Психологические ресурсы драматизации сказки для развития эмоционального и творческого потенциала дошкольников

4487
Психологические ресурсы драматизации сказки для развития эмоционального и творческого потенциала дошкольников

Автор: Командирова В.М.,  педагог-психолог МБДОУ комбинированного вида детский сад № 45, г. Белгород
Несказочные возможности сказки в работе с дошкольниками сегодня широко известны. Новизна предлагаемого проекта, реализованного на базе МБДОУ комбинированного вида № 45 г. Белгорода, в решении психологических проблем эмоционально-личностного развития детей через вовлечение их в театрализованную деятельность, в которой применяемые наиболее эффективные психологические технологии, методы и приемы синтезированы и адаптированы в единый сказочный контекст.

Многолетний опыт работы в дошкольных учреждениях, постоянные наблюдения за детьми позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствуют нарушения развития эмоциональной сферы, ее нестабильность, проявляющаяся в патологических эмоциональных состояниях: замкнутости, неуверенности, тревожности, нервозности и агрессивности, страхах, плаксивости и др.

Как показал мониторинг психологического фона развития, в начале учебного года указанные нарушения проявляются у 32% детей, а в группах компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи - у 86%.

Существует множество приемов и методов коррекции эмоциональных состояний, которые не всегда эффективно воздействуют на эмоциональную сферу ребенка, а лишь на короткое время устраняют внешние симптомы, не затрагивая ту патологическую доминанту , которая за ними кроется.

Такая ситуация требует, наряду с применением традиционных, постоянного поиска более эффективных технологий и методов психокоррекции эмоциональных нарушений у детей.

Принимая во внимание все вышесказанное, специалисты МБДОУ комбинированного вида детский сад № 45 в 2011-2012 учебном году реализовали проект
"Психологические ресурсы драматизации сказки для развития эмоционального и творческого потенциала дошкольников".

Цель проекта: совершенствование образовательной и коррек-ционно-развивающей системы работы в ДОУ с детьми, педагогами и родителями с использованием психологических ресурсов драматизации сказки для развития эмоционально-личностной сферы дошкольников, раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Способы достижения цели проекта, используемые ресурсы:

  • информационные ресурсы: использование различных информационных источников для изучения современных психологических и педагогических технологий по теме в качестве теоретической основы проектной работы; использование сайта ДОУ в Интернете для позиционирования проекта;
  • взаимодействие с педагогами ДОУ по реализации раздела "Творческие игры", включающего игры-драматизации в общеобразовательной программе "Детство" (под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович);
  • материальные ресурсы ДОУ: современная эргономичная, безопасная развивающая среда, включающая информационные компьютерные технологии (ИКТ), развивающие пособия, оборудование, материалы для организации театрализованной деятельности детей;
  • ресурсный потенциал родителей, привлекаемым для оказания помощи в изготовлении костюмов, декораций и атрибутов для драматизации сказок.

Задачи проекта:

  • решение проблем эмоционально-личностного развития детей через вовлечение их в театрализованную деятельность;
  • формирование в ДОУ творческой среды, способствующей решению задач эмоционально-личностного развития дошкольников;
  • развитие интереса у детей, педагогов и родителей к театральной культуре;
  • обеспечение условий для взаимосвязи театрализованной и других видов детской деятельности в педагогическом процессе;
  • обучение детей искусству драматизации с использованием различных форм и методов работы со сказкой;
  • формирование культуры речевого общения;
  • развитие творческих способностей и творческой самостоятельности детей средствами театрального искусства;
  • развитие коммуникативных навыков, умения сотрудничать;
  • формирование родительской компетентности в вопросах развития эмоционально-личностной сферы и творческих способностей детей;
  • привлечение родителей для решения организационных вопросов театрализованной деятельности (изготовления декораций, атрибутов, костюмов).

Участники проекта: дети средней, старшей и подготовительной групп, групп компенсирующей направленности для детей с нарушением речи, педагог-психолог, учителя-логопеды, педагоги, родители.Риски для ДОУ, участников проекта:

  • недостаточно эффективная развивающая среда для реализации проекта, например нет оборудования для театрализованной деятельности и работы психологического театра, слишком многое приходится изготавливать самим - от декораций до костюмов;
  • внутреннее сопротивление предполагаемых участников проекта, обусловленное низкой мотивацией, страхом перед нововведениями, заниженной самооценкой;
  • ограниченные возможности здоровья детей, снижающие эффективность реализации проекта.

Теоретическая и методическая основы проекта
Психологические механизмы воздействия сказок заключаются в том, что, воспринимая и усваивая сказку, ребенок в определенной степени удовлетворяет свои психологические потребности. Проанализировав содержание сказок, П.И. Яничев выделил следующую триаду потребностей:

  • потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы;
  • потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха;
  • потребность в активности. Герой всегда действует.

Разрешение актуальной психологической проблемы ребенка с помощью средств драматерапии осуществляется благодаря тому, что, идентифицируя себя с персонажами разного рода поучительных историй, сказок, ребенок получает возможность посмотреть на привычную ситуацию под другим углом зрения, а это позволяет увидеть иные ее характерные особенности, изменить свое отношение к ситуации и позицию, что в конечном итоге приводит к разрешению проблемы.
В ходе реализации проекта использовались методы сказкотерапии для дошкольников, психогимнастики с главной опорой на метод драматической психоэлевации (в переводе с греческого - поднимать, восходить). Как утверждают авторы метода И.Я. Медведева и Т.Л. Шишова, с его помощью применительно к психокоррекции любой недостаток ребенка можно исправить до уровня достоинства.

Основной принцип драматической психоэлевации не коррекция отдельного симптома, а гармонизация выявленных эмоциональных состояний в целом. Метод не относится к разряду групповых в чистом виде, скорее его можно определить, как индивидуально-групповой, при котором ребенок получает отдельные задания, т. е. идет по своей, ему предписанной программе в условиях группы.

Алгоритм работы с использованием метода драматической психоэлевации:

  • определение патологической доминанты, т. е. выяснение того, что "прячется под маской", например за плаксивостью может скрываться тревожность, за вспышками агрессии - природная робость в сочетании с самолюбием, за страхами в разных ситуациях - неутоленная жажда лидерства и боязнь поражения;
  • коррекция недостатка данной конкретной личности, повышение до уровня достоинства (например, застенчивость возвышается до скромности, медлительность - до обстоятельности, агрессивность - до устойчивой роли защитника слабых).

О первичном установлении психологической проблемы, определении патологической доминанты, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева писала: "На семинарах по сказкотерапии нам часто задают вопросы о том, как работать с конкретными проблемами: страхами, энурезом, тиками, агрессивностью и т. д. Часто мы отвечаем старой психологической поговоркой: "Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной".
Драматизация сказки - идеальный инструмент психокоррекции патологических эмоциональных состояний. Сказка служит одним из доступных путей переноса своих переживаний на другого и, наоборот, осознания собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет почувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания; во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов,  позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.
Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно-действенного и наглядно-образного постижения мира и человеческих отношений, что вполне адекватно психологическим особенностям дошкольников.Этапы проекта
Реализация проекта проходит в два этапа.

1. Подготовительный:
• мониторинг образовательной среды с точки зрения возможностей реализации проекта*;
См.: Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2012. № 12. С. 4-16.
• анализ современных психологических и педагогических технологий и методик по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства; по развитию эмоциональной сферы и коррекции эмоциональных состояний;
• диагностика развития эмоциональной сферы и творческих способностей детей;
• формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности через информационно-профилактическую деятельность;
• проведение тематических консультаций для педагогов и родителей "Сказка -ваш помощник в воспитании ребенка";
• создание детского коллектива психологического театра "Маленькие сказочники"*; * Об организации детского психологического театра читайте в следующем номере.
• разработка тематики мероприятий и определение направления проектной деятельности.

2. Основной:
• работа с участниками психологического театра "Маленькие сказочники"
- знакомство со сказкой "Муха-цокотуха" К.И. Чуковского;
- просмотр мультфильма "Муха-цокотуха";
- беседа по содержанию произведения;
- рассматривание иллюстраций;
- рисование персонажей, сюжетов к театрализованному представлению "Муха-цокотуха";
- игры-диалоги;
- разучивание сценария с детьми по мотивам сказки "Муха-цокотуха";
- психогимнастические упражнения и этюды (пантомима);
- игры-превращения, образные упражнения;
- упражнения для социально-эмоционального развития детей;
- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
- задания для развития речевой интонационной выразительности;
- упражнения на развитие пластики;
- ритмические минутки (логоритмика);
- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук;
- знакомство со средствами драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой;
- изготовление атрибутов для сказки;
• работа психологического театра во взаимосвязи с другими участниками проекта - педагогами, родителями, администрацией:
- адаптация речевого материала для детей с речевой патологией учителем-логопедом, работа над просодической стороной речи;
- интегрированные занятия совместно с воспитателями и специалистами ДОУ;
- изготовление декораций, элементов костюмов, атрибутов для театра, афиш, программ спектакля; подбор музыкального сопровождения родителями, сотрудниками ДОУ;
• премьера театрализованного представления "Муха-цокотуха" по мотивам сказки К.И. Чуковского.

3. Итоговый:
• мониторинг эффективности проектной работы по развитию эмоциональной сферы и творческих способностей детей;
• обобщение и структурирование материалов по результатам работы над проектом;
• разработка презентации "Психологические ресурсы сказки";
• публикация проекта в изданиях.

Продукты проектной деятельности:
1. Мультимедийная презентация работы над проектом, его результаты.
2. Составление сценария и показ спектакля "Муха-цокотуха" детям, педагогам, родителям ДОУ, педагогам-психологам ДОУ на ГМО.
3. Подбор иллюстративного материала по сказке.
4. Рисунки детей на тему сказки.
5. Изготовление костюмов, атрибутов и декораций для спектакля.
6. Составление коллекции сценариев сказок для драматизации.
7. Конспекты занятий (приложение).
8. Фотографии этапов работы над проектом.
9. Обобщение и структурирование материалов по результатам работы над проектом в виде пакета методических рекомендаций для педагогов.

Результаты проекта
Реализация данного проекта восполняет пробел в работе по совершенствованию эмоционально-волевой и личностной сферы детей средствами драматизации сказки, развивает творческие способности. "Проживая сказку", дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать эмоциональное состояние друг друга, находить адекватное выражение различным эмоциям, чувствам. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения - пластику, мимику, речь; пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, "отыгрывая" спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. Детский психологический театр, основываясь на технологии сказкотерапии, психоэлевации и психогимнастики, всесторонне развивает ребенка, учит его раскованности, уверенности в себе, умению выступать на публике, адекватно выражать свои мысли и эмоции.Конспект непосредственно образовательной деятельности "Персонажи сказки “Муха-цокотуха”" читайте в журнале "Справочник педагога-психолога. Детский сад" №11, 2013 г.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль