Взять на заметку! Просто о сложном 83-ФЗ (1)

7038

Опасения по поводу возможных негативных последствий реализации Федерального закона № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Опасения по 83-ФЗ

Разъяснения и комментарии

1.

Новые бюджетные учреждения начнут банкротиться

В соответствии с ч. 4 ст. 61 Гражданского кодекса учреждение не может быть признано несостоятельным (банкротом).

БАНКРОТСТВО НОВОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НЕВОЗМОЖНО, ДАЖЕ ПРИ ЕГО ЛИКВИДАЦИИ ИМУЩЕСТВО ВЕРНЕТСЯ В КАЗНУ

2.

83-ФЗ предусматривает приватизацию учреждений

Новые бюджетные учреждения являются государственными или муниципальными учреждениями и не могут быть частными учреждениями. Соответственно, их учредитель и собственник всего их имущества – это либо РФ, либо субъект РФ, либо муниципальное образование. (ст. 296 ГК Российской Федерации, п. 9 ст. 9.2 Закона " О некоммерческих организациях").

ВСЕ ИМУЩЕСТВО ПО ПРЕЖНЕМУ ОСТАЕТСЯ В СОБСТВЕННОСТИ РФ (СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

3.

У бюджетных учреждений появится большая свобода в распоряжении полученными средствами. Как будет контролироваться прохождение денег?

У получателя денег появится больше свободы, а казначейство и финансовые органы не имеют права решать, на что именно должны быть потрачены средства, но все счета учреждений остаются в казначействе, которое по прежнему контролирует прохождение денег.

Это дает возможность уведомить учредителя об опасностях финансового состояния учреждения.

В случае, если государственное (муниципальное) учреждение примет решение о реорганизации в автономное учреждение, какие услуги будут бесплатными?

Главное отличие автономных организаций – самостоятельность в зарабатывании и расходовании средств, перечисление их через банк, а не через казначейство, право привлечения инвестиций.

В законе прописано, что автономными учреждениями услуги, включенные в госзадание, останутся бесплатными.

5.

Руководство новых бюджетных учреждений начнет злоупотреблять свободой и продавать земельные участки, иное имущество учреждений, отчуждать предметы культурного наследия.

Учреждение не вправе распоряжаться недвижимым имуществом, а также особо ценным движимым имуществом (любым имуществом стоимостью более 500 тыс. рублей, а также, вне зависимости от стоимости, любыми объектами культурного наследия, предметами Музейного фонда, документами Архивного фонда или национального библиотечного фонда). Движимое особо ценное имущество (равно как и недвижимое) – это то имущество, без которого существование учреждения невозможно.

83-ФЗ регулирует отношения по крупным сделкам (к которым относятся сделки, связанные с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения). Крупная сделка может быть совершена только с предварительного согласия учредителя (п.12 ст.9.2 Закона "О некоммерческих организациях").

ИМУЩЕСТВО ЯВЛЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ, СДЕЛКИ С ИМУЩЕСТВОМ ПОДКОНТРОЛЬНЫ УЧРЕДИТЕЛЮ И СОБСТВЕННИКУ.

6.

В результате ликвидации субсидиарной ответственности государства по договорам новых бюджетных учреждений они, в обеспечение своих договоров, будут закладывать землю и имущество, отдавать недвижимое имущество за долги, что дает возможность банкам и иным коммерческим организациям легально "захватывать" лучшие участки земли и объекты культурного наследия, находящиеся у учреждений.

Учреждение не вправе без согласия собственника каким-либо образом распоряжаться недвижимым имуществом, а также особо ценным движимым имуществом (см. выше), в том числе закладывать их.

Норма, определяющая ограничение оборотоспособности земельного участка, предоставляемого бюджетному учреждению, устанавливается в статье 9.2 Закона "О некоммерческих организациях".

ПЕРЕДАЧА В ЗАЛОГ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, ОСОБО ЦЕННОГО ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ БЕЗ СОГЛАСИЯ СОБСТВЕННИКА НЕЗАКОННА.

7.

По своему статусу новые бюджетные учреждения являются коммерческими организациями.

Бюджетные учреждения являются классическими некоммерческими организациями в соответствии с Гражданским кодексом – со строгими ограничениями любой деятельности, приносящей доход.

Так, в законе установлено, что бюджетное учреждение вправе осуществлять деятельность, приносящую доход, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям (при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах) (ст. 298 ГК Российской Федерации, п. 4 ст. 9.2 Закона "О некоммерческих организациях)

ЗАКОНОПРОЕКТОМ УСИЛИВАЕТСЯ НОРМА, О ТОМ, ЧТО БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ КЛАССИЧЕСКИМИ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ СФЕРЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

8.

83-ФЗ дает новым бюджетным учреждениям неограниченные возможности по зарабатыванию денег. Поэтому они будут наращивать объем платных услуг населению, навязывать эти платные услуги за счет сокращения объема бесплатных услуг.

Финансовое обеспечение основных видов деятельности нового бюджетного учреждения (то есть тех, ради осуществления которых оно создано – образование, здравоохранение и т.д.) осуществляется, как и раньше, в полном объеме за счет бюджета, но только не по смете, а путем предоставления субсидий на государственное (муниципальное) задание.

При этом в законе четко указан исчерпывающий перечень случаев, в которых бюджетное учреждение вправе оказывать платные услуги – только сверх государственного задания и по дополнительным видам деятельности учреждения, не финансируемым по госзаданию.

В пределах госзадания платные услуги можно оказывать только в том случае, если это прямо установлено в законе (например, плата за вход в театр, музей).

ЗАКОНОПРЕКТ УТОЧНЯЕТ ДЕЙСТВУЮЩИЕ НОРМЫ, О ТОМ, ЧТО ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ МОГУТ ОКАЗЫВАТЬСЯ ТОЛЬКО СВЕРХ ГОСЗАДАНИЯ.

9.

83-ФЗ предусматривает урезание денежного содержания большинства бюджетных учреждений – вместо полноценного финансирования из бюджета им придется довольствоваться финансированием госзаказа.

Закон устанавливает, что первоначальные нормативы затрат на оказание бюджетным учреждением услуг физическим или юридическим лицам определяются федеральным органом исполнительной власти в отношении подведомственных ему учреждений, исходя из размера бюджетных ассигнований, выделенных бюджетному учреждению в 2010 году.

Таким образом, при сохранении объема оказанных учреждением услуг, размер финансирования учреждения из бюджета не уменьшится, изменится лишь способ доведения денег – не по смете, а через субсидию на госзадание.

Кроме того, в законе есть норма-гарантия, согласно которой уменьшение объема субсидии на госзадание в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении госзадания.

10.

Закон легализует платность услуг для граждан.

Возможность предоставления платных услуг имеется в действующем гражданском законодательстве.

Новый закон, воспроизводя положения уже действующего законодательства, улучшает и систематизирует их, прямо указывая, когда нельзя оказывать платные услуги (в пределах госзадания, финансируемого из бюджета), а когда – можно (сверх госзадания и по дополнительным видам деятельности учреждения, не финансируемым по госзаданию).

11.

83-ФЗ означает переход на платное среднее образование.

Среднее образование однозначно остается бесплатным, все обязательные предметы будут бесплатными. Финансирование образования урезано не будет, а само оно станет дешевле, поскольку закон серьезно затруднит поборы с родителей за уже оплаченные государством услуги.

Также расходы родителей на образование детей уменьшатся и за счет сокращения издержек, которые сейчас связаны с содержанием Фондов, необходимых школам для легального получения денег за дополнительные услуги (секции, кружки)

12.

С принятием 83-ФЗ резко уменьшится финансирование учреждений высшего образования.

В законе зафиксировано, что в переходном 2011 году объем финансирования не может быть уменьшен по каждому образовательному учреждению по сравнению с 2010 годом. За последние десять лет расходы на образование выросли почти в 3,5 раза.

Объем финансирования высших учебных заведений за последние годы наращивался. Реализуется программа включающая рост нормативов на каждого студента (ранее он составлял чуть больше 20 тыс. руб. на человека в год в среднем, а сегодня он составляет около 80 тыс. руб.), и этот рост будет продолжаться, несмотря на демографические и экономические проблемы.

13.

В школах возникнет большая самостоятельность в плане распоряжения денежными средствами.

Да, директор школы может более самостоятельно распоряжаться деньгами и, как следствие, выплачивать разные зарплаты учителям, и это должно сказаться на качестве учебного процесса.

ТОТ, КТО ХОРОШО УЧИТ, ХОРОШО РАБОТАЕТ И ДОЛЖЕН ПОЛУЧАТЬ БОЛЬШУЮ ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ.

14.

Закон не приведет к повышению качества услуг для граждан, он меняет лишь формальные стороны деятельности учреждения.

До принятия закона финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществлялось в соответствии с бюджетной сметой. В итоге они были заинтересованы просто потратить бюджетные деньги и обосновать расширение сметы на следующий год, ни о каком качестве услуг и речи нет. Связь финансирования и результатов деятельности учреждения полностью отсутствовала, осуществлялось содержание действующей сети учреждений, а не объемауслуг.

Закон предусматривает доведение средств из бюджета до новых бюджетных учреждений не по смете, как сейчас, а по госзаданию, в котором должны быть определены показатели эффективности, объёма госуслуги, категории её получателей и результаты от оказания услуг, за которые платит бюджет.

Таким образом, устанавливается четкая и определенная связь между финансированием учреждения и качеством его работы. Новые бюджетные учреждения будут заинтересованы непрерывно повышать эффективность своей работы и качество предоставляемых услуг, в том числе для расширения госзаказа в конкуренции с иными организациями.

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УВЯЗЫВАЕТСЯ С РЕЗУЛЬТАТОМ И ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОКАЗАНИЯ ГОСУСЛУГИ, СОЗДАЕТСЯ МОТИВАЦИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИИ СРЕДСТВ. ЧЕМ ВЫШЕ КАЧЕСТВО - ТЕМ БОЛЬШЕ ГОСЗАДАНИЕ.

15.

Распределение госзаданий приведет к повышению коррупции (сметное финансирование является гарантированным и «откатов» не подразумевает).

При сметном финансировании основной коррупциогенный фактор – объем сметы, вокруг которого всегда разворачивается «торг», причем не основанный на формально-юридических основаниях, показателях эффективности деятельности учреждения и т.п. Коррупциогенный фактор создается не в процессе формирования сметы или госзадания, а в результате отсутствия прозрачности и нечеткости административных процедур.

ЗАКОНОПРОЕКТ НЕ СОЗДАЁТ КОРРУПЦИОГЕННЫХ НОРМ.

Принимаемые во исполнение закона нормативные акты будут подвергнуты соответствующей экспертизе на предмет появления рисков коррупции при формировании государственных (муниципальных) заданий.

16.

Принятие закона повлечет массовые увольнения.

В законе прямо указано, что в связи с его принятием не требуется переназначение работников казенных учреждений, созданных в соответствии с законом, и существующих бюджетных учреждений.

17.

83-ФЗ не предусматривает возможность инвестиций в развитие бюджетных учреждений, оставляя их «один на один» с внебюджетными доходами, получаемыми за счет населения.

В законе предусмотрены не только субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, но и «иные субсидии» - в том числе главный распорядитель бюджетных средств может предусмотреть субсидию на развитие (инвестиционную субсидию), субсидию на закупку дорогостоящего оборудования, субсидию на капремонт и др.

18.

83-ФЗ принудительно и массово "выталкивает" почти все учреждения субъектов Федерации и муниципальные учреждения на "самоокупаемость".

Согласно закону, субъекты федерации и муниципальные образования в полной мере самостоятельно определяют:
1) какие учреждения переведут в казенные, какие оставят в статусе бюджетных;
2) процедуры, этапы и сроки реформирования бюджетной сети в течение переходного периода (до 1.07.2012 г.).

Таким образом, закон решение всех вопросов о региональной, муниципальной бюджетной сети передает соответственно субъектам Федерации и муниципальным образованиям.

19.

"Авральные" сроки вступления в силу закона не дают возможности учреждениям подготовиться к его реализации.

Закон вступает в силу с 1.01.2011 г. При этом до 1.07.2012 г. установлен переходный период, в который перевод отдельных бюджетных учреждений на субсидии в "пилотном" режиме возможен по решению федерального органа – главного распорядителя бюджетных средств (в отношении федеральных учреждений), закону субъекта РФ, решению муниципального образования.

20.

Обсуждение законопроекта проходило тихо, не была обеспечена необходимая гласность и открытость.

Разработка законопроекта была предусмотрена Концепцией развития гражданского законодательства РФ, одобренной решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009г, Планом мероприятий по совершенствованию государственного управления в 2009-2010 годах, утвержденным распоряжением правительства РФ от 03.12.2009 № 1862-р.

В Бюджетном послании 25 мая 2009 г. Президентом РФ Федерального Собрания была поставлена задача совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Нормы закона долгое время отрабатывались в рамках нацпроектов и показали свою эффективность. Проект закона был согласован на уровне Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений с участием Правительства РФ, общероссийского объединения профсоюзов и общероссийского объединения работодателей.

21.

Средства бюджета, попав в новые бюджетные учреждения, перестанут контролироваться, их использование не будет прозрачным.

Счета по прежнему будут открыты в Федеральном казначействе, или финансовом органе. Таким образом, несмотря на то, санкционирования за использованием субсидии на госзадание не предусматривается, содержание операции становится видным, в том числе и для проверяющих. Кроме того, в открытом доступе в сети Интернет публикуются следующие сведения об учреждениях:
1. Юридические документы - учредительные документы; свидетельство о государственной регистрации; решение учредителя о создании ; решение о назначении руководителя; положения о филиалах, представительствах;
2. Финансовые документы - план финансово-хозяйственной деятельности; годовая бухгалтерская отчетность; сведения о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и их результатах; госзадание на оказание услуг; отчет о результатах деятельности и об использовании закрепленного госимущества (ст. 32 Закона "О некоммерческих организациях").

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СТАНЕТ НАМНОГО ПРОЗРАЧНЕЕ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ.

22.

Руководители новых бюджетных учреждений станут полновластными, никому неподконтрольными хозяевами бюджетных учреждений.

Закон предусматривает усиление ответственности руководителей учреждений, в том числе установление ограничений в трудовых договорах с учредителем на крупные сделки, и без согласования с учредителем никаких крупные сделок руководитель учреждения осуществить не может.

Кроме предусмотренной в настоящее время законодательством РФответственности (административной, уголовной), руководитель несет также персональную ответственность за просроченную кредиторскую задолженность бюджетного учреждения, превышающую предельно допустимые значения, за превышение которой трудовой договор с ним может быть расторгнут в одностороннем порядке (п.6 ст.19 Законопроекта).

Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных в результате совершения крупной сделки, в случае если эта сделка не была предварительно согласована с учредителем (п.12 ст.9.2 Закона "О некоммерческих организациях").

ЗА ПРОСРОЧЕННУЮ КРЕДИТОРСКУЮ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ - УВОЛЬНЕНИЕ, ЗА УБЫТОК - ВЗЫСКАНИЕ В РАЗМЕРЕ УБЫТКА.
УСТАНОВЛЕНИЕ УКАЗАННЫХ НОРМ ТРЕБУЕТ ОТ УЧРЕДИТЕЛЯ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПОСТОЯННОГО МОНИТОРИНГА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

23.

Вузы, предоставляющие услуги населению, во всех странах создаются в форме традиционных бюджетных учреждений со сметой и субсидиарной ответственностью государств

В большинстве зарубежных стран нет субсидиарной ответственности государства, действует принцип автономии вузов.

Австралия и Великобритания: ВУЗы получают финансовое обеспечение из общественных фондов, исходя из объёмов приема студентов, которые располагают правом на обучение (ваучером). В 2008-2009 году 40% от общего объёма доходов поступило от сторонних спонсоров, 23% из госбюджета;

Индия: предоставление финансовых ресурсов "Общей суммой" или "блочным" грантом плюс предоставление средств исходя из численности приема студентов;

Голландия: концепция автономии университетов: министерство вмешивается в дела университетов только в крайних случаях, функционирует гибкая система финансового обеспечения, основанная на показателях эффективности;

Швеция: управление системой образования основано на принципах децентрализации, учебные заведения самостоятельно распоряжаются материально-технической базой и вносят изменения в организационную структуру;

Германия: внедряется система финансового обеспечения оказания образовательных услуг университетами на основе показателей качества.

Аналог субсидиарной ответственности существует, но эта система в настоящее время находится в стадии реформирования, направленного на предоставление самостоятельности ВУЗам.

В БОЛЬШИНСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ НЕТ СУБСИДИАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА, И ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПРИНЦИП АВТОНОМИИ ВУЗов.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль