Организация семейного детского сада

15644

Своим опытом открытия нового структурного подразделения ДОУ – организации семейного детского сада – делятся руководители московского Центра развития ребенка.

С 1 февраля 2008 г. в нашем Центре развития ребенка (далее – ДОУ) действуют 9 семейных детских садов, в которых насчитывается 36 воспитанников. Расскажем подробнее о процессе создания этих структурных подразделений.

Организация семейного детского сада: опыт создания

Узнав о решении правительства г. Москвы и Департамента образования г. Москвы создать новую форму дошкольного образования – семейный детсад, мы пригласили представителей и детей из многодетных семей района Замоскво­речье в ДОУ, познакомили их с нашими образовательными программами, педагогами и специалистами, осуществляющими воспитание и образование детей, а также рассказали о методике организации семейных детских садов.

Для открытия данного структурного подразделения администрация ДОУ внесла поправки в уже имеющиеся локальные акты, а также разработала новые документы: акт обследования жилищных условий семьи (приложение 1), договор с родителями (приложение 2), доверенность (оформляется на воспитателя семейного детсада в случае, если в последний принимаются дети из других многодетных семей), личные дела детей.

Личное дело воспитанника представляет собой папку, в которой хранятся:

  • копия свидетельства о рождении;
  • копия медицинского полиса;
  • путевка из комиссии по комплектованию;
  • медицинская карта.

Далее был отработан алгоритм организации семейного детского сада, включающий в себя следующие этапы:

  • обращение в ДОУ многодетных родителей (имеющих трех и более детей дошкольного возраста) с заявлением о намерении открыть семейный детский сад;
  • проверку комиссией ДОУ жилищных условий семьи;
  • заключение с работником (как правило, мамой из многодетной семьи) трудового договора о сотрудничестве ДОУ и родителей;
  • заключение договора между родителем и ДОУ;
  • оформление личных дел детей семейного детсада;
  • встречу воспитателя семейного детского сада с педагогами и специалистами ДОУ, разработку упрощенной педагогической документации для воспитателя семейного детского сада, составление расписаний занятий, проводимых дома и в условиях ДОУ;
  • осуществление контрольных функций со стороны администрации ДОУ (посещение старшим воспитателем и социальным педагогом открытых занятий, периодическая проверка бытовых условий и соблюдения режима дня).

Также было проведено первичное анкетирование представителей многодетных семей, решивших организовать семейный детский сад, в целях выявления потребностей и актуальных линий взаимодействия с ДОУ. Анализируя результаты потребностей родителей в услугах ДОУ, специалисты отметили большую заинтересованность родителей в использовании для прогулок летней площадки ДОУ, многие выразили желание посещать музыкальные и физкультурные занятия. Востребованной оказалась помощь логопеда, в меньшей степени – семейного психолога. Формы работы корректировались в соответствии с запросами воспитателей семейных детских садов. Активное участие воспитанники семейных детских садов захотели принять в праздниках, проводимых в ДОУ.

На каждый семейный детский сад были заполнены социальные паспорта (приложение 3).

При их анализе были получены следующие результаты: все многодетные семьи имеют от 3 до 7 детей, 100% пап имеют высшее богословское образование, 98% мам – высшее образование в области медицины и педагогики, 2% мам продолжают обучение в медицинском университете. Свое материальное положение оценивают, в основном, как среднее.

Бизнес план по открытию детского сада предусматривает, что каждым из них был закреплен сотрудник ДОУ, который осуществлял методическое сопровождение, помогал разрабатывать режим дня, примерное распределение деятельности в течение дня, а также заполнять дневник воспитателя семейного детского сада.

Дневник воспитателя семейного детского сада представляет собой тетрадь формата А5, 48 листов (клетка):

Таблица 1

Организация семейного детского сада: режим дня

Время проведения мероприятия

Мероприятие

1

2

7.00–7.30

Подъем, гигиенические процедуры, утренняя гимнастика

7.30–8.30

Свободная игровая деятельность, приход в группу детей из других семей

8.30–9.00

Подготовка к завтраку, завтрак в ДОУ

9.00–13.00

Игры­занятия дома / игры­занятия, консультации со специалистами в ДОУ / подготовка к прогулке, прогулка

13.00–13.30

Подготовка к обеду, обед

13.30–15.30

Подготовка ко сну, дневной сон

15.30–16.00

Подготовка к полднику, полдник

16.00–17.30

Игры­занятия дома

17.30–18.30

Подготовка к прогулке, прогулка

18.30–19.00

Свободная игровая деятельность, уход детей из других семей домой

19.00–19.30

Подготовка к ужину, ужин

19.30–20.30

Спокойные игры, чтение взрослыми книг

20.30–7.00

Гигиенические процедуры, ночной сон

  • листы 3–22 – месячный план занятий семейного детского сада.

На каждый день месяца воспитатель заполняет таблицу, где указывает планируемые мероприятия с детьми, время и место их проведения (табл. 2). Это могут быть занятия дома и в ДОУ по выбору матери­воспитателя в соответствии с планом сотрудничества семейного детского сада с ДОУ на месяц (приложение 4).

Таблица 2

План занятий семейного детского сада на "___" ________ 20__ г.

Мероприятие

Место проведения

Время проведения

Примечание

  • листы 23–48 – таблица, отражающая информацию о взаимодействии со специалистами ДОУ.

После каждого занятия в ДОУ или посещения педагогом семейного детсада, специалист заполняет таблицу, в которой дает рекомендации, касающиеся воспитания и обучения ребенка. Таблица заводится для каждого специалиста, работающего с воспитанником (табл. 3).

Таблица 3

Взаимодействие семейного детского сада с ___________________________________________
(Ф. И. О., должность специалиста)

Дата

Имя, фамилия воспитанника

Рекомендации специалиста

Отметка о выполнении

Сотрудничество оказалось полезным и для ДОУ, и для многодетных семей. В новом 2008/09 уч. г. две многодетные семьи, дети которых ранее посещали ДОУ, приняли решение об организации встроенного детского сада.

Нормативные документы

  • Постановление правительства г. Москвы от 30.10.2007 № 951­ПП "Об утверждении примерного положения об организации деятельности семейного детского сада" (с изм. и доп.)

Е.В. Васильева, зав. ГОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 2030" г. Москвы,

М.В. Груздева,
зам. зав. по воспитательно-образовательной работе ГОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 2030" г. Москвы

Если вас заинтересовала данная статья, вы можете оформить подписку на "Справочник руководителя дошкольного учреждения" 

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Акт обследования жилищно-бытовых условий.docx
  • Договор о сотрудничестве ДОУ и родителей.docx
  • План сотрудничества семейного детского сада и ДОУ.docx
  • Социальный паспорт семьи.docx


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль