Перевод муниципальных учреждений в автономные. Организационно-правовые аспекты реструктуризации бюджетной сети

7018

Понятие муниципальных автономных учреждений

Муниципальное автономное учреждение – некоммерческая организация, созданная МО для выполнения работ, оказания услуг с целью осуществления полномочий органов МСУ в соответствии с законодательством РФ в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, соцзащиты, занятости населения, физкультуры и спорта, а также в иных сферах. (Закон "Об автономных учреждениях" № 174-ФЗ от 03.11.06)

Предпосылки перевода бюджетных учреждений в автономные учреждения

  • Наличие нормативной правовой базы:
    – § ФЗ-174 "Об автономных учреждениях"
    –§ ФЗ-175 "О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ "Об автономных учреждениях"
  • Указ Президента РФ № 825:("Доля АУ от общего числа государственных (муниципальных) учреждений в субъекте РФ")
  • Указ Президента РФ № 607 ("Доля муниципальных автономных учреждений от общего числа муниципальных учреждений (бюджетных, автономных) в городском округе (муниципальном районе)
  • Снижение ответственности органов государственной власти и местного самоуправления за деятельность учреждений
  • Стремление к самостоятельности ряда бюджетных учреждений

Создание автономного учреждения происходит, в том числе, путем изменения типа существующего муниципального учреждения

Создание автономного учреждения путем изменения типа

Основные препятствия и риски перевода бюджетного учреждения в автономное учреждение (смотреть).

Основные условия для решения вопроса
о переводе бюджетного учреждения в автономное учреждение

Условие

Показатели

Примечание

Добровольность перехода

Необходимое условие

Наличие рынка предоставления аналогичных услуг

Количество учреждений, предоставляющих аналогичные услуги

Монополизм учреждения на рынке услуг в условиях большей самостоятельности может привести к неоправданному повышению цены и снижению качества услуг

Приспособленность учреждения к работе в рыночных условиях
  • соотношение численности потребителей, получающих услуги учреждения за счет бюджетных средств и с частичным или полным возмещением затрат
  • доля внебюджетных средств в общем объеме финансирования;
  • репутация учреждения

Возможность развития и устойчивого функционирования учреждения в случае уменьшения государственного заказа и соответственно уменьшения бюджетного финансирования

Управленческий потенциал учреждения, оцениваемый на основании стратегического (перспективного) и трехлетнего финансового планов развития

Факторы, которые следует принять во внимание при переводе

  • Объемы бюджетного финансирования
  • Ограниченность полномочий руководителя (необходимость решений Наблюдательного совета по крупным сделкам и сделкам с заинтересованностью)
  • Взаимодействие автономного учреждения с кредиторами и поставщиками из-за ограниченной имущественной ответственности и отсутствия субсидиарной ответственности учредителя
  • Большие требования к отчетности и публичности
  • Необходимость ежегодного получения аудиторского заключения
  • Необходимость самостоятельно взаимодействовать с кредитными организациями, общественностью
  • Необходимость самостоятельного принятия решений внутри учреждения

Факторы, препятствующие ускорению процесса создания и развития автономных учреждений

На федеральном уровне с 2007 г. создано лишь четыре автономных учреждения, т. к.:

  • Сложная процедура создания автономных учреждений (по каждому учреждению – решение Правительства РФ) не позволяет осуществить массовый переход к автономным учреждениям
  • Отсутствие гарантий того, что при переходе в автономное учреждение финансовое положение учреждения не ухудшится
  • Нет явных стимулов к переходу в автономные учреждения с учетом существующих на практике широких возможностей для бюджетных учреждений
  • Нормативные ограничения для бюджетных учреждений нивелируются слабым контролем за их соблюдением

Условия и стимулы для органов власти по реструктуризации бюджетного сектора

  • упростить процедуры реорганизации (слиянии, присоединении) или ликвидации;
  • установить в нормативных правовых актах правило о сохранении объемов бюджетных ассигнований органам власти при реорганизации ими подведомственных учреждений (при условии сохранения объема и качества предоставляемых ими услуг).

Схема реорганизации государственных (муниципальных) учреждений(проект)

Основные изменения в статусе бюджетных учреждений
(проект)

  • Расширение объема прав и повышение самостоятельности бюджетных учреждений приведет к:

  • Изменение механизмов финансового обеспечения – переход с бюджетной сметы на субсидии по госзаданию и иные субсидии

  • Изменение механизмов финансового обеспечения – переход с бюджетной сметы на субсидии по госзаданию и иные субсидии

  • Расширение прав по распоряжению движимым имуществом (за исключением "закрепленного" собственником особо ценного движимого имущества

  • Отмена субсидиарной ответственности государства по обязательствам бюджетного учреждения

  • Заключение гражданско-правовых договоров, приобретение прав и обязанностей от своего имени

Позиции, которые не меняются у действующих бюджетных учреждений
при переходе к новому статусу

При переходе к новому статусу остается неизменным:

  • Система управления: не требуется переназначение руководителя и иных работников учреждения (т.ч. военнослужащих, служащих правоохранительной службы)
  • На все закупки распространяется действие Закона № 94-ФЗ
  • Счета учреждений по-прежнему открываются только в казначействе
  • Недвижимым имуществом учреждение не может распоряжаться без согласия собственника
  • Лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждению, продолжают действовать
  • Имущество учреждений сохраняется у них в полном объеме без перезакрепления

Вывод: В целом организационные мероприятия сведены к минимуму – необходимо будет только внести изменения в устав

Требования к организационным мероприятиям
при создании казенных учреждений в силу закона

При создании казенных учреждений в силу закона:

  • не производится переназначение руководителя и иных работников учреждения;
  • имущество не закрепляетсяза учреждениемвновь (то есть признается закрепленным на праве оперативного управления без принятия дополнительного решения);
  • лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждению, продолжают действовать;
  • не производится перерегистрация – только вносятся изменения в устав.

Яговкина В. А., кандидат юридических наук, старший эксперт Института реформирования общественныхфинансов

Сравнительный анализ бюджетного учреждения и автономного учреждения

Подробнее можно посмотреть на сайте Министерства образования и науки Челябинской Области Перевод муниципальных учреждений в автономные.ppt (356Kb )

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль