Информационные технологии в управлении ДОУ

10853

Значение информационных технологий в системе дошкольного образования

Все более важной становится роль информационных технологий в системе дошкольного образования. Разработчики представляемого ниже проекта рассказывают о новых способах управления качеством образовательного, физкультурно-оздоровительного и воспитательного процессов в ДОУ.

Рекомендуем приобрести компакт-диски с шаблонами документов

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.

Становится аксиомой и то, что для достижения полноты и качества использования научных и практических знаний в образовательной деятельности дошкольных учреждений требуется создать в границах их "производственных" процессов эффективную систему информационного обеспечения. Для этого необходимо, чтобы качественно заработал каждый ее элемент.

В последние десятилетия XX в. появились работы, в которых предлагается считать личностное формирование воспитанников (образованность, компетентность) конечным продуктом образовательного учреждения.

Однако данные труды не дают ответа на вопрос, каким образом может и должна складываться и отслеживаться индивидуальная траектория развития ребенка. Для этого нужны иные принципиальные позиции в организации достижения и оценки результата образовательного процесса, соответствующие им технологии, специальная система сбора и переработки педагогической информации. 

Особый спектр модернизации российского образования составляют разработки и использование информационных технологий управления образовательным процессом в практике решения уставных задач. 

Только имея значимые и измеряемые уровни качества в достижениях отдельно взятого образовательного учреждения, можно говорить о качестве системы образования в целом.

Чтобы эффективно "управлять по результатам", необходимо:

  • четко представить всю полноту и многогранность качественных показателей ожидаемого результата;
  • изменить качество исполнения своих профессиональных функций на вверенной "территории ответственности", определяющих сущность конкретных управленческих циклов и их технологичность, управленцам всех уровней образовательного процесса (от воспитателя до руководителя дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ).

наверх

Цель проекта "Информационные технологии в управлении ДОУ"

Цель проекта "Информационные технологии в управлении дошкольным образовательным учреждением" – оптимизация и эффективность профессиональной деятельности руководителей ДОУ посредством информационных технологий, обеспечивающих гарантированное качество решения задач управления образовательным процессом.

Чтобы профессиональная деятельность управленцев образовательных учреждений стала совершеннее и могла отвечать требованиям современной науки и практики в вопросах контроля, анализа и целеполагания, она должна располагать соответствующим (адекватным их сущности) инструментарием. В свою очередь, необходимый программный продукт должен учитывать производственную спецификацию и запросы конкретного потребителя. На это и была направлена деятельность в рамках Проекта "Информационные технологии в управлении дошкольным образовательным учреждением".

наверх

Результаты проекта "Информационные технологии в управлении ДОУ"

Главный результат (продукт) Проекта "Информационные технологии в управлении дошкольным образовательным учреждением" был получен около десяти лет назад. Тогда в практику управления ДОУ городов Тольятти, Самары, Сургута, Белгорода и других внедрили разработанный программно­-технологический комплекс "Качество результата образовательного процесса" (далее – ПТК; авторы: Канаев Б.И. и Канаев Д.Б.).

В настоящее время в пятнадцати городах России используется школьная версия ПТК, а также комплекс, созданный для учреждений культуры. В этом году планируется разработка версии ПТК для учреждений дополнительного образования детей.

ПТК (версия для ДОУ) представляет собой совокупность технических, технологических и методических средств профессионализации управленческой деятельности, непосредственно соприкасающейся с показателями качества результата (конечным продуктом деятельности ДОУ).

Принципиальные установки разработчиков ПТК таковы:

  • рассматривать результат образовательного процесса с позиций параметров развития каждого воспитанника учреждения;
  • оценивать результат в контексте качества усвоенных ребенком компетенций;
  • добиваться простоты сбора и ввода, минимизации объема исходной информации.

Комплекс предназначен для решения учетно­-аналитических, прогностических и информационных задач, связанных с управлением образовательной деятельностью в дошкольных учреждениях, и нацелен на то, чтобы помочь руководителям ДОУ осуществлять анализ реального результата образовательной деятельности, оценивать его качество, осуществлять мониторинг детского развития в ДОУ, видеть динамику развития каждого конкретного ребенка, учебной группы или образовательного учреждения в целом по уровням его основных параметров.

Программная структура ПТК включает в себя "Главный модуль" и дополнительные автоматизированные модули (схема). 

Информационные технологии в управлении ДОУСхема "Структура программно­технологического комплекса"

"Главный модуль" состоит из четырех многофакторных блоков, которые оценивают и структурируют показатели познавательной, социальной, эстетической и психо-физической граней результата образовательного процесса, и двух системообразующих блоков: "Базы данных", обеспечивающей ввод и хранение требуемой для работы ПТК информации, и "Итогов учебного года", предоставляющих аналитически обработанные сведения для принятия решения на вверенных "территориях ответственности". Три раза в год осуществляются контрольные срезы: нулевой (0), первый (I), второй (II).

Конкретные сроки определяются руководством ДОУ. Нулевой срез проводится в начале учебного года и служит воспитателю базой (выявляются возможности ребенка) для определения плановых (желаемых) достижений в текущем учебном году. Полученные показатели отражаются в таблице "Целеполагание". Данные заполняются педагогами, специалистами и заведующим ДОУ в рабочее время. В приложении 1 представлены образцы отчетных форм ПТК. 

Дополнительные автоматизированные модули: "Целеполагание" (способствует комплектованию "дерева целей"), "Итоговый анализ" (обеспечивает познание проблем результата, охватывающих структуру образовательного учреждения в целом), "Анализ проблем" (помогает выяснить причины обнаруженных проблем результата и найти их возможные решения) – располагаются с "Главным модулем" в едином системном поле. Заведующий и заместитель заведующего по УВР имеют доступ ко всем результатам, внесенным в основные блоки сотрудниками ДОУ, но могут начать свою работу сразу с модуля "Анализ проблем". Для медицинских работников доступна оценка психофизической грани результата образовательного процесса. В таблицах мониторинга признаков самочувствия ребенка содержатся результаты ежедневного наблюдения за состоянием здоровья воспитанников. Наличие признака отмечается знаком – þ, а его отсутствие – ¨. Цифровой показатель отражает процент качества данного уровня.

Вторым результатом (продуктом) Проекта "Информационные технологии в управлении дошкольным образовательным учреждением" является "Тетрадь мониторинга показателей развития ребенка дошкольного учреждения" (далее – Тетрадь), разработанная и внедренная в 2006 г. в практику органов управления ДОУ. Она призвана обеспечить оптимальные условия для постоянного слежения за основными признаками познавательной, социальной, эстетической и психофизической граней развития ребенка (табл.).

наверх

Приложение 1

Примеры отчетных форм ПТК
(скриншот)

Информационные технологии в управлении ДОУ

Информационные технологии в управлении ДОУ

Информационные технологии в управлении ДОУ

Информационные технологии в управлении ДОУ

Условные обозначения:

В – "высокий"
Д – "достаточный"
К – "критический"
Н – "недостаточный"
• – знак лидеров
þ – знак "зоны тревог".

наверх

Приложение 2

Таблицы мониторинга признаков развития ребенка
(младший дошкольный возраст, 2–3 года)

1. Сфера развития речи и речевого общения  

Содержание мониторинга

200__/200__ 

200__/200__ 

II 

II 

1

7

Информационно­технологический раздел 

1. Умеет говорить внятно, не торопясь 

 

 

 

 

 

 

2. Произносит все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных

 

 

 

 

 

 

3. Согласовывает существительные и местоимения с глаголом

 

 

 

 

 

 

4. Согласовывает слова в роде, числе, падеже 

 

 

 

 

 

 

5. Использует в речи глаголы совершенного и несовершенного вида

 

 

 

 

 

 

6. Использует в речи слова с суффиксами уменьшительности, ласкательности, увеличительности

 

 

 

 

 

 

7. Понимает ситуации, передаваемые с помощью предлогов и наречий (во втором полугодии)

 

 

 

 

 

 

8. Понимает содержание простых рассказов без наглядного сопровождения 

 

 

 

 

 

 

9. Узнает персонажей знакомых литературных произведений по звукоподражанию

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

Деятельностно-­творческий раздел

1. Может внеситуативно общаться на близкие ему темы (из личного опыта, из жизни животных, о городском транспорте и др.)

 

 

 

 

 

 

2. Воспроизводит интонациями речи ритм стихотворений

 

 

 

 

 

 

3. Умеет пересказывать при помощи воспитателя знакомые сказки

 

 

 

 

 

 

4. Умеет составлять рассказ о виденном из двух – четырех предложений

 

 

 

 

 

 

5. Самостоятельно обращается к взрослым и детям по разным поводам, задает вопросы 

 

 

 

 

 

 

6. Соотносит словесное обозначение действий с собственными выразительными движениями и действиями игрушек

 

 

 

 

 

 

7. Сопровождает речью игровые действия, выражает отношение к происходящему

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

Эмоционально-­ценностный раздел 

1. Внимательно слушает, понимает и выполняет поручения взрослого, состоящие из двух­-трех связанных по смыслу действий

 

 

 

 

 

 

2. Речевое общение в процессе всех режимных моментов достаточно эмоционально

 

 

 

 

 

 

3. Активно вступает в общение, пользуясь всеми доступными – речевыми и неречевыми – средствами

 

 

 

 

 

 

4. Интересуется делами сверстников и желает делиться с ними своими впечатлениями

 

 

 

 

 

 

5. Отвечает на вопросы и откликается на предложения взрослого высказаться, выразить свои желания, чувства, мысли

 

 

 

 

 

 

6. Активно участвует в играх со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

Дополнительные материалы: управление ДОУ, дошкольное учреждение, заведующий, информационные технологии, мониторинг.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль