Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания детей

7022
Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания детей

Авторы:
Т.В. Кротова, канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета
Н.Р. Шестопалова, воспитатель

Трудовое воспитание является неотъемлемой частью семейного воспитания. О значении приобщения ребенка к труду сказано немало. Самое главное - труд воздействует на становление личности. Прогрессивные мыслители, педагоги и общественные деятели подчеркивали, что вне труда невозможно сформировать основополагающие качества личности. Разные исследователи отмечали, что подготовка подрастающего поколения к труду - естественная часть общего образования, неотрывно связанная с его содержанием.

В традиционном аграрном обществе ребенок с ранних лет был естественно вовлечен в трудовую жизнь семьи. В современном информационном обществе иные реалии: период детства затягивается, а начало трудовой деятельности, особенно в городах, откладывается. Общество столкнулось с такими проблемами, как недостаточная самостоятельность подрастающего поколения, сложности с профориентацией, отсутствие готовности к длительному напряженному труду, стремление к красивой «киношной» жизни, низкий уровень ответственности. При этом тенденции развития общества и современных технологий требуют воспитания человека образованного, активного, способного нестандартно мыслить, готового к грамотному преобразованию мира и самого себя.

Труд облагораживает человека. (В. Г. Белинский)
Неусыпный труд все препятствия преодолевает. (М.В. Ломоносов)
Истинное сокровище для людей - умение трудиться. (Эзоп)
Жить - значит работать. Труд есть жизнь человека. (Вольтер)

Справляется ли сегодня семья с функцией первоначального трудового воспитания? Каковы особенности трудового воспитания ребенка дошкольного возраста в современной семье?

Опрос и беседа по теме "Особенности трудового воспитания в современной семье", проведенные среди родителей детей старшего дошкольного возраста, показали следующие результаты (Исследование проводилось на базе ДОО г. Москвы).

Так, все родители убеждены в значимости трудового воспитания ребенка, поскольку в дальнейшем его ждет трудовая деятельность и в семье, и в профессиональной сфере.

Согласно ст. 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ педагогические работники обязаны "развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни
в условиях современного мира"/

По мнению чуть более половины опрошенных родителей, желание ребенка трудиться определяется наследственностью, а оставшиеся 39% считают, что воспитанием. Четверть родителей считают, что приучать к труду надо «с раннего детства», еще одна четверть респондентов полагают, что «торопиться не нужно, успеет еще натрудиться», остальные колеблются с ответом, выбирая в промежутке между «где-то в дошкольном возрасте» и «непосредственно перед школой».
В половине опрошенных семей трудовое воспитание осуществляется систематически, и ребенок имеет постоянные трудовые обязанности. При этом в 60% семей дети выполняют лишь отдельные трудовые поручения, и только в 40% семей они имеют постоянные трудовые обязанности.
Ровно половина опрошенных родителей убеждены, что они имеют представления о том, какие трудовые навыки должны быть у ребенка. Из перечня сформированных у детей старшего дошкольного возраста трудовых навыков родители выделили: умение вымыть посуду (39%), привести в порядок обувь (43%), навыки самообслуживания (89%).

Не все виды труда охвачены в процессе трудового воспитания, в некоторых семьях ребенок участвует только в самообслуживании. Говоря о содержании трудового воспитания в семье, родители выделили:

  • самообслуживание (приучаем "убирать за собой игрушки", "аккуратно убирать вещи', "стирать свои платочки и носки", "убирать свою постель" и т. д.) - 100%;
  • хозяйственно-бытовой труд ("помогает на кухне", "вместе с папой занимается мелким ремонтом", "любит пылесосить вместе с мамой") - 54%;
  • труд на природе ("помогает бабушке на даче", "вместе ухаживаем за цветами", "гуляем вместе с собакой", "помогает кормить собаку (кошку, попугая)", "помогает убирать клетку хомячка") - 32%.

Большинство родителей (64%) в целом довольны помощью ребенка по дому, но примерно равное количество родителей как довольны, так и недовольны проявлением трудолюбия у собственных детей.

Вопрос о методах трудового воспитания в семье вызвал у родителей затруднения. Только 28% из них указали собственный пример в качестве основного метода трудового воспитания. 37% родителей говорили о наказаниях или поощрениях: "ругаю, если игрушки оставляет неубранными", "если навел порядок, даю конфету", "мы сейчас начали договариваться с дочкой: если игрушки в порядке всю неделю, то что-нибудь покупаю из того, что она просит".

Остальные из опрошенных родителей не смогли дать ответ на этот вопрос. На уточняющие вопросы, например, читают ли детям литературу, в которой делается акцент на трудовых навыках, качествах человека-труженика, были получены только отрицательные ответы родителей. И лишь 43% родителей считают себя примером трудолюбия для собственного ребенка.

Таким образом, результаты опроса и беседы показывают, что трудовому воспитанию в современных семьях не отводится ключевая роль. Теоретически родители считают этот процесс важным, но сконцентрированы скорее на подготовке ребенка к школе. При этом не осознается тот факт, что трудовое воспитание может выступать эффективной частью подготовки ребенка к школе.

Примерно в половине из опрошенных семей родители затрудняются определить содержание, формы, методы трудового воспитания, охарактеризовать трудовые навыки детей. Основными формами трудового воспитания в семье являются трудовые поручения, труд детей не систематичен, родители не концентрируют их внимание на труде взрослых, недостаточно вовлекают в него. Содержание трудового воспитания сужено, зачастую ограничивается самообслуживанием. Тогда как в семье существуют объективные возможности для расширения содержания трудового воспитания по сравнению с трудовым воспитанием в ДОУ.

Помощь семье в этом вопросе призваны оказывать образовательные организации. Но грамотное трудовое воспитание, равно как и любое другое, возможно только при объединении усилий. Процесс трудового воспитания в семье и детском саду имеет свою специфику. Анализ литературы позволил выделить различия (приложение 1), главное из которых заключается в том, что для семейного воспитания характерно не плановое, а жизненное, процессное участие ребенка в труде.
Основным педагогическим условием трудового воспитания в современной семье, на которое обращают внимание специалисты, является систематическая трудовая деятельность детей дома. Она призвана способствовать развитию в ребенке таких личностных качеств, как ответственность, опрятность, уважение к труду, которые разовьются в трудовое сознание, будут содействовать появлению трудолюбия, формированию умений и навыков, необходимых для дальнейшей трудовой деятельности.

Влияние семьи на трудовое воспитание ребенка заключается в выработке трудолюбия, доброго отношения к труду, постоянной демонстрации примеров достойного труда.

Таким образом, на основании исследований, выполненных специалистами, можно выделить основные шаги трудового воспитания детей в семье:

  • приобщение к труду за счет увеличения объема самообслуживания;
  • постепенный переход от самообслуживания к труду для других членов семьи;
  • расширение круга обязанностей, их усложнение, которое меняет отношение к дошкольнику в семье;
  • тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
  • организация домашнего обучения выполнению трудовых операций;
  • формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной работы;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка при распределении трудовых поручений;
  • регулярные поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы.

Путем выполнения этих простых действий можно сформировать у ребенка устойчивое желание трудиться и заложить основы глубоких нравственных качеств. Однако для этого родителям важно понимать как значение и особенности трудового воспитания детей в семье, так и специфику формирования у них трудовых умений, формы и методы приобщения к труду. Современные родители нуждаются в грамотной помощи со стороны воспитателей детского сада.

К сожалению, воспитатели ДОО, располагая объективными возможностями повышения интереса родителей к трудовому воспитанию детей, фактически не используют их. Основной причиной, по мнению воспитателей, является отсутствие интереса у родителей к данной проблеме. Поэтому тематика трудового воспитания редко затрагивается в общении с семьями воспитанников, основной формой педагогического просвещения по вопросам трудового воспитания является родительское собрание традиционной формы, эффективность которого невысокая.

С учетом актуальности данной проблемы был разработан план совместной деятельности семьи и детского сада в приобщении детей старшего дошкольного возраста к хозяйственно-бытовому труду в семье (приложение 2).

Представим некоторые рекомендации по проведению совместных мероприятий в соответствии с данным планом.

На первой и второй встречах стоит обсудить с родителями, для чего необходимо трудовое воспитание ребенка в семье, как оно осуществляется, чем сами родители довольны или недовольны. Затем можно ознакомить родителей с понятием "трудовое воспитание", показать фильм с участием детей "Уборка групповой комнаты", слайд-шоу "Труд в природе", предложить ознакомиться с информацией в папке-передвижке "Труд детей старшего дошкольного возраста", где раскрываются особенности трудовых навыков дошкольников.

На следующей встрече "Назначаем ребенка главным по тарелочкам" родители знакомятся с приемами общения с ребенком, занятым домашним трудом на кухне. Можно предложить родителям поручить дошкольнику следить за соблюдением порядка после еды: убирать посуду всех членов семьи в раковину, очищать ее от остатков пищи и т. д.

Следующая встреча - "Учим ребенка мыть ложки и тарелки", в рамках которой можно поговорить о том, как научить детей правильно мыть посуду. По просьбе педагогов кто-то из родителей может подобрать художественную литературу на эту тему. Следующий шаг в трудовом воспитании - поручение ребенку мытья тарелок и ложек, поддержания постоянного порядка на кухне, контроля членов семьи. Эти ситуации можно обыграть с родителями. В игровой форме предложить им «нарушать» порядок, а ребенок должен без конфликта призвать их к порядку или помочь в его соблюдении.

В ходе следующей встречи "Назначаем ребенка "главным по обув" следует акцентировать внимание на порядке в прихожей. Стоит подобрать статьи и видеоролик с рекомендациями для родителей по развитию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста. Суть данной встречи заключается в том, что за ребенком закрепляется второй участок работы - прихожая. В его обязанности входит следить за порядком на обувной полке, напоминать близким о необходимости его поддерживать, складывать обувь на полку.

В дальнейшем полученные ребенком навыки развиваются. Наблюдая за порядком в прихожей, дошкольник вправе делать родителям замечания, если они нарушают установленные правила. В его обязанности входит проверять, вся ли обувь на месте, протирать грязную обувь, раскладывать тапочки так, чтобы было удобно их надевать по возвращении домой. Также можно предложить родителям задания, помогающие контролировать освоение новых навыков детьми.

Постепенно объем трудовых умений, формируемых у дошкольников, расширяется, они активно приобщаются к хозяйственно-бытовому труду в семье, становятся не просто зрителями, а полноценными участниками семейной трудовой жизни. В конце можно предложить родителям снять семейные видеоролики о том, как трудятся их дети дома.

По предложенному алгоритму может быть осуществлена профориентация дошкольников, привлечение к трудовой деятельности. 

Взаимодействуя с родителями, важно разнообразить формы и методы их вовлечения в воспитательно-образовательный процесс, проявлять искреннюю заинтересованность в общении с ними и успехах детей. И тогда результаты могут превзойти все ожидания.

Инструменты "МЦФЭР-Ресурсы образования" для комплексного решения по организации трудового воспитания детей:



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль