Образовательная программа ДОУ: алгоритм разработки

39793

Разработка образовательной программы ДОУ

Определяя содержание образовательной программы ДОУ, дошкольное учреждение в соответствии с Типовым положением, решает следующие задачи:

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
  • воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
  • взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Во всех комплексных и парциальных образовательных программах предусматриваются следующие формы организации детей в период пребывания в дошкольном учреждении:

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Руководство развитием общеобразовательной организации

  • продолжительность – 72 часа (срок обучения 2 месяца).
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 1 января 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.


Алгоритм разработки образовательной программы ДОУ 

Шаг 1 – в учреждении создается Рабочая группа, которая раз­рабатывает дошкольную образовательную программу ДОУ. В Рабочую группу входят представители от администрации и педагогического коллектива ­(5–7 человек).

Шаг 2 – состав Рабочей группы (председатель, секретарь и члены группы) утверждается приказом заведующего.

Шаг 3 – Рабочая группа организует свою деятельность в соответствии с Положением о Рабочей группе (приложение 1), которое разрабатывается администрацией учреждения, обсуждается, принимается на педагогическом совете и утверждается приказом заведующего.

Шаг 4 – Рабочая группа работает по плану, утвержденному заведующим, в котором указаны конкретные мероприятия, определены сроки их выполнения и назначены ответственные лица (приложение 2).

Шаг 5 – Оперативные совещания Рабочей группы проводятся по мере необходимости, примерно 1–2 раза в месяц; решения оформляются в виде Протокола, составленного секретарем и подписанного председателем Рабочей группы (приложение 3).

Шаг 6 – проект обсуждается, дополняется и принимается на педагогическом совете.

Шаг 7 – окончательный вариант документа утверждается приказом заведующего и вводится в действие.

На начальном этапе работы важно проанализировать деятельность учреждения за три года. По результатам этой работы должны быть представлены:

  • оценка нормативно-правовых условий (локальные акты учреждения);
  • сведения о кадровом составе педагогического коллектива (образование, курсовая подготовка, квалификация, возрастной ценз, педагогический стаж работы);
  • анализ программно-методического обеспечения (по каким образовательным (комплексным, парциальным) программам учреждение работает, их совместимость, взаимодополняемость, достаточность или недостаточность);
  • уровень методической работы в учреждении (научно-методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ, формы методической работы (советы, семинары, группы (творческая, проблемная и др.), комиссии, клубы, школы и др.);
  • сведения о воспитанниках, их родителях (социальный паспорт);
  • диагностика образовательного процесса (уровень знаний, умений и навыков детей по четырем сферам развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное);
  • информация о дополнительных образовательных услугах (кружки, секции, студии и др.);
  • состояние организационно-педагогических условий (материально-техническая база, наличие и оснащение помещений с учетом приоритетного направления деятельности учреждения);
  • характеристика социума.

При анализе следует особое внимание уделить состоянию приоритетного направления деятельности учреждения; определить позитивные стороны образовательной деятельности; выявить недостатки и проблемы; установить причинно-следственные связи между ними.

Исходя из проблемно-ориентированного анализа определяются цели и задачи образовательной программы по четырем сферам развития ребенка. Они должны быть сформулированы в соответствии с требованиями реализуемых образовательных программ, соответствовать цели и задачам, указанным в Уставе учреждения.

Структура образовательной программы ДОУ

  • Проблемно-ориентированный анализ деятельности учреждения за 3 года;
  • цели и задачи дошкольного образования по четырем сферам развития ребенка;
  • учебный план;
  • режим дня;
  • программно-методическое обеспечение процесса обучения;
  • модель выпускника;
  • управление реализацией образовательной прог­раммы;
  • план реализации образовательной программы на 5 лет;
  • мониторинг результатов;
  • приложение.

Учебный план составляется в соответствии с требованиями всех нормативных документов . Для каждой комплексной программы подготавливается отдельный учебный план. Если в дошкольном учреждении помимо базисного плана осуществляются дополнительные образовательные услуги, то необходимо составить учебный план дополнительного образования детей.

На основе учебного плана опреде­ляется также программно-методическое обеспечение образовательного процесса (приложение 4). По каждому документу составляется отдельная таб­лица. Режим дня устанавливается по каждой возрастной группе с учетом 12­-часового пребывания детей в дошкольном учреждении.

Модель выпускника – предполагаемый результат реализации образовательной программы – включает в себя четыре блока, т. к. всестороннее развитие ребенка осуществляется по четырем направлениям (физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное) и строится на основе поставленных задач.

В блок управления образовательной программой входят схема руководства учреждением с указанием коллегиальных органов управления, распределение обязанностей по руководству и управлению между членами администрации учреждения. Персональные цик­лограммы деятельности администрации уместно включить в приложение.

План реализации образовательной программы разрабатывается на 5 лет, в котором предусматриваются:

  • нормативно-правовое обеспечение (изучение законодательных актов, нормативных документов, регламентирующих вопросы образования и труда; разработка локальных актов);
  • кадровое обеспечение, повышение квалификации педагогов;
  • программно-методическое обеспечение при необходимости механизма внедрения новой образовательной программы или перехода на другую (изучение педагогической литературы, методической литературы);
  • научное и методическое сопровождение педагогов ДОУ, образовательного процесса (организация работы советов, групп, школы, комиссии, клуба и др.);
  • построение образовательного процесса;
  • создание организационно-педагогических условий (предметно-развивающая среда, оборудование помещений и др.);
  • работа с родителями (педагогическое образование родителей, сотрудничество с родительским комитетом, семьями);
  • взаимодействие с социальными институтами (учреждениями образования, здравоохранения, культуры, заинтересованными организациями).

Далее составляется мониторинг результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Описывается форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности учреждения; указываются методики, с помощью которых осуществляется диагностическое обследо­вание.

В приложение входят таблицы, модели, циклограммы, схемы и т. д.

Таким образом, логично и содержательно разработанная "Образовательная программа ДОУ" будут способствовать эффективной реализации процесса обучения детей.

Читайте также о развитии дошкольников:

  • Педсовет «Игровые технологии в ДОУ для развития связной речи дошкольников»
  • Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с дошкольниками
  • Игровой тренинг для детей: развиваем коммуникативные навыки и эмоциональную сферу
  • Анализ предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении
  • Контроль проведения утренней гимнастики в детском саду

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Положение о Рабочей группе по разработке образовательной программы ДОУ.docx
  • План деятельности Рабочей группы по разработке образовательной программы ДОУ.docx
  • Протокол оперативного совещания Рабочей группы по разработке образовательной программы ДОУ.docx
  • Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.docx


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль