Развитие способностей детей старшего дошкольного возраста в музыкально-театрализованной деятельности

3660
Развитие способностей детей старшего дошкольного возраста  в музыкально-театрализованной деятельности

Авторы:
В.А. Деркунская, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,
Е.А. Цапаева, зав. ГБДОУ "Детский сад № 23" Петродворцового района г. Санкт-ПетербургаВ период дошкольного детства дети интенсивно накапливают музыкальные впечатления, проходят огромный путь развития музыкального восприятия - от простейшего различения ярких красок, форм, звуков к более активному осознанию красивых гармоничных сочетаний, к дифференциации звуковысотных и ритмических соотношений в музыке, разнообразия форм. Постепенно формируется развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста, художественный вкус, развиваются музыкальные способности.

В практической деятельности (пение, танцы, драматизация и т. д.) развитие идет от подражательных действий к появлению попыток самостоятельного переноса художественного опыта, приобретенного на занятиях, в свою повседневную жизнь, к творческой инициативе.

В музыкальном воспитании дошкольников выделяют следующие виды музыкальной деятельности:

  • музыкальное восприятие - восприятие, направленное на постижение, осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство;
  • исполнительство - воспроизведение элементарных мелодий (голосом, на детских музыкальных инструментах), музыкально-ритмических движений;
  • творчество - песенные, танцевальные, инструментальные импровизации;
  • музыкально-образовательная деятельность - усвоение элементарных знаний о музыке, которые позволяют осваивать все виды музыкальной деятельности.

Театрализованная деятельность представляет собой средство познания окружающей действительности через образное отражение ее в форме драматического действия. Театрализованная деятельность предполагает разыгрывание в лицах литературных произведений. Ей присущ ряд особенностей: эмоциональность, наличие образов, динамизм, накал чувств, фантазия.
Музыкально-театрализованная деятельность -специально организованный вид деятельности, включающий в себя общие элементы как музыкальной, так и театрализованной деятельности, направленный на развитие цветомузыкального восприятия детей в ДОУ, развитие общих и специальных способностей.

Общими чертами музыкальной и театрализованной деятельности являются средства выразительности: интонационная выразительность и особенности развития художественного образа. Каждая из них имеет свои специфические средства выражения, которые в условиях взаимосвязи делают музыкальную деятельность увлекательной, яркой, расширяют возможности для творческих проявлений.

Средства выразительности в музыке представляют собой приемы, способы действия, яркие по своим свойствам. К ним мы относим: мелодию, регистр, динамику, темп, тембр, ритм, интонацию. Средства выразительности в театрализованной деятельности -это голос, интонация, мимика, пластика, музыкальное оформление, декорации, костюмы и т. д.

В процессе объединения музыкальной и театрализованной деятельности создаются благоприятные условия для творчества детей. Ребенок не просто сочиняет песенную импровизацию, а делает это, беря на себя определенную роль, занимает определенную игровую позицию, т. е. сочиняет в естественных для него условиях игры. Опора на средства выразительности помогает ребенку не только более полноценно воспринимать музыку, но и реализовывать эмоциональное отношение к ней через речевую и музыкальную интонацию, через пластику, движение.

Музыкальный образ позволяет ребенку расширить границы его фантазии, стимулирует творческий поиск выразительности движений. Движения под музыку помогают ребенку определить характер образа литературного произведения и выразить свои переживания. Музыкально-театрализованная деятельность предоставляет ребенку возможность проявлять инициативу и самостоятельность при выборе образа для своего героя.

Воспринять музыкальное произведение значит суметь отнести его к определенному жанру, поэтому восприятие является первым этапом любого мыслительного процесса, в т. ч. и музыкального мышления. Воспринимать музыку значит различать ее характер, настроение, следить за развитием образа.

В дошкольном возрасте важно формировать именно музыкальное восприятие, адекватное музыке, ее художественному смыслу. Эмоциональное содержание музыки выражается в музыкальных интонациях, упражнениях по формированию выразительности исполнения. Разные формы организации музыкальной деятельности дошкольников позволяют сформировать умения психологически настроиться на исполнение роли, контролировать позу, мимику, жесты, движения в соответствии с эмоциональным состоянием.

В музыкально-ритмических движениях развивается чувство ритма ребенка. Одним из важных условий для развития этой музыкальной способности является согласованность ритма, движений и музыки. Музыкально-театрализованные занятия дают возможность почувствовать в движениях смену настроений в музыкальном произведении, совершенствовать чувство ритма с помощью координаций движений и музыки.

Для развития музыкальных способностей большое значение имеет детское воображение. Воображение и фантазия играют в жизни ребенка значительную роль (В.С. Мухина). Музыкальное воображение начинает свое развитие в игре, затем продолжает развиваться в музыкальном движении (мелкие движения рук пальчикового театра, танцевальные, песенные импровизации). В старшем дошкольном возрасте воображение превращается в самостоятельную внутреннюю деятельность ребенка. Воображение помогает освободиться от инерции мышления, укрепляет волю, развивает музыкальную память, влияя тем самым на развитие музыкальных способностей. Л.С. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем из реальной жизни. В связи с этим можно утверждать, что деятельность воображения зависит от богатства опыта человека, следовательно, необходимо расширять музыкально-театральный опыт детей, чтобы создать прочные основы для его творческой (музыкальной) деятельности. Накопление ребенком впечатлений - предпосылка для развития музыкальных способностей.Дети старшего дошкольного возраста фантазируют произвольно, планируя процесс воплощения замысла до начала деятельности. Воображение возникает тогда, когда ребенок не может найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Данная ситуация роднит воображение с мышлением, эти два процесса взаимосвязаны (Л.С. Выготский). Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение конкретизирует процесс мыслительного решения, дополняет его, помогает найти нестандартное решение.Статью полностью читайте в журнале "Справочник музыкального руководителя"

попробуйте прямо сейчас

Актуальная информация по вашему региону и консультации лучших экспертов. Попробуйте прямо сейчас!

Развитие способностей детей старшего дошкольного возраста  в музыкально-театрализованной деятельности



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль