6346

Г.В. Башкина, зав. лабораторией нормативного и финансово­экономического обеспечения образования Института управления образованием РАО

На мой взгляд, законопроект требует серьезной доработки. Вносить его в Государственную Думу в таком виде значит спокойно согласиться с теми потерями, которые образование уже понесло в последнее десятилетие и их неизбежностью в будущем. В частности, в законопроекте невнятно определены цели и задачи образования, в связи с чем возникает вопрос: это система или отдельные учреждения? Кроме того, как мне кажется, законопроект ориентирован в большей степени на федеральные образовательные учреждения и не пытается помочь школам, уставшим от бесконечных модернизаций.

Безусловно, новый интегрированный закон нужен, но с ясными и достижимыми в наших экономических условиях целями, направленный на преодоление недостатков, на реальные достижения. Его положения не должны увязнуть в утяжеленных определениях и сомнительной терминологии.


Н.Г. Астафьева, начальник управления образования и науки Тамбовской области

Общее впечатление от законопроекта хорошее, но требуется доработка. В ходе обсуждения, которое прошло в нашем регионе в рамках круглых столов и на сайте областного института повышения квалификации работников образования, было высказано немало критических замечаний, касающихся недостаточной проработанности понятийного аппарата и необходимости разграничения полномочий между уровнями власти. Свои предложения мы уже направили по адресу официального обсуждения.

Много вопросов вызвала, например, статья законопроекта, в которой перечислены типы образовательных организаций. Если ее оставить в предлагаемом виде, придется в ближайшие три года дважды переименовывать образовательные учреждения: сначала в соответствии с новым федеральным законом об образовании, а потом, еще раз, уже при переводе их в статус бюджетных, казенных или автономных. На внесение изменений в документы, изготовление печатей и вывесок потребуются дополнительные средства, и в этом, разумеется, нет ничего хорошего. Поэтому мы предлагаем приблизить, насколько это возможно, новую типологию образовательных учреждений к существующей.


 

А.И. Вавилов, ст. науч. сотр. Института развития образования ФГОУ ВПО "НИУ ГУ – Высшая школа экономики"

На меня как на юриста, в первую очередь, произвели впечатление структура и объем законопроекта. Он построен по образцу кодекса, т. е. содержит общую часть, в которую входят первые девять глав, определяющие правовое регулирование всей сферы образования, и особенную, в которую входят последующие десять глав, посвященные особенностям отдельных видов или типов образования. Однако формально это не кодекс, поэтому части в нем не обозначены.

Что касается содержания законопроекта, то впечатления противоречивые. Хорошо, что предпринята попытка систематизировать множество законодательных и подзаконных актов, регламентирующих сферу образования. В то же время попытка эта не совсем удачная: законопроект производит впечатление компиляции типовых положений, действующих законов и некоторых других нормативных актов. Кстати, по этой причине типовые положения законопроектом и не предусматриваются. В случае его принятия их надо будет отменять.

К положительным моментам законопроекта можно также отнести новую типологию уровней образования: первый уровень – дошкольное, второй – общее, третий – среднее профессиональное и четвертый – высшее. Начальное профессиональное образование законопроектом не предусматривается, поскольку его нет в Конституции РФ: рабочие будут получать профессию в рамках среднего профессионального образования или профессионального обучения. Зато законопроект предусматривает изменение типологии и наименований образовательных учреждений. Они будут называться "образовательные организации", а их дополнительные виды и категории смогут устанавливать Президент РФ, Правительство РФ и власти субъектов РФ.

Законопроект обязывает заключать договор при зачислении обучающегося или воспитанника в любую образовательную организацию. Сейчас он необходим только при получении платных образовательных услуг. Обязательной станет также публикация на сайте в Интернете сведений об организации: образовательных программах, квалификации педагогических работников, поступлении и расходовании денежных средств, планах финансово­хозяйственной деятельности и др.

В целом законопроект учитывает почти все существующие законы и нормативные акты, действующие в сфере образования, в том числе принятые в последнее время. Так что принципиально ничего не изменится, кроме названий, которые, конечно, придется менять, и привыкать к новым.


 

Т.В. Абанкина, директор Центра прикладных экономических исследований ФГОУ ВПО "НИУ ГУ – Высшая школа экономики"

Я считаю, что подготовка интегрированного закона, который обеспечит регулирование системы образования на всех уровнях, – важный и нужный шаг для ее развития. Обновление законов "Об образовании" и "О высшем и послевузовском образовании" – давно назревшая проблема, так как под тяжестью изменений, которые были внесены в них в последние годы, нарушилась их структура и логика.

Интегрированный законопроект – документ сложный и объемный, несомненно, требующий конструктивной работы не только всех участников образовательного процесса, но и широкой общественности. Я полностью поддерживаю тот формат обсуждения, который начался и активно продолжается.

В законопроекте есть положения, которые фактически не претерпели изменений, что обеспечивает преемственность законодательных норм. Но есть и достаточно радикальные нововведения, например, изменение структуры профессионального образования. В частности, законопроектом не предусматриваются учреждения начального профессионального образования, зато вводятся категории для университетов: федеральный университет и национальный исследовательский университет.

Мне кажется, что в законопроекте недостаточно урегулированы вопросы перехода к стандартам нового поколения. По крайней мере, их введение не обеспечено достаточными финансовыми ресурсами бюджетной системы всех уровней. Необходимо помнить, что новые стандарты включают требования к условиям реализации учебно­воспитательного процесса, которые сегодня во многих образовательных учреждениях оставляют желать лучшего. Для модернизации материально­технической базы, обеспечения школ современным оборудованием и квалифицированными кадрами потребуются дополнительные средства.

Статья 131 законопроекта посвящена особенностям реализации образовательных программ в области искусств. В настоящее время "художественное образование и эстетическое воспитание граждан" осуществляются на основе смешанного финансирования – частично за счет бюджетных средств, частично за счет средств граждан. Этот процесс до сих пор законодательно не урегулирован: ни в отношении прав граждан, ни в отношении прав образовательных учреждений, реализующих программы в области искусств.

Надеюсь, что этот и другие вопросы будут доработаны в ходе общественного обсуждения законопроекта.

Подготовила О.И. Зуева

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль