Организация семейного детского сада

15687

Своим опытом открытия нового структурного подразделения дошкольной образовательной организации – организации семейного детского сада – делятся руководители московского Центра развития ребенка.

С 1 февраля 2008 г. в нашем Центре развития ребенка действуют 9 семейных детских садов (далее — СДУ), в которых насчитывается 36 воспитанников. Расскажем подробнее о процессе создания этих структурных подразделений.

Организация семейного детского сада: опыт создания

Узнав о решении правительства г. Москвы и Департамента образования г. Москвы создать новую форму дошкольного образования – семейный детсад, мы пригласили представителей и детей из многодетных семей района Замоскво­речье, познакомили их с нашими образовательными программами, педагогами и специалистами, осуществляющими воспитание и образование детей, а также рассказали о методике организации СДУ.

Для открытия данного структурного подразделения администрация внесла поправки в уже имеющиеся локальные акты, а также разработала новые документы: акт обследования жилищных условий семьи (приложение 1), договор с родителями (приложение 2), доверенность (оформляется на воспитателя семейного детсада в случае, если в последний принимаются дети из других многодетных семей), личные дела детей.

Личное дело воспитанника представляет собой папку, в которой хранятся:

  • копия свидетельства о рождении;
  • копия медицинского полиса;
  • путевка из комиссии по комплектованию;
  • медицинская карта.

Далее был отработан алгоритм организации семейного детского сада, включающий в себя следующие этапы:

  • обращение многодетных родителей (имеющих трех и более детей дошкольного возраста) с заявлением о намерении открыть СДУ;
  • проверку комиссией жилищных условий семьи;
  • заключение с работником (как правило, мамой из многодетной семьи) трудового договора о сотрудничестве;
  • заключение договора между родителем и администрацией СДУ;
  • оформление личных дел детей;
  • встречу воспитателя с педагогами, разработку упрощенной педагогической документации для воспитателя, составление расписаний занятий, проводимых дома и в условиях детсада;
  • осуществление контрольных функций со стороны администрации (посещение старшим воспитателем и социальным педагогом открытых занятий, периодическая проверка бытовых условий и соблюдения режима дня).

Также было проведено первичное анкетирование представителей многодетных семей, решивших организовать семейный детский сад, в целях выявления потребностей и актуальных линий взаимодействия с ДОУ. Анализируя результаты потребностей родителей в услугах ДОУ, специалисты отметили большую заинтересованность родителей в использовании для прогулок летней площадки ДОУ, многие выразили желание посещать музыкальные и физкультурные занятия. Востребованной оказалась помощь логопеда, в меньшей степени – психолога. Формы работы корректировались в соответствии с запросами воспитателей СДУ.

На каждый семейный детский сад были заполнены социальные паспорта (приложение 3).

При их анализе были получены следующие результаты: все многодетные семьи имеют от 3 до 7 детей, 100% пап имеют высшее богословское образование, 98% мам – высшее образование в области медицины и педагогики, 2% мам продолжают обучение в медицинском университете. Свое материальное положение оценивают, в основном, как среднее.

Бизнес план по открытию детского сада предусматривает, что каждым из них был закреплен сотрудник ДОУ, который осуществлял методическое сопровождение, помогал разрабатывать режим дня, примерное распределение деятельности в течение дня, а также заполнять дневник воспитателя семейного детского сада.

Дневник воспитателя семейного детского сада представляет собой тетрадь формата А5, 48 листов (клетка):

Таблица 1

Организация семейного детского сада: режим дня

Время проведения мероприятия

Мероприятие

1

2

7.00–7.30

Подъем, гигиенические процедуры, утренняя гимнастика

7.30–8.30

Свободная игровая деятельность, приход в группу детей из других семей

8.30–9.00

Подготовка к завтраку, завтрак в ДОУ

9.00–13.00

Игры­занятия дома / игры­занятия, консультации со специалистами в ДОУ / подготовка к прогулке, прогулка

13.00–13.30

Подготовка к обеду, обед

13.30–15.30

Подготовка ко сну, дневной сон

15.30–16.00

Подготовка к полднику, полдник

16.00–17.30

Игры­занятия дома

17.30–18.30

Подготовка к прогулке, прогулка

18.30–19.00

Свободная игровая деятельность, уход детей из других семей домой

19.00–19.30

Подготовка к ужину, ужин

19.30–20.30

Спокойные игры, чтение взрослыми книг

20.30–7.00

Гигиенические процедуры, ночной сон

  • листы 3–22 – месячный план занятий в СДУ.

На каждый день месяца воспитатель заполняет таблицу, где указывает планируемые мероприятия с детьми, время и место их проведения (табл. 2). Это могут быть занятия дома и в ДОУ по выбору матери­воспитателя в соответствии с планом сотрудничества семейного детского сада с ДОУ на месяц (приложение 4).

Таблица 2

План занятий семейного детского сада на "___" ________ 20__ г.

Мероприятие

Место проведения

Время проведения

Примечание

  • листы 23–48 – таблица, отражающая информацию о взаимодействии со специалистами ДОУ.

После каждого занятия в ДОУ или посещения педагогом семейного детсада, специалист заполняет таблицу, в которой дает рекомендации, касающиеся воспитания и обучения ребенка. Таблица заводится для каждого специалиста, работающего с воспитанником (табл. 3).

Таблица 3

Взаимодействие семейного детского сада с ___________________________________________
(Ф. И. О., должность специалиста)

Дата

Имя, фамилия воспитанника

Рекомендации специалиста

Отметка о выполнении

Сотрудничество оказалось полезным и для ДОУ, и для многодетных семей. В новом 2008/09 уч. г. две многодетные семьи, дети которых ранее посещали ДОУ, приняли решение об организации встроенного детского сада.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Акт обследования жилищно-бытовых условий.docx
  • Договор о сотрудничестве ДОУ и родителей.docx
  • План сотрудничества семейного детского сада и ДОУ.docx
  • Социальный паспорт семьи.docx


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль