Конспект занятия "Перелетные птицы"

7732
Конспект занятия


Автор: Абакумова Ирина Валерьевна,  учитель - логопед МБДОУ №234 (Челябинская область)

Цель: Закрепление представлений о весне и её приметах.Программное содержание:
1.Образовательная задача:
Обогащать и активизировать словарь по теме «Весна. Перелетные птицы».
Закреплять умение подбирать сходные по смыслу названия признаков, действий, предметов.
Учить детей дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу летать, учить самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол.
Обучать детей составлять рассказ по схеме – плану. Совершенствовать синтаксический строй речи (составлять сложные предложения).
Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза слов.
Обогащать речь синонимами.
Обогащать лексику притяжательными прилагательными.

2.Развивающая задача: развитие зрительного внимания, мышления, фонематических процессов.

3. Воспитательная задача: воспитывать бережное отношение к природе, самостоятельность.

Словарная работа:
Обогащение: расторопные, прыткие, юркие.Активизация:
Предметный словарь: грач, грачонок, грачата, грачевник, грачиха, ласточка, иволга, кукушка, аист, цапля, журавль;
Глагольный словарь: прилетают, хозяйничают, строят, устраивают, кричат, расхаживают, вьют, клюют, защищают, ловят, возвращаются, проносятся, кружат;
Словарь признаков: проворные, шустрые, резвые, юркие, увертливые, синевато- черные, умные, дружные, крикливые, полезные, перелетные, общительные.Оборудование:
Демонстрационный материал.
Предметные картинки: грач, сорока, ворона, воробей, голубь.
Сюжетные картинки: весенние изменения в природе.
Картинки – схемы, конверт с птичьими следами, картинка – подсказка с родственными словами.
Раздаточный материал.
Таблица с названиями перелетных птиц;
Картинки с гнездами птиц (для деления слов на слоги);
Карточки со словами глаголами для закрепления приставочных глаголов.Ход занятия.

1. Орг.мом. Ребята, разгадайте ребус. О каком времени года идет речь в ребусе?

2. Введение в тему. -Правильно, о весне. И утро, у нас, сегодня какое? (весеннее)
-И занятие, у нас, сегодня какое? (весеннее)
-Давайте выпрямим спины. Расправим плечи, сделаем глубокий
вдох – вдохнем свежесть этого весеннего утра, а потом сделаем
выдох – выдохнем все неприятности и огорчения.
- Ребята, у нас сегодня в гостях солнышко, но вот беда! У солнышка пропали лучики. Это проделки старухи Зимы.
Поможем солнцу засиять, а весне прийти к нам на занятие?(Да)
Ваша задача, чтобы к концу занятия появилось как можно больше лучей у солнца. Поможем Весне прийти к нам в гости и порадуем ее своими знаниями и умениями. За каждое правильно выполненное задание лучик.

3.Актуализация знаний. - А теперь вспомним названия весенних месяцев.
- Прочитайте название месяца и поставьте карточку под соответствующую картинку.
-Какой месяц идет за мартом? Перед мартом?
-Схему быстро прочитайте, что за месяц, отгадайте?
Звуко-буквенный анализ слова. (март)
-Сколько слогов? Почему?
-Назовите все звуки по порядку. Дайте характеристику каждому звуку.
(Появляется первый лучик)
- Молодцы. Хорошо справились с заданием.
Садитесь на свои места.

4. Составление рассказа по схеме – плану. ( Подставляются картинки – схемы)
-Широкими шагами идет весна по земле.
- Ребята, давайте подарим Весне рассказ о весенних изменениях в природе.
- Наступила весна.
-Подул теплый ветер. (Как сказать иначе?) ветерок
-Дни становятся длиннее.
-Весеннее солнце светит и греет. (Ласковое, теплое, яркое)
-Небо голубое, высокое, ясное.
-На крышах домов висят длинные ребристые сосульки. Они весело поют весеннюю песенку: "Кап – кап!"
-Снег потемнел, набух и стал таять. Появились черные проталины. (Иначе - почернел; снег: сырой, мокрый, темный)
- Бегут весенние ручьи. (ручейки - звонкие, веселые; Шумят, журчат, звенят).
-Птицы радуются теплу.
-Весело тенькают синички.
- Звонкоголосые воробьи галдят, радуются, чирикают.
-В конце марта прилетают грачи - вестники весны. Если грач на горе, то весна во дворе. (Появляется второй лучик)
-Молодцы! Хороший рассказ составили.

5. Дид. игра:"Чей след?" (Упражнение в образовании притяжательных прилагательных. (Вынимаем из конверта картинки с изображением птиц и выставляем их на панно)
- Ребята, я шла, шла и конверт нашла.
Посмотрите, вот письмо,
Очень странное оно.
Вместо марок - три сосульки,
На конверте есть следы?
- Кто же мог их оставить? (птицы)
- Чьи же следы? (птичьи)
- Узнаем, какие же птицы оставили следы? Это кто? Чьи следы?
Грач – грачиные следы.
Сорока - сорочьи следы.
Ворона – вороньи следы.
Воробей – воробьиные следы.
Голубь – голубиные следы.

6. Дид. Игры "4-ый лишний", "Что изменилось"
- Какая птица лишняя и почему? (Грач – перелетная птица)
- Запомнили птиц, "сфотографировали". Закрыли глазки. Открыли? Что изменилось?
Появляется 3-ий лучик.
- Молодцы вы хорошо справились с заданием.

7.Физкультурная минутка
Грач качался в гамаке (наклоны)
Гуси в волнах на реке (наклоны вперед, назад)
Мимо ласточки летели (помахать руками)
И на веточку присели (приседания)
Веточка качается (покачать руками)
Неплохо получается.

8. Деление слов на слоги. Игра на внимание.
-Самое главное весеннее чудо- это прилет птиц. Откуда прилетают весной птицы?
- Почему птицы вернулись?
- Назовите перелетных птиц.
- Если услышали название перелетной птицы, то размахиваем крыльями; если нет, то стоим.
-Рассмотрите птичьи гнезда. Кто догадался, что обозначают схемы?
-Возьмите по одной картинке с птицей, разделите слово на слоги и расселите птиц в соответствующие гнезда. (Появляется 4-ый лучик).
- Молодцы, справились с заданием.

9.Слого-звуковой анализ слов (индивидуальная работа с раздаточным материалом)
-Угадайте, о какой птице идет речь?
Первый звук [Г], последний [ч].
Сделаем звуковой анализ слова.

10. Подбор родственных слов
- Подберите родственные слова к слову грач. (Грачата, грачиха, грачиные, грачевник)
(Появляется 5-ый лучик)
-За правильный ответ у солнышка появляется лучик.
11.Подбор слов признаков.
-Подберите слова признаки к слову грачи.
(Синевато-чёрные, небольшие, шустрые, умные, дружные, общительные, крикливые, полезные, перелетные).

Дид. игра "Скажи иначе"
-Проворные. Как сказать иначе? Подберите слова близкие по смыслу.
Проворные – ловкие, шустрые, резвые, прыткие, юркие, расторопные.

12. Подбор слов- действий.
Грачи что делают? (Хозяйничают, строят, устраивают, кричат, расхаживаются, летают, вьют, клюют, защищают, ловят, возвращаются)

Дид. игра "Скажи иначе".
Летают - кружат, проносятся, порхают, вьются. (Появляется 6-ой лучик) -Хорошо подбираете слова признаки и слова действия.

13. Дифференциация глаголов по смыслу, имеющих разные приставки. (Индивидуальная работа по карточкам)
К слову летел приставили часть слова –при-, об-, пере-, от-, под-, с-, у-, за- ;
- Со словом летал, образуем новые слова.
Грач с юга … (ПРИлетел)
Грачевник …(ОБлетел)
Грач через гнездо … (ПЕРЕлетел)
Грач от гнезда ….. (ОТлетел)
Грач к гнезду … (ПОДлетел)
Грач с дерева … (Слетел)
Грач из гнезда… (Улетел)
Грач в гнездо … (Залетел)
(Появляется 7-ой лучик).
Хорошо справились с заданием.

13. "Найди и прочитай"
-Зима проверяет. Найдите, прочитайте и закрасьте названия перелетных птиц.
 

ч й с з я б л и к х
и ц к р г у е в у э
ж а в о р о н о к ц
у п о ы а ш б л у м
р л р б ч а и у ш е
а я е п е н о ч к а
в о ц и в о л г а э
л е б е д ь ф ж п й
ь л а с т о ч к а л

-Прочитаем названия перелетных птиц.
(Появляется 8-ой лучик)

14.Итог.- Посмотрите, какое лучистое солнышко.
Мы порадовали Весну своими знаниями и умениями, и к нам придет настоящая Весна.
(Появляется иллюстрации сказочной Весны).

Инструменты "МЦФЭР-Ресурсы образования" для комплексного решения по анализу документов ОУ:

попробуйте прямо сейчас

Актуальная информация по вашему региону и консультации лучших экспертов. Попробуйте прямо сейчас!

Конспект занятия Перелетные птицы



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль