Отличие программы развития образовательного учреждения от образовательной программы

4865

Чем программа развития должна отличаться от образовательной программы, уже традиционной для образовательного учреждения? Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" точного ответа на этот вопрос не дает.

Вследствие отсутствия нормативных требований к структуре и содержанию образовательной программы и ее однозначного определения содержательное наполнение данного понятия отличается бесконечным разнообразием. Приведем наиболее распространенные толкования.
Образовательная программа – это: 

  • документ, в котором фиксируются и логически, аргументированно представляются цель учебного процесса, тематический и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения;
  • нормативный текст, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программы, педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата;
  • индивидуальный образовательный маршрут обучающегося (воспитанника), при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, в соответствии со стандартом, гарантированным этой программой;
  • совокупность учебных, досуговых и других программ, отвечающих образовательным потребностям ребенка, направленных на его самореализацию, достижение им определенного уровня образованности, гармоничного развития и адаптации в социальной среде и др.

В связи с отсутствием однозначного определения образовательной программы в практике образовательного учреждения до настоящего времени одновременно существовало несколько вариантов различения этих документов (таблица).

Таблица

Варианты различения образовательной программы и программы развития образовательного учреждения

Образовательная программа и программа развития – два отдельных документа:

Образовательная программа и программа развития – один документ в рамках общих концепций и целей:

Образовательная программа отражает только особенности функционирования образовательного учреждения (учебный план, специфику образовательного процесса), а программа развития – только развитие (стратегию развития и ее поэтапную реализацию)

Программа развития – часть (отдельный модуль) образовательной программы как документа, обязательного для образовательного учреждения

Образовательная программа отражает системные изменения, программа развития – локальные изменения

Образовательная программа содержит отдельные модули программы развития, "пронизана" общей концепцией развития, основывается на ней и раскрывает ее

Появление Федерального закона от 01.12.2007 № 309 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" наконец решает проблему нормативного закрепления структуры и содержания образовательной программы на примере школы.

Законом вводятся три понятия:
1. "Примерная основная образовательная программа", разрабатываемая и предлагаемая для системы общего образования государством в виде совокупности:
– базисного (примерного) учебного плана;
– примерных программ курсов, предметов, дисциплин (модулей) с учетом уровня и ступени образования.
2. "Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения", которая разрабатывается образовательным учреждением и включает в себя:

  • требования к результатам подготовки выпускников;
  • учебный план;
  • рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
  • перечень используемых учебников и средств обучения и воспитания;
  • методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

3. "Дополнительная образовательная программа", направленная на реализацию потребностей и запросов обучающихся и включающая рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) системы дополнительного образования.

Такое нормативное определение "Основной образовательной программы общеобразовательного учреждения" решает проблему различения программ:

1. Образовательная программа отражает только особенности функционирования образовательного учреждения (специфику образовательного процесса – конечно же, не в отрыве от миссии и приоритетных целей развития учреждения).

2. Программа развития детского сада является стратегическим планом образовательного учреждения (стратегия развития учреждения и программа ее реализации)

Разработка образовательной программы детского сада может быть одной из задач или мероприятий программы развития дошкольного образовательного учреждения. В данном случае необходимо руководствоваться Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 29.11.2009 № 655

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль