Дети с ОВЗ в детском саду

31129

Важно! В конце статьи представлен видеосеминар на тему «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ»

Как определить: относится ли дошкольник к категории детей с ОВЗ или к числу малышей-инвалидов? Исходя из положений Закона № 181-ФЗ и Семейного кодекса РФ, под ребенком-инвалидом понимается лицо, не достигшее 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма (включая задержку психического развития), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами,  приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты.

Дети с ОВЗ в детском саду: классификация

Ограничение жизнедеятельности в данном случае – полная или частичная утрата способности или возможности самостоятельно обслуживать себя, передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

Что касается дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, то к данной категории относятся дети с ОВЗ в детском саду, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Официальный источник 
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2013). Ст. 54

Пребывание дошкольников с особыми потребностями в очереди требует реализации инклюзивного образования, что предполагает пониженный уровень наполняемости дошкольных групп. Согласно требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 совместное обучение здоровых ребят и малышей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в детских садах осуществляется в соответствии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

Дети с ОВЗ в детском саду: принципы наполнения групп

Рекомендуемая наполняемость групп комбинированной направленности установлена п. 1.12 СанПиН 2.4.1.3049-13 в зависимости от категории детей с ОВЗ и возраста всех малышей в группе:

1) до трех лет – не более 10 ребят, в т. ч. не более трех дошкольников с особыми потребностями;
2) старше трех лет:
– не более 10 ребят, в т. ч. не более трех глухих или слепых малышей, или дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью умеренной или тяжелой степени, или детей со сложным дефектом;
– не более 15 ребят, в т. ч. не более четырех слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих  малышей, или дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
– не более 17 ребят, в т. ч. не более пяти детей с задержкой психического развития.

Часто практикуется следующий подход к формированию инклюзивных групп: две трети составляют воспитанники с нормальным психофизическим развитием, оставшуюся треть – категории детей с ОВЗ (например, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта) либо дети раннего возраста без выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в т. ч. малыши с нарушением эмоционально-волевой сферы). Общая наполняемость группы при этом сокращается.

Детский контингент группы здоровья может варьироваться, однако главным условием включения в группу является готовность ребенка к посещению детского сада в режиме 12-часового пребывания.

Читайте материалы по теме инклюзивного образования:

Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ

Лариса Фальковская, начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль