Почему интерактивные доски так редко используются в детских садах?

6148
Почему интерактивные доски так редко используются в детских садах?

Авторы:
Е.Л. Козиоров, канд. тех. наук, руководитель компании "Инфологика"
М.Н. Приезжая, специалист компании "Инфологика"

Несмотря на то что в последние несколько лет дошкольные образовательные учреждения все чаще оснащаются интерактивными досками, новое оборудование по-прежнему редкость. Почему?

Любому педагогу, знакомому с возможностями интерактивных досок, представляется, что они должны быть востребованы в ходе непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками. И действительно, интерактивная доска позволяет сделать любое занятие более насыщенным и интересным, наглядно представить новый материал. Детские сады позже, чем школы, стали оснащать интерактивными досками. Это должно, казалось бы, ставить их в более выгодное положение, в том числе и потому, что в последние годы все более популярными и доступными становятся доски нового поколения, которые лучше подходят для работы с дошкольниками, чем доски старых моделей.

      
Доски нового поколения реагируют на касание и распознают несколько касаний одновременно. Что это означает для детского сада? Пользоваться интерактивной доской в ходе непосредственно образовательной деятельности должны в первую очередь дети. Но работа с доской, требующей применения маркера или управляемой нажатием, может быть для ребенка затруднительна. В таком случае сенсорная доска нового поколения, управляемая легким касанием, - лучший вариант.

Распознавание одновременно нескольких касаний не только позволяет выполнять задание у доски нескольким детям (они могут работать совместно или соревнуясь друг с другом), но и облегчает им процесс освоения этого инструмента с помощью естественных, интуитивно понятных жестов. Кроме того, занятия с использованием доски позволяют более эффективно подготовить ребенка к школе.

Сенсорные технологии, работающие по тому же принципу, что и интерактивные доски нового поколения, получают все более широкое распространение в современном мире, сфера их применения уже не ограничивается смартфонами и планшетами. Дети, работающие с интерактивной доской, адаптируются к среде, в которой им предстоит жить. Опыт детских садов, внедривших интерактивные технологии в работу, показывает, что интерактивные доски для ДОУ очень востребованы. Но если все так хорошо, то почему доски не установлены повсеместно? Основных причин две, и они тесно взаимосвязаны (нехватку финансирования пока оставим в стороне).

Первая причина в том, что об интерактивных досках слышали все, знают о них почти всё, но в дошкольных образовательных организациях немногие видели, как они применяются на практике. Как показывает опыт школ, где интерактивных досок много, а учителя достаточно активно обмениваются информацией, не каждый обладатель такого оборудования знает все возможности его использования.

Как в такой ситуации руководство ДОУ может быть уверено, что интерактивная доска - это то, что нужно, и имеющиеся средства нужно направить именно на ее приобретение? Как получить от ее применения ожидаемый эффект? Какие усилия должны приложить воспитатели и другие педагоги, чтобы это оборудование заработало?

Найти ответы на эти вопросы могут помочь методические пособия по применению интерактивных досок, но они не издаются. Даже на региональном уровне структуры, занимающиеся повышением квалификации педагогов, не всегда готовы обучать тому, как пользоваться оборудованием на должном уровне.
Это связано с целым комплексом причин, в т. ч. объективных, и на региональном или муниципальном уровнях преодолеть эту ситуацию непросто. Пока в регионе "всего несколько" интерактивных досок в ДОУ, нет оснований развивать новые направления методической работы или повышения квалификации педагогов. Пока руководство детского сада знает, что воспитателям придется разбираться с новым оборудованием самостоятельно и результат не гарантирован, количество досок существенно не увеличится. Тем не менее выход из этого замкнутого круга есть.

Во многих регионах России успешно реализуется некоммерческий образовательный проект "Центр компетенции: Интерактивная среда обучения" (далее - ЦК ИСО). Это частно-государственное партнерство, направленное на повышение качества образования за счет активного внедрения современных интерактивных технологий. Проект осуществляется при поддержке одного из ведущих производителей досок - компании Panasonic, что позволяет решить проблему оснащения партнеров проекта данным оборудованием.

Региональными партнерами проекта обычно становятся такие структуры, как институты развития образования, институты повышения квалификации, информационно-методические или ресурсные центры. Муниципальными партнерами и экспериментальными площадками являются детские сады и школы. Помимо оснащения оборудованием на льготных условиях, участие в проекте предполагает подготовку тьюторов - из числа педагогов, непосредственно работающих с детьми, или сотрудников институтов, имеющих опыт преподавания на курсах повышения квалификации. В дальнейшем тьюторы организовывают интерактивные методы обучения в ДОУ, берут на себя обязанности по обучению коллег из других учебных заведений работе с использованием интерактивной доски и осуществляют просветительскую деятельность.

Важно, что во многих регионах дошкольные образовательные организации активно включаются в проект. Внедрение инновационных технологий в дошкольное образование сегодня один из приоритетов проекта. Таким образом, помимо открытия новых возможностей и перспектив для партнеров,профессионального развития педагогов, принимающих участие в тьюторской программе, проект предполагает распространение интерактивных технологий в регионе, а значит, и обмен опытом между педагогами, который, несомненно, принесет пользу всем участникам процесса.

По отзывам педагогов большую помощь в эффективном освоении интерактивных технологий в ДОУ оказывает коллекция PebSTUDIO-Детский Сад (www.pebstudio.ru) - уникальный контент, содержащий более 400 интерактивных заданий для занятий с дошкольниками на интерактивной доске.
Конечно, в один день ситуация не может измениться в корне, но успешная работа центров компетенции, созданных в различных регионах, в т. ч. на базе детских садов, показывает, что у проекта большое будущее.

Подробно о деятельности ЦК ИСО можно узнать на сайте www.edu-iso.ru.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль