Методика разработки образовательной программы ДОУ

19462

Анализ сложившейся ситуации показывает острую необходимость в разработке образовательной программы в ДОУ каждым дошкольным учреждением , обеспечивающей построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное и всестороннее развитие ребенка: физическое, социально­-нравст­венное, художественно-эстетическое, интеллектуальное.

Она излагает многокомпонентное содержание образования и состоит из целостного ряда частей, взаимно связанных между собой. Отбор компонентов не может носить случайный характер и должен быть ориентирован, прежде всего, на создание целостной системы.

Образовательная программа – документ, определяющий специфику организации воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) с учетом стандарта дошкольного уровня образования. Это модель воспитательно-образовательного процесса.

Переход к работе по вариативным программам и технологиям предполагает регулирование качества дошкольного образования в контексте методологии развивающего обучения.

Образовательная программа наряду с уставом ДОУ служит основанием для лицензирования, сертификации, изменения параметров бюджетного финансирования и введения при необходимости платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей. А потому основные ее положения должны быть разработаны в соответствии с Конституцией РФ от 12.12.93, Законом РФ от 10.07.92 № 3266-1 “Об образовании”, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 677.

Образовательная программа ДОУ, в отличие от школьной, должна охватывать все основные моменты жизнедеятельности детей (а не только обучение) с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.

Поэтому образовательную программу ДОУ не следует рассматривать как однажды написанный и не подлежащий коррекции документ. Содержание этой программы может по мере необходимости изменяться ежегодно.

Образовательная программа ДОУ состоит из нескольких разделов.

Раздел I. Цели и задачи воспитания, определенные на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится учреждение.

Он может дополняться итогами выполнения Программы развития ДОУ за прошедший учебный год.

Раздел II. Выбор программ и их комплексирование, выстраивание целостного педагогического процесса.

Образовательная программа конкретного ДОУ может составляться в трех вариантах:

ДОУ работает по одной из комплексных программ, имеющих гриф экспертной комиссии и рекомендованных к использованию в работе с дошкольниками;

  • воспитательно-образовательный процесс выстраивается на основе сочетания одной комплексной и одной или нескольких парциальных программ, обеспечивающих развитие детей по основным ведущим линиям (физическое, социально-нравст­венное, художественно-эстетическое, познавательное);
  • воспитательно-образовательный процесс опирается на государственные стандарты в системе дошкольного образования, и подбираются парциальные программы или учебно-методические пособия по каждой линии развития дошкольника.

Последний вариант наиболее сложный, так как в настоящее время государственные стандарты в системе дошкольного образования не утверждены, а п. 2 приказа Минобразования России от 22.08.96 № 448 “Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации ДОУ” предписывает: “Установить, что Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ, действуют до введения Государственного образовательного стандарта дошкольного образования”.

Ориентация на Временные требования при подборе парциальных программ – очень сложный процесс. Поэтому до утверждения Государственных стандартов по дошкольному образованию лучше пользоваться первыми двумя вариантами.

Второй раздел образовательной программы более статичен и определяется на перспективу; он может претерпевать незначительные изменения в графе “Название технологий, пособий”, если детский сад переходит на работу по новой технологии.

Определившись в выборе программ и технологий, второй раздел образовательной программы можно представить в виде таблицы (табл. 1).

Таблица 1

Раздел II образовательной программы

Линии развития

Название
программ

Название
технологий,
пособий

Примечание

Раздел III. Самый объемный и включает в себя материалы, связанные с проектированием и планированием текущей педагогиче­ской деятельности. Необходимо, чтобы в каждом детском саду был составлен гибкий режим деятельности в зависимости от социального заказа родителей, наличия специалистов – педагогов и медицинских работников, пересмотрены подходы к обучению дошкольников, к организации всех видов детской деятельности. Должна быть разработана гибкая вариативная сетка занятий, учитывающая возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающая взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду (табл. 2).

Таблица 2

Двигательная деятельность ребенка

Вид
двигательной деятельности

Физиологическая и воспитательная задача

Необходимые условия

Ответственный

Движения во время бодрст­вования

Удовлетворение органической потребности в движении. Воспитание ловкости, смелости и гибкости

Место. Одежда, не стесняющая движения. Игрушки и пособия, побуждающие ребенка к движениям

Старшие воспитатели групп, воспитатели по физической культуре, инструктор по физической культуре

Подвижные игры

Воспитание умения ребенка двигаться в соответствии с окружающими, со словом взрослого и согласно правилам игры

Правила игры

Воспитатели групп

Движения под музыку

Отработка ритмических движений

Музыкальное сопровождение

Музыкальный руководитель

Зарядка
(или движения после сна)

Сделать более физиологичным переход от сна к бодрст­вованию. Воспитывать потребность перехода от сна к бодрствованию через движения

Сразу после сна

Воспитатели групп, воспитатель по физиче­ской культуре

Гимнастика
и массаж

Воспитание точного двигательного навыка. Качественное созревание мышц

Обязательное наличие гимнастических пособий или непосредственное руководст­во взрослого

Старшая медицинская сестра, воспитатель по физической культуре,
инструктор
по физической культуре

В этом разделе должна быть представлена система закаливающих мероприятий (приложение 1), включающая как специальные закаливающие процедуры, так и элементы закаливания в повседневной жизни. При выборе средств и способов закаливания необходимо учитывать условия, состояние здоровья и подготовленность каждого ребенка. Закаливающие процедуры подбираются с использованием воды, воздуха и солнечных лучей и гибко учитывают особенности сезона (осень, зима, весна, лето).

В данный раздел входят система физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также модели воспитательно-образовательного процесса на год, месяц, четко определяется содержание дополнительного образования (дополнительных услуг) в ДОУ. Важно обозначить форму организации дополнительных услуг (кружки, студии и др.); ответственных и программы, по которым данная услуга реализуется. Формы организации обучения и воспитания дошкольников планируются как групповые, малыми подгруппами и как индивидуальные.

Чтобы показать специфику работы ДОУ, можно более расширенно отразить систему приоритетных направлений его деятельности (музыкальное, физкультурно-оздоровительное, изобразительное и т. д.).

Третий раздел наиболее подвержен корректировке (например, расписание занятий может меняться ежегодно или даже по полугодиям). Материалы этого раздела меняются, дополняются ежегодно, так как воспитательно-образовательный процесс зависит от многих причин. Жестких установок по оформлению этого раздела рабочей программы воспитателя не может быть, поскольку один и тот же материал в каждом детском саду представляется по-разному, поэтому в приложении дается несколько отдельных материалов, составленных методистами, старшими воспитателями или коллективами ДОУ.

Раздел IV. В нем определены способы систематической фиксации динамики детского развития (мониторинг).

Этот раздел можно представить в виде таблицы (табл. 3).

Таблица 3

Раздел IV образовательной программы

Разделы
программы

Название тестов и диагностиче­ских методик

Ответственный

Срок
проведения

Раздел V. Содержит условия реализации образовательной программы ДОУ. Он также должен отражать специфику конкретного учреждения:

  • управление реализацией программы;
  • формы сотрудничества с семьей;
  • преемственность в работе ДОУ и школы;
  • создание предметно-развивающей среды;
  • взаимодействие ДОУ с другими учреждениями;
  • инновационная или экспериментальная работа ДОУ.

В приложении 2 представлена образовательная программа ГОУ «Дошкольное образовательное учреждение “Детский сад компенсирующего вида № 733”» (разработала Н.А. Аралина, старший воспитатель), которая учитывает его специфику и не должна рассматриваться как документ для копирования.

Несколько советов

Приступая к написанию образовательной программы, проанализируйте организацию воспитательно­образовательного процесса в вашем детском саду.

Выделите наиболее важные проблемы, которые решаются слабо или вообще не решаются.

Еще раз изучите все, что предлагается в периодической печати по организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Обсудите с коллективом, какие инновации, опыт других детских садов можно использовать в работе.

Приложение 1

Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы

Блоки физкультурно-оздоровительной работы

Содержание физкультурно-оздоровительной работы

Создание условий для двигательной активности

  • Гибкий режим;
  • занятия по подгруппам;
  • оснащение (спортинвентарем, оборудованием, наличие спортзала, бассейна, спортивных уголков в группах);
  • индивидуальный режим пробуждения после дневного сна;
  • подготовка специалистов по двигательной деятельности

Система двигательной активности +
+ система психологической помощи

  • Утренняя гимнастика;
  • прием детей на улице в теплое время года;
  • физкультурные занятия;
  • двигательная активность на прогулке;
  • физкультура на улице;
  • подвижные игры;
  • физкультминутки на занятиях;
  • гимнастика после дневного сна;
  • физкультурные досуги, забавы, игры;
  • спортивно-ритмическая гимнастика;
  • игры, хороводы, игровые упражнения;
  • оценка эмоционального состояния детей с последующей коррекцией плана работы;
  • психогимнастика

Система закаливания

В повседневной жизни

  • Утренний прием на свежем воздухе в теплое время года;
  • утренняя гимнастика (разные формы: оздоровительный бег, ритмика, ОРУ, игры);
  • облегченная форма одежды;
  • ходьба босиком в спальне до и после сна;
  • сон с доступом воздуха (+19 °С ... +17 °С);
  • контрастные воздушные ванны (перебежки);
  • солнечные ванны (в летнее время);
  • обширное умывание

Специально организованная

  • Полоскание рта;
  • полоскание горла отварами трав;
  • занятие в бассейне;
  • контрастный душ (после бассейна) или полоскание в тазу;
  • общее УФО;
  • кислородные коктейли;
  • фиточай

Организация рационального питания

  • Организация второго завтрака (соки, фрукты);
  • введение овощей и фруктов в обед и полдник;
  • замена продуктов для детей-аллергиков;
  • питьевой режим

Диагностика уровня физического развития, состояния здоровья, физической подготовленности, психоэмоционального состояния

  • Диагностика уровня физического развития;
  • диспансеризация детей детской поликлиникой;
  • диагностика физической подготовленности;
  • диагностика развития ребенка;
  • обследование психоэмоционального состояния детей психологом;
  • обследование логопедом

Приложение 2

Информационная справка

ГОУ "Дошкольное образовательное учреждение "Детский сад компенсирующего вида № 733" (далее – ДОУ № 733) открыто в 1982 г. С 1991 г. детский сад перепрофилирован в дошкольное учреждение санаторного типа для ослабленных и часто болеющих детей.

ДОУ № 733 – активный участник различных конкурсов. В 2006 г. детский сад занял
3-е место в конкурсе “Дорожная азбука”. В 2005 г. ДОУ № 733 присвоен статус городской экспериментальной площадки “Построение физкультурной, оздоровительной и воспитательной работы в ДОУ и семье”.

ГОУ “Детский сад компенсирующего вида № 733”, г. Москва
Программа “Образование” (извлечения)

Введение

Учитывая положения Конвенции ООН о правах ребенка, ориентируясь на государственные стандарты и базисную программу развития ребенка-дошкольника “Истоки”, а также исходя из специфики работы ДОУ № 733, педагогический коллектив основной целью своей работы видит формирование у детей положительного отношения к получению знаний как главному условию личностного роста. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • охрана и укрепление здоровья детей, воспитание потребности в здоровом образе жизни, развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности и состояния здоровья ребенка;
  • гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления.

Выбор программ и технологий

До 1998 г. воспитательно-образовательный процесс в ДОУ № 733 строился на основе Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. Васильевой, утвержденной Министерством просвещения РСФСР.

С 1998 г. ДОУ № 733 перешло на работу по базисной программе развития ребенка-дошкольника “Истоки” под редакцией Л. Парамоновой, Т. Алиевой, А. Арушановой, О. Дьяченко, Ю. Головкина.

Принимая за основу программу “Истоки”, коллектив ДОУ № 733 строит воспитательно-образовательный процесс по следующим программам и технологиям.

Физическое развитие ребенка

Технологии:

  • Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000;
  • Буцинская П.П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1990;
  • Зимонина В.Н. Расту здоровым. М., 1997;
  • Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1992;
  • Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М.: Просвещение, 1983;
  • Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М.: Просвещение, 1981;
  • Детские народные подвижные игры. Составители: Кенеман А.В., Осокина Т.И. М.: Просвещение, “Владос”, 1995;
  • Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. М.: Просвещение, 1986;
  • Латохина Л.И. Хатха-йога для детей. М.: Просвещение, 1993;
  • Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. М.: Аркти, 1997;
  • Осокина Т.И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе. М.: Просвещение, 1983;
  • Организация активного отдыха детей дошкольного возраста (сценарии спортивных праздников, развлечений, спартакиад). М., 1993.

Социальное развитие ребенка

Программы:

  • Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: Сфера, 2002;
  • Занятия по развитию речи в детском саду: Программа и конспекты / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: Совершенство, 1998;
  • Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественной литературой: конспекты занятий. М.: Сфера, 1998.

Технологии:

  • Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. М.: “Мозаика-Синтез”, 1999;
  • Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки: Методическое пособие. М.: “Мозаика-Синтез”, 2002;
  • Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста М.: ООО “АСТ-ЛТД”, 1998;
  • Козлова С.А. Я – человек. М.: МГПУ, 1997.
  • Организация воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию детей в ДОУ № 733

Эстетическое развитие ребенка

Технологии:

  • Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1991;
  • Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. М.: Просвещение, 1988;
  • Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.: Просвещение, 1992;
  • Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. СПб.: “Акцидент”, 1996;
  • Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. М.: “Российское педагогическое агентство”, 1997;
  • Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. М.: “Владос”, 1997;
  • Суховская Л.Т., Грибовская А.А. Аппликация в детском саду. М.: Просвещение, 1988;
  • Гоман Л.А. Занятия по ручному труду в детском саду. Киев, 1982.

Дополнительное образование в ДОУ № 733

Дополнительное образование детей в ДОУ № 733 осуществляется в соответствии с учебным планом (табл. 1) и сеткой занятий (табл. 2).

Таблица 1

Учебный план дополнительного образования
на 2006–2007 учебный год

Дисциплина

Возрастная группа

Количество детей

Количество занятий в неделю

Время проведения

Ф.И.О. преподавателей

Автор и название программы

Рисование

Средняя

Старшая

Подготовительная

16

15

15

1

1

1

Понедельник

15.15–17.00

Вторник

15.15–16.25

Носкова Т.В.

Селина А.В.

“Алиса”

Ритмика

Младшая

Средняя

15

16

1

1

Пятница

15.15–16.45

Давыдова И.И.

Фирилева Ж.Е.

“Са-Фи-Дансе”

Англий­ский язык

Старшая

Подготовительная

15

16

1

1

Среда

15.15–17.15

Александро­-
ва М.С.

Журавлева М.С. “Английский язык в детском саду”

Развивающее обучение

Подготовительная

16

1

Четверг

15.15–16.25

Максимен­ко­-
ва Е.Н.

Безруких М.М., Филиппова Т.А. “Школа для дошкольника”

Таблица 2

Расписание занятий

Дни недели

Занятие, время проведения (ч, мин)

Младший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Понедельник

Рисование

15.15–15.55

Рисование

15.55–17.00

Вторник

Рисование

15.15–16.25

Среда

Английский язык

15.15–16.15

16.15–17.15

Четверг

Развивающее обучение

15.15–16.25

Пятница

Ритмика

15.15–15.55

15.55–16.45

Квалификационные характеристики специалистов

  • Носкова Т.В. – воспитатель второй квалификационной категории, образование – среднее специальное, педагогический стаж – 4 года.
  • Александрова М.С. – педагог дополнительного образования, воспитатель высшей квалификационной категории, образование – высшее, педагогический стаж – 11 лет.
  • Давыдова И.И. – воспитатель по ФИЗО высшей квалификационной категории, образование – высшее, педагогический стаж – 23 года.
  • Максименкова Е.Н. – воспитатель второй квалификационной категории, образование – высшее, педагогический стаж – 7 лет.

Проектирование и планирование педагогической деятельности

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ № 733 планируется на год (табл. 3) и на месяц (табл. 4).

Таблица 3

Модель воспитательно-образовательного процесса на год

Участники воспитательно-образовательного процесса

Время проведения

Родители

Педагоги

Дети

День знаний

Сентябрь

День города

Собрания

Диагностика

Праздник осени “Осень золотая”

Октябрь

День открытых дверей

Ноябрь

Новогодний праздник

Декабрь

Собрание. Анкетирование

Диагностика

Январь

Уродилась Коляда накануне Рождества

Фольклорный праздник “Масленица”

Февраль

Праздник “Самая красивая – мамочка моя!”

Март

Собрание. Анкетирование

Праздник “Скоро в школу”

Апрель

Праздник птиц

Май

Диагностика

Музыкально-спортивный праздник, посвященный “Дню защиты детей”

Июнь

“Малые олимпийские игры”

Июль

Спортивный праздник с участием родителей “Вместе нам веселей, вместе мы вдвойне сильней…”

Август

Таблица 4

Модель воспитательно-образовательного процесса на месяц

Линии развития

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Социальная

“Путешествие с Незнайкой”, “Наш знакомый светофор”, “Путаница”

Познавательная

“Страна Арифметия”, “Уроки гнома Эконома”,

“В гостях у Паутиныча”, “Путешествие по глобусу”

Физическая

“Сильные, смелые, ловкие”, “Королевство Здоровья”, “Миша приглашает в гости”

Эстетическая

“В стране Рисовандии”, “Веселые музыканты”, “Зимние святки”, “Пушкинские вечера”

Таблица 5

Классификация игр детей дошкольного возраста

Классы игр

Виды игр

Подвиды игр

Игры, возникающие по инициативе ребенка

Игры-экспериментирования

1. Игры с природными объектами.

2. Игры со специальными игрушками для исследования.

3. Игры с животными

Сюжетные самодеятельные

1. Сюжетно-отобразительные.

2. Сюжетно-ролевые.

3. Режиссерские.

4. Театрализованные

Игры по инициативе взрослого

Обучающие

1. Сюжетно-дидактические.

2. Подвижные.

3. Музыкально-дидактические.

4. Учебные

Досуговые

1. Интеллектуальные.

2. Игры-забавы, развлечения.

3. Театрализованные.

4. Празднично-карнавальные.

5. Компьютерные

Игры народные

Обрядовые

1. Семейные.

2. Сезонные.

3. Культовые

Тренинговые

1. Интеллектуальные.

2. Сенсомоторные.

3. Адаптивные

Досуговые

1. Игрища.

2. Тихие игры.

3. Игры-забавы

Способы определения детского развития

В ДОУ № 733 регулярно проводится диагностика развития детей (3 раза в год: в сентябре, декабре, мае (табл. 6)). С 1998 г. на каждого ребенка дополнительно заполняется индивидуальная карта развития ребенка-дошкольника, разработанная Парамоновой Л.А., Алиевой Т.И., Арушановой А.Г., Дьяченко О.М., Головкиным Ю.В., а также индивидуальная карта физического развития ребенка.

Таблица 6

Диагностика развития детей

Линия
развития

Диагностические методики

Ответственные

Срок

Физическое развитие

Тест-программа “Физкультурный паспорт”

Воспитатели
по ФИЗО

2 раза в год

Социальное развитие

Колесникова Е.В. Тесты для детей 3 лет. М.: “Ювента”. 2002. С. 32–34, 39–42;

Колесникова Е.В. Тесты для детей 4 лет. М.: “Ювента”. 2002. С. 3–16, 25–28;

Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. М.: “Ювента”. 2002. С. 3–15, 24–27;

Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет. М.: “Ювента”. 2002. С. 3–7, 14–16, 24–29;

Ушакова О.С. Диагностика речевого развития дошкольников. М., 1997

Психолог, старший воспитатель

1 раз в год

Познавательное развитие

Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст. М.: “Мозаика-Синтез”, 2000;

Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. М.: “Мозаика-Синтез”, 2000;

Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. М.: “Мозаика-Синтез”, 2000;

Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа. М.: “Мозаика-Синтез”, 2000

Психолог, воспитатели

1 раз в год

Эстетическое развитие

Тесты: “Разрезные картинки”, “Коробочка форм”, “Эталоны” (Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., 1998. С. 14–17);

Тест “Понимание цвета и формы”, методика “Узор” Л.И. Цеханской (Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1996. С. 46, 68);

Колесникова Е.В. Тесты для детей 3 лет. М.: “Ювента”. 2002. С. 35–38, 43–45;

Колесникова Е.В. Тесты для детей 4 лет. М.: “Ювента”. 2002. С. 30–31;

Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. М.: “Ювента”. 2002. С. 28–31;

Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет. М.: “Ювента”. 2002. С. 30–31

Воспитатели,
музыкальный
руководитель

3 раза в год

Условия реализации программы

Развивающая предметная среда в ДОУ № 733 оборудована с учетом возрастных особенностей ребенка. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению.

Система психологической помощи

Психологическую помощь участникам воспитательного процесса в ДОУ № 733 оказывает практический психолог.

Работа с детьми:

  • помощь детям в адаптации к детскому саду;
  • проведение обследования детей и выработка рекомендаций по коррекции отклонений в их развитии;
  • определение готовности старших дошкольников к обучению в школе;
  • диагностика игровой деятельности детей;
  • организация и регулирование взаимоотношений детей со взрослыми;
  • диагностика взаимоотношений со сверстниками (социометрия).

Работа с родителями:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей (консультации, наблюдение за ребенком);
  • развитие осознания педагогического воздействия родителей на детей в процессе общения;
  • снижение уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу;
  • обучение родителей методам и приемам организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста;
  • ознакомление родителей с элементами диагностики психических процессов (внимание, память);
  • обеспечение более высокого уровня подготовки детей к школе.

Работа с педагогами:

  • подготовка и проведение педагогического консилиума;
  • индивидуальное и групповое консультирование;
  • подготовка и выступление на педсовете, методическом объединении;
  • повышение психологической компетенции педагогов.

К.Ю. Белая, канд. пед. наук, заслуженный учитель РФ

Если вас заинтересовала статья "Методика разработки образовательной программы ДОУ",
вы можете оформить подписку на "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения" >>



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль