Формирование учебного плана для специальных (коррекционных) классов начального общего образования

5403
Формирование учебного плана для специальных (коррекционных) классов начального общего образования

Автор: Е.В. Губанова,  канд. пед. наук, проф. каф. экономики образования  ГАОУ ВПО "Московский институт открытого образования"
В пункте 6 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") говорится: "В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования".

Однако на настоящий момент данное положение закона не реализовано - нет отдельных образовательных стандартов или специальных требований для детей с задержкой психического развития.

Поэтому, следуя логике имеющихся документов по данному вопросу, формирование учебного плана для данной категории детей в настоящее время должно осуществляться в следующем порядке:

  • в 1-3-х классах (4-х классах - по мере готовности) - в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
  • 4-х классах - в соответствии с федеральным базисным учебным планом, утв. приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (далее - базисный учебный план 2004 г.), поскольку на уровне начального общего образования продолжает действовать федеральный компонент государственного образовательного стандарта (далее - ФКГОС), утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".

За основу при разработке школьного учебного плана начального общего образования для специальных (коррекционных) общеобразовательных классов начального общего образования для детей с задержкой психического развития 1-3-х классов необходимо брать базисный (примерный) учебный план, предложенный примерной основной образовательной программой начального общего образования*,  для 4-х классов - базисный учебный план 2004 г.**
[* См.: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. М.: Просвещение, 2010. – Примеч. авт.
** Логика конструирования учебного плана освещена в статье Губановой Е.В., Логвиновой И.М.Конструирование учебного плана ОУ в рамках реализации ФГОС начального общего образования // Управление начальной школой. 2013. № 8. С. 5–18. – Примеч. авт.]

Однако важно помнить, что базисный учебный план, предложенный в примерной основной образовательной программе начального общего образования, имеет рекомендательный характер, о чем говорится и в письме Минобрнауки России от 19.04.2011 № 03-255 "О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования":  "Формат примерной основной образовательной программы начального общего образования представляет собой модель основной образовательной программы образовательного учреждения. Поэтому базисный учебный план как раздел примерной основной образовательной программы носит рекомендательный характер.

Учебный план образовательного учреждения как раздел основной образовательной программы школы разрабатывается на основе базисного учебного плана, входящего в структуру примерной основной образовательной программы. Утверждение основной образовательной программы образовательного учреждения, а значит, и учебного плана, осуществляется в соответствии с уставом образовательного учреждения".

При этом необходимо учитывать особенности данной категории обучающихся и коррекционную составляющую организации образовательного процесса.

Обратим внимание, что обучение детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (классе) регулируется следующими документами* [* Составлено в соответствии с рекомендациями Н.В. Бабкиной – канд. психол. наук, доц. ФГНУ "Институт коррекционной педагогики" РАО. Подробнее с рекомендациями можно ознакомиться на странице сайта "Российский общеобразовательный портал": www.school.edu.ru/search_faq.asp?ob_no=97325. –
Примеч. авт.].

Документы, на которые необходимо ориентироваться при составлении учебного плана:

  • письмом Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей";
  • письмом Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами";
  • приказом Минобразования России от 08.09.1992 № 333 "Об утверждении примерного положения о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях" (на основе данного документа составляется положение о специальном (коррекционном) классе в общеобразовательной организации с учетом действующего законодательства);
  • концепцией коррекционно-развивающего обучения, разработанной ФГНУ "Институт коррекционной педагогики" РАО.

Основываясь на рекомендациях Н.В. Бабкиной, собственном опыте работы, можно констатировать, что учебный план в зависимости от класса обучения должен быть составлен при максимальной ориентации на следующие документы:

  • ФГОС, в т. ч. программу коррекционной работы (см. п. 19.8);
  • базисный учебный план 2004 г.;
  • учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утв. приказом Минобразования России от 10.04.2002 № 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии";
  • санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"».

При формировании учебного плана начального общего образования независимо от класса обучения необходимо:

  • максимально сохранять набор учебных предметов в обязательной части учебного плана (в рамках ФГОС) и инвариантной/федеральной (в рамках базисного учебного плана 2004 г.);
  • включать индивидуально-групповые коррекционные занятия;
  • учитывать, что все обучение в начальных классах имеет коррекционно-развивающий характер, а индивидуально-групповые коррекционные занятия дополняют эту коррекционно-развивающую работу, будучи направленными на преодоление некоторых специфических трудностей и недостатков, характерных для отдельных учащихся.

Пример сетки часов учебного плана начального общего образования для 1-3 классов, разработанного согласно требованиям ФГОС, а также для 4-х классов, разработанного согласно требованиям ФКГОС, смотрите в журнале "Управление начальной школой" №12/2013 г. >>

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль