Как выбрать образовательную программу ДОУ: комплексные и парциальные программы в ДОУ по ФГОС

19753

Парциальные программы в ДОУ по ФГОС: современные требования

На современном этапе дошкольное образование меняется в своей содержательной части, а потому требует вариативности и комплексности, что, соответственно, возлагает огромную ответственность на коллектив детского сада за реализацию, разработку и выбор образовательных программ, включая парциальные программы в ДОУ по ФГОС.  Перед началом разработки образовательных программ в ДОУ, следует ознакомиться с законодательными и нормативными актами, которые регламентируют образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях, изучить методическую и педагогическую литературу. 

Как выбрать образовательную программу ДОУ: комплексные и парциальные программы в ДОУ по ФГОС

Содержание организационно-педагогических условий определяют качество образования в ДОУ и эффективность управления детским садом. Данные условия способствуют эффективности воспитательно-образовательной работы с воспитанниками, с учетом требований нового времени: 

  • формирование развивающей среды, которая отвечает задачам и целям процесса образования в детском саду;
  • использование развивающих методов обучения (проблемных, частично-поисковых, исследовательских);
  • задействование творческого и личностного потенциала, педагогического опыта каждого воспитателя и всего педколлектива ДОУ в целом;
  • управленческий контроль за педагогической деятельностью (мотивация, адаптация, корректирующие мероприятия и действия);
  • использование парциальных и комплексных программы, достижение адаптированности их к специфике образовательной деятельности в ДОУ. 

Как выбрать образовательную программу ДОУ: комплексные и парциальные программы в ДОУ по ФГОС

Комплексные образовательные программы ДОУ и парциальные программы в ДОУ по ФГОС

Над разработкой современных образовательных программ дошкольного образования работали авторы, которые использовали специфику управленческого процесса, отечественную образовательную практику, достижения психолого-педагогической науки. Руководителям и воспитателям в ДОУ нередко сложно выбрать и оценить подходящие комплексные и парциальные программы в ДОУ по ФГОС. От выбора программы во многом зависит качество управления образовательным учреждением, потому важно уметь делать обоснованный выбор. 

Виды дошкольных образовательных учреждений:

  • Детский сад, реализующий основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
  • Детский сад для детей раннего возраста;
  • Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста;
  • Детский сад присмотра и оздоровления;
  • Детский сад компенсирующего вида;
  • Детский сад комбинированного вида;
  • Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей;
  • Центр развития ребенка – детский сад.

Вид дошкольного образовательного учреждения во многом определяет вид предпочтительных образовательных программ. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666, регламентирует восемь видов ДОУ. Этот документ закрепляет право детского сада на самостоятельный выбор образовательных программ. В П.21 Положения указано, что образовательная программа ДОУ определяет содержание процесса образования.

Комплексные или парциальные программы в ДОУ по ФГОС составляются, утверждаются и осуществляются согласно требованиям федерального государственного стандарта, диктующего требования к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ, учитывая при этом возможности и психофизическое развитие детей.

Согласно ст. 9 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266­1 "Об образовании" также выделено несколько видов образовательных программ дошкольного образования. 

Как выбрать образовательную программу ДОУ: комплексные и парциальные программы в ДОУ по ФГОС

Образовательные программы дошкольного образования: парциальные программы ДОУ по ФГОС

В образовательной программе дошкольного образования содержатся сведения об обучении и воспитании дошкольников. Документ ставит основной целью достижение результатов образования, которые регламентированы федеральными государственными требованиями, он направлен на интеграцию потребностей в образовании всех участников образовательного процесса.  Общеобразовательная программа, как и парциальная программа ДОУ по ФГОС, является комплексом дополнительных и основных программ, согласно приоритетным направлением деятельности дошкольного учреж­дения. Дополнительные и основные программы – это авторские программы в детском саду, которые создаются усилиями конкретных авторов или трудовых коллективов.

Среди основных программ дошкольного образования выделяют комплексные и парциальные программы ДОУ по ФГОС, авторские программы в детском саду.  

Цель общеобразовательной программы – решение задач создания общей культуры личности, основы для осознанного выбора, адаптации к жизни в обществе, освоения профессиональных образовательных программ.

В.М. Полонский

Комплексная программа подразумевает всестороннее развитие дошкольника.

Образовательные программы, реализуемые в Российской Федерации

  • общеобразовательные (основные):
  • дошкольного образования;
  • начального общего образования;
  • основного общего образования;
  • среднего (полного) общего образования;
  • общеобразовательные (дополнительные);
  • профессиональные (основные и дополнительные).

Парциальная программа акцентирует внимание на одном или нескольких сферах развития дошкольника. Парциальные программы ДОУ по ФГОС реализуются в рамках основной образовательной деятельности дошкольного учреж­дения.

Дополнительные программы не могут заменять собой или реализовываться в контексте основной программы в то время, которое было отведено на основные образовательные программы ДОУ. Изредка роль дополнительных программ могут выполнять парциальные. Все образовательные программы в детских садах подразумевает многочисленные виды детской деятельности в ДОУ по ФГОС, учитывают их возрастные особенности и возможности, акцентирую внимание на индивидуальном подходе к детям, обеспечении охраны здоровья и оптимальной учебной нагрузки. 

Основные программы регламентируют спектр развивающих задач, аспекты содержания образовательного процесса в контексте реализации основных образовательных услуг.

О.А. Соломенникова

Согласно п. 5 ст. 14 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266­1 "Об образовании" содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных образовательных программ. Она должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

Дополнительные программы – программы по одному или нескольким направлениям для оказания дополнительных услуг (как платных, так и на бюджетной основе) за рамками основных образовательных программ в студиях, кружках, секциях и т. д.

О.А. Соломенникова

Следовательно, стоит выбирать комплексные и парциальные программы в ДОУ по ФГОС, учитывая поставленные цели и задачи, задав приоритетные направления деятельности детского сада, а также кадрового состава и квалификации педагогов, образовательной развивающей среды. Если программы не прошли экспертизу на федеральном, региональном или муниципальном уровне, они не допускаются к реализации.

После выбор образовательных программ, решение о внедрении их в работу детского сада принимается на педсовете. Те программы, которые будут одобрены, следует внести в локальные акты ДОУ (образовательную программу и устав ДОУ), утвердить организационный раздел программы ДОУ. После этого учреждению нужно получить лицензию на реализацию образовательной деятельности, в которой должен быть весь перечень реализуемых образовательных программ. Последним этапом является государственная аккредитация образовательных программ, в которой указывают уровень и направленность реализуемой в учреждении общеобразовательной программы.

Дополнительно:



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль