Реализация права на дошкольное образование: законодательный аспект

3302

По словам члена комитета Совета Федерации по образованию и науке Зинаиды Драгункиной, за последние два года в Совет Федерации РФ поступило около 100 предложений по изменению законодательства в сфере дошкольного образования, многие регионы настаивают на принятии закона “О дошкольном образовании”. Дело в том, что проблемы дошкольного образования значительно обострились при переходе образовательной системы России к многовариантности. Появились такие формы дошкольного образования, как дополнительные группы краткосрочного пребывания для будущих первоклассников, семейные детские сады, группы 24­часового пребывания, адаптационные группы, консультпункты и другие. Это привело к отсутствию критериев контроля над образовательными программами, которые там реализуются, считает Драгункина.

Сенатор констатировала, что в России качество дополнительного образования ухудшилось. Вместе с тем сохраняется большая очередь в детские сады. Так, в 2007 году она составила 1,3 млн человек. По мнению Драгункиной, в нормативно-­правовой базе России существует много пробелов, которые приводят к проблемам. В том числе в законах нет конкретных правовых механизмов по реализации права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, отсутствуют единые государственные требования к обязательному содержанию дошкольного образования, отсутствуют единые критерии оценки и контроля качества образования, у многих органов госвласти регионов и муниципалитетов отсутствуют материальные возможности для предоставления бесплатного дошкольного образования, у дошкольных педагогов отсутствует достаточная социальная защищенность и остается низкой заработная плата. Кроме того, по словам Драгункиной, в России отсутствуют единые требования к проведению государственной экспертизы учебно­наглядных пособий.

По мнению Драгункиной, необходимо создание образовательной системы по охвату тех детей, которые не посещают детские образовательные учреждения. Она напомнила слова Дмитрия Медведева, который считает, что необходимо создание комплексного нормативно­правового акта по дошкольному образованию.

Начальник отдела Департамента государственной политики и нормативно­правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ Елена Низиенко отметила, что удалось преодолеть отрицательную динамику по снижению количества детских садов в России и департамент использует положительный региональный опыт по разрешению проблем в дошкольном образовании. По ее словам, в регионах ведется строительство детских садов, выводятся из аренды те детские сады, которые когда­то были отданы частным фирмам, возвращаются в систему образования ранее перепрофилированные здания детских садов, а также развиваются новые формы дошкольного образования.

Низиенко напомнила, что в России введена новая форма материальной поддержки семей, воспитывающих дошкольников: это компенсация части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях. В прошлом году такие компенсации получили 3,8 млн семей. По прогнозам Минобрнауки, в 2008 г. такие компенсации должны получить 4,2 млн человек.
В настоящее время Министерством разрабатывается ряд законопроектов в сфере дошкольного образования, а также готовятся изменения норм градостроительства с учетом обеспечения районов комплексной жилой застройки развитой инфраструктурой, и прежде всего детскими садами, ведется работа над созданием интегрированного правого акта об образовании, который, по сути, является кодексом об образовании.

Участники парламентских слушаний рекомендовали Правительству РФ дополнить
в 2009 г. национальный проект “Образование” мерами по поддержке дошкольного образования, в частности предлагается рассмотреть вопросы о денежном поощрении в размере 100 тыс. руб. ежегодно лучшим педагогическим работникам, а также по 1 тыс. руб. ежемесячно лучшим воспитателям детских садов. Сами детские сады, которые реализуют инновационные технологии, рекомендуется поощрять ежегодно государственной поддержкой в размере 1 млн руб.

Участники слушаний предложили также Правительству РФ разработать и принять долгосрочную межведомственную целевую программу по расширению сети дошкольных учреждений на условиях софинансирования федерального бюджета и региональных и муниципальных бюджетов.

Правительству рекомендовано также разработать и внести в Государственную Думу в 2008 г. проект федерального закона по налоговому стимулированию организаций, оказывающих финансовую помощь образовательным учреждениям. Министерству образования и науки РФ рекомендовано разработать новое типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, а также государственные требования к основной общеобразовательной программе дошкольного образования.

По материалам пресс­службы Федерального Собрания РФ
подготовила С.В. Макарова

Если вас заинтересовала данная статья,
вы можете оформить подписку на "Нормативные документы образовательного учреждения" >>



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль