Реорганизация детского сада

19445

Решение задач государственной политики в области образования в целях повышения эффективности деятельности ДОУ по оказанию ими государственных услуг предусматривает возможность их реорганизации.
Но для соблюдения прав ребенка и работников учреждения, а также гарантии общедоступности дошкольного образования любая реорганизация должна проводиться в строгом соответствии с законодательством.

Е.Г. Гуськова,
нач. отдела юридической экспертизы и правотворчества аппарата Думы г. Костромы

Процесс реорганизации дошкольных общеобразовательных учреждений (далее – ДОУ) регулируется как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта и органов местного самоуправления. В соответствии с действующим законодательством порядок реорганизации устанавливается:

  • для федеральных государственных ДОУ – Правительством РФ;
  • государственных ДОУ, находящихся в ведении субъекта РФ, – органом исполнительной власти субъекта РФ;
  • муниципальных образовательных учреждений – органом местного самоуправления (как правило, представительным).

Основным документом, регламентирующим вопросы реорганизации юридических лиц, в т. ч. учреждений, созданных в организационно­правовой форме, является Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ). В нем даются основные понятия, принципы и условия реорганизации. Однако тот же ГК РФ предусматривает, что для отдельных видов учреждений особенности их правового положения могут определяться другими законами или иными правовыми актами (ст. 120 ГК РФ).

В отношении ДОУ и их реорганизации такие особенности установлены Законом РФ от 10.07.1992 № 3266­1 "Об образовании" (далее – закон № 3266­1) и Федеральным законом от 24.07.1998 № 124­ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее – закон № 124­ФЗ).

Реорганизация ДОУ может быть осуществлена в следующих формах:

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение;
  • преобразование.

При реорганизации в форме слияния одного юридического лица с другим все имущественные права и обязанности каждого из них переходят к третьему юридическому лицу, возникшему в результате слияния, а первые два юридических лица прекращают свою деятельность.

При реорганизации в форме присоединения одного юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного юридического лица.

Юридические лица при слиянии или присоединении могут быть разной организационно­правовой формы.

В случае разделения ДОУ создается два или более новых юридических лиц, а прежнее прекращает свое существование.

Если же реорганизация происходит в форме выделения, юридическое лицо продолжает функционировать в прежнем своем качестве, но отдельные его структуры или подразделения обособляются, и на базе них создается одно или несколько новых юридических лиц.

При этом к каждому из юридических лиц по разделительному балансу или акту в соответствующих частях переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица (ст. 59 ГК РФ).

Под реорганизацией образовательного учреждения в форме преобразования понимается либо изменение его организационно­правовой формы, либо изменение статуса (типа, вида, категории) ДОУ.

В любой форме реорганизации ДОУ переход прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица к его правопреемникам является универсальным, т. е. права и обязанности переходят от одного лица к другому в неизмененном виде как единое целое в один и тот же момент.

В результате проведения реорганизации может быть создана только некоммерческая и в то же время образовательная организация (ст. 34 закона № 3266­1).

В связи с внесением изменений в ГК РФ и принятием Федерального закона от 03.11.2006 № 174­ФЗ "Об автономных учреждениях", направленных на совершенствование механизма осуществления государственных социальных функций, современной и удобной формой учреждений становятся автономные учреждения.

Нередко формой создания автономного учреждения является изменение типа существующего государственного (муниципального) ДОУ, что в понимании ГК РФ не считается реорганизацией, т. к. организационная форма остается прежней – "учреждение".

Изменение типа учреждения не является преобразованием, которое влечет за собой всегда значительные изменения в определении его дальнейшей деятельности в зависимости от формы созданного нового юридического лица. В данном случае изменение типа ДОУ носит характер "технического преобразования", а не организационного. Не вызывает затруднений и проведение данной процедуры, при которой необходимы лишь решение учредителя об изменении типа ДОУ и внесение соответствующих изменений в устав учреждения.

Реорганизация ДОУ осуществляется по решению учредителя (ст. 57 ГК РФ). Понятие "учредитель" для различных ДОУ достаточно широко, и именно статус учредителя определяет организационно­правовую форму ДОУ. Для федеральных ДОУ учредителем является Российская Федерация, для областных ДОУ – определенный субъект РФ, для муниципальных ДОУ – соответствующее муниципальное образование. Конкретный орган, принимающий решение о реорганизации от лица учредителя, установлен порядком реорганизации.

Например, в муниципальном образовании городской округ город Кострома действует общий порядок реорганизации всех муниципальных учреждений, утвержденный представительным органом – Думой города Костромы, который применяется с особенностями и для ДОУ. Например, в нем предусмотрен орган, который принимает решение о реорганизации с обязательным предварительным согласованием со структурным подразделением администрации города, на которое возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Также в нем определено, что главой города Костромы назначается комиссия по реорганизации, утверждается разделительный баланс (при разделении, выделении) или передаточный баланс (при слиянии, присоединении) по согласованию с соответствующими отраслевыми структурными подразделениями администрации города, в т. ч. подразделением по управлению муниципальным имуществом.

Порядок реорганизации помимо основных требований, предусмотренных федеральным законодательством, иными правовыми актами (в зависимости от того, кто выступает учредителем), устанавливается в уставе ДОУ (абз. "д" подп. 7 п.1 ст. 13 закона № 3266­1).

Процедура реорганизации проводится в несколько этапов.

Инициатива о реорганизации или изменении типа учреждения может исходить как сверху – от учредителя, так и снизу – от самого учреждения в случае наделения такими полномочиями в уставе ДОУ.

В начале следует определить предварительный перечень мероприятий, необходимых для проведения процедуры реорганизации. Такой перечень должен быть утвержден учредителем или уполномоченным органом по проведению реорганизации. На его основе расширенный план мероприятий следует утвердить и самому ДОУ с определением ответственных лиц, сроков и контроля. В нем обязательно должны быть предусмотрены действия по решению организационных, экономических и кадровых вопросов. Так, следует учитывать, что учреждение, которому будет присвоен статус юридического лица, в предусмотренных случаях должно получить лицензию на образовательную деятельность. То есть такое учреждение должно быть подготовлено к прохождению процедур лицензирования, государственной аккредитации.

При оформлении правового акта о реорганизации (распоряжение, постановление или иная форма) в нем должна содержаться следующая информация:

  • принятие решения о реорганизации ДОУ, наименование реорганизуемого образовательного учреждения, форма его реорганизации;
  • поручение соответствующим органам (подразделениям) учредителя или самому реорганизуемому ДОУ провести мероприятия по уведомлению кредиторов о реорганизации, составлению передаточного акта либо разделительного баланса, внесению изменений в устав ДОУ, либо утверждению нового устава, представлению в установленном порядке документов для внесения изменений в государственный реестр юридических лиц и другие необходимые действия, мероприятия, установленные законодательством.

В случае создания в результате реорганизации нового образовательного учреждения (при слиянии, разделении, выделении, преобразовании), кроме вышеуказанной информации, правовой акт должен содержать в себе указание:

  • на тип, вид и полное наименование создаваемого образовательного учреждения;
  • орган (подразделение) исполнительной власти, в чьем ведении будет находиться новое образовательное учреждение, с поручением ему обеспечить утверждение устава создаваемого образовательного учреждения, его государственную регистрацию и лицензирование, а также назначение или поручение о назначении руководителя образовательного учреждения и заключении с ним трудового договора;
  • формирование имущества нового образовательного учреждения.

Если же реорганизация осуществлялась в форме слияния или присо­единения, когда одно или несколько образовательных учреждений прекращают свое существование, в правовом акте о реорганизации должны предусматриваться необходимые действия органов (подразделений) исполнительной власти, обеспечивающие прекращение существования этих образовательных учреждений в соответствии с требованиями законодательства (в т. ч. расторжение трудовых договоров и увольнение руководителей ДОУ, работников образовательных учреждений и соблюдение прав воспитанников этих образовательных учреждений).

Кроме того, хозяйственные договоры, которые были заключены ранее реорганизуемым учреждением (на коммунальные услуги и т. д.), должны будут перезаключаться по окончании реорганизации вновь созданным образовательным учреждением самостоятельно.

Необходимо соблюдать и требования трудового законодательства РФ при проведении реорганизационных мероприятий. Реорганизация ДОУ сама по себе не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками (ч. 5 ст. 75 ТК РФ). Однако реорганизация может сопровождаться фактическим сокращением численности или штата работников организации. При этом, как правило, изменяется штатное расписание, в него могут вводиться новые структурные подразделения, должности, отдельные должности могут из него исключаться.

При реорганизации с сокращением численности или штатов можно говорить не о приоритетном праве приема на работу в ДОУ работников, а о преимущественном праве на оставление на работе работников. Преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается:

  • семейным при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию);
  • лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;
  • работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;
  • инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;
  • работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Если в новом штатном расписании должность работника сохранена, оснований для увольнения по сокращению штата не имеется. В этом случае изменяются условия трудового договора, о чем работник не позднее чем за два месяца должен быть извещен в письменной форме. Если он согласен с такими изменениями, трудовые отношения с ним продолжаются.

Мнение работника о продолжении трудовых отношений является далеко не последним условием в переходном процессе реорганизации. Учитывая право работника на полную достоверную информацию, которое предусмотрено ст. 21 ТК РФ, работодатель обязан уведомить его о предстоящей реорганизации, а также о тех правовых последствиях, которые его ожидают в связи с ней. Работник должен быть поставлен в известность о предстоящих изменениях условий его трудового договора как в сторону улучшения, так и в сторону ухудшения. Лишь в этом случае он может объективно выразить свое согласие на продолжение трудовых отношений в новых измененных условиях либо отказаться. Хотя законодатель не устанавливает какой­либо обязательной формы уведомления работника, это должна быть только письменная форма, поскольку условия трудового договора могут изменяться индивидуально для каждого работника.

Мнение работника может быть выражено как в устной, так и в письменной форме. Но в случае возникновения трудового спора по поводу прекращения трудового договора при отказе работника продолжить трудовые отношения весьма сложно будет доказать наличие такого отказа, если отсутствует его письменная форма. Конечно, нельзя принудительно заставить работника выразить письменно его согласие на продолжение трудовых отношений или отказ, но можно по аналогии с другими сходными правовыми ситуациями составить соответствующий акт.

Особенностью реорганизации ДОУ является необходимое проведение экспертной оценки последствий принятия решения о реорганизации, при совершении преобразований со зданиями, строениями, сооружениями, закрепленными в ведении ДОУ (п. 2 ст. 13 закона № 124­ФЗ).

Заказчиком экспертизы выступает непосредственно сам учредитель ДОУ. Порядок проведения утверждается каждым субъектом РФ и муниципальным образованием самостоятельно. Для этого в большинстве территорий собирается пакет документов следующего содержания:

  • информационно­аналитическая справка о системе социальной инфрастуктуры для детей и месте в ней объекта, деятельность которого предполагается изменить;
  • анализ материально­технической базы объекта;
  • экономическое обоснование намеченных изменений;
  • предполагаемые последствия принятого решения;
  • копии договоров с другими ведомствами, заинтересованными в принятии такого решения.

В состав экспертной комиссии входят, как правило, руководители и специалисты органов управления образования, руководители, экономисты и юристы органов местного самоуправления, представители структуры органа местного самоуправления, занимающейся имущественным комплексом, представитель от учреждения, подлежащего реорганизации.

Экспертная оценка оформляется заключением, которое должно содержать в себе:

  • обоснование необходимости реорганизации ДОУ (педагогическая необходимость, экономический эффект, демографические тенденции и др.);
  • указание на то, каким образом будет реализовано право на дальнейшее образование граждан, воспитанников данного учреждения;
  • варианты дальнейшего трудоустройства работников учреждения;
  • прогноз последствий реорганизации для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, обслуживаемых данным учреждением.

Для принятия правильного решения о реорганизации экспертная комиссия должна ознакомиться с обоснованием эффективности предлагаемых изменений. Поэтому необходимо предоставить документы, подтверждающие соответствие проводимых изменений законодательству РФ, и материалы, подтверждающие эффективность этих изменений.

В качестве документов, подтверждающих соответствие изменений действующему законодательству, можно выделить:

  • документы, подтверждающие согласие родителей на перевод воспитанников в другое ДОУ (п. 17 ст. 50 закона № 3266­1). Необходимо согласие не менее 2/3 общего числа родителей;
  • документ, подтверждающий факт своевременного предоставления выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий информации о возможном сокращении численности или штатов, а в случае если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников – не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях (ст. 82 ТК РФ).

Для изучения эффективности изменений должны быть рассмотрены документы, отражающие:

  • демографическую ситуацию – прогнозы изменения числа детей, которые будут воспитанниками ДОУ, количества групп, числа педагогов и др.;
  • социально­производственные условия – наличие действующих промышленных или сельскохозяйственных предприятий на территории, обслуживаемой ДОУ, их перспективы, динамику трудоспособного населения на данной территории, динамику численности официально зарегистрированных безработных; наличие на территории других образовательных учреждений, учреждений культуры, медицинских учреждений и т. п.

Кроме этого необходимо спрогнозировать изменения социальных условий на территории из­за структурных изменений в системе образования – негативные или положительные (например, улучшение коммуникации, развитие социальной инфраструктуры и др.);

  • историко­культурные условия – национальные или культурные традиции, многолетнюю историю образования, последствия вводимых изменений, разрушение определенных культурных традиций в населенных пунктах, связанных с деятельностью данного ДОУ;
  • материально­техническую базу ДОУ – в этой части должны быть рассмотрены:

– характеристика зданий (время постройки; тип здания и т. д.), соответствие строений санитарно­техническим нормам, благоустройство, достаточная площадь здания;

– характеристика имеющейся территории ДОУ, земельных участков, автомобилей и сельскохозяйственной техники, инвентаря и т. п.;

– характеристика мебели, оборудования и оснащения помещений групп;

– перспективы использования имущества в связи с намеченными изменениями;

  • педагогические условия:

– содержание образовательного процесса учреждения, в отношении которого ставится вопрос реорганизации (ликвидации) по сравнению с другими (на основе данных контрольных срезов, результатов тестирования, внешней оценки и др.);

– особенности организации образовательного процесса и педагогических технологий (виды групп ДОУ, малокомплектность групп ДОУ, вид ДОУ (компенсирующий и иной) и т. п.);

– квалификация управленческих и педагогических кадров (уровень образования, соответствие профессионально­педагогической квалификации, наличие квалификационной категории, специализация и возрастной состав и др.);

– наличие перспектив (программ) развития ДОУ;

  • экономическое обоснование намеченных изменений – затраты по ДОУ в течение календарного года до и после реорганизации, дополнительные расходы (на формирование дополнительных групп, на обеспечение занятости высвобождаемых работников и т. д.), экономический эффект от проведенных мероприятий.

В случае отсутствия экспертной оценки решение о реорганизации признается недействительным с момента его вынесения.

Кроме того, если учредитель нарушил установленный законодательством порядок реорганизации ДОУ, то члены коллектива, родительского комитета, администрации, отдельные родители вправе обратиться в суд общей юрисдикции по месту нахождения ДОУ с заявлением о признании решения учредителя противоречащим закону и недействительным с момента его принятия, как правового акта, нарушающего их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами (ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ). Таким инициатором может также выступить прокурор в пределах своей компетенции самостоятельно или по обращению заинтересованных лиц. А само учреждение в лице его руководителя как юридическое лицо вправе подать аналогичное заявление в Арбитражный суд (ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ), если нарушаются права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ДОУ, незаконно возлагаются какие­либо обязанности или создаются иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (как правило, в уставе ДОУ предусмотрено осуществление предпринимательской деятельности, но для рассмотрения по подсудности именно в Арбитражном суде такую деятельность необходимо осуществлять).

Судебная практика имеет прецеденты удовлетворения требований учреждения о признании недействительным решения учредителя, которое было принято при формальном соблюдении порядка принятия решения о функционировании учреждения с объектом социальной инфраструктуры. Таким примером является постановление кассационной инстанции Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.07.2006 по делу № Ф03­А51/06­1/2191. После проведенной предварительной экспертной оценки последствий ликвидации заключение содержало в себе лишь анализ юридических и экономических аспектов деятельности учреждения и оснований для его ликвидации, но не содержало выводов о последствиях ликвидации учреждения для социального обслуживания детей. По мнению трех судебных инстанций, которые рассматривали спор, экспертное заключение было признано неполным и не отвечающим на вопрос о последствиях ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей. Судом был сделан вывод и о несоответствии оспариваемого постановления учредителя требованиям п. 2 ст. 13 закона № 124­ФЗ, а в связи с этим – о его недействительности.

Реорганизованным ДОУ считается только с момента государственной регистрации (п. 4 ст. 57 ТК РФ), за исключением случаев реорганизации в форме присоединения.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

По общему правилу в случае изменения статуса ДОУ и его реорганизации утрачивают силу лицензия и свидетельство о государственной аккредитации. Однако п. 2 ст. 34 закона № 3266­1 предусматривает исключение, в соответствии с которым при реорганизации ДОУ в форме преобразования, выделения филиала в самостоятельное юридическое лицо, присоединения к ДОУ юридического лица, не являющегося ДОУ, создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального ДОУ это образовательное учреждение вправе осуществлять определенные в его уставе виды деятельности на основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, выданных ему до окончания срока действия этих лицензий и свидетельства.

В действующем федеральном законодательстве не содержатся требования о преемственности образовательного процесса, количестве групп, их видах и др. Указанные вопросы находятся полностью в ведении ДОУ, и их решение остается на усмотрение созданного в результате реорганизации образовательного учреждения.

После вступления в силу правового акта о реорганизации орган (комиссия), уполномоченный на реорганизацию учреждения, обязан осуществить публикацию о реорганизации учреждения в средствах массовой информации, определенных Федеральной налоговой службой. В объявлении указывается информация о реорганизации ДОУ и устанавливается срок, в который кредиторы могут обратиться с претензиями о возмещении долга, а также адрес и контактный телефон приема заявлений требований кредиторов.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами орган, уполномоченный на реорганизацию, представляет учредителю промежуточный баланс по учреждению в объеме форм годового бухгалтерского отчета на дату начала проведения реорганизации. Данные промежуточного баланса подтверждаются инвентаризацией активов и обязательств реорганизуемого ДОУ и реестром требований кредиторов.

Завершить расчеты с дебиторами и кредиторами, а также передачу материальных ценностей нужно до составления передаточного акта или разделительного баланса.

По незаконченным расчетам с дебиторами и кредиторами учредителем принимается решение о списании дебиторской или кредиторской задолженности в установленном законодательством порядке. Оставшееся имущество ДОУ передается учредителю.

По завершении всех расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания реорганизационных мероприятий, органом (комиссией), уполномоченным на реорганизацию, составляется передаточный или разделительный баланс по реорганизуемому учреждению на установленную учредителем дату реорганизации в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности.

Порядок и сроки упразднения органа (комиссии), уполномоченного на реорганизацию, определяются правовым актом учредителя.

Орган (комиссия), уполномоченный на реорганизацию, не может быть упразднен до представления оформленного в установленном порядке передаточного или разделительного балансов.

Передаточный или разделительный баланс и акты приемки­передачи активов и обязательств реорганизуемого учреждения представляются учредителю или учреждению, которому переданы функции, права и обязанности реорганизуемого ДОУ.

В органы казначейства, в которых открыты лицевые счета реорганизуемого учреждения и учреждение, которому переданы функции, права и обязанности реорганизуемого учреждения, представляются передаточные или разделительные отчеты об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам.

Нормативные документы

  • Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51­ФЗ (с изм. и доп.)
  • Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197­ФЗ (с изм. и доп.)
  • Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 № 138­ФЗ (с изм. и доп.)
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 № 95­ФЗ (с изм. и доп.)
  • Федеральный закон от 03.11.2006 № 174­ФЗ "Об автономных учреждениях" (с изм. и доп.)
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124­ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изм. и доп.)
  • Федеральный закон от 12.01.1996 № 7­ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп.)
  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266­1 "Об образовании" (с изм. и доп.)
  • Постановление Правительства РФ от 01.07.1995 № 677 "Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении" (с изм. и доп.)
  • Постановление кассационной инстанции Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.07.2006 по делу № Ф03­А51/06­1/2191

Если вас заинтересовала данная статья,
вы можете оформить подписку на "Справочник руководителя дошкольного учреждения" >>



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль