Тренажерный зал в школе

12649

Материалы Государственного доклада “О положении детей в Российской Федерации” свидетельствуют о том, что хронические заболевания диагностируются у 40–50% детей школьного возраста (3-я группа здоровья), у 40% имеются различные функциональные отклонения (2-я группа) и лишь 20% детей практически здоровы (1-я группа).

Отмеченное в последнее десятилетие замедление физического развития школьников, дефицит их двигательной активности, ухудшившаяся экологическая и социальная обстановка привели к снижению энергопотенциала растущего организма.

По мнению специалистов, если уже в ближайшее время не предпринять крупномасштабных и радикальных мер в области оздоровительной физической культуры, негативные последствия нерациональной двигательной активности скажутся не только на соматическом здоровье и функциональной полноценности современной молодежи, но и на биологических основах будущих поколений.

Укреплять здоровье в образовательном учреждении (далее – ОУ) необходимо и педагогам. В настоящее время профессия учителя реально может быть отнесена к группе профессий повышенного риска по частоте невротических и психосоматических расстройств, заболеваний верхних дыхательных путей, артериальной гипертонии, вегетососудистой дистонии.

Как профессиональная группа, учителя отличаются крайне низкими показателями физического и психического здоровья. И эти показатели ухудшаются по мере увеличения стажа работы в школе. Более чем у 30% учителей с 15–20-летним стажем показатель степени социальной адаптации соответствует уровню больных неврозами.

Поэтому специалисты и администрация ОУ заинтересованы в создании физкультурно-оздоровительных кабинетов в школе, оснащении их современной тренажерной техникой и программно-методическим обеспечением.

В ОУ под тренажерный зал можно использовать помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям и нормам для спортивных залов.

Стены зала окрашиваются с учетом отражения света и влияния цвета на человека. Психологически легче заниматься спортом в помещении, стены которого будут выкрашены в яркие, жизнеутверждающие цвета. Умиротворяющая обстановка, пастельные тона расслабляют и не совсем подходят в ситуации, когда необходимо собраться с силами и действовать энергично.

Для того чтобы следить за правильностью выполняемых упражнений, можно разместить на стенах зеркала.

Если пейзаж за окном тренажерного зала не отличается живописностью, можно украсить стену фотообоями или фотографиями, тогда бежать по беговой дорожке или крутить педали велотренажера дети будут с большим энтузиазмом.

Пол в зале должен быть ровным, без выбоин и выступов, легко моющимся, с ковровым или войлочным покрытием.

Особое гигиеническое значение имеет создание в помещении оптимальных микроклиматических условий: температуры воздуха в диапазоне 15–18 °С, относительной влажности 35–60%, скорости движения воздуха 0,5 м/с.

Для повышения комфортности занятий спортом очень важно организовать равномерное освещение и обеспечивать необходимый уровень горизонтальной и вертикальной освещенности зала – не менее 150 лк. Это важно как для психологического комфорта, так и для эффективных спортивных занятий. Лучше предусмотреть несколько источников света – естественное освещение через окна и искусственное – с использованием потолочных и настенных светильников рассеянного или отраженного света. Необходимо учесть, что при занятиях спортом лампы и светильники не должны быть задеты. Объемные люстры, торшеры и бра не подходят для спортзала.

После того как вы определились с местом для тренажерного зала, можно приступать к выбору тренажеров. Сразу обратим ваше внимание, что существует 2 больших класса тренажеров для укрепления физического здоровья и спортивных тренировок: циклические (кардио) и атлетические (силовые) тренажеры. Покупая оборудование, спросите у продавца:

  • тренируется ли он сам на этом оборудовании;
  • может ли он объяснить критерии и правила подбора и расстановки оборудования для тренажерного зала с учетом специфики ОУ.

Получив ответы на данные вопросы, вы поймете, компетентен ли продавец и учитывает ли он особенности оборудуемого зала.

Критерии подбора оборудования:

  • соответствие концепции создания тренажерного зала именно для ОУ;
  • соответствие площади тренажерного зала. При расстановке тренажеров учитывайте, что расстояние между ними и до стен должно быть не менее 50 см. В зависимости от этого и определяем набор тренажеров;
  • вариативность тренировок, т. е. набор представленных тренажеров должен позволять полноценно тренировать различные мышцы.

Если помещение под тренажерный зал небольшое, то оптимальный выбор – складывающийся эллиптический или многофункциональный силовой тренажеры, беговая дорожка, степ.

Если у вас есть возможность занять большое помещение под тренажерный зал, вы можете подобрать стационарные тренажеры. Они занимают больше места, но более надежны.

Кардиотренажеры (эллиптический, гребной, беговая дорожка) могут сочетаться с гимнастической скамьей, шведской стенкой и другими снарядами.

Если нет возможности приобрести или разместить тренажеры, то заниматься фитнесом в спортзале можно при помощи таких спортивных снарядов, как гантели, скакалка, фит-бол, эспандер, которые можно хранить в шкафу.

Рассмотрим более подробно основные виды тренажеров и определимся, на что надо обращать внимание при их выборе.

Эллиптические тренажеры – новейшее оборудование. При помощи этих тренажеров имеется возможность безударной и интенсивной тренировки сердечно-сосудистой системы, мускулатуры, позвоночника и суставов. Свойства эллиптического тренажера можно регулировать, приближая его характеристики к определенному спортивному снаряду (беговой дорожке, велотренажеру, степперу). Важно, что эллиптические тренажеры компактны. Обычно они снабжены несколькими тренировочными программами, позволяющими, например, сосредоточиться специально на тренировке сердца или имитировать прогулку в горах. Эти тренажеры могут отображать время, пройденную дистанцию, сожженные калории, уровень нагрузки, частоту вращения и множество другой полезной информации. Обязательно обратите на это внимание при выборе данного вида тренажера. Все тренажеры комплектуются датчиками пульса.

Эллиптические тренажеры делятся на механические, магнитные и электромагнитные. Это важно знать при комплектовании тренажерного зала. Механические эллиптические тренажеры самые простые в этом классе. Называются они так потому, что приводятся в движение самим занимающимся на тренажере человеком. Преимущества этого вида тренажеров – относительно невысокая цена и независимость от источников энергии.

Беговая дорожка  помогает активизировать работу сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, сжигает излишки жира, с ее помощью развиваются мышцы спины и ног. Ее преимущество в том, что благодаря амортизирующей поверхности бегового полотна сводятся к минимуму нагрузки на суставы и позвоночник. Обращаем ваше внимание, что в компьютер дорожки могут быть заложены разнообразные программы (соответственно и цена будет разной). Встроенный компьютер также позволяет регистрировать скорость бега, дистанцию, время занятия, потраченные калории и пульс.

Изменение угла наклона и скорости движения полотна призвано не только регулировать степень нагрузки, но и имитировать бег по пересеченной местности, что гарантирует отсутствие монотонности и скуки.

При оснащении тренажерного зала беговой дорожкой необходимо знать, что они подразделяются:

  • на механические (беговое полотно перемещается усилием ног при беге)
  • электрические (полотно дорожки приводится в движение электродвигателем).

Наиболее оснащенные электрические беговые дорожки имеют встроенные программы изменения интенсивности тренировки, обеспечивают автоматический контроль за пульсом. Кроме того, передовые модели оборудованы достаточно мощным электромотором и допускают интенсивную эксплуатацию занимающимся любого веса.

Изменение угла наклона бегового полотна дорожки может осуществляться вручную (простые модели) и электродвигателем (в более дорогих моделях).

Силовые тренажеры  бывают разные, в этом классе очень много разнообразных устройств. Самые простые из них – силовые тренажеры со свободными весами. Под этим названием объединяются знакомые всем с детства гантели, гири, штанги. Другой вид силовых тренажеров – тренажеры с встроенными весами. В них для отягощения используются плоские грузы. Эти грузы удерживаются фиксаторами и перемещаются вверх-вниз по направляющим полозьям. С помощью таких тренажеров занимающийся может проработать все основные группы мышц. Они универсальны, занимают не очень много места.

Очень удобно иметь в тренажерном зале степпер. Обычно степперы недороги и занимают мало места. Какие заболевания можно вылечить, используя степпер? Список очень велик, в него входят: обменные артриты и артрозы, варикозное расширение вен, хроническая пневмония, остеохондроз, радикулит, ожирение, сердечно-сосудистые заболевания.

Обычно у степперов независимый режим работы педалей, т. е. действие на одну не отражается на положении другой. У лучших представителей тренажеров этого класса обеспечивается постоянное горизонтальное положение ступни занимающегося, что идеально имитирует естественную работу ног при подъеме по лестнице.

Еще есть такой вид степпера, как поворотный степпер . Эта модель тренажера оснащена рычагами-эспандерами, работая с которыми человек имитирует ходьбу на лыжах. Поворотный степпер особенно рекомендуется тем, у кого проблемы с позвоночником. Также он развивает мышцы рук.

Если ОУ ограничено в средствах, можно ограничиться мини­степпером. Сложно представить себе что-то более компактное, чем этот тренажер. У него нет поручней, лишь педали, на которые ставятся ноги при тренировке. При этом министеппер способен обеспечить вам те же результаты, что и обычный степпер, положительно влияя на сердце и мышцы рук, ног и ягодиц.

Занятия на велотренажере  развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Любой велотренажер обладает стандартным набором показаний: время, текущая скорость, дистанция, расход энергии (сожженные калории). В большинстве велотренажеров предусмотрена возможность измерения пульса.

Вы можете выбрать велотренажер с разным способом приложения нагрузки: ременный, магнитный или с колодочной системой торможения. Ременные велотренажеры являются наиболее дешевыми и несложными. Этот вид велотренажеров не требует подключения к электросети.

Установка тренажеров и тренажерных комплексов производится с учетом их технических данных, совместимости с другими снарядами и приспособлениями, удобства в эксплуатации. В целях предохранения поверхности пола от повреждений тренажеры устанавливаются на резиновые коврики. В зависимости от педагогических задач тренировки расположение тренажеров может быть стандартным и нестандартным. При стандартной расстановке тренажеры располагают ежедневно в строго заданной последовательности. Это наиболее рациональное их использование. Применение нестандартного расположения снарядов возможно 3–5 раз в тренировочном мезоцикле для устранения стереотипного отношения к занятиям и повышения эмоционального фона тренировки. В то же время расположение снарядов должно быть таким, чтобы тренировочный эффект был разносторонним с соблюдением принципа рассеянной нагрузки.

Не рекомендуется располагать рядом тренажеры, воздействующие на одни и те же части тела, мышечные группы и функциональные системы.

При достаточной полезной площади зала тренажеры могут находиться в стационарном или полустационарном положении. В небольших по размеру помещениях их расставляют сразу же после выполнения разминки.

В случае, когда имеется помещение небольших размеров (менее 30 кв. м), тренажеры расставляют компактно по периметру комнаты.

Желательное количество тренажеров – по количеству участников группы. Из расчета раздельного ведения уроков для девочек и мальчиков количество рабочих мест должно составлять не менее 15 единиц разнопланового оборудования.

В ряде случаев наиболее удобным является работа парами. Для этого требуется два комплекта однотипного оборудования.

При оборудовании школьного тренажерного зала, на наш взгляд, лучше отдавать предпочтение циклическим тренажерам. Для школьников, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной или специальной медицинской группе, большинство силовых тренажеров противопоказаны. А вот циклические тренажеры, напротив, широко используются в практике оздоровительной и лечебной физической культуры. К ним относятся: велоэргометры, гребные тренажеры, беговые дорожки, степ-эргометры, тренажер “Наездник”, тренажеры, имитирующие лыжный ход, слалом и др.

Циклические тренажеры предназначены, в первую очередь, для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем, от которых в значительной мере зависит здоровье человека. Это особенно актуально для профилактики кардиореспираторных заболеваний и гармоничного физического развития детей, подростков, юношей и девушек, а также важно для тех, кто посещает спортивные секции, в т. ч. секции атлетизма, но не имеет достаточной функциональной (базовой) подготовки.

Комплектование тренажерного зала зависит от того, какие группы учащихся будут заниматься в нем.

При комплектовании групп необходимо учитывать физические и функциональные возможности обучающихся, уровень их повседневной двигательной активности, режим учебы и отдыха (табл. 1).

 Таблица 1

Распределение занимающихся по учебно-тренировочным группам

Тренировочная группа

Медицинская группа

Уровень физической подготовленности

Группа 1 (мальчики)

Основная или подготовительная

Высокий или средний 

Группа 2 (девочки)

То же 

То же 

Группа ЛФК 3(мальчики)

Специальная медицинская или подготовительная

Средний или низкий 

Группа ЛФК 4(девочки)

То же 

Средний или низкий со слабым уровнем здоровья

Программы занятий в основной группе (группы 1, 2) и группах ЛФК (группы 3, 4) отличаются по объему, интенсивности, структуре отдыха и координационной сложности.

Врачебно-педагогический контроль за учащимися во время занятий на тренажерах должен проводиться по единой методике в виде первичных повторных и дополнительных осмотров. Для групп ЛФК 3 и 4 желательно два раза в год проводить врачебное ЭКГ­обследование.

Наиболее оптимальны для оздоровительных тренировок на тренажерах группы из 10 чел. При таком количестве участников группы удается эффективнее контролировать оздоровительно-тренировочный процесс.

Результаты педагогических наблюдений заносятся преподавателем в индивидуальную карту занимающегося.

По окончании каждой учебной четверти преподаватель формирует на каждого учащегося заключение по итогам проведенных учащимся в тренажерном зале занятий. Желательно на основании результатов тестирования занимающихся выдать им индивидуальные рекомендации для самостоятельных занятий. Это особенно необходимо сделать для физически ослабленных обучающихся с целью их дополнительной самоподготовки, в частности, в каникулярное время, когда отсутствует организованная двигательная активность.

Ниже будет приведена подборка оборудования для кондиционных тренировок в тренажерном зале. Кондиционные тренировки – оздоровительные тренировки с преимущественной направленностью на улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы. Их характерной особенностью является воздействие на аэробный компонент с помощью специально подобранных упражнений циклического характера.

В табл. 2 приведен перечень тренажеров и оборудования для таких тренировок. При этом мы исходили из максимально доступного оборудования, имеющегося в большинстве ОУ. В табл. 2 также даны варианты различного оборудования для укомплектования рабочих мест при использовании настоящей методики коррекционно-тренирующих занятий.

Тренажеры и оборудование сформированы в 10 групп, что позволит преподавателю выбирать имеющийся в его распоряжении инвентарь из каждой группы.

Таблица 2

Тренажеры для оздоровительных занятий

группы 

Наименование тренажера

Технические характеристики, выполняемое упражнение и назначения 

1

 

Велоэргометр

 

Механический со ступенчатой регуляцией нагрузки или электронный с дозировкой нагрузки с помощью электронного блока. Дозировка по ступеням или в ваттах.

Выполняемое упражнение: педалирование с частотой вращения 60–70 об/мин (для всех групп)

2

 

Гребной тренажер

 

Механический или гидравлический со ступенчатой регуляцией нагрузки. Дозировка по ступеням или с помощью амортизаторов. Возможно использовать гребное устройство, входящее в состав силовых тренажерных комплексов. Можно использовать гимнастическую стенку, резиновый жгут с рукояткой, гимнастический мат, валик.

 

 

Выполняемое упражнение: имитация гребли (для всех групп).

Для занимающихся из 3–4-й групп отклонение туловища назад до угла не более 60о от вертикали

3

 

Тредмил, беговая дорожка, роликовая дорожка, массажер

 

  1. Дорожки механические с регулятором или без регулятора нагрузок, электрические – с электронной регуляцией скорости движения ленты и угла наклона дорожки.
  2. Степ-эргометр: одно- или двухступенчатая лесенка для восхождений и спусков.

Выполняемые упражнения:

  • Ходьба, бег со средней скоростью на тредмиле (для всех групп).
  • Подъемы и спуски на одноступенчатую лесенку (для занимающихся из 3–4-й групп).
  • Подъемы и спуски на двухступенчатую лесенку (для занимающихся из 1–2-й групп)

4

 

Тренажер ”Тяга”

 

Металлическая конструкция с блочным устройством или деревянная с пружинными или резиновыми эспандерами стенка ”Здоровье”.

Выполняемые упражнения:

  • Тяга вниз к груди (за спину) или чередование: 1-й раз к груди, 2-й раз – за спину (все группы).
  • Приведение рук вперед-вниз до бедер (для 1–2-й групп).
  • Сгибание рук к плечам (для всех групп)

5

 

Тренажер ”Жим ногами”, приседания

 

Металлическая конструкция с блочным устройством, штанга, гантели.

Выполняемые упражнения:

 Тренажер:

  • Сгибание, выпрямление ног, сидя на снаряде (для всех групп).

Штанга, гантели:

  • Приседания со штангой и (или) с гантелями (юноши 1-й группы).
  • Приседания без отягощения (девушки 2-й группы).
  • Полуприседания у стула, гимнастической стенки (занимающиеся 3–4-й групп)

6

 

Опора для выполнения отжиманий

 

Стул, брусья напольные, консольные.

Выполняемые упражнения:

  • Сгибание, выпрямление рук в упоре на брусьях или в упоре лежа (юноши с хорошей физической подготовкой).
  • Сгибание, выпрямление рук в упоре на стуле или низкой опоре (юноши и девушки с низкой физической подготовкой).
  • Сгибание, выпрямление рук в упоре стоя у высокой опоры (занимающиеся 3–4-й групп)

7

 

”Прыжковый тренажер”, степпер

 

Скакалка, гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка. Портативный степпер.

Выполняемые упражнения:

  • Прыжки со скакалкой (юноши и девушки).
  • Прыжки со сменой положения ног у гимнастической стенки или скамейки, одна нога на опоре, другая на полу (юноши и девушки).
  • Имитация ходьбы по лестнице (занимающиеся 3–4-й групп)

8

 

Медицинбол, гантели

 

Медицинбол, гантели, гриф от штанги.

Выполняемое упражнение:

Наклоны со снарядом: и. п. – стоя ноги врозь. 1–2 – руки вверх, вдох; 3–4 – наклон вперед, взять снаряд, выдох; 5–6 выпрямиться, снаряд вверх, вдох; 7–8 – наклон вперед, положить снаряд, выдох (юноши и девушки).

Занимающиеся из 1–2-й групп выполняют упражнение с мячом, медицинболом (1–3 кг), из 3–4-й групп – с гантелями, грифом от штанги

9

 

Тренажер ”Райдер” или ”Наездник”, тренажер ”Грация”

 

1. Тренажер ”Райдер” имеет 8 уровней нагрузки, подвижные поручни, миникомпьютер для дозирования нагрузки.

Выполняемое упражнение: Сгибания-разгибания туловища в переднезаднем направлениях (для всех групп).

Занимающиеся из 3–4-й групп выполняют упражнение, отводя туловище назад до угла не более 45о от вертикали.

2. Тренажер ”Грация” – веревочное блочное устройство для тренировки мышц брюшного пресса. Имеет специальное крепление.

Если тренажер ”Грация” изготавливается самостоятельно, то используется 2 веревочных шнура, на концах которых имеются петли для вставления стоп и для захвата рук.

 

 

Выполняемые упражнения:

1-я минута – подъем двух ног; 2-я – смена положения ног; 3-я – на счет ”1” – согнуть ноги, ”2” – выпрямить ноги вверх, ”3–4” – положить ноги на пол, т. е. вернуться в и. п. (для всех групп); 4-я – круговые вращения ног

10

 

Тренажер диск ”Здоровье”;

тренажер ”Гимнастический обруч”

Тренажер диск ”Здоровье” – выполнен из двух дисков с шарикоподшипниковой прокладкой, обеспечивающей вращение дисков на одной оси относительно друг друга.

Выполняемые упражнения:

Повороты с различным положением частей тела:

4 поворота, стоя на прямых ногах, следующие 4 – в приседе или в полуприседе (для всех групп).

Вращение гимнастического обруча (для всех групп)

Следует помнить, что неправильная эксплуатация тренажеров без грамотного методического подхода может дискредитировать даже самые прекрасные тренажерные устройства и эффективные методические разработки, стать причиной травматизма и серьезных осложнений при занятии физической культурой.

А.Н. Тяпин,
канд. пед. наук, руководитель отдела мониторинга Центра организационно-методического обеспечения физического воспитания Департамента образования города Москвы

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль