Оценка образовательной среды школы и ближайшего окружения. SWOT-анализ школы

33397

SWOT-­анализ – это метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: strengths – сильные стороны; weaknesses – слабые стороны; opportunities – возможности; threats – угрозы.

Для проведения оценки непосредственно образовательной среды школы иближайшего социума в западноевропейском стратегическом менеджментеиспользуют технологию SWOT-анализа – анализа сильных и слабых сторон,возможностей и угроз. Чаще всего он используется для разработкистратегии поведения фирмы. Однако, поскольку в общем виде SWOT-анализ несодержит экономических категорий, его можно применять к любыморганизациям для построения стратегий в самых различных областяхдеятельности.

Пример оформления результатов SWOT-­анализа школы показан в табл. 1

Таблица 1
Рабочая таблица оформления результатовSWOT-анализа

Сильные стороны

Слабые стороны

Сплоченность и работоспособность коллектива

Преобладание в коллективе традиционных устаревшихподходов к образовательному процессу

Высокий авторитет директора в школе

Низкая мотивация школьников к учебному труду

Возможности

Угрозы (ограничения)

В результатах образовательного процесса заинтересованыродители и органы местного самоуправления

Разница в оплате труда может привести к оттоку рядапедагогов в школы с большим количеством учащихся

В результатах взаимодействия заинтересованы учреждениядополнительного образования района

Асоциальные группировки могут оказывать негативноевлияние на школьников

Разрабатывая программу развития школы, целесообразно:

  • определить достоинства и недостатки (сильные и слабыестороны) ее образовательного процесса относительно выполнения миссии(высшего предназначения) или цели, зафиксированной в уставе;
  • оценить обстановку, ближайшее социальное окружение, вкотором работает (будет работать) школа; постараться определить, какиевозможности есть у школы, и каких угроз ей следует опасаться.


По результатам PEST- и SWOT-анализов разработчики программы развития школы отвечают на главные вопросы:

  • какие сильные стороны образовательного процесса школы должныбыть усилены еще больше за проектируемый период;
  • какие слабые стороны надо преодолеть, компенсировать;
  • что нужно сделать для сохранения и усиления внешнихвозможностей;
  • как противостоять внешним угрозам?

Пример SWOT-анализа образовательного учреждения

SWOT-АНАЛИЗ
состояния образовательной системы лицея

Статус ОУ, состояние образовательной системы и прогноз возможныхизменений в ней определяют миссию лицея.

Миссия лицея – максимально полное удовлетворениезапросов и потребностей социальных заказчиков ОУ, ориентированных наформирование прослойки современной интеллигенции.

Современный человек в нашем понимании – это личность:

  • с развитыми интеллектуальными и творческими способностями,высоким уровнем информационной культуры, со сформированными ключевымикомпетенциями и потребностью в непрерывном образовании;
  • с активной гражданской позицией, ориентированная наобщечеловеческие и национальные ценности и идеалы;
  • реализующая здоровый образ жизни;
  • способная к профессиональному и личностному самоопределению вусловиях развитого демократического правового общества, рыночнойэкономики.

Таблица
Скачать в .docx

1. Условия развития у лицеистов интеллектуальных и творческих способностей, высокого уровня информационной культуры, формирования ключевых компетенций и потребностив непрерывном образовании

Сильные стороны

Положительная динамика показателей успешности обучения лицеистов за последние 4 года (качество обучения выросло с 58% до 65%; количество отличников – с 48 до 92 чел.).

Разнообразие вариативной части учебного плана.

Результативное использование технологий развития критического мышления и др., способствующих интеллектуальному развитию лицеистов.

Сложившаяся система работы с одаренными детьми.

Укомплектованность библиотеки периодическими изданиями научно­-популярного, методического характера.

Достаточная материально­-техническая база, вт. ч. мультимедийная.

Результативная система дополнительного образования.

Высокая квалификация педагогов (80% имеют высшую и первую квалификационную категории).

Положительный опыт участия педагогов и ОУ в конкурсах профессионального мастерства (43% учителей – победители и лауреаты конкурсов городского, областного, всероссийского уровней)

Слабые стороны

Приоритет у большей части учащихся, отдельных педагогов отметки, а не знаний.

Отсутствие:

  • должной профессиональной подготовки у педагогов лицея для реализации компетентностного подхода в образовательном процессе;
  • системной работы по развитию интеллектуальных способностей учащихся с низкими стартовыми возможностями;

необходимых условий (материально­-техническое оснащение, подготовка педагогов и пр.) для полномасштабного внедрения информационно-­коммуникационных технологий(ИКТ) в процесс преподавания обязательных предметов учебного плана лицея(кроме информатики и ИКТ)

Предупреждающие компенсирующие действия

Проектирование научно-­методической работы лицея, направленной на повышение квалификации педагогов по указанным вопросам (реализация компетентностного подхода, внедрение ИКТ, формирование у обучающихся мотивации познания, работа с учащимися различных стартовых возможностей).

Планирование и реализация программы информатизации воспитательно-­образовательного процесса лицея

Возможности 

Высокий спрос потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг на повышение компьютерной грамотности учащихся (95%).

Система городских и всероссийских(открытых) олимпиад, конкурсов, конференций различной направленности для всех категорий учащихся.

Развитая муниципальная, региональная, всероссийская система дополнительного педагогического образования

Угрозы (ограничения ириски) 

Недостаточная востребованность у потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг высокого уровня содержания образования, требующего повышенной работоспособности, заинтересованности родителей и учащихся (возможны варианты недостаточного набора учащихся, прежде всего, в 1­е и 10­е классы).

Удаленность территории поселка от культурных и научных центров.

Относительно низкий культурный уровень социума.

Отсутствие школы искусств в поселке.

Риск ликвидации центра эстетического воспитания лицея с переходом на нормативное подушевое финансирование

Предупреждающие, компенсирующие действия

Разработка и реализация PR­ программы образовательной системы лицея.

Лицензирование центра эстетического воспитания как структурного подразделения лицея

2. Условия формирования и самореализации личности с активной гражданской позицией, ориентированной  на общечеловеческие и национальные ценности и идеалы 

Сильные стороны

Разработана и апробирована педагогическая модель формирования ценностных ориентаций школьников в конкретных
территориальных условиях.
В ходе ее реализации повысились показатели сформированности ценностных ориентаций у 45% учащихся.

В лицее действуют определенные традиции самоуправления (Совет лицея, Управляющий совет, родительский комитет).

Разработаны и действуют программы:

  • "Протяни руку другу!";
  • "Я – гражданин России".

Существуют внутрилицейские традиции.

Действует Музей истории лицея.

Имеется опыт вовлечения родителей ввоспитательно­-образовательный процесс

Слабые стороны

Недостаточно высокая инициативность, активность, самостоятельность и ответственность (эффективность)деятельности органов общественного управления лицея.

Низкая правовая культура лидеров общественных организаций – участников воспитательно­образовательного процесса лицея

Предупреждающие компенсирующие действия

Разработка и реализация программы эффективного взаимодействия лицея с органами общественного управления

Возможности 

Около трети родителей учащихся желают оказывать влияние на воспитательно­-образовательный процесс лицея.

Наличие детских и юношеских организаций муниципального и регионального уровней ("Надежда", "Молодая гвардия").

Действие муниципальной программы "Лидер".

Выделение лидерам детских юношеских организаций путевок в лагери "Орленок", "Океан".

Возможность участия родителей в Интернет ­собраниях городского, регионального и российского уровней

Угрозы (ограничения ириски) 

Отсутствие законодательной ответственности органов общественного управления лицея

Предупреждающие, компенсирующие действия

Разработка локальных актов лицея, регламентирующих полномочия и ответственность сторон во взаимодействии лицея с общественностью (положения, договоры и пр.)

3. Условия формирования и реализации здорового образа жизни учащихся 

Сильные стороны

Деятельность спортивно­оздоровительногоцентра.

Работа спортивных секций, туристическогоклуба "Меридиан".

Третий час физической культуры с выборомучеником вида  деятельности (плавание, танцы,художественная гимнастика, хореография).

Динамические паузы в расписании занятийначальных классов лицея.

Система профилактических мероприятий(кварцевание, ароматерапия и др.).

Традиционные Дни и Недели здоровья лицея.

Ежегодные спортивные соревнования в лицее.

Система экологического воспитания учащихся.

Мониторинг сформированности здорового образа жизни лицеистов.

Положительный опыт использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе некоторых классов лицея

Слабые стороны

Не продлен договор с шефским предприятием опроведении уроков плавания.

Недостаточно высокий уровень мотивации лицеистов к занятиям физической культурой.

Часть рабочих программ, вариативной частиучебного плана, обеспечивающей двигательную активность учащихся (третийчас физической культуры), и спортивных секций не рецензированы.

Здоровьесберегающие технологии неиспользуются в полном объеме на учебных занятиях

Предупреждающие компенсирующие действия

Продлить договор с шефским предприятием опроведении уроков плавания.

Спортивно­оздоровительному центру организовать деятельность по повышениюмотивации лицеистов к занятиям физической культурой.

Отрецензировать рабочие программывариативной части учебного плана, обеспечивающей двигательную активностьучащихся, и спортивных секций.

Разработать и реализовать в лицееспециальную программу, направленную на полноценное внедрение здоровье­
сберегающих технологий на учебных занятиях

Возможности 

Заинтересованность потенциальных иреальных потребителей образовательных услуг лицея в сохранении и ук­реплении здоровья учащихся.

Развитая муниципальная системаспортивно­оздоровительных меро­приятий.

Сохранение в штатном расписании лицеяпозиций работников спортивно­оздоровительного центра.

Организация шефским предприятием летнегоотдыха детей.

Предоставление шефским предприятиемспортивно­оздоровительного центра для нужд лицея.

Взаимодействие с Центрами основ здоровьяМуниципального учреждения дополнительного педагогического образования"Информационно­методический центр
г. Белово" и Томского государственного университета

Угрозы (ограничения ириски) 

Риск ликвидации спортивно­оздоровительногоцентра лицея с переходом на нормативно­подушевое финансирование. Неблагополучная экологическая ситуация впоселке.

Недостаточно высокий уровень медицинскогообслуживания в поселке.

Неблагополучная ситуация в социумеотносительно вредных привычек

Предупреждающие, компенсирующие действия

Лицензирование спортивно­оздоровительногоцентра как структурного подразделения лицея. Дальнейшее осуществление экологическоговоспитания лицеистов

4. Условия формирования личности, способной к профессиональному и личностному самоопределению учащихся и выпускников

Сильные стороны

Лицей – областная экспериментальнаяплощадка по реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения с2003 г.

Преподавание профильных предметов,элективных курсов, курсов по выбору, профильной и профессиональнойориентации, информационных курсов и пр.

Система психологического сопровожденияпредпрофильной подготовки и профильного обучения.

Результативное сотрудничество с вузамирегиона:

  • проведение индивидуальных, групповыхзанятий с обучающимися; 
  • работа подготовительных курсов набазе лицея;
  • научное консультированиеисследовательских работ и пр.

В среднем 85% выпускников поступают в вузыв соответствии с профилем, по которому учились в лицее.

Хорошая материально­техническая база дляреализации профильного обучения

Слабые стороны

Недостаточная информированностьпотенциальных и реальных потребителей образовательных услуг опреимуществах профильного обучения в лицее.

Недостаточное количество учащихся лицеядля необходимого набора трех профильных классов при малом "притоке"учащихся из других ОУ.

Отсутствие географической площадки какнеобходимого пространства для преподавания предмета на профильном уровне

Предупреждающие компенсирующие действия

Разработка и реализация PR­программыпрофильного обучения в лицее.

Создание географической площадки лицея

Возможности 

Наличие в городе специалиста попроф­ориентационной работе.

Востребованность профильного обучения уреальных и потенциальных потребителей образовательных услуг лицея.

Наличие широкой сети муниципальных ирегиональных услуг дополнительного педагогического образования повопросам реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения,подготовки к ЕГЭ

Угрозы (ограничения ириски) 

Возможны недостаточно высокие результатыЕГЭ выпуск­­
ников лицея и, как следствие, потеря статуса лицея ипотенциальных потребителей его образовательных услуг

Предупреждающие, компенсирующие действия

Планомерная подготовка педагогов иучащихся к ЕГЭ

Е.Н. Белова,
канд. пед. наук, зам. директора по НМР МОУ "Лицей № 22 г. Белово",доцент кафедры управления, экономики и правового регулированияобразования Кемеровского регионального института повышения квалификации ипереподготовки работников образования

Статья из журнала "Справочник заместителя директора школы" №8-2009 год - "Рекомендации по разработке программы развития школы и лицея"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль