Создание школьного сайта на основе свободного программного обеспечения

7149

О.П. Осипова,
канд. пед. наук, проректор Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования

Приступая к работе над школьным сайтом, прежде всего необходимо выяснить цель его создания. Только после этого можно обоснованно определять структуру, содержание, внешний вид, технологию ведения и обновления сайта. Как правило, цель таких ресурсов – формирование имиджа школы, привлечение дополнительных кадров, учащихся, организация взаимодействия с другими учреждениями, реклама.

В 2002 г. в рамках Федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды" была разработана программная система "Конструктор школьных сайтов", благодаря которой каждое образовательное учреждение (далее – ОУ) получило возможность создать свое представительство (сайт) в сети Интернет и осуществлять его оперативную поддержку (вносить изменения).

"Конструктор школьных сайтов" призван помочь школе оптимально (быстро и дешево) войти в единое информационное образовательное пространство России и мира. Данная программная система позволяет без участия программистов, системных администраторов и дизайнеров самостоятельно создавать и вести сайты сложной структуры, открывать и менять почтовые ящики.

"Конструктор школьных сайтов" прост в применении, имеет удобный интерфейс и рассчитан на пользователей персонального компьютера, не обладающих специальными техническими навыками. Им могут пользоваться как преподаватели, так и ученики. В нем предусмотрено создание различных готовых шаблонов страниц, например: "Новости", "Тесты", "Фотоальбом" и др.

Для изменения дизайна сайта используется система шаблонов. На данный момент предоставлено около 50 шаблонов дизайнов. Несомненным достоинством программной системы является и то, что она рассчитана на работу с любыми, в т. ч. и со слабыми каналами связи.

Все ОУ регионов – участников проекта информатизации системы образования имеют право использовать программный продукт "Конструктор школьных сайтов" бесплатно. Любой участник может стать членом парт­нерства "Конструктор школьных сайтов" (info@edusite.ru), который после соответствующей регистрации получает право:

  • на дисковое пространство на сервере: 500 Мб (расширяется по заявке);
  • один сайт с доменным именем третьего уровня;
  • 30 дополнительных сайтов с доменным именем четвертого уровня;
  • создание почтовых ящиков с доменными именами соответствующего уровня;
  • включение управляемого форума.

Организация работы по созданию сайта

Создание и ведение школьного сайта – проблема не столько технологическая, сколько управленческая, организационная. Сайт живет до тех пор, пока развивается. Создать его намного проще, чем организовать работу, т. е. регулярное обновление. Включение членов единого информационного пространства в обсуждение проблем создания сайта ОУ возможно через организацию и проектирование структурных компонентов сайта. Для определения концепции, структуры и развития официального сайта необходима творческая группа, в состав которой должны входить учителя, учащиеся, представители администрации школы, родителей, социальных партнеров и т. д.

В рамках работы творческой группы ее участникам необходимо прежде всего получить ответы на следующие вопросы:

  • Зачем ОУ нужен сайт?
  • В чем уникальность ОУ?
  • Что будет отличать создаваемый сайт от сайтов других школ и нужно ли такое отличие?
  • Что приобретет ОУ с появлением сайта и что одновременно утратит?
  • Достаточно ли у ОУ активов (финансовых, человеческих, организационных) не только на создание сайта, но и на его сопровождение и развитие?

Итогом данного этапа работы членов творческой группы должно стать понимание того, что ими будет создаваться не школьный сайт вообще, а уникальный сайт именно их школы. Как отмечают авторы различных пособий по созданию сайтов, формулировка цели создания сайта должна отвечать на вопрос: "Чего мы хотим добиться с помощью этого сайта?".

В рамках работы творческой группы создается локальный акт, например "Положение об официальном сайте МОУ СОШ №…", который утверждается на заседании педагогического совета. В нем должна быть отражена следующая информация:

  • основные задачи функционирования сайта (Основными задачами функционирования сайта являются оперативное информирование пользователей ресурса об основных направлениях деятельности школы и представление интересов школы во всемирной сети Интернет.);
  • требования, предъявляемые к материалам, размещаемым на сайте (Материалы, размещаемые на сайте, должны отвечать требованиям, предъявляемым к информации, публикуемой в СМИ.);
  • кому принадлежат авторские права на размещенные материалы на официальном сайте школы (Авторские права на размещаемые на сайте информационные материалы принадлежат школе.);
  • кто разрешает размещение на сайте рекламной продукции и ссылок на web-сайты других организаций (Публикация на сайте рекламной информации других учреждений и организаций осуществляется по согласованию с директором школы. Размещение на сайте ссылок на web-сайты других учреждений и организаций образовательной сферы осуществляется по согласованию с директором школы.);
  • основные разделы, общая структура, стиль оформления, регламент функционирования сайта и ответственный за работу сайта (Директор школы назначает ответственного за работу сайта, утверждает общую структуру и единый стиль оформления страниц сайта. Распределение полномочий и ответственности за функционирование каждого раздела web-сайта определяется ежегодно соответствующим приказом директора школы.).

Структура школьного сайта может формироваться как с ориентацией на пользователя ресурса, так и по видам деятельности школы. Преимущества и недостатки этих двух типологий представлены в таблице. Однако, как показывает практика, структура сайта часто бывает смешанной.

Типология

Преимущества

Недостатки

Структура сайта по видам деятельности

Простота формулирования структуры

Сложность в ориентации на сайте

Структура сайта по пользователям ресурса

Информационная адресность.

Простота ориентации на сайте

Большая трудоемкость реализации.

Частичное дублирование информации

Определение пользователей сайта

Важным шагом работы творческой группы является определение пользователей ресурса ОУ (чьи информационные запросы сайт будет удовлетворять). Участниками единого информационного пространства будут родители, ученики, управленцы, педагоги, социальные партнеры и др. Рассмотрим основные группы пользователей ресурса.

Родители. Взгляд родителей на школу не тождественен педагогическому, поскольку они оценивают "систему" с точки зрения комфортности пребывания в ней ребенка. Для выявления родительских запросов необходимо провести анкетирование.

Ученики. Данная группа пользователей ресурса является по своему составу разнородной, прежде всего по возрасту, однако необходимо учесть интересы всех: старшеклассников; учеников, получающих дополнительное образование в стенах школы и за ее пределами; выпускников школы и т. д.

Управленцы. Представляя информационный раздел для управленцев различного уровня, логично их разделить на следующие категории: администрация своего ОУ, администрация других ОУ, управленцы вышестоящих организаций. Всем им могут быть интересны документы, регламентирующие деятельность ОУ, программы развития, разнообразные положения, локальные акты. Официальный сайт может и должен стать местом для размещения Публичного отчета ОУ.

Педагоги. Информационный блок для данной категории пользователей необходимо дифференцировать: для педагогов вашего ОУ и педагогов других школ. Кроме этого можно дифференцировать сообщество педагогов по их методическим объединениям: учителя начальных классов, учителя общественно-гуманитарного цикла, учителя естественно-матема­тического цикла и т. д. Самое важное, чтобы сайт ОУ стал для них точкой входа в единое информационное образовательное пространство. На сайте они должны не только получать информацию, но и позиционировать себя в интернет-сообществе, размещая собственные материалы.

Социальные партнеры. В качестве таких партнеров ОУ могут рассматривать представителей культуры, образования, коммерции, международных проектов. Партнеров, прежде всего, может интересовать статусная информация: достижения школы, насколько сотрудничество с ней будет способствовать повышению статуса самого партнера и т. д.

Таким образом, проектируя школьный сайт, необходимо точно определить тех, кому сайт будет адресован, т. е. пользователей вашего информационного ресурса и четко представить их информационные запросы.

Примерная структура сайта

В структуре школьного сайта выделяются основные и вспомогательные разделы, которые могут располагаться в любом порядке, независимо от порядкового номера. Перечисленные блоки и разделы не предполагают обязательной стопроцентной полноты охвата информации (сайты школ наполняются постепенно, по мере готовности материалов, а также после специальной подготовки их к размещению).

1. Новости.

Раздел содержит краткую информацию о жизни школы и всей областной образовательной системы в целом. Новости на сайте должны обновляться каждый день.

2. Информация об образовательном учреждении (Главная).

Общая информация о школе. Достаточно объемный материал с описанием структуры и основных направлений деятельности. Нормативно-правовая база школы. Информация о каждом ОУ района (города). Гипер­ссылки на ОУ района (города). Гиперссылки на федеральные и областные образовательные сайты, сайты партнеров. Публичный отчет школы.

3. Деятельность образовательного учреждения.

Вводный текст о направлениях деятельности школы и список ссылок на каждый вид деятельности с подробным описанием.

4. Организационная деятельность:

кадровое обеспечение;

  • повышение квалификации;
  • повышение квалификации в области ИКТ;
  • аттестация педагогических кадров.

5. Организационно-методическая деятельность:

  • конференции, семинары, совещания;
  • конкурсы;
  • олимпиады;
  • итоговая аттестация обучающихся;
  • диссеминация.

6. Материалы.

Вводный текст о тех материалах, которые будут размещаться, описание путей поиска нужных материалов. (Возможно структурирование раздела по целевым группам: для директора, для учителя-предметника, для педагога дополнительного образования и т. д.)

7. Приказы:

  • федеральные;
  • региональные;
  • образовательного учреждения.

8. Инструктивно-методические письма.

9. Информационные письма.

10. Методические рекомендации.

11. Учебно-методические материалы.

12. Элективные курсы.

13. Статистические данные.

14. Коллекция цифровых образовательных ресурсов.

15. Проекты.

16. Национальный проект "Образование":

  • документы (федеральные, областные);
  • методические материалы;
  • результаты.

17. Конкурс "Учитель года":

  • школьный тур;
  • районный тур;
  • областной тур;
  • всероссийский тур.

18. Информатизация системы образования:

  • паспорт;
  • актуальность;
  • цель;
  • задачи;
  • результаты.

19. Научно-исследовательская работа в рамках проекта.

20. Методическое сопровождение проекта информатизации системы образования.

21. Дистанционные курсы повышения квалификации.

22. Олимпиады:

  • нормативно-правовая база;
  • график проведения олимпиад;
  • результаты олимпиад.

23. Единый государственный экзамен.

Общая информация.

24. Единый государственный экзамен. Документы:

  • федеральные (демоверсии ЕГЭ, кодификаторы, спецификации);
  • областные (приказы, инструкции, письма).

25. Ученикам.

26. Учителям.

27. Родителям.

28. Выпускникам.

29. Вопросы и ответы ("Горячая линия").

30. Форум.

31. Контакты.

32. Авторы сайта.

Контактная информация о должностных лицах, имеющих отношение к сайту. Ссылки на страницы с контактами. (Каждому контакту создается форма отправки сообщения на электронную почту. В список контактов, а точнее, в конкретный контакт, можно попасть со страниц описания, отделов и т. д. Общий список контактов структурирован по подразделениям.).

Критерием, по которому можно определить, хорошо ли организован (структурирован) ваш сайт, является то, насколько легко пользователи смогут получить нужную информацию. При переходе по страницам сайта должно соблюдаться правило двух щелчков (т. е. нежелательно, чтобы посетителю сайта приходилось переходить более чем по двум гиперссылкам для открытия необходимой страницы).

Основные материалы сайта должны быть интересны всем его посетителям. Узкие профессиональные проблемы следует обсуждать в закрытых разделах сайта или на специально организованных форумах.

Требования к размещаемым материалам

Особые требования предъявляются к материалам, размещаемым на сайте. Необходимо придерживаться следующих принципов написания текстов:

1. Лаконичность: используйте небольшие предложения и абзацы. Сам материал должен "весить" максимум 5 кб.

2. Структурированность: используйте небольшие главки по 5–6 абзацев. Сначала введение, затем оглавление, потом собственно главки. Отдельные главки, если их много или они большие, размещайте на разных страницах. Используйте маркированные и нумерованные абзацы.

3. Концентрированность: каждый абзац должен выражать одну мысль. Что это за мысль, должно быть понятно из его первой фразы, а о чем статья – из первой фразы статьи.

4. Объемность: используйте гиперссылки внутри текста статьи на предыдущие материалы, материалы по теме и т. д. Делайте подборку ссылок на сайты (материалы), где содержится дополнительная информация.

5. Нейтральность: не используйте части речи в превосходной степени. Это мешает пользователю и раздражает его. Старайтесь не использовать каламбуры, подтекст и т. п.

Навигация сайта должна быть сквозной, чтобы карта сайта, поиск и перечень основных его разделов были доступны с любой страницы.

Существует ряд факторов, благодаря которым пользователи возвращаются на сайт:

  • качественное содержание;
  • частые обновления;
  • минимальное время загрузки;
  • простота пользования;
  • соответствие потребностям пользователя;
  • уникальность;
  • ориентированная на Интернет корпоративная культура.

Сопровождение и развитие сайта

Важнейшим этапом после создания сайта является его сопровождение и развитие. Для этого в школе должна быть организована специальная группа поддержки сайта.

Сбором и сортировкой всей информации, которую предполагается разместить, необходимо заниматься регулярно. Успешность школьного сайта зависит от:

  • команды, которая работает над проектом;
  • материалов, которые размещаются;
  • адекватности и частоты обновления размещаемой информации.

В решении данной задачи значима роль руководителя проекта. Он может ничего не понимать в технологии (серверах, хостингах и т. д. – для этого есть специалисты), главное – чтобы он смог организовать достаточно непростую деятельность команды по работе над школьным сайтом. Важна не специализация данного человека и не знания по предмету, а его креативность, организаторские способности, отношения с участниками единого информационного образовательного пространства.

С целью обеспечения достоверности, своевременности предоставления и обновления материалов по каждому разделу web-сайта издается приказ по ОУ, в котором назначаются ответственные за разделы (из членов педагогического коллектива) и прописывается циклограмма сопровождения официального web-сайта.

Сайт включает в себя нормативную и вариативную информацию. В качестве нормативной составляющей обычно выступает информационный комплекс, который у каждой общеобразовательной школы одинаков: общая информация (координаты, правила приема, профиль и направленность обучения) и документы, регламентирующие деятельность учреждения (устав, образовательная программа, учебный план, программа развития).

Одновременно с этими материалами важно разместить вариативный блок, присущий только вашему ОУ. Отсутствие такого блока свидетельствует о безликости школы и, как следствие, непривлекательности школьного сайта для посетителей.

С увеличением числа разделов и расширением охвата направлений деятельности, возможно выделение закрытых разделов сайта, обслуживающих профессиональные информационные потребности работников образования (учителей, администрации), родителей, учеников, технических работников и т. п.

Школьные сайты можно использовать для проведения виртуальных семинаров, круглых столов, конференций, дистанционного обучения, повышения квалификации, сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие в данном случае определяется как среда, в которой любое ОУ или педагог могут взаимодействовать с любым учреждением или педагогом по вопросам совместной работы.

На официальном сайте школы в обязательном порядке должны быть размещены документы, определяющие социальные гарантии участников образовательного процесса (права ребенка, родителей, учителя, представителя администрации), информация о законах и постановлениях, касающихся сферы образования и т. п.

Важным звеном сайта школы является раздел Вопросы и ответы ("Горячая линия"), который позволяет родителям, учителям и всем желающим задавать вопросы, касающиеся организации учебной и трудовой деятельности. При оперативной реакции на них будут устранены многие проблемы в отношениях участников образовательного процесса.

Новости и интересные события в жизни ОУ, в т. ч. презентации учащихся и учителей, их идей, проектов, творчества и т. п., также должны быть отражены на страницах сайта.

Дальнейшее развитие официального сайта школы может быть связано с различными факторами:

  • с возложением на сайт дополнительных функций;
  • появлением и оформлением новых оригинальных идей;
  • расширением круга посетителей (т. е. с успешным продвижением);
  • участием в различных образовательных, в т. ч. международных, проектах.

Подводя итоги, можно отметить, что стремительное возрастание роли Интернета в жизни современного общества и превращение его в средство массовой коммуникации заставляет по-новому отнестись к возможности использования этой Всемирной сети и в сфере образования.

Нормативные документы

Постановление Правительства РФ от 28.08.2001 № 630 «О Федеральной целевой программе "Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)"» (ред. от 06.09.2004)

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль