Мониторинг качества воспитательно-образовательного процесса

90948

Важно! В конце статьи представлен видеосеминар на тему «Государственный контроль (надзор) в сфере образования»

Вопросы качества образовательного процесса сегодня актуальны не только для школы, но и для дошкольного воспитания. Поэтому так необходима система оценки качества усвоения детьми программы обучения в детском саду – универсальная форма хранения и обработки полученных результатов. Автор статьи предлагает рассмотреть наиболее удачные, на его взгляд, диагностические журналы "Оценка знаний, умений и ­навыков".

От того, какие знания, умения и навыки получит ребенок в детском саду, насколько грамотно он сможет их применять в изменяющихся жизненных условиях, во многом зависит успешность его обучения в первом классе.

Система аттестации педагогических работников, переход на новую систему оплаты труда также способствуют отслеживанию качества образовательной деятельности. При оформлении аттестационного портфолио одним из критериев оценки деятельности воспитателя является выполнение педагогом принятой в ДОУ образовательной программы.

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 16 "Дюймовочка"» работает по Программе обучения и воспитания в детском саду М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

В начале учебного года педагоги каждой группы получают журнал, который состоит из соответствующих разделов принятой в ДОУ программы. Воспитатели оценивают успешность выполнения только тех разделов программы, по которым ведут занятия. Специалисты – музыкальные руководители, инструктор физического воспитания, педагог дополнительного образования – оформляют результаты диагностики в отдельных журналах. Такая форма обобщения результатов работы удобна при непосредственном проведении диагностики – заполнении таблиц, составлении аттестационного портфолио конкретного педагога.

Диагностика осуществляется в начале и конце учебного года (при необходимости может быть проведена промежуточная диагностика в середине года). По всем разделам программы для каждой возрастной группы нами определены критерии оценки на основе содержания комплексной Программы воспитания и обучения в детском саду. Это знания, умения, навыки, которыми должны овладеть дети к концу учебного года. В качестве примера ниже приведены критерии оценки элементарных математических способностей и речевого развития детей второй младшей, средней, старшей и подготовительной групп.

Усвоение программного материала определяется по трехбалльной системе:

  • ребенок самостоятельно справляется с заданием – 3 балла;
  • ребенок справляется с заданием с незначительной помощью взрослого – 2 балла;
  • ребенок справляется с заданием только с помощью взрослого – 1 балл.

Диагностика не требует проведения специального исследования или выполнения детьми контрольных заданий. Педагоги оценивают успешность усвоения программного материала, наблюдая за воспитанниками на занятиях и в их свободной деятельности. Данные заносятся в таблицы по каждому разделу программы. В них отражены успехи каждого ребенка группы.

Примеры таблиц для подготовительной группы по разделам "Речевое развитие", "Окружающий мир", "Развитие элементарных математических представлений" приведены далее. Таким образом, педагоги видят, на что следует обращать особое внимание при планировании воспитательно­-образо­вательного процесса, как строить индивидуальную работу с детьми.

Определение среднего балла

Мониторинг качества воспитательно-образовательного процесса

где А – сумма итоговых баллов каждого ребенка;

В – число детей;

С – число критериев раздела.

Данные по каждому разделу заносятся в сводную таблицу. Это количественный и качественный анализ выполнения программных требований, средний балл на начало и конец учебного года, который определяется как деление суммы итогового показателя на число критериев.

Например, если по разделу "Окружающий мир" в первой младшей группе на начало учебного года общая сумма баллов, набранных всеми детьми, составила 72 балла, ее необходимо разделить на число детей (15 человек) и число критериев по данному разделу (3 критерия). Средний балл выполнения программы по данному разделу равен 1,6. На конец учебного года этот показатель составил 2,6, что определят положительную динамику.

Определение среднего показателя выполнения программных требований, оформление сводной таблицы ЗУН по дошкольному учреждению позволяет сравнивать успехи работы в параллельных возрастных группах, оценивать результаты по каждому разделу программы всего детского сада в целом.

Данная форма обработки педагогической диагностики дает возможность оценить качество работы отдельного педагога и определить положительные изменения в работе всего ДОУ. Так, итоги диагностики прошедшего учебного года показали, что "западающим звеном" работы педагогов детского сада является раздел программы "Художественно-эстетическое воспитание" – средний балл составил 2,6 (самый низкий показатель выполнения комплексной программы).

Поэтому одной из годовых задач работы дошкольного учреждения стало совершенствование данного направления в рамках общей стратеги развития ДОУ .

Таким образом, система оценки качества организации воспитательно-образовательного процесса позволяет:

  • проследить динамику развития каждого ребенка;
  • оценить успешность усвоения принятой в ДОУ образовательной программы;
  • определить перспективы, направления работы педагогического коллектива детского сада. 

Критерии оценки развития элементарных математических способностей детей второй младшей группы

Таблица
Скачать в .docx

Критерии

Количество баллов

Ребенок находит в окружающей обстановке один и много предметов. Сравнивает группы предметов, используя приемы наложения и приложения. Определяет, каких предметов больше (меньше). Сравнивает два предмета, разных по величине (длине, высоте). Определяет, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже)

3

Называет и показывает все с затруднениями, справляется с заданием с незначительной помощью взрослого

2

Частично справляется с задачами с помощью взрослого

1

Полностью не справляется с заданиями

0

Общий балл:

  • высокий –10–15;
  • средний – 6–9;
  • низкий – 0–5.

Диагностическая таблица оценки элементарных математических способностей детей второй младшей группы МДОУ «Дюймовочка»

Таблица
Скачать в .docx

Фамилия, имя
ребенка

Количество – один, много и т. д.

Сравнения по величине

Различия формы

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Итог

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Примечание. 1 – начало года; 2 – конец года.

Критерии оценки развития элементарных математических способностей детей средней группы

Таблица
Скачать в .docx

Критерии

Количество баллов

Ребенок считает в пределах пяти (количественный и порядковый счет), отвечает на вопросы: "Сколько всего?", "Который по счету?". Сравнивает две группы предметов, раскладывает их в возрастном порядке, по длине и высоте.
Различает и называет треугольник, круг, квадрат, шар, куб, цилиндр. Знает их характерные отличия. Определяет части суток. Определяет направления движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз). Сравнивает 3–5 предметов разной величины, раскладывая их в возрастающем порядке по длине (ширине, высоте). Различает левую и правую руку

3

Называет и показывает все с затруднениями, справляется с заданиями с незначительной помощью взрослого

2

Частично справляется с заданиями с помощью взрослого

1

Полностью не справляется с заданиями

0

Общий балл:

  • высокий – 11–15;
  • средний – 6–10;
  • низкий – 0–5.

Диагностическая таблица оценки элементарных математических способностей детей средней группы МДОУ «Дюймовочка»

Таблица
Скачать в .docx

Фамилия, имя ребенка

Количество – один, много и т. д.

Величина

Геометрические фигуры

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Итог

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Примечание. 1 – начало года; 2 – конец года.

Критерии оценки развития элементарных математических способностей детей старшей группы

Таблица
Скачать в .docx

Критерии

Количество баллов

Ребенок выделяет составные части группы предметов, считает (отсчитывает в пределах 10), правильно пользуется количественными и порядковыми числительными, сравнивает предметы, рядом стоящие числа в пределах 10.
Сравнивает предметы разной величины, различает форму предметов, обозначает словом свое местонахождение среди предметов и людей, называет последовательно части суток, называет текущий день недели

3

Считает в пределах 10, различает форму предметов, сравнивает рядом стоящие числа в пределах 10, сравнивает предметы разной величины с помощью взрослого и наводящих ­вопросов

2

Выполняет все пункты с помощью взрослого и наводящих вопросов

1

Отказывается от ответов

0

Общий балл:

  • высокий – 11–15;
  • средний – 6–10;
  • низкий – 1–5.

Диагностическая таблица оценки элементарных математических способностей детей старшей группы МДОУ «Дюймовочка»

Таблица
Скачать в .docx

Фамилия, имя ребенка

Количество, счет

Величина

Форма

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Итог

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Примечание. 1 – начало года; 2 – конец года.

Критерии оценки развития элементарных математических способностей детей подготовительной группы

Таблица
Скачать в .docx

Критерии

Количество баллов

Ребенок выделяет основные части групп и предметов, признаки различия и сходства, считает в пределах 10. Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными. Отвечает на вопрос: "Сколько? Который по счету?". Сравнивает рядом стоящие числа, различает формы предметов, называет части суток, дни недели

3

Умеет объяснять группы предметов, считает до 10, называет числа в прямом и обратном порядке, затрудняется решать задачи в одном действии, ориентируется во времени, пространстве, но с помощью взрослого

2

Называет предмет (явление), но со значительной помощью взрослого. Имеет слабое представление о порядковом и количественном счете, не устанавливает связь между величинами, не определяет геометрической формы, слабо ориентируется во времени и пространстве

1

Не реагирует на вопросы, отказывается от ответов

0

Общий балл:

  • высокий – 11–15;
  • средний – 6–10;
  • низкий – 1–5.

Диагностическая таблица оценки элементарных математических способностей детей подготовительной группы МДОУ «Дюймовочка»

Таблица
Скачать в .docx

Фамилия, имя ребенка

Количество, счет

Величина

Форма

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Итог

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Примечание. 1 – начало года; 2 – конец года.

Критерии оценки речевого развития детей второй младшей группы

Таблица
Скачать в .docx

Критерии

Количество баллов

Ребенок по своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказывает о том, что видел, куда ходил, что случилось. Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, ­касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами. С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценирует отрывки из знакомых сказок

3

Отвечает на вопросы о ближайшем окружении с незначительной помощью взрослого

2

Частично справляется с задачами при помощи взрослого

1

Отказывается от выполнения заданий

0

Общий балл:

  • высокий – 9–12;
  • средний – 5–8;
  • низкий – 0–4.

Диагностическая таблица оценки речевого развития детей младшей группы МДОУ «Дюймовочка»

Таблица
Скачать в .docx

Фамилия, имя ребенка

Внимательное слушание стихов, сказок

Чтение наизусть небольших стихов

Ответы на вопросы с использованием всех частей речи

Инсценировка отрывков (настольный театр)

Итог

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Примечание. 1 – начало года; 2 – конец года.

Критерии оценки речевого развития детей средней группы

Таблица
Скачать в .docx

Критерии

Количество баллов

Ребенок активно употребляет слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические ­качества, разнообразные свойства и качества предметов. Выделяет первый звук в слове. ­Употребляет сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Подробно, с детализацией и повторами рассказывает о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого ­повторяет образы описания игрушки, инсценирует отрывки из знакомых произведений. ­Активно сопровождает речью свою деятельность

3

Справляется со всеми заданиями с незначительной помощью взрослого

2

Частично справляется с заданиями при помощи взрослого

1

Полностью не справляется с заданиями

0

Общий балл:

  • высокий – 14–18;
  • средний – 8–13;
  • низкий – 0–7.

Диагностическая таблица оценки речевого развития детей средней группы МДОУ «Дюймовочка»

Таблица
Скачать в .docx

Фамилия, имя ребенка

Словарный запас

Повторение предложений

Ответы  на вопросы

Умение поделиться информацией

Внимательное слушание небольших рассказов без наглядных пособий

Речь как средство общения со сверстниками

Итог

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Примечание. 1 – начало года; 2 – конец года.

Критерии оценки речевого развития детей старшей группы

Таблица
Скачать в .docx

Критерии

Количество баллов

Ребенок объясняет правила игры, аргументировано оценивает ответы, высказывания сверстников, употребляет сложные предложения разных видов. При пересказе пользуется прямой и косвенной речью, самостоятельно составляет по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картинке, набору картинок. Сочиняет концовки к сказкам, последовательно без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения, определяет место звука в слове. Подбирает к существительному несколько прилагательных, заменяет одно слово другим со сходным значением

3

Объясняет правила игры, аргументировано оценивает ответы, высказывания сверстников, употребляет сложные предложения разных видов с помощью наводящих вопросов воспитателя. Самостоятельно составляет по образцу рассказы, сочиняет концовки к сказкам, пересказывает произведения. Определяет место звука в слове, подбирает к существительному несколько прилагательных при помощи наводящих вопросов, с помощью вопросов употребляет слова, относящиеся к миру взаимоотношений

2

Выполняет все пункты с помощью взрослого и наводящих вопросов

1

Отказывается от ответов

0

Общий балл:

  • высокий – 14–18;

  • средний – 8–15;

  • низкий – 1–7.

Диагностическая таблица оценки речевого развития детей старшей группы МДОУ «Дюймовочка»

Таблица
Скачать в .docx

Фамилия, имя ребенка

Формирование словаря

Звуковая культура речи

Грамматический строй речи

Связная речь

Итог

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Примечание. 1 – начало года; 2 – конец года.

Критерии оценки речевого развития детей подготовительной группы

Таблица
Скачать в .docx

Критерии

Количество баллов

Ребенок доступно объясняет правила игры, аргументировано оценивает ответ, употребляет сложные предложения разных видов, самостоятельно составляет рассказы по образу, пересказывает небольшие литературные произведения, при разговоре пользуется прямой и косвенной речью, определяет место звука в слове на слух

3

Объясняет правила игры, оценивает ответ, употребляя сложные предложения, составляет рассказы с помощью взрослого

2

Затрудняется объяснить правила игры, употребляет простые предложения в речи, составляет рассказы по образу с помощью взрослого и наглядности

1

Отказывается от общения

0

Общий балл:

  • высокий – 13–18;
  • средний – 6–12;
  • низкий – 1–5.

Диагностическая таблица оценки речевого развития детей подготовительной группы МДОУ «Дюймовочка»

Таблица
Скачать в .docx

Фамилия, имя ребенка

Объяснение правил игры

Составление рассказа по образу

Определение места звука в слове

Связь существительных с прилагательными

Употребление слов, относящихся к сфере человеческих взаимоотношений

Итог

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Примечание. 1 – начало года; 2 – конец года.

Диагностика речевого развития воспитанников МДОУ «Дюймовочка»

Таблица
Скачать в .docx

Фамилия, имя ребенка

Объяснение правил игры

Составление рассказа по образцу

Определение места звука в слове

Связь существительного с прилагательным

Употребление слов, относящихся к сфере человеческих взаимоотношений

Итог

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Примечание. 1 – начало года; 2 – конец года.

Таблица
Скачать в .docx

Уровень

Начало года, %

Конец года, %

Высокий

Средний

Низкий

Таблица
Скачать в .docx

Начало года

Конец года

Средний балл

 Подпись воспитателей _______________

Диагностика развития элементарных математических представлений воспитанников МДОУ «Дюймовочка»

Таблица
Скачать в .docx

Фамилия, имя ребенка

Количество, счет

Величина

Форма

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Итог

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Примечание. 1 – начало года; 2 – конец года.

Таблица
Скачать в .docx

Уровень

Начало года, %

Конец года, %

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

Конец года

Средний балл

Подпись воспитателей _______________

Диагностика знаний воспитанников МДОУ «Дюймовочка» по разделу «Окружающий мир»

Таблица
Скачать в .docx

Фамилия, имя ребенка

Семья

Детский сад

Родная страна

Наша планета

Наша армия

Труд взрослых

Итог

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

 Примечание. 1 – начало года; 2 – конец года.

Таблица
Скачать в .docx

Уровень

Начало года, %

Конец года, %

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

Конец года

Средний балл

Подпись воспитателей _______________

Сводная таблица результатов диагностики воспитанников МДОУ «Дюймовочка»

Таблица
Скачать в .docx

Группа

Педагоги (Ф.И.О.)

Разделы программы

Двигательные умения

Речевое  развитие

ФЭМП

Окружающий мир

Рисование

Изобразительная деятельность

Музыкальное воспитание

Средний балл выполнения ЗУН

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Первая младшая

1,2

2,5

1,1

1,9

1

2,6

1

2,5

1

2,5

1,1

2,6

1,1

2,4

Вторая младшая "А"

1,6

2,6

1,4

2,3

1,2

2,0

1,3

2,5

1

2,6

1

2,6

1,4

2,5

1,5

2,5

Вторая младшая "Б"

1,6

2,7

1,2

2,2

1

1,9

1,2

1,8

1

2,4

1

2,4

1,1

2,8

1,2

2,3

Средняя "А"

1,6

2,7

2,3

2,7

1,8

2,6

1,9

2,2

1,6

2,7

1,6

2,6

1,6

2,5

1,8

2,6

Средняя "Б"

1,4

2,6

2

2,7

1,7

2,5

1,8

2,5

1,4

2,6

1,9

2,8

1,7

2,7

1,7

2,6

Старшая "А"

1,7

2,7

1,7

2,5

1,7

2,6

1,8

2,7

1,6

2,7

1,7

2,7

1,8

2,8

1,7

2,7

Старшая "Б"

1,8

2,7

1,8

2,7

1,8

2,7

1,9

2,7

2,1

2,6

1,4

2,8

2,1

2,7

1,8

2,7

Старшая

логопедическая

2

2,6

1,7

2,7

1,8

2,8

1,9

2,8

1,5

2,7

1,7

2,5

1,8

2,7

Подготовительная

2,4

2,8

2,0

2,8

2,5

2,9

2,2

2,8

2,2

2,8

2,5

2,7

2,2

2,8

2,6

2,8

Подготовительная
логопедическая

2,3

2,9

1,8

2,9

1,5

2,8

2,3

2,9

1,3

2,9

1,7

2,7

1,5

2,8

Итог

1,6

2,7

1,8

2,6

1,7

2,7

1,7

1,6

2,7

1,5

2,7

1,6

2,7

1,7

2,6

О.М. Баранникова,
старший воспитатель МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 16 "Дюймовочка" г. Саяногорска Республики ­Хакасия

Подпишитесь на журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения"!

​Читайте также по теме мониторинга образовательно-воспитательного процесса:

Государственный контроль (надзор) в сфере образования

Нина Ладнушкина, канд. пед. наук, доц. кафедры международного права и прав человека юридического института ГВОУ ВО МГПУ, почетный работник образования РФ



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль