Подготовка специалистов по предшкольному образованию

5766

Дошкольное образовательное учреждение (далее – ДОУ) традиционно имеет такие направления деятельности, как:

  • воспитание и обучение детей;
  • взаимодействие с родителями воспитанников;
  • профессиональное и личностное развитие педагогов.

Конкретизируя названные направления в контексте целей предшкольного образования, каждое ДОУ должно поставить перед собой и решить основные задачи, которые можно сформулировать следующим образом:

  • организация разнообразных форм и совершенствование содержания предшкольного образования для обеспечения равных стартовых условий детям старшего дошкольного возраста при переходе на ступень начального образования;
  • внедрение общественно­семейной модели подготовки воспитанников к школе в ДОУ с учетом единых целей предшкольного образования и возможнос­тей индивидуальной работы с ребенком в домашних условиях;
  • разработка новых подходов к перестройке деятельности педагога в связи с обновлением форм организации воспитания ребенка на пороге школы;
  • включение ДОУ в работу по созданию единого информационного поля в масштабах района, города, региона, позволяющего вести учет детей предшкольного возраста, прогнозировать востребованность различных образовательных услуг, анализировать их качество, знакомить с данной информацией родителей будущих первоклас­сников.

Акцентуализация дошкольного образования на подготовке детей к обучению в школе определяется повышением требований к профессиональному и личностному развитию педагогов, работающих в системе предшкольного образования. Сегодня воспитатель должен уметь строить учебные занятия в соответствии со структурой познавательной деятельности детей, привносить целевые установки, которые будут приняты детьми и станут побуждением реально действующих в данном возрасте мотивов для дальнейшего обучения и развития.

Решение этих задач требует от педагога владения технологическими подходами, которые позволяют ребенку предшкольного возраста стать полноправным и заинтересованным участником всех видов деятельности. Воспитатель должен иметь прочные знания в области психологии дошкольника, ориентироваться в современных концепциях образования, владеть новыми технологиями организации игровой, творческой, познавательной деятельности детей, методами развития мотивационной сферы дошкольника, уметь строить отношения сотрудничества с воспитанниками и их родителями. Иными словами, педагог должен быть высококвалифицированным специалистом. Однако реально во многих регионах России не более 50% педагогов детских садов имеют высшее и среднее специальное педагогическое образование.

Именно поэтому, реформируя устаревшее содержание предшкольного образования, создавая его новые формы, необходимо, прежде всего, подготовить квалифицированных специалистов – педагогов предшкольного образования. На сегодняшний день учреждениями высшего и дополнительного профессионального образования разрабатываются программы и учебно-методические материалы, которые в ближайшее время позволят организовать:

  • получение воспитателями и учителями дополнительной специальности – "педагог предшкольного образования". Специалист такой квалификации призван работать с детьми старшего дошкольного возраста в различных образовательных структурах, в т. ч. учреждениях дополнительного образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты;
  • систему очно-заочного и дистанционного обучения для различных категорий руководящих и педагогических работников по вопросам организации, содержания, технологий предшкольной подготовки детей в условиях вариативного образования;
  • тематические курсы повышения квалификации воспитателей ДОУ по актуальным проблемам предшкольного образования. Например: "Технологии организации учебной деятельности дошкольников", "Проблемно¬развивающий подход в практике обучения дошкольников" и др.;
  • комплексы семинаров по ключевым вопросам современного дошкольного образования для педагогов и родителей. Например: "Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников", "Проблемы адаптации ребенка к школьному обучению", "Построение партнерских детско¬родительских отношений" и др.;
  • цикл спецкурсов с учетом уровня подготовленности и интересов педагогов, которые могут проводиться в рамках единых программ подготовки специалиста предшкольного образования: "Половая дифференциация в психическом развитии дошкольников", "Психологическая характеристика будущего первоклассника" и пр.

Поскольку подготовка специалистов по предшкольному образованию вузами и средними специальными учреждениями только планируется, а структурное, методическое и содержательное преобразование данной ступени уже стало реальностью, многие ДОУ практикуют планомерную работу по повышению квалификации воспитателей, которые занимаются со старшими дошкольниками.

Использование методов активизации познавательной деятельности (круглые столы, диспуты, педагогические ринги, деловые игры, "мозговой штурм", КВН, решение ситуационных и педагогических задач, творческие проекты, выполняемые педагогами индивидуально или в составе объединений) способствует проявлению у педагогов самостоятельности, подталкивает их к творческому поиску, выработке собственной позиции, развитию способности анализировать, принимать решения. Руководители современного ДОУ могут и должны использовать их для повышения уровня квалификации педагогов, занимающихся подготовкой детей к обучению в школе. Приведем примеры.

Круглый стол – коллективное обсуждение заданной темы равноправными участниками. Его цель – выработать оптимальные пути решения проблемы на основе ее анализа и выявления причин. При этом не обязательно готовить большие по объему сообщения и доклады на заданную тему. Однако провести круглый стол под силу лишь опытному руководителю, так как для этого требуется настоящее лекторское мастерство, умение заранее подготовить вопросы, продумать структуру, а главное – знать виды и формы его проведения.

Виды круглых столов:

  • учебные. Их цель – изучение нового или воспроизведение забытого, но нужного материала (например, "Педагогическая диагностика готовности к обучению в школе");
  • проблемные. Проблемные вопросы или ситуационные задания (например, "Если ребенок не хочет идти в школу?") предлагаются участникам заранее. На совещании каждый педагог рассказывает о полученном задании и найденных вариантах решений. Коллеги добавляют что­то свое или предлагают собственное видение материала;
  • ориентационные. Здесь обсуждаются новые публикации, приказы и распоряжения, нормативные документы или дается аналитическая характеристика литературы по теме, высказываются соображения о применении теоретических знаний на практике (например, "Нормативно­правовая база предшкольного образования");
  • системные. В течение нескольких совещаний в определенной последовательности обсуждаются вопросы одной темы. Такие круглые столы целесообразно использовать для более глубокого ознакомления с проблемой или приведения знаний в систему (например, "Развитие речи старших дошкольников как важное направление работы по подготовке детей к школе". В рамках данной темы последовательно могут рассматриваться проблемы развития словаря, звуковой культуры, грамматического строя речи и др.).

Круглые столы могут проводиться в различных формах. Наиболее используемые формы проведения круглого стола в практике работы следующие:

  • коллективная беседа по предложенным руководителем дошкольного учреждения проблемным темам (например, "Каким быть предшкольному образованию?"). Возможно привлечение педагогов из других ДОУ, родителей, учителей, студентов и т. п.;
  • регламентированная дискуссия или диспут – публичное обсуждение спорного вопроса (например, "Занятие – основная форма обучения старших дошкольников в контексте подготовки к школе"). Проводится по материалам консультаций или по итогам семинарских занятий. Каждому выступающему дается определенное время на доказательство своей точки зрения;
  • учебная конференция, которая предназначена для изучения легкого, но объемного материала (например, "Готовность ребенка к школе: компоненты и показатели"). Под руководством заместителя заведующего ДОУ педагоги выступают с заранее подготовленными мини¬сообщениями по теме, остальные задают им интересующие их вопросы;
  • учебные встречи со специалистами за круглым столом. Педагоги и родители заранее формулируют интересующие их вопросы по заданной теме (например, "Здоровье будущего первоклассника"). Заведующий знакомит с ними приглашенных специалистов (например, врача­педиатра, невропатолога, психоневролога и пр.), которые выступают с лекцией.

Деловая игра представляет собой моделирование конкретной ситуации, выполняемое в соответствии с определенными правилами, исходными данными, методиками. Речь идет о проигрывании ситуации в искусственных условиях, имитировании решений и поступков, которые в итоге позволяют достичь конкретного реального результата.

Деловая игра активизирует мыслительную деятельность и творческие способности педагогов, способствует формированию проблемно­аналитического мышления. Это – универсальный метод, обладающий высоким потенциалом в решении учебных, исследовательских и воспитательных задач в системе активного обучения.

Существует несколько видов деловых игр, например:

  • операционные игры. Помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, в них моделируется соответствующий рабочий процесс. Например, "Объясните детям, что такое "звук"". Дети, в роли которых находятся коллеги­педагоги, должны вести себя в соответствии с ситуацией (если объяснение неточное, то могут "не понимать", неправильно выполнять задание);
  • имитационные игры. Строятся на имитации конкретных событий, произошедших в реальности, на воспроизведении обстановки и условий протекания этих событий. Например, «Мама шестилетнего Пети Иванова, одевая ребенка вечером, раздраженно спросила: "Когда Вы будете учить Петю читать и писать, ему уже скоро в школу?". Продумайте ответы педагога и разыграйте ситуацию». Сценарий этой игры, кроме сюжета события, должен также содержать в себе описание структуры (возможные реплики мамы), значение имитирующих объектов (настроение мамы, поведение ребенка);
  • ролевые игры. Нацелены на отработку тактики поведения, действий, выполнение функций конкретного лица в воображаемой ситуации. Например, "Студент-практикант проводит занятие по подготовке детей к обучению грамоте. Он допускает серьезные методические ошибки. Вам нужно тактично исправить ситуацию". Для проведения этих игр разрабатывается модель-пьеса воображаемой ситуации, между педагогами распределяются роли с обязательным содержанием (студент и дети);
  • игры-инсценировки. Представляют собой своеобразный "деловой театр", в котором разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Для таких игр дается конкретная проблемная ситуация, определяются действующие лица и их задачи. Например, "Скоро праздник – выпускной. Воспитатели, музыкальный руководитель и другие сотрудники (чем их больше, тем лучше) обсуждают сценарий утренника. Их задача – с одной стороны, доставить детям удовольствие от праздника, с другой – показать родителям, что все дети подготовлены к школе. При этом каждый педагог не должен забывать о своих профессиональных интересах. Инсценируйте ситуацию";
  • игры-социодрамы (психодрамы). Напоминают социально­психологический театр. Их задача – отработать умение чувствовать ситуацию (при подготовке к игре желательна консультация педагога-психолога). Например: «Педагог¬психолог попросил раздать родителям анкету "Готов ли Ваш ребенок к школе?" и разъяснить правила ее заполнения. Вы недавно работаете в группе и плохо знаете семьи воспитанников. Проведите работу с родителями». При разыгрывании ситуации очень важно, чтобы родители были разными, поэтому педагоги, исполняющие их роль, должны договориться о распределении между собой типажей. Текст для таких игр заранее не пишется, желательна импровизация в соответствии с выбранной ролью;
  • конкурсные игры. Учебные деловые игры для педагогов в ДОУ, которые предназначены для проверки теоретических знаний педагогов по теме, отработки навыков практического опыта их применения. Часто для проведения подобных игр применяется метод игрового моделирования (использование в учебных или диагностических целях общеизвестных игр типа "Кто хочет стать миллионером?", "Сто к одному" и пр.). Это достаточно эффективный метод, позволяющий активизировать творческое мышление педагогов. Существуют различные их варианты (приложение).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конкурсная деловая игра "Аукцион"

Цели: диагностика уровня подготовленности педагогов по теме, углубление их знаний, формирование умения действовать в условиях ограниченного времени.

Руководитель­аукционер выносит заготовленные для игры вопросы в качестве предмета торга. Тема, в рамках которой задаются вопросы, должна быть объявлена за одну – две недели до игры, чтобы участники смогли подготовиться (например, "Актуальные проблемы образования детей старшего дошкольного возраста").

Педагоги делятся на подгруппы по 3–7 чел., их задача – ответить на вопрос, а затем детализировать и углубить высказывание. Каждая попытка идет с нарастающим итогом. После каждого ответа следует традиционная фраза аукционера "1 балл – раз…" Подгруппе, которая последней высказала новую идею, продается вопрос.

В конце необходимо подсчитать количество баллов и определить победителей.

Конкурсная деловая игра "Маятник" ("Бумеранг")

Цели: формирование у педагогов умения свободно ориентироваться в проблеме, глубокое и всестороннее раскрытие темы.

Группа педагогов делится на две команды, которые в течение первых 15–20 мин составляют вопросы по теме, затем по очереди задают их друг другу (например, "Роль художественной литературы в процессе подготовки к школе"). Оценивать ответы может руководитель или группа экспертов¬педагогов. Проигравшей может быть признана команда, которая затрудняется задать очередной вопрос.

Выбор формы работы должен определяться ее наибольшим соответствием содержанию обсуждаемой темы, познавательным и поведенческим особенностям педагогов, а также эффективностью в поиске объективно необходимых для дальнейшей работы ДОУ решений.

О.В. Бережнова, канд. филол. наук, доц., зав. каф. дошкольного образования Орловского института усовершенствования учителей,

Л.Л. Тимофеева, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольного образования Орловского института усовершенствования учителей

Если вас заинтересовала данная статья,
вы можете оформить подписку на "Справочник руководителя дошкольного учреждения" >>



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль