Изучение социального заказа. Что такое социальный заказ на образование?

15721

Что такое социальный заказ на образование? Может ли образовательное учреждение прогнозировать его изменения?

Под социальным заказом на образование следует понимать всю совокупность образовательных (и сопутствующих) запросов и требований, кото­рые предъявляются или могут быть предъявлены образовательному учреждению любыми социальными субъектами.

Основными социальными заказчиками образовательного учреждения считаются:

1. Государство и органы власти, которые формируют общие принципы образовательной политики, регистрируют, лицензируют, занимаются аккредитацией образовательных учреждений, устанавливают государственные образовательные стандарты и т. д.  Требования государства должны выполняться в обязательном порядке.

2. Родители обучающихся, воспитанников, чьи требования к образовательным учреждениям в последнее время постоянно растут. Следовательно, необходимо научиться работать в более тесном контакте с этой группой заказчиков, оказывать влияние на развитие их образовательных по­требностей.

3. Обучающиеся и воспитанники, которых, помимо результатов образования “на выходе”, волнует характер образовательного процесса, психологический климат, система отношений в учреждении. В силу возраста и ограниченного жизненного опыта данная категория заказчиков не всегда в состоянии осмысленно предъявить свои требования. За них это зачастую делают родители. В социально ориентированных рыночных отношениях обучающиеся, воспитанники одновременно выступают и как главные клиенты образовательных учреждений. Поэтому школы и детские сады должны быть нацелены на удовлетворение их потребностей.

4. Представители регионов, выражающие интересы местного населения, его специфические образовательные потребности. Социальный заказ данной группы зачастую связан с регионализацией образования, стремлением обустроить образовательные учреждения с учетом местных традиций.

5. Представители учебных заведений, в которые впоследствии могут поступить выпускники образовательного учреждения. Данная категория заказчиков заинтересована в отборе наиболее подходящего для себя контингента и влияет на работу школы или детского сада, варьируя требования к выпускникам.

6. Представители различных организаций – потенциальных работодателей, а также Вооруженных сил. Вместе с предыдущей группой заказчиков они являются одновременно пользователями и потребителями “продукции” образовательного учреждения.

7. Представители этнических групп, ставящие вопрос о соблюдении в школе или детском саду национально-культурных традиций.

8. Представители общественных организаций и религиозных конфессий, стремящиеся активно влиять на ситуацию в образовательном учреждении.

9. Руководители школ и детских садов, а также педагогические работники, призванные осмыслить и сформулировать принимаемый к исполнению суммарный социальный заказ, устранив все противоречия и неопределенности.

Руководителям, нацеленным на системное развитие образовательного учреждения, важно постоянно изучать и анализировать социальный заказ, прогнозировать его изменения, чтобы обеспечить соответствие качества пред­лагаемых услуг реальным потребностям заказчиков.

В ходе изучения социального заказа необходимо сформулировать ряд обязательных вопросов и постараться найти на них ответы:

1. Кто (что) является источником и носителем социального заказа для образовательной системы?Ответ на вопрос можно получить, выбирая из общего списка возможных заказчиков. При этом важно не сужать список искусственно. Например, некоторые школы не рассматривают в качестве заказчика высшие учебные заведения, а детские сады – школы. И те, и другие, безусловно, допускают ошибку.

2. Какие группы заказчиков с разными образовательными интересами можно выделить при изучении? Ответ на этот вопрос предполагает, что надо не просто назвать группу заказчиков (например, родители обучающихся), но и попытаться выделить в ней несколько подгрупп. Допустим, родители, которые не интересуются обучением и воспитанием своих детей; родители, которые хотят видеть школу своеобразной “камерой хранения” для детей в течение рабочего дня; а также родители, которые стремятся обеспечить высокий образовательный уровень для своих детей.

3. Каким был социальный заказ в прежние годы, как учреждению удавалось с ним справляться и к каким последствиям это приводило?Ответ на вопрос должен выявить связь между качеством выполнения социального заказа и репутацией образовательного учреждения.

4. Каких изменений можно ожидать в ближайшие годы в составе заказчиков образовательного учреждения и в содержании их заказа? Какой социальный заказ будет предъявлен школе или детскому саду и как достойно с ним справиться?Ответ на этот вопрос означает переход от проведения анализа прошлого и изучения настоящего – к прогнозированию вероятного будущего учреждения.

Получить необходимую информацию можно с помощью опросов и анкетирования. Результаты рекомендуется отразить в виде специальной матрицы:

 

Группы
заказчиков

Предмет заказа

Результаты
образования

Номенклатура
образовательных услуг

Характер
образовательного процесса

Характеристики образовательной среды

Доступность
образовательных услуг

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заполнение матрицы позволит точнее спрогнозировать вероятный, ожидаемый социальный заказ, который можно называть исходным социальным заказом.

Параллельно следует провести опрос педагогического коллектива учреждения об ожидаемом социальном заказе, после чего сопоставить результаты двух опросов.

Предположим, что работа по выявлению исходного социального заказа успешно проделана. Что делать дальше? Приступать к его выполнению? Лучше не торопиться и сначала соотнести полученный внешний заказ с внутренними устремлениями и ценностными ориентирами руководителя и коллектива образовательного учреждения, а также с реальными возможностями школы или детского сада. Для этого, прежде всего, важно научиться просчитывать ресурсные потребности, которые нужно удовлетворить для выполнения нового образовательного заказа.

Социальное окружение вправе не понимать, какие трудности ожидают учреждение при выполнении социального заказа. Поэтому руководитель должен уметь выстраивать диалог с заказчиками. При таком диалоге важно учитывать и разъяснять, что одни заказы лежат в плоскости обязательных и стандартных требований к школе или детскому саду и с ними не приходится спорить, а другие выходят за рамки возможностей учреждения, их выполнение может стоить очень дорого, вести к нарушению санитарных норм и правил.

В некоторых случаях (как это всегда бывает при переговорах), образовательное учреждение может предлагать заказчикам свои варианты образовательных услуг, которые не совсем совпадают с требованиями заказчика, но соответствуют реальным возможностям учреждения и не ущемляют при этом интересов носителей заказа и их детей.

Трудность такой работы состоит в неизбежном переходе на позиции большей открытости образовательного учреждения, осознании того факта, что современные школа или детский сад не смогут полноценно существовать без диалога и взаимодействия с социумом.

На основании анализа исходного социального заказа, соотнесения его с ценностями и ресурсными возможностями учреждения, школа или детский сад может переходить к формулированию итогового, принимаемого к исполнениюи согласованного с учредителями и заказчиками, социального заказа.

Официальный источник

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 29.12.2010)

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 16-62-р

 

Надо ли при изучении исходного состояния образовательного учреждения проводить анализ его внешней среды? На что обращать внимание в первую очередь?

Для стратегического подхода к управлению образовательным учреждением следует рассматривать школу или детский сад как открытую систему, постоянно и тесно связанную с внешней социальной средой. Поэтому при изучении исходного состоянияучреждения проводятанализ не только его внутренней, но и внешней среды.

Внешняя среда формирует заказ на образование; выступает источником ресурсов, необходимых для жизнедеятельности учреждения; предоставляет партнеров, а также "потребителей" продукции – обучающихся и воспитанников, получающих образование.

Связь образовательного учреждения с окружением не односторонняя, а двухсторонняя: у школы или детского сада есть определенная свобода в выборе линии поведения по отношению к внешней среде. Так, например, учреждение может пытаться успеть за изменениями среды и ее требований; стремиться анализировать и прогнозировать тенденции изменения внешней среды и социального заказа и тем самым, опережающе реагировать на изменения и, наконец, активно влиять на окружающую среду (именно такая линия поведения предполагается при стратегическом управлении).

Для того чтобы научиться ориентироваться в особенностях внешней среды, руководителю, прежде всего, необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Как устроена внешняя среда образовательного учреждения с точки зрения влияния на его функционирование и развитие?

2. Какие социальные группы можно выделить во внешней среде учреждения, как они связаны со школой или детским садом?

3. Что должно стать первоочередным объектом для анализа?

Наука об управлении выделяет в окружении социальной организации ряд влияющих на ее деятельность факторов. Данный подход можно применить и при изучении внешней среды образовательного учреждения.

В обществе и природе есть факторы, оказывающие на учреждение прямое или косвенное воздействие, а такжефакторы, которые можно отнести к отдален­ной и ближайшей среде школы или детского сада.

К факторам отдаленной социальной среды, например, относятся экономические, политические, правовые, демографические,отраслевые и многие другие факторы.

Экономические факторы(состояние экономики страны, ее финансовой системы) влияют на образовательные потребности граждан, финансирование бюджетной образовательной сферы, развитие секторов экономики, ориентированных на обслуживание и обеспечение образовательных учреждений.

Политические факторы(курс внутренней и внешней политики страны, конкретные политические действия) создают общий фон для деятельности школы или детского сада, для которых важна спокойная, конструктивная, созидательная социально-политическая обстановка в обществе. Провозглашенный в нашей стране принцип деполитизации школ и детских садов предостерегает их от излишней вовлеченности в по­литику, но не изолирует от политических проблем.

Правовые факторы(характер действующих законодательных актов и правовых норм) определяют границы правового поля жизнедеятельности образовательных учреждений. Рассогласование основных положений норматив­ных документов, несвоевременные разработка или замена устаревших документов новыми, более адекватными реальной образовательной ситуации, затрудняют деятельность школ и детских садов. В современных условиях их руководителям необходимо постоянно повышать правовую компетентность, следить за изменениями в законодательстве, своевременно разрабатывать и актуализировать локальные акты.

Демографические факторы(характер рождаемости, миграция населения, состав семей) способны повлиять на судьбу образовательного учреждения, его организационную структуру, изменение образовательных технологий. Если не заниматься изучением демографических факторов, школа или детский сад может оказаться в ситуации нехватки мест, или, напротив, остаться без учеников, воспитанников.

Отраслевые факторы(состояние и тенденции изменений системы образования в стране и мире, новые идеи, концепции, образцы лучшего образовательного опыта) способны повлиять на отдельно взятое учреждение, предлагая различные варианты траектории развития. В рамках отрасли возникает конкуренция между образовательными учреждениями, что требует от школ и детских садов адекватной реакции: поиска собственной ниши на рынке образовательных услуг, готовности к созданию конкурентных преимуществ.

Перечисленные факторы отдаленной социальной среды примерно одинаково влияют на все образовательные учреждения,
т. е. не столь специфично, как факторы ближайшей среды.

Ближайшую социальную среду образовательного учреждения, как правило, составляют: семьи обучающихся, воспитанников; местное население; органы управления образованием; потенциальные спонсоры и работодатели; учреждения здравоохранения; другие образовательные учреждения; культурно-просветитель-ные организации; средства массовой информации и т. п.

Для успешной адаптации школы или детского сада к внешнему окружению необходим учет следующих свойств внешней среды: стабильность, скорость изменений и их предсказуемость, уровень сложности и взаимосвязанности действующих факторов.

Если внешнее окружение относительно стабильное, не многообразное, его требования к учреждению известны и выполнимы, необходимые ресурсы поступают исправно, а изменения среды происходят медленно и плавно, то такая ситуация не создает сложностей для учреждения.

Ситуация кардинально меняется, когда внешняя среда теряет свои привычные “очертания”, становится нестабильной, неустойчивой; ее изменения столь стремительны, что к ним трудно приспособиться; прежняя опека со стороны государства и вышестоящих органов управления образованием сменяется необходимостью действовать самостоятельно; требования к учреждению существенно возрастают, а положение с ресурсным обеспечением заметно ухуд­шается.

Для учреждений, желающих вести активную внешнюю политику, кроме названных характеристик среды, также важны такие ее свойства, как релевантность (способность соответствовать запросам, потребностям и возможностям данного учреждения) и неагрессивность по отношению к образованию, открытость, эластичность (способность определенных факторов среды меняться под влиянием целенаправленных действий учреждения).

Школа или детский сад не могут взаимодействовать с виртуальными без­личными силами и абстракциями типа "общество", "социум", "общественность". Для того чтобы образовательное учреждение получило от социума “все, что положено” и извлекло максимальную пользу, нужно идентифицировать и выделить в окружающей среде (а иногда и частично сформировать) важнейшие группы социальных субъектов, с которыми оно собирается активно контактиро­вать.

В менеджменте используется несколько терминов, описывающих внешних контрагентов социальной организации. Часто говорят, например, о заинтересованных сторонах или группах. При этом имеется в виду, что данные группы и их представители имеют (или могут иметь) определенные интересы, связанные с деятельностью образовательного учреждения.К числу таких групп относятся, в частности, клиенты, заказчики, потребители и пользователи, поставщики ресурсов (в т. ч. инвесторы, спонсоры, меценаты), создатели мнения, партнеры и конкуренты.

Ролевые группы образовательного учреждения, а также их потребности и возможности необходимо изучать на постоянной основе.

Официальный источник

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 29.12.2010)

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 16-62-р

Порядок создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.06.2009 № 218

 

Как оценить конкурентную позицию образовательного учреждения в системе образования города или региона?

В сфере образования конкуренция не носит столь глобального характера, как в бизнесе. Тем не менее нельзя отрицать важнейшую роль конкуренции для его развития и повышения качества.

Объективно образовательное учреждение может участвовать в конкуренции на разных "рынках".

Образовательное учреждение конкурирует с другими школами или детскими садами города за ресурсы, признание и гранты. Возможные средства конкуренции – качество образования, условия обучения и воспитания, инновационная деятельность, активность в работе с учредителями.

Со средствами массовой информации – за известность, престиж, признание, ресурсы. Возможные средства конкуренции – качество работы сайта учреждения и собственных средств массовой информации.

С музеями, библиотеками, информационными центрами – за ресурсы и привлечение клиентов. Возможные средства конкуренции – материальная база, компетентные специалисты.

С центрами оздоровления – также за ресурсы и привлечение клиентов. Возможные средства конкуренции – материальная база, компетентные специалисты в области здоровьесбережения, здоровье­ сберегающая деятельность и т. д.

Для оценки конкурентной позиции образовательного учреждения в системе образования города или региона желательно создать специальную таблицу:

Конкуренты

В каком качестве конкурирует образовательное учреждение

Предмет
конкуренции

Средства конкуренции

 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 Заполнив таблицу и ознакомившись с ее содержанием, необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Какие из перечисленных конкурентных площадок актуальны для образовательного учреждения?

2. Где школа или детский сад уже действует? Где особенно успешно, а где, напротив, неуспешно?

3. Какие площадки предстоит освоить и что их освоение даст образовательному учреждению?

4. Что для этого необходимо сделать?

Ответы помогут составить план работы с конкурентами, освоить новые сферы деятельности.

Также объективно оценить конкурентную позицию учреждения можно с помощью бенчмаркинга и результатов SWOT-анализа.

Под термином "бенчмаркинг" подразумевается сравнительный анализ ключевых факторов успеха (параметров образовательной деятельности) образовательного учреждения и его основных конкурентов. Как правило, анализ проводится по следующим параметрам:

1. Особенности контингента ("рыночная" доля).

2. Количество выпускников и обучающихся, воспитанников.

3. Качество образовательных результатов обучающихся, воспитанников (как в части обученности, так и в части получения новых образовательных результатов за рамками предметных ЗУН).

4. Успешность в сохранении здоровья обучающихся, воспитанников и педагогического коллектива.

5. Затраты на качество образования в части подготовки обучающихся, воспитанников ("себестоимость" подготовки выпускника).

6. Образовательная стратегия и технологии.

7. Образовательные услуги.

8. Уровень профессионализма работников, эффективности педагогического труда.

9. Конкурентоспособность выпускников на рынке труда и при поступлении в вузы.

10. Умение образовательного учреждения привлекать внешние ресурсы организаций, учреждений.

11. Вовлечение в управление общественности (родителей, детей, представителей органов власти и т. п.).

12. Качество управленческой команды.

13. Репутация, имидж образовательного учреждения.

С помощью SWOT-анализа можно определить, обладает ли образовательное учреждение внутренними ресурсами и силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, а также выявить слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями.

Результатом проведения SWOT-анализа является развернутая классификация факторов внешней и внутренней среды:

Факторы внутренней среды:

Сильные стороны

(Strengths)

Внутренние положительные качества образовательного учреждения – ресурсы в реализации целей его программы развития

Слабые стороны

(Weaknesses)

 Внутренние отрицательные стороны образовательного процесса

Факторы внешней среды:

Возможности

(Opportunities)

 Внешние факторы, улучшающие перспективы образовательного учреждения

Угрозы

(Threats)

 Внешние факторы, которые могут помешать достижению запланированных целей программы развития образовательного учреждения

 

SWOТ-анализ целесообразно проводить с помощью "мозгового штурма", при участии всех представителей педагогического коллектива и заинтересованных сторон. Один из участников (одна из групп) должен действовать как посредник: принимать предложения, поступившие от других участников, записывать их и обобщать полученную информацию. На обдумывание предложений нужно предоставить достаточное количество времени. Не следует формировать слишком большие группы – это затрудняет обсуждение. Можно организовать несколько встреч, чтобы выяснить мнение различных заинтересованных сторон.

Официальный источник

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 29.12.2010)

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 16-62-р

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Как вы проводите антикоррупционную экспертизу локальных актов?

  • заказываете юридической фирме 0%
  • назначаете специальную комиссию по ДОО 31.58%
  • поручаете заместителю заведующего 0%
  • самостоятельно 26.32%
  • не проводите 42.11%
результаты

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Для того, чтобы посмотреть изображения, пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Для того, чтобы посмотреть изображения, пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Для того, чтобы посмотреть документ, пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Для того, чтобы посмотреть документ, пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль